ГОСТ Р 18.12.03-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии авиатопливообеспечения. Средства фильтрации авиатопливообеспечения. Общие технические требования
5.5 Общие требования к элементам средств фильтрации
5.5.1 В СФ АТО должны использоваться унифицированные элементы, применение которых предусмотрено ЭД на СФ.
5.5.2 Унифицированными элементами являются элементы серийного производства по ТУ, имеющие литеру серии М в обозначении изделия, указанную в 5.6.
При необходимости номенклатуру и геометрию элементов допускается согласовывать с заказчиком в спецификации к договору (контракту) на разработку, изготовление и поставку продукции. В этом случае элементы не являются унифицированными изделиями и выпускаются партиями или единичными образцами, и на них не распространяется методика сходства (similarity) при проведении испытаний по [9].
5.5.3 Номенклатура основных параметров (характеристик) элементов должна быть достаточной для определения конструктивных особенностей и регламентировать фактические значения следующих показателей:
- номинальная пропускная способность, м3/ч;
- рабочее давление, МПа, не более;
- пробное давление, МПа, не более;
- начальный перепад давления на элементе при номинальной пропускной способности, кПа;
- конечный перепад давления на элементе при номинальной пропускной способности, кПа;
- гидравлическая характеристика (функция перепада давления на элементе от расхода среды);
- структурное сопротивление к разрушению, МПа;
- номинальная аксиальная нагрузка, Н;
- прочность при аксиальной нагрузке, Н;
- герметичность, МПа;
- номинальная тонкость фильтрации, мкм;
- полнота отсева (коэффициент отсева), %;
- полнота отделения свободной воды (содержание свободной воды в фильтрате), %;
- вымываемость волокон, шт/дм3, (шт/л);
- электрическая проводимость, пСм/м (ток стекания, А);
- температура рабочей среды, °C;
- наружный (или внешний) диаметр, мм;
- внутренний диаметр, мм;
- посадочный размер, мм;
- высота, мм;
- установочная длина, мм;
- масса, кг.
5.5.4 Начальный перепад давления на элементе определяется при нормальных условиях на топливе ТС-1 или Jet-A1 при номинальной пропускной способности и является постоянной величиной конкретного изделия, которая вносится в ЭД.
5.5.5 Допустимые загрязнения авиатоплива и ПВКЖ на выходе из СФ (тонкость фильтрации, общее количество механических примесей, отделение свободной воды, вымываемость волокон) обуславливаются элементами, применяемыми в СФ.
5.5.6 Элементы должны выдерживать транспортную тряску с ускорением 30 м/с2 при частоте 80 - 120 ударов в минуту.
5.5.7 В ТУ и ЭД, с учетом обоснования безопасности, должны быть приведены перечни критериев отказов и предельного состояния элементов в объеме, достаточном для безопасной эксплуатации.
5.5.8 При обнаружении фактов наличия критериев предельного состояния эксплуатация элементов должна быть прекращена. Следует провести экспертизу технического состояния изделий с целью определения причин выхода их из строя и разработки мероприятий с целью повышения технического уровня изделий.
5.5.9 Конструктивное исполнение элементов должно предусматривать:
- окончательную сборку и испытания изделия в заводских условиях;
- установку элементов в корпусе СФ с обеспечением герметичности и ориентации по направлению потока рабочей среды.
5.5.10 Элементы должны сохранять работоспособность в процессе и после воздействия внешних (климатических) факторов при значениях температуры воздуха при эксплуатации от минус 50 °C до плюс 50 °C. При необходимости требования к температуре окружающей среды следует согласовать в спецификации к договору (контракту) на разработку, изготовление и поставку продукции.
5.5.11 При проектировании элементов в КД в случае необходимости следует указать требования к нанесению антикоррозионного покрытия - по ГОСТ 9.301 и к контролю качества - по ГОСТ 9.302.
5.5.12 Металлические детали элементов, контактирующие с авиатопливом и ПВКЖ, не должны содержать ванадий, медь, цинк, кадмий и их сплавы.
Применяемость материалов должна регламентироваться в КД.
5.5.13 При выборе материалов для изготовления элементов и их составных частей следует учитывать расчетное давление, температуру (максимальную и минимальную), химический состав и показатели безопасности рабочей среды, технологические свойства и коррозионную стойкость применяемых материалов.
Соответствие химического состава материалов предъявляемым требованиям должно подтверждаться паспортами качества и/или сертификатами качества изготовителя.
5.5.14 Форма уплотнения между корпусом (коллектором) и крышкой элементов должна быть определена в КД и выдерживать максимальное давление при испытаниях корпуса на прочность и герметичность.
Прокладки должны быть стойкими к воздействию авиатоплива и/или ПВКЖ, а также не ухудшать их качества при непосредственном контакте с рабочей средой.
Для изготовления уплотнительных прокладок для элементов следует применять материалы, химически стойкие к рабочей среде.
5.5.15 На поверхности составных частей элемента (крышках, металлической фильтровальной шторы) не допускаются риски, забоины, царапины, нарушения покрытия и другие дефекты. Допустимые параметры дефектов определяются КД.
5.5.16 Для измерения перепада давления на элементах должны применяться поверенные дифференциальные манометры класса точности не ниже 4, которые должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации.
5.5.17 В комплект поставки импортных элементов должны быть включены ЭД на русском языке в объеме, достаточном для их безопасной эксплуатации и обслуживания, а также доказательная документация, подтверждающая соответствие требованиям [8], [10], [11] в части, касающейся конкретных элементов.
5.5.18 Не допускается эксплуатация элементов:
- для фильтрации авиатоплива при концентрации механических загрязнений перед элементами более 0,05 г/дм3 и наличии свободной воды более 0,05% по массе;
- при рабочем давлении, величина которого превышает указанное в ЭД значение;
- при достижении максимально допустимого перепада давлений;
- вне рабочей зоны, которая указывается в этикетке элементов;
- в диапазоне температур авиатоплива, не предусмотренном в этикетке;
- для фильтрации помутненного топлива;
- при использовании элементов с различной тонкостью фильтрации в одном корпусе;
- при наличии наружных дефектов элементов (деформация и нарушение целостности фильтровальной шторы или уплотнения, отрыв уплотнения от крышки);
- без одновременной регистрации перепада давлений и фактической пропускной способности в журнале учета работы СФ;
- при нарушении целостности упаковки элементов при транспортировке или хранении;
- в случае нарушения правил монтажа и эксплуатации;
- при внесении потребителем каких-либо конструктивных изменений в элементы без согласования с изготовителем.
5.5.19 Не допускается эксплуатация и обслуживание элементов персоналом заказчика (потребителя) без подтверждения его уровня квалификации и аттестации.
5.5.20 Ограничения по концентрации механических загрязнений перед элементами более 0,05 г/дм3 и наличии свободной воды более 0,05% по массе не распространяются на элементы серии ЭСФ, применяемые на приеме топлива на склад авиаГСМ и разрабатываемые по согласованию с заказчиком в спецификации к договору (контракту) на разработку, изготовление и поставку продукции.
