ГОСТ Р 18.12.03-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии авиатопливообеспечения. Средства фильтрации авиатопливообеспечения. Общие технические требования
4 Технологические требования к средствам фильтрации авиатопливообеспечения
4.1 СФ АТО должны обеспечивать:
- предварительную фильтрацию авиатоплива и ПВКЖ от крупных механических примесей с целью защиты оборудования АТО;
- фильтрацию авиатоплива и ПВКЖ с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;
- микрофильтрацию авиатоплива и ПВКЖ с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;
- фильтрацию авиатоплива и отделение свободной воды с заданными значениями тонкости фильтрации, содержания механических примесей и свободной воды;
- отбор проб авиатоплива и ПВКЖ на входе и выходе СФ (со сбором и локализацией остатков);
- контроль режимов работы и безопасности функционирования;
- проведение зачистки корпусов и замену элементов без демонтажа оборудования и коммуникаций (трубопроводов);
- полное опорожнение СФ от авиатоплива и ПВКЖ при замене элементов;
- сбор и локализацию возможных проливов авиатоплива, ПВКЖ, загрязненных рабочих сред.
4.2 СФ АТО должны предусматривать использование:
- фильтров;
- микрофильтров;
- фильтров-водоотделителей;
- запорной и предохранительной арматуры;
- устройств управления, СИ и контроля параметров технологических процессов;
- вспомогательного оборудования (при необходимости);
- устройств сбора и локализации возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ (при замене элементов, проведении монтажных и наладочных работ и зачистке корпусов СФ АТО).
4.3 Четырехступенчатая схема комплектации ТС АТО средствами фильтрации авиатоплива, предназначенного для заправки ВС, должна состоять из:
1-я ступень - при приеме авиатоплива на склад авиаГСМ: Ф - МФ.
Допустимые загрязнения авиатоплива, отфильтрованного через элементы стойкостью фильтрации не более 10 мкм: общее количество механических примесей по массе и содержание свободной воды - не регламентируются.
Способность задержания механических примесей - 4 г/дм3 в минуту. Контролируется в процессе подтверждения соответствия.
2-я ступень (допускается ограничение в применении) - при перекачке авиатоплива из приемных резервуаров в расходные: Ф - МФ - ФВ.
Допустимые загрязнения авиатоплива, отфильтрованного через элементы с тонкостью фильтрации не более 5 мкм: общее количество механических примесей - не более 1 мг/дм3, содержание свободной воды - не более 0,0015% масс.
Вымываемость волокон - не более 10 шт/дм3.
Способность задержания механических примесей - 2,64 г/дм3 в минуту.
Вымываемость волокон и способность задержания механических примесей контролируются в процессе подтверждения соответствия.
3-я ступень - при выдаче авиатоплива из расходных резервуаров на пункты налива средств заправки ВС и в систему централизованной заправки самолетов: Ф - МФ - ФВ.
Допустимые загрязнения авиатоплива, отфильтрованного через элементы с тонкостью фильтрации не более 3 мкм: общее количество механических примесей - не более 0,26 мг/дм3, содержание свободной воды - не более 0,0015% масс.
Вымываемость волокон - не более 10 шт/дм3.
Способность задержания механических примесей - 1,3 г/дм3 в минуту.
Вымываемость волокон и способность задержания механических примесей контролируются в процессе подтверждения соответствия.
4-я ступень - при заправке ВС средствами заправки ВС: МФ или ФВ.
Допустимые загрязнения авиатоплива, отфильтрованного через элементы с тонкостью фильтрации не более 3 мкм: общее количество механических примесей - не более 0,26 мг/дм3, содержание свободной воды - не более 0,0015% масс.
Вымываемость волокон - не более 10 шт/дм3.
Вымываемость волокон и способность задержания механических примесей контролируются в процессе подтверждения соответствия.
4.4 Тонкость фильтрации и способность задержания механических примесей должны определяться при полноте отсева механических примесей - не менее 97%.
4.5 Перепад давления на элементах Ф при номинальном расходе должен быть:
- начальный - не регламентируется;
- конечный - не менее 50 кПа.
Перепад давления на элементах МФ при номинальном расходе должен быть:
- начальный - не менее 20 кПа;
- конечный - не более 150 кПа.
Перепад давления на элементах ФВ при номинальном расходе должен быть:
- начальный - не менее 30 кПа;
- конечный - не более 200 кПа.
4.6 Элементы ФВ должны обеспечивать содержание свободной воды в авиатопливе на выходе из ФВ - не более 0,0015% масс (при номинальной подаче) в течение:
- при содержании свободной воды в авиатопливе на входе 0,05% масс - 30 мин;
- при содержании свободной воды в авиатопливе на входе 0,01% масс - 60 мин.
При наличии свободной воды в авиатопливе на выходе из ФВ, превышающем 0,0015% масс, установленные элементы подлежат замене.
4.7 Температура, рабочее давление и подача перекачиваемого авиатоплива должны соответствовать техническим характеристикам, указанным в паспортах на Ф, МФ и ФВ, а перепад давлений на элементах - значениям, указанным в 4.5 и ЭД.
4.8 Для элементов всех типов не допускается:
- использование вне рабочей зоны эксплуатации, которая регламентируется ЭД;
- использование при параметрах, значения которых превышают указанные в 4.5 и ЭД;
- использование при фильтрации авиатоплива, имеющего признаки помутнения, при температурах авиатоплива ниже минус 7 °C, за исключением ЭФС, изготовленных из стали 12Х18Н10Т и алюминиевых сплавов;
- эксплуатация без одновременного измерения и регистрации перепада давлений и расхода топлива в журналах учета работы СФ;
- использование для фильтрации авиатоплива при концентрации загрязнений перед элементами более 0,05 г/дм3 и содержанием свободной воды более 0,05% масс.
4.9 Не допускается эксплуатация СФ авиатоплива:
- в комплекте с элементами, не предусмотренными ЭД на конкретный образец СФ;
- в диапазоне температур, не предусмотренном ЭД;
- с нарушенными пломбами (нечеткими клеймами) на контрольно-измерительных приборах;
- при истекших сроках поверки контрольно-измерительных приборов или их повреждениях;
- при невозврате указателей на контрольно-измерительных приборах в нулевое положение;
- при частичной замене элементов;
- при одновременном использовании в одном корпусе СФ элементов различных изготовителей.
4.10 Трехступенчатая схема комплектации ТС АТО средствами фильтрации ПВКЖ должна состоять из:
1-я ступень - при приеме ПВКЖ на склад авиаГСМ в приемно-расходные резервуары: Ф.
Допустимые загрязнения ПВКЖ, отфильтрованной через элементы с тонкостью фильтрации не более 15 мкм: общее количество механических примесей по массе - не регламентируется.
Способность задержания механических примесей - 4 г/дм3 в минуту. Контролируется в процессе подтверждения соответствия.
2-я ступень - при выдаче ПВКЖ из приемно-расходных резервуаров на пункты налива для наполнения расходно-контрольных резервуаров средств заправки ВС: Ф - МФ.
Допустимые загрязнения ПВКЖ, отфильтрованной через элементы с тонкостью фильтрации не более 5 мкм: общее количество механических примесей - не более 1 мг/дм3.
Способность задержания механических примесей - 2,64 г/дм3 в минуту. Контролируется в процессе подтверждения соответствия.
3-я ступень - при заправке ВС средствами заправки ВС: Ф - МФ - МФ.
Допустимые загрязнения ПВКЖ, отфильтрованной через элементы с тонкостью фильтрации не более 3 мкм: общее количество механических примесей - не более 0,26 мг/дм3.
Способность задержания механических примесей - 1,43 г/дм3 в минуту. Контролируется в процессе подтверждения соответствия.
4.11 Тонкость фильтрации и способность задержания механических примесей должны определяться при полноте отсева механических примесей не менее 97%.
4.12 Перепад давления на ФЭ Ф при номинальном расходе должен быть:
- начальный - не регламентируется;
- конечный - не более 50 кПа.
Перепад давления на фильтрующих элементах МФ при номинальном расходе должен быть:
- начальный - не регламентируется;
- конечный - не более 50 кПа.
4.13 Температура, рабочее давление и подача перекачиваемой ПВКЖ должны соответствовать техническим характеристикам, указанным в паспортах на Ф, МФ, а перепад давлений на элементах - значениям, указанным в 4.12 и ЭД.
4.14 Для элементов всех типов, используемых для комплектации схемы по 4.10, не допускается:
- использование вне рабочей зоны эксплуатации, которая регламентируется ЭД;
- использование при параметрах, значения которых превышают указанные в ЭД;
4.15 Не допускается эксплуатация СФ ПВКЖ:
- в комплекте с элементами, не предусмотренными ЭД на конкретный Ф, МФ;
- в диапазоне температур, не предусмотренном ЭД.
