ГОСТ Р 18.12.03-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии авиатопливообеспечения. Средства фильтрации авиатопливообеспечения. Общие технические требования
5.3 Требования к фильтрам-водоотделителям
5.3.1 Конструктивное исполнение ФВГ и ФВВ должно предусматривать и обеспечивать:
- направление потока авиатоплива: ЭФК - по направлению изнутри наружу; СЭ - по направлению снаружи внутрь;
- отвод свободной воды в отстойник или отстойную зону (без остановки работы ФВ) с исключением возможности ее попадания в отфильтрованное авиатопливо;
- устройство для слива отстоя и локализации проливов при открытии крышки корпуса;
- полное опорожнение отстойника;
- расположение отстойника или отстойной зоны:
а) для ФВГ - в нижней части образующей обечайки,
б) для ФВВ, оснащенных разделительной плитой - над плитой в нижней части корпуса, для ФВВ, не оснащенных разделительной плитой, - в днище;
- расположение входного патрубка:
а) для ФВГ - в нижней части днища, в зоне размещения ЭФК,
б) для ФВВ - снизу в зоне размещения ЭФК;
- расположение выходного патрубка:
а) для ФВГ - в верхней части днища в зоне размещения СЭ,
б) для ФВВ - снизу в зоне размещения СЭ.
5.3.2 С целью обеспечения унификации назначения, обозначения, параметров и возможности применения методики сходства (similarity) по [9] при квалификационных испытаниях, в процессе проектирования и изготовления в КД для ФВ предусматриваются типовые характеристики.
Методика сходства (similarity) по [9] должна применяться после проведения каждым изготовителем корпусов испытаний по [8] в аккредитованной организации.
5.3.3 Элементы в корпусе ФВГ должны устанавливаться горизонтально вдоль обечайки корпуса на разделительной плите с размещением СЭ в верхней части корпуса в зоне выходного коллектора.
5.3.4 Элементы в корпусе ФВВ должны устанавливаться вертикально вдоль обечайки корпуса в следующих вариантах:
- с размещением на разделительной плите: ЭФК - в зоне входного коллектора, СЭ - в зоне выходного коллектора,
- при отсутствии разделительной плиты ЭФК размещаются на входном коллекторе, СЭ - на выходном коллекторе.
5.3.5 При проектировании ФВ в КД должны быть заложены следующие ограничения:
- величина зазора между элементами и внутренней стенкой корпуса - не менее 13 мм;
- величина зазора между наружными поверхностями элементов - не менее 13 мм.
5.3.6 С целью обеспечения требований 5.3.5 в КД следует предусмотреть стационарные установочные устройства крепления элементов.
5.3.7 Геометрия посадочных поверхностей установочных устройств крепления элементов должна соответствовать типу уплотнительного устройства на элементах.
Усилие затяжки устройства крепления элемента гайкой должно быть определено в КД. Значение усилия затяжки не должно превышать величины номинальной аксиальной нагрузки на элемент.
5.3.8 Устройства крепления элементов высотой более 465 мм должны быть зафиксированы в специальном кронштейне, прикрепленном к внутренней стенке корпуса.
5.3.9 Эргономический коэффициент k - соотношение длины обечайки (L) к диаметру (D) корпуса ФВГ и ФВВ должно составлять:
- для корпусов диаметром до 610 мм: k = L/D <= 1,75;
- для корпусов диаметром более 610 мм: k = L/D <= 2,5.
5.3.10 Масса снимаемых без применения средств механизации сборочных единиц ФВ не должна превышать 20 кг.
Крышки ФВ массой более 20 кг (диаметром более 600 мм) должны быть оснащены устройствами (механизмами подъема (открытия), удержания и фиксации их в верхнем (открытом) положении).
5.3.11 Сборочные единицы ФВ, имеющие массу более 20 кг, следует оснащать приспособлениями для подсоединения к крюкам (захватам) грузоподъемных средств с указанием мест строповки и массы поднимаемого груза.
5.3.12 Маркировка ФВ должна содержать обязательную информацию, определенную в КД с учетом требований ГОСТ Р 52630 и [13] на русском языке.
В ТУ и КД следует определить способы, шрифт маркировки и место размещения таблички.
