БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58213-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Береговые логистические операции

5 Проектирование транспортно-логистической системы

 

5.1 ТЛС должна поддерживать деятельность по эксплуатации МНГС при освоении морских месторождений, осуществляя транспортировку планового количества людей, а также номенклатуры и объемов грузов.

5.2 При проектировании ТЛС, для обеспечения ее надежного функционирования, необходимо учитывать существенное влияние на осуществление логистических операций арктических условий, включающих, как минимум: низкие температуры, сильный ветер, обильные снегопады, обледенение, сложную ледовую обстановку, низкий уровень естественного освещения в условиях полярной ночи, избыточное освещение в результате отражения солнечного света от снежных и ледяных полей и комбинации этих факторов. Разрабатываемые технические решения и графики проведения работ должны учитывать ограничения, накладываемые этими условиями.

5.3 В процессе проектирования ТЛС для морских месторождений должны быть решены следующие задачи:

а) обеспечение своевременной доставки необходимого количества людей и грузов на МНГС и обратно;

б) обеспечение безопасного функционирования ТЛС в арктических условиях;

в) разработка технико-экономических решений, обеспечивающих заданный в техническом задании уровень устойчивости ТЛС к возможным резким ухудшениям погодных, экономических условий, отказам техники и оборудования.

5.4 Определение номенклатуры, количества и графика доставки грузов, а также объема их запасов на складах следует проводить на основе оценки степени угрозы нарушения планового режима эксплуатации МНГС в случае их отсутствия. По степени своей важности для этого процесса грузы следует дифференцировать следующим образом:

а) продукты первой необходимости для работников, а также материалы и оборудование, участвующие в основных технологических процессах, несвоевременная доставка которых приводит к угрозе для жизни и здоровья работников, немедленному снижению добычи, уровня безопасности МНГС или неблагоприятному воздействию на окружающую среду;

б) продукты не первой необходимости для работников, а также материалы и оборудование, участвующие во вспомогательных процессах, несвоевременная доставка которых не влечет за собой опасной или аварийной ситуации, но увеличивает вероятность этих событий, а потому их доставка должна быть организована в максимально короткие сроки;

в) продукты и грузы, которые не влияют на здоровье работников, уровень добычи, безопасность МНГС и окружающей среды, временное отсутствие которых допускается при условии последующей их доставки.

5.5 Количество людей, номенклатуру и объем грузов, которые необходимо перевезти, следует определять исходя из потребностей планового функционирования МНГС при эксплуатации морского месторождения.

5.6 Номенклатуру и количество неснижаемых запасов продуктов, материалов и оборудования на складах МНГС и баз снабжения должны определять с учетом возможных проблем их регулярной доставки ввиду слаборазвитой транспортной инфраструктуры и сложных природно-климатических условий для автомобильного транспорта в летне-осенний период и тяжелых ледовых условий для судов в зимне-весенний период.

5.7 При определении местоположения и функционального назначения баз снабжения МНГС в арктических условиях необходимо следовать следующим принципам:

а) базы снабжения и пункты сбора работников, с которых осуществляется непосредственное снабжение грузами и перевозка людей, следует размещать исходя из минимального расстояния и времени транспортного сообщения с МНГС;

б) грузовые партии для отправки на МНГС следует формировать на ближайших базах снабжения;

в) базы снабжения, на которых формируется сезонный запас продуктов, материалов и оборудования для МНГС, следует размещать в непосредственной территориальной близости к терминалам транспортной инфраструктуры общего пользования;

г) базы снабжения МНГС и пункты сбора работников следует располагать в непосредственной близости от элементов существующей транспортной инфраструктуры.

5.8 При проектировании ТЛС для снабжения МНГС в арктических условиях следует использовать логистические цепи с прямыми связями (без посредников), при этом по возможности уменьшать количество промежуточных перевалок, сортировок и перегрузочных работ.

5.9 При составлении графика завоза продуктов, ГСМ, материалов, оборудования и создании их запаса на береговых базах снабжения на зимне-весенний сезон следует планировать проведение максимального объема работ в периоды с наиболее благоприятными гидрометеорологическими условиями с учетом их высокой изменчивости для районов Крайнего Севера, таких как:

а) положительные или незначительные отрицательные температуры;

б) отсутствие или небольшая толщина ледяного покрова;

в) минимальная вероятность неблагоприятных природных явлений, например осадки, туман, шторма и др.;

г) хорошее естественное освещение (минимизировать количество операций в полярную ночь).

5.10 При проектировании маршрутов доставки людей на объекты БИОММ, МНГС и обратно в арктических условиях необходимо учитывать:

а) сезонные ограничения по использованию разных видов ТС, характерные гидрометеорологические условия для конкретного арктического региона и маршрутов доставки;

б) требования безопасности (анализ и исключение влияния факторов, которые могут повлечь травматизм и/или гибель людей);

в) способы и условия транспортировки, определенные производителем ТС;

г) график смены работников, исходя из требований [2];

д) правила пересечения Государственной границы, установленные [3], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение.

5.11 При проектировании маршрутов доставки грузов на объекты БИОММ, МНГС и обратно в арктических условиях необходимо учитывать:

а) номенклатуру грузов;

б) требования по срочности доставки грузов, исходя из их дифференциации по степени важности в соответствии с положениями (см. 5.4) для эксплуатации МНГС;

в) сезонные ограничения по использованию разных видов ТС;

г) ограничения по применению ТС, установленные производителем, в зависимости от классификационных, массо-габаритных характеристик грузов и гидрометеорологических условий на маршруте движения в период их доставки;

д) требования к обеспечению сохранности целостности грузов, а также недопущению его порчи в результате механических повреждений, воздействия осадков и т.п.;

е) заявленные производителем требования к транспортировке и хранению (долгосрочному хранению) грузов на промежуточных складских площадках (температура, влажность, ориентация в пространстве и т.д.);

ж) рекомендации по минимизации времени доставки и полноты загрузки путем применения при перевозках пакетирования и контейнеризации грузов, а также механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

и) мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды, установленные [4], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение;

к) правила пересечения Государственной границы, установленные [3], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение;

л) правила таможенного регулирования, установленные [5], и другие действующие документы, обеспечивающие его выполнение.

5.12 Для доставки на МНГС грузов высокой степени важности в соответствии с положениями (см. 5.4) и людей следует дополнительно к основному проектировать альтернативные маршруты доставки с учетом сезонных ограничений по использованию разных видов ТС:

а) основной маршрут доставки следует проектировать исходя из соблюдения требований по безопасности и условиям транспортировки людей и грузов с учетом лучших технико-экономических показателей;

б) альтернативные маршруты доставки проектируют для случаев невозможности осуществить доставку основным маршрутом по причине поломки ТС, резкого ухудшения гидрометеорологических условий и других.

5.13 Состав и технические характеристики ТС по доставке людей и грузов необходимо определять исходя из климатического районирования территории в соответствии с ГОСТ 16350 с учетом арктических природно-климатических условий, в которых будет осуществлена их эксплуатация.

5.14 Состав и характеристики объектов проектируемой БИОММ следует определять исходя из необходимости обеспечения:

а) пропускной способности соответствующей интенсивности планируемых пассажирского и грузового потоков;

б) объема хранения грузов в зависимости от их вида и классификации;

в) условий хранения грузов (соблюдение температурного режима хранения, влажности и других);

г) соответствия технических характеристик объектов БИОММ проектируемым для использования видам ТС.

5.15 При проектировании ТЛС для морских месторождений необходимо обеспечить сбор и анализ информации, влияющей на безопасность осуществления логистических операций в границах проектируемой системы, включая обусловленные арктическими условиями характеристики:

а) природно-климатические (в том числе ледовые) и географические условия;

б) технические характеристики и состояние существующей транспортной инфраструктуры, а также возможности ее использования с учетом сезонных ограничений;

в) сезонную конъюнктуру на рынке услуг по транспортировке и хранению грузов.

5.16 Периодичность доставки грузов следует определять исходя из следующей информации:

а) плановые потребности МНГС на этапах обустройства и эксплуатации;

б) объем складских помещений на МНГС, определяющий период его автономности по номенклатуре грузов;

в) вместимость транспортных средств, осуществляющих доставку грузов.

5.17 При проектировании ТЛС для морских месторождений предусматривается, что вопросы, связанные со страхованием доставляемых на МНГС грузов, а также жизни и здоровья работников, проработаны в соответствии с принятыми в проекте принципами и схемами, в связи с чем не смогут стать фактором, негативно влияющим на безопасность и функционирование проектируемой ТЛС.

5.18 При проектировании ТЛС предусматривается, что затраты на все операции по транспортировке, перегрузке и хранению грузов, а также влияние на указанные затраты арктических сезонных изменений условий проведения этих операций учтены должным образом, исключая таким образом негативное влияние на безопасность и функционирование проектируемой ТЛС.

5.19 Необходимо учитывать возможные риски срыва графика доставки людей и грузов, обусловленные разнообразными факторами, включая: резкое ухудшение погодных условий, характерное для арктического региона; отказы техники; изменение тарифов и другие, прямо или косвенно влияющие на безопасность деятельности по эксплуатации МНГС.