ГОСТ Р 58213-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Береговые логистические операции
5 Проектирование транспортно-логистической системы
5.1 ТЛС должна поддерживать деятельность по эксплуатации МНГС при освоении морских месторождений, осуществляя транспортировку планового количества людей, а также номенклатуры и объемов грузов.
5.2 При проектировании ТЛС, для обеспечения ее надежного функционирования, необходимо учитывать существенное влияние на осуществление логистических операций арктических условий, включающих, как минимум: низкие температуры, сильный ветер, обильные снегопады, обледенение, сложную ледовую обстановку, низкий уровень естественного освещения в условиях полярной ночи, избыточное освещение в результате отражения солнечного света от снежных и ледяных полей и комбинации этих факторов. Разрабатываемые технические решения и графики проведения работ должны учитывать ограничения, накладываемые этими условиями.
5.3 В процессе проектирования ТЛС для морских месторождений должны быть решены следующие задачи:
а) обеспечение своевременной доставки необходимого количества людей и грузов на МНГС и обратно;
б) обеспечение безопасного функционирования ТЛС в арктических условиях;
в) разработка технико-экономических решений, обеспечивающих заданный в техническом задании уровень устойчивости ТЛС к возможным резким ухудшениям погодных, экономических условий, отказам техники и оборудования.
5.4 Определение номенклатуры, количества и графика доставки грузов, а также объема их запасов на складах следует проводить на основе оценки степени угрозы нарушения планового режима эксплуатации МНГС в случае их отсутствия. По степени своей важности для этого процесса грузы следует дифференцировать следующим образом:
а) продукты первой необходимости для работников, а также материалы и оборудование, участвующие в основных технологических процессах, несвоевременная доставка которых приводит к угрозе для жизни и здоровья работников, немедленному снижению добычи, уровня безопасности МНГС или неблагоприятному воздействию на окружающую среду;
б) продукты не первой необходимости для работников, а также материалы и оборудование, участвующие во вспомогательных процессах, несвоевременная доставка которых не влечет за собой опасной или аварийной ситуации, но увеличивает вероятность этих событий, а потому их доставка должна быть организована в максимально короткие сроки;
в) продукты и грузы, которые не влияют на здоровье работников, уровень добычи, безопасность МНГС и окружающей среды, временное отсутствие которых допускается при условии последующей их доставки.
5.5 Количество людей, номенклатуру и объем грузов, которые необходимо перевезти, следует определять исходя из потребностей планового функционирования МНГС при эксплуатации морского месторождения.
5.6 Номенклатуру и количество неснижаемых запасов продуктов, материалов и оборудования на складах МНГС и баз снабжения должны определять с учетом возможных проблем их регулярной доставки ввиду слаборазвитой транспортной инфраструктуры и сложных природно-климатических условий для автомобильного транспорта в летне-осенний период и тяжелых ледовых условий для судов в зимне-весенний период.
5.7 При определении местоположения и функционального назначения баз снабжения МНГС в арктических условиях необходимо следовать следующим принципам:
а) базы снабжения и пункты сбора работников, с которых осуществляется непосредственное снабжение грузами и перевозка людей, следует размещать исходя из минимального расстояния и времени транспортного сообщения с МНГС;
б) грузовые партии для отправки на МНГС следует формировать на ближайших базах снабжения;
в) базы снабжения, на которых формируется сезонный запас продуктов, материалов и оборудования для МНГС, следует размещать в непосредственной территориальной близости к терминалам транспортной инфраструктуры общего пользования;
г) базы снабжения МНГС и пункты сбора работников следует располагать в непосредственной близости от элементов существующей транспортной инфраструктуры.
5.8 При проектировании ТЛС для снабжения МНГС в арктических условиях следует использовать логистические цепи с прямыми связями (без посредников), при этом по возможности уменьшать количество промежуточных перевалок, сортировок и перегрузочных работ.
5.9 При составлении графика завоза продуктов, ГСМ, материалов, оборудования и создании их запаса на береговых базах снабжения на зимне-весенний сезон следует планировать проведение максимального объема работ в периоды с наиболее благоприятными гидрометеорологическими условиями с учетом их высокой изменчивости для районов Крайнего Севера, таких как:
а) положительные или незначительные отрицательные температуры;
б) отсутствие или небольшая толщина ледяного покрова;
в) минимальная вероятность неблагоприятных природных явлений, например осадки, туман, шторма и др.;
г) хорошее естественное освещение (минимизировать количество операций в полярную ночь).
5.10 При проектировании маршрутов доставки людей на объекты БИОММ, МНГС и обратно в арктических условиях необходимо учитывать:
а) сезонные ограничения по использованию разных видов ТС, характерные гидрометеорологические условия для конкретного арктического региона и маршрутов доставки;
б) требования безопасности (анализ и исключение влияния факторов, которые могут повлечь травматизм и/или гибель людей);
в) способы и условия транспортировки, определенные производителем ТС;
г) график смены работников, исходя из требований [2];
д) правила пересечения Государственной границы, установленные [3], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение.
5.11 При проектировании маршрутов доставки грузов на объекты БИОММ, МНГС и обратно в арктических условиях необходимо учитывать:
а) номенклатуру грузов;
б) требования по срочности доставки грузов, исходя из их дифференциации по степени важности в соответствии с положениями (см. 5.4) для эксплуатации МНГС;
в) сезонные ограничения по использованию разных видов ТС;
г) ограничения по применению ТС, установленные производителем, в зависимости от классификационных, массо-габаритных характеристик грузов и гидрометеорологических условий на маршруте движения в период их доставки;
д) требования к обеспечению сохранности целостности грузов, а также недопущению его порчи в результате механических повреждений, воздействия осадков и т.п.;
е) заявленные производителем требования к транспортировке и хранению (долгосрочному хранению) грузов на промежуточных складских площадках (температура, влажность, ориентация в пространстве и т.д.);
ж) рекомендации по минимизации времени доставки и полноты загрузки путем применения при перевозках пакетирования и контейнеризации грузов, а также механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
и) мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды, установленные [4], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение;
к) правила пересечения Государственной границы, установленные [3], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение;
л) правила таможенного регулирования, установленные [5], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение.
5.12 Для доставки на МНГС грузов высокой степени важности в соответствии с положениями (см. 5.4) и людей следует дополнительно к основному проектировать альтернативные маршруты доставки с учетом сезонных ограничений по использованию разных видов ТС:
а) основной маршрут доставки следует проектировать исходя из соблюдения требований по безопасности и условиям транспортировки людей и грузов с учетом лучших технико-экономических показателей;
б) альтернативные маршруты доставки проектируют для случаев невозможности осуществить доставку основным маршрутом по причине поломки ТС, резкого ухудшения гидрометеорологических условий и других.
5.13 Состав и технические характеристики ТС по доставке людей и грузов необходимо определять исходя из климатического районирования территории в соответствии с ГОСТ 16350 с учетом арктических природно-климатических условий, в которых будет осуществлена их эксплуатация.
5.14 Состав и характеристики объектов проектируемой БИОММ следует определять исходя из необходимости обеспечения:
а) пропускной способности соответствующей интенсивности планируемых пассажирского и грузового потоков;
б) объема хранения грузов в зависимости от их вида и классификации;
в) условий хранения грузов (соблюдение температурного режима хранения, влажности и других);
г) соответствия технических характеристик объектов БИОММ проектируемым для использования видам ТС.
5.15 При проектировании ТЛС для морских месторождений необходимо обеспечить сбор и анализ информации, влияющей на безопасность осуществления логистических операций в границах проектируемой системы, включая обусловленные арктическими условиями характеристики:
а) природно-климатические (в том числе ледовые) и географические условия;
б) технические характеристики и состояние существующей транспортной инфраструктуры, а также возможности ее использования с учетом сезонных ограничений;
в) сезонную конъюнктуру на рынке услуг по транспортировке и хранению грузов.
5.16 Периодичность доставки грузов следует определять исходя из следующей информации:
а) плановые потребности МНГС на этапах обустройства и эксплуатации;
б) объем складских помещений на МНГС, определяющий период его автономности по номенклатуре грузов;
в) вместимость транспортных средств, осуществляющих доставку грузов.
5.17 При проектировании ТЛС для морских месторождений предусматривается, что вопросы, связанные со страхованием доставляемых на МНГС грузов, а также жизни и здоровья работников, проработаны в соответствии с принятыми в проекте принципами и схемами, в связи с чем не смогут стать фактором, негативно влияющим на безопасность и функционирование проектируемой ТЛС.
5.18 При проектировании ТЛС предусматривается, что затраты на все операции по транспортировке, перегрузке и хранению грузов, а также влияние на указанные затраты арктических сезонных изменений условий проведения этих операций учтены должным образом, исключая таким образом негативное влияние на безопасность и функционирование проектируемой ТЛС.
5.19 Необходимо учитывать возможные риски срыва графика доставки людей и грузов, обусловленные разнообразными факторами, включая: резкое ухудшение погодных условий, характерное для арктического региона; отказы техники; изменение тарифов и другие, прямо или косвенно влияющие на безопасность деятельности по эксплуатации МНГС.
