ГОСТ 7409-2018. Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля
8 Методы контроля качества окрашивания
8.1 Лакокрасочные и противокоррозионные покрытия контролируют в соответствии с нормативной документацией на методы контроля, указанной в таблицах 2 - 4.
Испытания физико-механических и защитных свойств комплексных покрытий следует проводить поставщикам или производителям лакокрасочных материалов в аккредитованных организациях национальных государств в соответствии с требованиями нормативных документов государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <*>, с выдачей протокола и заключения.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации - лаборатории, аккредитованные в РОСАККРЕДИТАЦИИ в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Периодичность контроля лакокрасочных и противокоррозионных материалов и покрытий в аккредитованных организациях - один раз в пять лет.
8.2 При входном контроле на предприятиях - изготовителях грузовых вагонов контролируют:
- внешний вид и цвет по ГОСТ 9.407 (раздел 8);
- вязкость по ГОСТ 8420 (раздел 3);
- однородность материала - визуально на отсутствие расслоений;
- жизнеспособность двухкомпонентных материалов по ГОСТ 27271 (раздел 8);
- время высыхания материала по ГОСТ 19007 (раздел 3);
- адгезию покрытия по ГОСТ 15140 (раздел 2), ГОСТ 32702.2 (раздел 6).
8.3 Степень очистки от окалины и ржавчины, а также качество обезжиривания поверхности контролируют в соответствии с ГОСТ 9.402 (раздел 6); шероховатость поверхности - в соответствии с ГОСТ 2789.
8.4 Контроль качества подготовки деревянной поверхности проводят визуально, относительную влажность проверяют измерителем влажности или индикатором влажности для древесины. Относительная влажность деревянных поверхностей должна соответствовать ГОСТ 3191 (пункт 3.12).
8.5 Внешний вид окрашенных поверхностей (соответствие классу покрытия) при контроле качества окрашивания определяют в соответствии с ГОСТ 9.032 (раздел 2).
8.6 При контроле качества окрашивания на предприятиях - изготовителях грузовых вагонов необходимо проверять:
- температуру и влажность воздуха в процессе окрашивания на всех этапах получения лакокрасочных и противокоррозионных покрытий с применением термометров, психрометров, гигрометров, термогигрометров;
- число наносимых слоев, которое контролируют визуально;
- толщину лакокрасочных покрытий на стальных поверхностях по ГОСТ 31993, которую проверяют неразрушающими методами контроля с помощью магнитных и индукционных толщиномеров. Контрольные измерения толщины покрытия необходимо выполнять на 13 - 16 точках по всей наружной поверхности кузова и на пяти - семи точках по всей внутренней поверхности кузова. Для контрольных измерений толщины необходимо выбирать точки на верхней, средней и нижней частях кузова и крыше (при наличии).
8.7 При проведении испытаний лакокрасочных и противокоррозионных материалов и покрытий следует применять средства измерения, поверенные в соответствии с требованиями нормативных документов государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <*>, а испытательное оборудование - аттестованное в соответствии с требованиями нормативных документов государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <**>.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утвержден приказом Минпромторга России от 2 июля 2015 г. N 1815).
<**> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.568-97 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".
