ГОСТ Р 58215-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Производственная среда
8 Требования к персоналу, обучение и проверка квалификации
8.1 Требования к психологической подготовке персонала к вахтовому методу работы в арктических условиях
8.1.1 Персонал может быть допущен к работе только после прохождения медосмотра с учетом требований, указанных в приложении Г, прохождения психологической подготовки обучения и проверки квалификации.
8.1.2 Проведение психологической подготовки рекомендуется для достижения эффективной и безопасной работы в арктических условиях в связи с воздействием экстремальных климатических и вредных производственных факторов, которые приводят к развитию у работников профессионального стресса, нарушениям в психоэмоциональной сфере, снижению работоспособности и формированию различных психосоматических заболеваний.
8.1.3 Психологическую подготовку рекомендуется проводить для всех специалистов, успешно прошедших предварительный медицинский осмотр и психологический отбор при приеме на работу в общество (организацию).
8.1.4 Психологическую подготовку персонала проводят однократно перед отправкой на первую вахту в соответствии с программами психологической подготовки. Длительность курса психологической подготовки зависит от особенностей предстоящей вахтовой работы и квалификационных требований к персоналу.
8.1.5 Психологическую подготовку рекомендуется проводить дифференцированно с учетом особенностей профессиональной деятельности работников, их деловых и личностных качеств, необходимых для работы в арктических условиях.
При вахтовой работе в арктических условиях выделяют три профессиональные группы персонала:
- руководители и инженерно-технический состав;
- специалисты операторских профессий, включая водителей;
- специалисты других рабочих профессий.
8.1.6 Психологическая подготовка руководителей и инженерно-технического состава дополнительно включает:
- поддержание высокого уровня организаторских и коммуникативных способностей, лидерских качеств, рационального подхода к решению возникающих проблем, умения принимать "трудные" решения и вести за собой коллектив;
- оценку и поддержание высокого уровня нервно-психической устойчивости, гибкости поведения, адаптивности, умения контролировать свои эмоции;
- формирование и поддержку стремления к саморазвитию и профессиональному росту, а также развитие умения планировать работу и осуществлять контроль за ее результатами;
- формирование и развитие умения поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, оказывать психологическую поддержку работникам во время вахтовой работы, в том числе при чрезвычайных ситуациях;
- освоение метода включенного наблюдения для проведения визуальной психодиагностики психического состояния и индивидуально-психологических особенностей работника по внешним характеристикам поведения с целью своевременного выявления нарушений психических состояний персонала в период вахты.
8.1.7 Психологическая подготовка специалистов операторских профессий и водителей дополнительно включает:
- формирование высокой способности к распределению и концентрации внимания в течение продолжительного времени на определенном объекте и сохранению его в фокусе сознания (устойчивость и переключаемость внимания);
- обеспечение высокой устойчивости сенсомоторных функций;
- поддержание высокого уровня оперативного мышления, памяти, способности длительно сохранять высокую работоспособность в аварийной обстановке, ответственности и добросовестности к выполнению своих обязанностей.
8.1.8 Психологическая подготовка специалистов других рабочих профессий направлена на формирование у работника:
- адекватного образа вахты;
- мотивации к труду;
- оптимального уровня работоспособности, дисциплинированности и ответственности;
- установки на здоровый образ жизни.
