БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 18.12.03-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии авиатопливообеспечения. Средства фильтрации авиатопливообеспечения. Общие технические требования

5 Технические требования к средствам фильтрации авиатопливообеспечения

 

5.1 Общие требования

 

5.1.1 Комплектацию СФ следует определять в КД в соответствии с требованиями [8], [11], [12]. Номенклатуру и требования к необязательному вспомогательному оборудованию СФ допускается согласовывать с заказчиком в спецификации к договору (контракту) на разработку, изготовление и поставку продукции.

5.1.2 Номенклатура основных параметров (характеристик) СФ АТО должна быть достаточной для определения конструктивных особенностей и регламентировать фактические значения следующих показателей:

- номинальная пропускная способность, м3/ч;

- рабочее давление, МПа, не более;

- расчетное давление, МПа, не более;

- пробное давление, МПа, не более;

- перепад давления на порожнем корпусе СФ при номинальной пропускной способности, кПа;

- гидравлическая характеристика ГОСТ Р 18.12.03-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии авиатопливообеспечения. Средства фильтрации авиатопливообеспечения. Общие технические требования (функция перепада давления на порожнем корпусе от расхода среды);

- герметичность, МПа;

- прочность, МПа;

- расчетная температура стенки корпуса, °C;

- температура рабочей среды, °C;

- внутренний диаметр корпуса, мм;

- длина обечайки корпуса, мм;

- вместимость корпуса, м3;

- эргономический коэффициент;

- условный проход присоединительных патрубков, мм;

- масса, кг;

- совместимость материалов с рабочей средой.

5.1.3 Номинальная пропускная способность СФ в сборе с элементами определяется при нормальных условиях на топливе ТС-1 или Jet-A1.

Пропускная способность СФ в сборе с элементами ограничивается минимальной пропускной способностью корпуса СФ и/или установленного элемента (группы элементов), и/или физико-химическими свойствами рабочей среды.

Расход топлива через СФ в сборе с элементами должен быть в интервале 0,85 - 1,15 от номинальной пропускной способности СФ.

Номинальная пропускная способность ФВ в сборе с элементами, работающего в условиях Крайнего Севера и повышенной влажности, должна превышать производительность питающей линии на 100%. Номинальная пропускная способность Ф в сборе с элементами, работающего на всасывающей линии трубопровода перед насосом, должна превышать производительность насоса на 100%.

Не допускается применение МФ и ФВ на всасывающей линии трубопровода перед насосом.

5.1.4 Перепад давления на порожнем корпусе СФ определяется при нормальных условиях на авиатопливе ТС-1 или Jet-A1 при номинальной пропускной способности и является постоянной величиной конкретного изделия, которая указывается в ЭД.

5.1.5 Гидравлическая характеристика корпуса СФ (без элементов) определяется для каждого типа изделий.

5.1.6 Допустимые значения (параметры) загрязнения авиатоплива и ПВКЖ на выходе из СФ обуславливаются элементами, применяемыми в СФ.

5.1.7 При проектировании и изготовлении СФ должна быть обеспечена прочность корпуса (состоящего из обечайки, днища, штуцеров, опор) с крышкой и комплектующих изделий от воздействия возникающих нагрузок при эксплуатации, а также герметичность сварных и разъемных соединений.

Корпус с крышкой, а также комплектующие изделия СФ должны выдерживать транспортную тряску с ускорением 30 м/с2 при частоте 80 - 120 ударов в минуту.

Корпус с крышкой является сосудом, работающим под избыточным давлением. Прочностные расчеты корпуса, деталей СФ и элементов трубопроводов следует проводить в соответствии с НД.

Результаты расчетов должны быть приведены в паспортах сосудов, работающих под давлением, на конкретные изделия по ГОСТ Р 52630.

5.1.8 В ТУ и ЭД должны быть приведены перечни критериев отказов и предельного состояния компонентов СФ в объеме, достаточном для безопасной эксплуатации.

5.1.9 При обнаружении фактов наличия критериев предельного состояния эксплуатация СФ должна быть прекращена. Следует провести экспертизу технического состояния изделий с целью определения причин выхода их из строя и возможности дальнейшего использования по назначению.

5.1.10 Конструктивное исполнение СФ АТО должно предусматривать:

- окончательную сборку изделий в заводских условиях;

- возможность замены элементов без демонтажа трубопроводов основного потока;

- установку устройств отбора проб из основного потока авиатоплива, ПВКЖ и отстойных зон;

- ориентацию комплектующих изделий по направлению потока рабочей среды;

- возможность слива отстоя из отстойника или отстойной зоны СФ в дренажную систему;

- проведение замены элементов без проливов авиатоплива при вскрытии корпуса СФ.

5.1.11 СФ должны монтироваться в технологические трубопроводы с обеспечением герметичности разъемных соединений и непрерывности электрической цепи с общим контуром заземления по [14].

Порядок монтажа СФ следует предусмотреть в ЭД.

5.1.12 Комплектующие изделия СФ АТО должны сохранять работоспособность и восстанавливаемость параметров и режимов работы в процессе и после воздействия внешних (климатических) факторов по ГОСТ 15150 при значениях температуры окружающего воздуха при эксплуатации от минус 50 °C до плюс 50 °C. При необходимости требования к температуре окружающей среды следует согласовать в спецификации к договору (контракту) на разработку, изготовление и поставку продукции.

5.1.13 При проектировании и изготовлении СФ АТО следует учитывать требования ГОСТ Р 52630, [8], [10] - [12].

5.1.14 Корпуса и крышки СФ должны изготавливаться из стали 12Х18Н10Т или алюминиевых сплавов.

Допускается изготовление корпусов и крышек СФ для авиатоплива из углеродистой стали 09Г2С с внутренним покрытием по [7].

При выборе материалов для изготовления корпуса и крышки, а также его составных частей следует учитывать расчетное давление, температуру стенки (максимальную и минимальную), химический состав и показатели безопасности рабочей среды, технологические свойства и коррозионную стойкость применяемых материалов.

Соответствие химического состава материалов предъявляемым требованиям должно подтверждаться паспортами качества по химическому составу и/или сертификатами соответствия, а также результатами инструментального входного контроля.

5.1.15 Предельные отклонения размеров корпуса и его составных частей следует указывать в КД с учетом требований ГОСТ Р 52630.

5.1.16 Обечайки корпусов СФ диаметром до 1000 мм следует изготавливать сварными с одним или двумя продольными и кольцевыми сварными швами или из труб.

Требования к изготовлению и геометрическим параметрам определяются КД и ГОСТ Р 52630.

5.1.17 Днища корпусов СФ следует изготавливать эллиптическими или торосферическими, или плоскими; отбортованными или неотбортованными.

Требования к изготовлению и геометрическим параметрам определяются КД и ГОСТ Р 52630.

5.1.18 Крышки корпусов СФ следует изготавливать эллиптическими, торосферическими или плоскими.

Требования к изготовлению и геометрическим параметрам определяются КД.

5.1.19 Крышки корпусов СФ следует проектировать и изготавливать съемными или откидными.

Конструкция крепления крышки к корпусу определяется в КД; данные расчетов болтовых соединений устройства крепления на прочность следует представить в паспорте на конкретное изделие.

5.1.20 Форма уплотнения между корпусом и крышкой СФ должна быть определена в КД и выдерживать пробное давление при испытаниях корпуса и крышки в сборе на прочность.

Прокладки должны быть стойкими к воздействию авиатоплива и/или ПВКЖ, а также не ухудшать их качества при непосредственном контакте с рабочей средой.

5.1.21 На поверхности крышки, обечайки, днища и других составных частях корпуса СФ не допускаются риски, забоины, царапины, раковины и другие дефекты, если их глубина превышает установленную в КД величину предельных отклонений.

5.1.22 Корпуса СФ должны быть приспособлены для осмотра и очистки.

5.1.23 Корпуса СФ должны устанавливаться (подвешиваться) на опоры.

Опоры из углеродистых сталей допускается применять для корпусов, изготовленных из коррозионно-стойкой стали, при условии установки промежуточной пластины из коррозионно-стойкой стали между опорой и корпусом, форма и параметры которой должны быть определены в КД.

5.1.24 Конструкция корпуса и крышки СФ должна обеспечивать свободное извлечение элементов при их замене.

5.1.25 На корпусе СФ (при массе изделия более 20 кг) должны быть предусмотрены строповые устройства, места расположения которых должны быть определены в КД.

5.1.26 В конструкции СФ следует предусмотреть входной и выходной патрубки, а также патрубки для подключения дренажного трубопровода и выпуска паровоздушной смеси в соответствии со спецификацией.

5.1.27 Присоединительные фланцы патрубков следует изготавливать по КД с учетом ГОСТ 33259; параметры фланцев, установленных на корпусе СФ, по ГОСТ 28759.5.

Нестандартные фланцы следует изготавливать по КД.

5.1.28 Тип и параметры сварных соединений крепления фланцев - по ГОСТ 5264 и ГОСТ 14771. Нестандартные сварные соединения следует выполнять в соответствии с требованиями КД и ТД.

Допустимые отклонения от параллельности уплотнительных поверхностей фланцев не должны превышать 10% от толщины прокладки.

Отклонение уплотнительной поверхности фланца от плоскостности должно быть не более 1 мм на 100 мм наружного диаметра фланца.

Применение компенсационных устройств между фланцами патрубков корпуса и всасывающим и напорным трубопроводом определяется КД.

5.1.29 На патрубках и корпусе в зоне отстоя СФ следует устанавливать устройства отбора проб авиатоплива и ПВКЖ.

Соединительные трубопроводы от точки отбора проб до пробоотборника следует проектировать с минимальным числом изгибов и изготавливать без карманов и застойных мест, в которых могут скапливаться механические примеси, остатки авиатоплива, ПВКЖ и паровоздушная смесь.

Устройства отбора проб должны предусматривать возможность предварительной промывки методом слива авиатоплива и ПВКЖ перед началом отбора проб в специальную емкость.

5.1.30 СФ АТО следует комплектовать запорной арматурой (с ручным или дистанционным управлением) в соответствии с требованиями спецификации к договору (контракту) на разработку, изготовление и поставку продукции; порядок монтажа арматуры должен быть определен в КД.

Герметичность затвора запорной арматуры должна соответствовать классу "A" по ГОСТ 9544.

5.1.31 Для измерения давления на входе и/или выходе из корпуса СФ должны применяться поверенные манометры (мановакуумметры) класса точности не ниже 1,5.

Для измерения перепада давления на входе и/или выходе из корпуса СФ должны применяться поверенные дифференциальные манометры класса точности не ниже 4.

Указанные СИ должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации.

5.1.32 Для подключения СИ по 5.1.31 на корпусе и/или патрубках следует предусмотреть штуцера для присоединения трубок манометров и дифференциальных манометров с запорной арматурой.

5.1.33 Наружное ЛКП должно быть стойким к воздействию авиатоплива в смеси с ПВКЖ и выбирается по ГОСТ 9.303.

Нанесение покрытия - по ГОСТ 9.301, контроль качества - по ГОСТ 9.302.

5.1.34 Металлические детали и ЛКП, используемые в конструкции СФ и непосредственно контактирующие с авиатопливом и ПВКЖ, не должны содержать ванадий, медь, цинк, кадмий и их сплавы.

Применяемость материалов должна регламентироваться в КД.

ЛКП, включенные в перечень [16], должны иметь свидетельство о государственной регистрации.

5.1.35 Для технического обслуживания СФ АТО и их комплектующих следует предусмотреть установку рабочих площадок, оборудованных лестницами и перилами, необходимость и параметры которых регламентируются КД.

Рабочие площадки, лестницы, перила не должны иметь жесткого крепления к СФ АТО.

5.1.36 На корпусах СФ следует предусмотреть места для пломбирования, положения которых регламентируются КД.

5.1.37 СФ, попадающие под действие [13] и [15], должны иметь подтверждающие документы (декларацию о соответствии или сертификат соответствия).

5.1.38 В комплект поставки импортных СФ должны быть включены ЭД на русском языке в объеме, достаточном для их безопасной эксплуатации и обслуживания, а также доказательная документация, подтверждающая их соответствие требованиям [8], [11] - [13], [15].

5.1.39 Не допускается эксплуатация СФ АТО:

- при нарушении герметичности соединений, геометрии корпуса и деталей, дефектов сварных соединений, возникших в процессе проведения монтажных (такелажных) работ и эксплуатации изделий;

- с использованием запчастей, комплектующих изделий и элементов, применение которых не согласовано с изготовителем продукции;

- в случае несанкционированного ремонта и внесения любых изменений в конструкцию и условия эксплуатации изделий без письменного согласования с изготовителем продукции.

Не допускается эксплуатация и обслуживание СФ персоналом заказчика (потребителя) без подтверждения его уровня квалификации и аттестации.