БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 7409-2018. Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля

4.7 Требования к лакокрасочным и противокоррозионным покрытиям

4.7.1 Для обеспечения требуемого срока службы в соответствии с 4.8 комплексные покрытия должны удовлетворять исходным требованиям и требованиям после проведения испытаний.

4.7.2 Исходные физико-механические характеристики комплексных систем покрытий для грузовых вагонов должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Исходные требования к комплексным системам лакокрасочных

и противокоррозионных покрытий для грузовых вагонов

 

Наименование показателей, единицы измерений

Нормативный документ на методы испытаний

Значение

1 Адгезия покрытия, балл, не более:

 

 

- лакокрасочных материалов

ГОСТ 15140 (раздел 2) ГОСТ 32702.2 (раздел 6)

1

- мастик

0

2 Эластичность пленки при изгибе, мм, не более:

ГОСТ 6806 (раздел 3) или ГОСТ 31974 (раздел 8), ГОСТ 10277 (раздел 3)

 

- лакокрасочных материалов

1

- мастик

50

3 Прочность покрытия при прямом ударе, боек 8,0 мм, см, не менее

ГОСТ 4765 (раздел 3) <*>

50

4 Прочность покрытия при обратном ударе (только для вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений и зерна), боек 8,0 мм, см, не менее

ГОСТ 4765 (раздел 3) <*>

40

5 Твердость покрытия по маятниковому прибору (маятник А), отн. ед., не менее:

ГОСТ 5233 (раздел 1)

 

- для однокомпонентных материалов

0,2

- двухкомпонентных материалов

0,3

6 Прочность покрытия при растяжении, мм, не менее

ГОСТ 29309 (раздел 3)

6,0

7 Стойкость покрытия к истиранию:

 

 

- по методу А, кг/мкм, не менее

или

ГОСТ 20811 (раздел 1)

5

- по методу Б, мг, не более

ГОСТ 20811 (раздел 2)

140

8 Срок службы покрытия, г./циклы, не менее

ГОСТ 9.401 (разделы 1, 2)

3/30 (метод 6), 6/55 (метод 6), 7/65 (метод 16), 8/70 (метод 6), 12/105 (метод 6), 15/135 (метод 16)

 

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53007-2008 (ISO 6272-1:2002, ISO 6272-2:2002) "Материалы лакокрасочные. Методы испытаний на быструю деформацию (прочность при ударе)", боек 12,7 мм.

 

4.7.3 Физико-механические характеристики комплексных систем покрытий для наружных поверхностей грузовых вагонов после испытаний на стойкость к перепаду температур и защитные свойства должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Требования к комплексным системам лакокрасочных покрытий

для наружных поверхностей грузовых вагонов после испытаний

 

Метод испытаний

Нормативный документ на методы испытаний

Продолжительность испытаний

Показатель после испытаний

Наименование показателей, единицы измерений

Нормативный документ на методы испытаний

Значение

1 Стойкость к перепаду температур от -60 до +22 °C и от +60 до +22 °C (испытания проводят параллельно на разном лабораторном оборудовании)

ГОСТ 27037 (раздел 4)

22 цикла

Адгезия покрытия, балл, не более

ГОСТ 15140 (раздел 2)

2

Эластичность пленки при изгибе, мм, со сроком службы не более:

ГОСТ 6806 (раздел 3) или ГОСТ 31974 (раздел 8)

 

- 6 и 8 лет

5

- 12 лет

3

Прочность покрытия при прямом ударе, боек 8,0 мм, см, со сроком службы не менее:

ГОСТ 4765 (раздел 3) <*>

 

- 6 и 8 лет

35

- 12 лет

40

Прочность покрытия при растяжении, мм, со сроком службы не менее:

ГОСТ 29309 (раздел 3)

 

- 6 и 8 лет

3,0

- 12 лет

4,0

2 Стойкость покрытия к статическому воздействию воды, 3%-ного раствора хлористого натрия, бензина, индустриального масла, балл, со сроком службы не менее:

ГОСТ 9.403 (раздел 2), метод А

 

Защитные свойства

ГОСТ 9.407 (раздел 9)

А30

- 6 лет

240 ч

- 8 лет

480 ч

- 12 лет

720 ч

3 Стойкость покрытия к повышенной влажности и температуре, к повышенной влажности и сернистому газу, балл, со сроком службы не менее:

ГОСТ 9.401 (раздел 2, метод 6)

 

Защитные свойства

ГОСТ 9.407 (раздел 9)

А30

- 6 лет

240 ч

- 8 лет

480 ч

- 12 лет

720 ч

4 Стойкость покрытия к статическому воздействию увлажненных минеральных удобрений <*> (только для вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений), балл, со сроком службы не менее:

ГОСТ 9.403 (раздел 2), метод А

 

Защитные свойства

ГОСТ 9.407 (раздел 9)

А30

- 8 лет

900 ч

- 12 лет

1080 ч

<*> Минеральные удобрения - хлористый калий, аммиачная селитра, карбамид, суперфосфат, другие по согласованию с заказчиком.

 

4.7.4 Физико-механические характеристики комплексных систем покрытий для внутренних поверхностей грузовых вагонов после испытаний на стойкость к перепаду температур и защитные свойства должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Требования к комплексным системам лакокрасочных

и противокоррозионных покрытий для внутренних поверхностей

грузовых вагонов после испытаний

 

Метод испытаний

Нормативный документ на методы испытаний

Продолжительность испытаний

Показатель после испытаний

Наименование показателей, единицы измерений

Нормативный документ на методы испытаний

Значение

1 Стойкость к перепаду температур от -60 до +22 °C; от +60 до +22 °C

ГОСТ 27037 (раздел 4)

22 цикла

Адгезия покрытия, балл, не более:

- из лакокрасочных материалов

- с мастикой

ГОСТ 15140 (раздел 2)

2

ГОСТ 32702.2 (раздел 6)

1

Эластичность пленки при изгибе, мм, не более:

- из лакокрасочных материалов

- с мастикой

ГОСТ 6806 (раздел 3) или ГОСТ 31974 (раздел 8)

3

ГОСТ 10277 (раздел 3)

100

Прочность лакокрасочного покрытия при прямом ударе, боек 8,0 мм, см, не менее

ГОСТ 4765 (раздел 3) <*>

40

Прочность лакокрасочного покрытия при обратном ударе, боек 8,0 мм, см, не менее

ГОСТ 4765 (раздел 3) <*>,

30

Прочность покрытия при растяжении, мм, не менее:

ГОСТ 29309 (раздел 3)

 

- из лакокрасочных материалов

4,0

- с мастикой

3,0

2 Стойкость покрытия к статическому воздействию воды, 3%-ного раствора хлористого натрия, бензина, индустриального масла, балл, не менее:

ГОСТ 9.403 (раздел 2), метод А

 

Защитные свойства

ГОСТ 9.407 (раздел 9)

А30

- из лакокрасочных материалов

720 ч

- с мастикой

1440 ч

3 Стойкость покрытия к повышенной влажности и температуре, к повышенной влажности и сернистому газу, ч/балл, не менее:

- из лакокрасочных материалов

ГОСТ 9.401 (раздел 2, метод 6)

720 ч

Защитные свойства

ГОСТ 9.407 (раздел 9)

А30

ГОСТ 9.401 (раздел 2, метод 16)

1440 ч

- с мастикой

4 Стойкость лакокрасочного покрытия к статическому воздействию увлажненных минеральных удобрений (только для вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений) <*>, балл, не менее

ГОСТ 9.403 (раздел 2, метод А)

2160 ч

Защитные свойства

ГОСТ 9.407 (раздел 9)

А30

<*> Минеральные удобрения - хлористый калий, аммиачная селитра, карбамид, суперфосфат, другие по согласованию с заказчиком.

 

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53007-2008 (ISO 6272-1:2002, ISO 6272-2:2002) "Материалы лакокрасочные. Методы испытаний на быструю деформацию (прочность при ударе)", боек 12,7 мм.

 

4.7.5 Лакокрасочные материалы, приведенные в приложении В, должны применять в системах лакокрасочных и противокоррозионных покрытий для окрашивания и противокоррозионной защиты грузовых вагонов, деталей и составных частей, удовлетворяющих требованиям, указанным в таблицах 2 - 4 и в таблицах Б.1 - Б.7 (приложение Б), с указанием группы условий эксплуатации, числа слоев и толщины покрытий.

Для лакокрасочных материалов, не приведенных в приложении В, системы лакокрасочных и противокоррозионных покрытий с указанием числа слоев и толщины покрытий должны быть приведены в конструкторской документации. При этом должны быть соблюдены требования 4.3.1, 4.8.

4.7.6 Требования к толщине лакокрасочных и противокоррозионных покрытий

Толщина лакокрасочных и противокоррозионных покрытий на наружных и внутренних поверхностях всех видов грузовых вагонов при использовании лакокрасочных материалов, приведенных в приложении В, должна соответствовать приложению Б.

4.7.7 Требования к внешнему виду лакокрасочных покрытий

4.7.7.1 Загрунтованная наружная поверхность должна быть ровной, без наплывов и непрокрашенных мест в соответствии с требованиями нормативных документов государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51693-2000 "Грунтовки антикоррозионные. Общие технические условия".

 

4.7.7.2 Цвет лакокрасочного покрытия грузовых вагонов выбирают по международной цветовой картотеке RAL в соответствии с ГОСТ 23852 и дизайн-проектом на собственные грузовые вагоны, согласованным с заказчиком железнодорожного подвижного состава в соответствии с положением [1].

4.7.7.3 Внешний вид наружных окрашенных поверхностей грузовых вагонов должен соответствовать следующим классам по ГОСТ 9.032:

- VII классу - ходовые части, автосцепные устройства, подвагонное оборудование, внутренние поверхности полувагонов, хопперов для перевозки цемента и платформ, труднодоступные неплоскостные поверхности кузова;

- VI классу - все другие поверхности.

4.7.8 Конкретные схемы лакокрасочных и противокоррозионных покрытий, применяемые для окрашивания и противокоррозионной защиты грузовых вагонов, должны быть приведены в конструкторской документации.