ГОСТ 34443-2018 (ISO 16368:2010). Межгосударственный стандарт. Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, методы испытаний
5 Проверки и испытания МПРП на соответствие требованиям безопасности
5.1 Проверки и испытания
5.1.1 Общие положения
Каждый МПРП должен соответствовать требованиям безопасности настоящего стандарта. Проверки и испытания, гарантирующие, что МПРП соответствует настоящему стандарту (см. 5.2 и 5.3), должны включать в себя следующее:
a) проверку конструкции (см. 5.1.2),
b) производственный контроль (см. 5.1.3), и
c) испытания (см. 5.1.4).
Результаты проверок и испытаний, фамилии и адреса проводивших их лиц должны быть включены в подписанный акт (протокол) или отчет.
Диапазон проверок и испытаний для некоторых случаев - по 5.1.4, 5.3, 6.2.2 и приложению F.
5.1.2 Проверка конструкции
Проверка конструкции должна подтверждать, что МПРП спроектирован согласно требованиям настоящего стандарта, технического задания на проектирование образца и соответствует необходимому уровню безопасности.
Проверка должна состоять из экспертизы следующих документов:
a) чертежей, содержащих основные размеры МПРП и требования на изготовление узлов и деталей;
b) сборника эксплуатационных и ремонтных документов и инструкций, определенных производителем (заказчиком);
c) информации об использованных материалах;
d) электрических, гидравлических и пневматических схем;
e) технических условий (ТУ);
f) расчетов;
g) программ и методик испытаний.
В этих документах должна содержаться вся необходимая информация, обеспечивающая возможность проверки расчетов.
5.1.3 Производственный контроль
Производственный контроль должен подтвердить, что:
a) МПРП изготовлен согласно прошедшим проверку документам;
b) элементы МПРП соответствуют чертежам, а детали и узлы имеют соответствующие клейма и прошли приемку ОТК предприятия-изготовителя;
c) имеются сертификаты соответствия на материалы, примененные в МПРП, и/или акты испытаний на каждый тип канатов, цепей и гидравлических или пневматических шлангов;
d) качество сварных швов, особенно в компонентах, несущих нагрузку, гарантируется использованием соответствующих нормативных документов;
e) узлы и устройства безопасности соответствуют настоящему стандарту;
f) на МПРП имеются: табличка с данными изготовителя; маркировка рабочей платформы и съемных частей; информация о работе рычагов и кнопок пультов управления, электрической, гидравлической и/или пневматической схем; информация об аварийных системах.
5.1.4 Испытания
5.1.4.1 Общие положения
МПРП должен быть подвергнут испытаниям для подтверждения:
a) устойчивости,
b) исправности металлоконструкции и соответствия значений напряжений (под воздействием внешних сил) расчетным и/или допустимым;
c) правильности и безопасности выполнения всех функций;
d) нанесения маркировочных меток и наличия (согласно рабочей конструкции предприятия-изготовителя) поясняющих табличек.
Чтобы сделать возможным безопасное проведение испытаний МПРП без дублирующих органов управления согласно 4.7.3, могут потребоваться особые условия их проведения.
Серийная продукция должна проходить приемо-сдаточные и периодические испытания.
Образцы МПРП, прошедшие доработку или модернизацию, должны пройти типовые испытания.
5.1.4.2 Динамическое испытание скоб для крепления устройств предохранения от падения МПРП, сконструированные для эксплуатации с устройством предохранения от падения (см. 4.6.4), должны успешно проходить следующие испытания:
a) МПРП, установленный на ровной поверхности, должен выдерживать силу, возникающую при свободном падении испытательного груза массой 136 кг, при этом:
- в исходном положении испытательный груз должен находиться на расстоянии 0,46 м от верхнего поручня рабочей платформы со стороны наименьшей устойчивости МПРП;
- испытательный груз подсоединяется канатом, не поглощающим рывок, в точке закрепления, ближайшей к месту ее исходного положения. При этом канат должен проходить над верхним поручнем рабочей платформы таким образом, чтобы опрокидывающая сила была приложена к поручню;
- расстояние по вертикали свободного падения испытательного груза должно быть не менее 1,2 м без помех или препятствий и удара об пол или землю;
b) МПРП должен быть испытан при положении, наиболее неблагоприятном с точки зрения устойчивости. Испытательный груз и груз на платформе в сумме должны быть равны номинальной грузоподъемности платформы. Испытание должно быть проведено без груза на платформе, если это является состоянием наименьшей устойчивости. Груз на платформе должен быть равномерно распределен;
c) МПРП не должен опрокидываться в процессе этого испытания. Допускается прогиб любой из частей МПРП, вызванный присоединенным к нему испытательным грузом.
См. рисунок 10.
1 - скоба (см. 4.6.4); 2 - испытательный груз массой
136 кг; 3 - расстояние свободного падения; 4 - МПРП;
5 - ровная поверхность
Конфигурация стрелы, платформы и шасси должны соответствовать наиболее неблагоприятному сочетанию.
Рисунок 10 - Испытание скоб для крепления устройств
предохранения от падения
5.1.4.3 Испытания на устойчивость
Испытания на устойчивость должны состоять из этапов статических и динамических испытаний.
5.1.4.3.1 Статические испытания
Статические испытания МПРП проводят с использованием груза, на 50% превышающего номинальный. При этом 10% дополнительного груза размещается в рабочей платформе, а 40% подвешивают к рабочей платформе на гибкой подвеске на высоте 100 - 200 мм от земли с последующей выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.
Для проведения статических испытаний МПРП должен быть установлен на поверхности с уклоном, равным максимально допустимому (по определению предприятия-изготовителя) плюс 0,5°. Если МПРП поддерживается в рабочем положении на пневматических шинах и не оснащен системой предупреждения машиниста о низком давлении в шинах, он должен быть установлен с наклоном, учитывающим спущенную шину.
Испытательные нагрузки должны быть приложены таким образом, чтобы создавались наиболее неблагоприятные сочетания нагрузок, оговоренных в 4.2.3.1 - 4.2.3.4.
Стабилизаторы, если они предусмотрены конструкцией, следует использовать согласно указаниям предприятия-изготовителя.
Для МПРП в группе A, которые имеют удлинение платформы с номинальной нагрузкой, отличающейся от номинальной нагрузки основной рабочей платформы, и которые не имеют специального контроля нагрузки удлинения платформы, номинальная нагрузка (см. 4.2.1.1) должна быть приложена в соответствии с рисунком 11.
Люди и нагрузки инструмента/материалов должны быть распределены на платформе удлинения и, если необходимо, на основной платформе, как определено в 4.2.2.2.2.
1 - основная рабочая платформа; 2 - платформа
удлинения (полностью выдвинутое положение);
3 - номинальная нагрузка, m
Номинальная нагрузка выражается равенством (см. также 4.2.1):
m = mp,work + me,ext,
где mp,work = np,work x mp;
np,work - разрешенное число людей на основной рабочей платформе;
mp - величина, равная 80 кг (масса человека);
me,ext - масса инструмента и материалов, разрешенная для платформы удлинения.
Рисунок 11 - Статическое испытание
Эти испытания допускается проводить на ровной поверхности, если испытательные нагрузки будут пересчитаны с учетом значения максимально допустимого уклона поверхности, определяемого предприятием-изготовителем, плюс 0,5°.
Испытательные нагрузки, при необходимости, могут быть приложены в любом месте при соблюдении условия, что они не приведут к перенапряжению любой части МПРП, к которой приложена нагрузка.
Испытание должно быть проведено во всех наиболее неблагоприятных рабочих и/или транспортных положениях.
МПРП является устойчивым, если он может находиться в неподвижном состоянии, воспринимая испытательную нагрузку (нагрузки), и не имеет остаточной деформации металлоконструкций.
Примеры показаны в таблице 1 и на рисунке 2.
Примечание - МПРП считается устойчивым, если он может восстанавливать устойчивое состояние без опрокидывания при воздействии испытательной нагрузки. Отрыв шин или аутригеров от площадки во время испытания на устойчивость не указывает на состояние неустойчивости.
Также должно быть подтверждено, что приложение сил в соответствии с 4.2.2.4 в любом месте на рабочей платформе не приводит к возникновению остаточных деформаций рабочей платформы.
5.1.4.3.2 Динамические испытания на МПРП типов 2 и 3
5.1.4.3.2.1 Общие положения
МПРП типов 2 и 3 должны подвергаться испытаниям на бордюрном камне и тормозным испытаниям с номинальной нагрузкой, распределенной равномерно по половине площади рабочей платформы с той стороны, где создается наибольший опрокидывающий момент.
Для МПРП типов 2 и 3 в группе A, которые имеют расширители рабочей платформы с номинальными нагрузками, отличающимися от номинальных нагрузок на основной рабочей платформе, и не оснащены ограничителем предельного груза, испытания должны быть проведены с нагрузками, равномерно распределенными как по основной, так и по удлиненной части платформы (см. рисунок 12).
1 - основная рабочая платформа; 2 - удлиненная часть
платформы (полностью выдвинутая); 3 - номинальная нагрузка
(на удлиненной части платформы), mext; 4 - номинальная
нагрузка (на основной платформе), mwork
Номинальная нагрузка mext определяется выражением (см. также 4.2.1)
mext = (mp,ext + me,ext) + mp.
Номинальная нагрузка mwork определяется выражением (см. также 4.2.1)
mwork = (mp,work - mp,ext - mp) + (me,work - me,ext),
где mp,work = np,work x mp;
mp,ext = np,ext x mp;
np,work - разрешенное число людей на основной рабочей платформе;
np,ext - разрешенное число людей или номинальное число рабочих на удлиненной части платформы;
me,work - масса инструмента и материалов, допустимая на основной рабочей платформе;
me,ext - масса инструмента и материалов, допустимая на удлиненной части платформы;
mp - величина, равная 80 кг (масса человека)
Рисунок 12 - Динамические испытания на МПРП типов 2 и 3
Также должны быть проведены испытания при нагружении только расширителя рабочей платформы. При этом нагрузки на основной платформе, которые увеличивают опрокидывающие моменты, должны быть учтены согласно 4.2.3. Пример того, как надо учитывать эти нагрузки, приведен на рисунке 13.
1 - основная рабочая платформа; 2 - удлиненная часть
платформы (полностью выдвинутая); 3 - номинальная нагрузка
(удлиненная часть платформы), mext; 4 - номинальная нагрузка
(основная платформа), mwork; 5 - снятие стабилизирующей
части нагрузки на основной рабочей платформе;
6 - линия опрокидывания
Номинальная нагрузка mext определяется выражением (см. также 4.2.1)
mext = (mp,ext + me,ext) + mp.
Номинальная нагрузка mwork определяется выражением (см. также 4.2.1)
mwork = [(mp,work - mp,ext - mp) + (me,work - me,ext)]f,
где mp,work = np,work·mp;
mp,ext = np,ext·mp;
np,work - разрешенное число людей на основной рабочей платформе;
np,ext - разрешенное число людей или номинальное число рабочих на удлиненной части платформы;
me,work - масса инструмента и материалов, допустимая на основной рабочей платформе;
me,ext - масса инструмента и материалов, допустимая на удлиненной части платформы;
mp - величина, равная 80 кг (масса человека);
f - часть нагрузки на основной рабочей платформе, находящаяся за пределом линии опрокидывания.
Примечание - f вычисляется путем распределения людей и инструмента/материалов, как задано в 4.2.2.1, с последующим представлением части нагрузки за пределом линии опрокидывания с помощью коэффициента f.
Рисунок 13 - Динамическое испытание МПРП типов 2 и 3
с местоположениями нагрузок
5.1.4.3.2.2 Испытания при наезде на бордюрный камень или углубление
Испытания на бордюрном камне должны быть выполнены как при движении вперед, так и при движении назад, в каждом из соответствующих положений МПРП и, если на разных высотах рабочей платформы движение может происходить с разными скоростями, испытания следует повторять для каждой из этих высот с максимально допустимой скоростью. Во всех случаях управляемые колеса должны быть установлены параллельно корпусу машины.
Во время проведения этих испытаний моделировать воздействие допустимой скорости ветра необязательно.
МПРП не должен опрокидываться во время наезда на бордюрный камень или углубление:
a) во всех случаях при испытаниях МПРП типов 2 и 3, за исключением МПРП, монтируемых на рельсовом ходу, они должны передвигаться по ровной поверхности таким образом, чтобы:
1) провести наезд на бордюрный камень высотой 0,1 м под углом 30° поочередно каждым из ведущих ходовых колес;
2) провести наезд на бордюрный камень одновременно обеими ведущими ходовыми колесами.
При этом должна поддерживаться максимальная скорость до тех пор, пока МПРП не остановится или оба ходовых колеса не заедут на бордюрный камень.
Кроме того:
b) при испытаниях МПРП типов 2 и 3, предназначенных для эксплуатации на невыровненных (не подготовленных специально) поверхностях, за исключением МПРП, монтируемых на рельсовом ходу, они должны передвигаться по ровной поверхности таким образом, чтобы:
1) поочередно наезжать под углом 30° на впадину глубиной 0,1 м каждым ведущим колесом и перемещаться до тех пор, пока колесо не съедет в эту впадину или не переедет ее;
2) оба ведущих колеса одновременно съехали в одну и ту же впадину или не переехали ее;
c) при испытаниях МПРП типов 2 и 3, предназначенных для использования только на мощеных (специально подготовленных) покрытиях, за исключением МПРП, монтируемых на рельсовом ходу, они должны передвигаться по ровной поверхности таким образом, чтобы поочередно съезжать под углом 90° ведущим колесом в квадратное углубление со стороной 600 мм и перепадом высот 100 мм. При каждом испытании в углубление должно съезжать лишь одно колесо.
При этом должна поддерживаться максимальная скорость до тех пор, пока МПРП не остановится или колесо не переедет углубление.
5.1.4.3.2.3 Испытания на торможение
При испытании на торможение МПРП типов 2 и 3 должны быть остановлены настолько быстро, насколько позволяют органы управления и реакция машиниста как при движении вперед, так и при движении назад. Испытания выполняются для каждого положения МПРП и комбинации уклона, нагрузок и сил, создающих совместно условия минимальной устойчивости и, если на разных высотах допускается движение с различными скоростями, то испытания следует повторять на каждой из этих высот с максимально допустимой скоростью.
Во время проведения этих испытаний моделировать воздействия максимальной скорости ветра необязательно.
Во время проведения этих испытаний МПРП не должен опрокинуться, а тормозной путь должен соответствовать 0.
5.1.4.4 Испытание на перегрузку
Испытательная нагрузка должна составлять 125% номинальной нагрузки для МПРП с приводом от источника энергии и 150% номинальной нагрузки для МПРП с ручным приводом.
Для МПРП в группе A, которые имеют удлинения платформы с номинальными нагрузками, отличающимися от номинальной нагрузки основной рабочей платформы, но не имеют специального регулирования нагрузки удлиняемой части, испытательная нагрузка должна быть такой, как определено на рисунке 14.
1 - основная рабочая платформа; 2 - платформа удлинения
(полностью выдвинутая); 3 - номинальная нагрузка, m
Номинальная нагрузка определяется выражением (см. также 4.2.1)
m = (mp,ext + me,ext) x 1,25 + (mp,work - mp,ext),
где mp,work = np,work·mp;
mp,ext = np,ext·mp;
np,work - разрешенное число людей на основной рабочей платформе;
np,ext - разрешенное число людей или номинальное число рабочих на платформе удлинения;
me,ext - масса инструментов и материалов, допустимая на платформе удлинения;
mp - величина, равная 80 кг (масса человека)
Рисунок 14 - Испытание на перегрузку
Нагрузки от людей, инструмента/материалов должны быть распределены на удлиняемой части платформы и, при необходимости, на основной рабочей платформе, как задано в 4.2.2.2.2.
Все движения с испытательной нагрузкой следует выполнять с соответствующими ускорениями и замедлениями с учетом безопасного управления нагрузкой. В случае если должны быть выполнены несколько движений с испытательной нагрузкой (т.е. подъем, опускание, поворот, передвижение), движения следует выполнять раздельно друг от друга и с осторожностью, особенно при наиболее неблагоприятных положениях и в ситуациях, когда необходимо дождаться прекращения колебаний МПРП, связанных с предыдущими движениями.
Когда из-за различных комбинаций нагрузок или вылетов МПРП необходимо проведение испытаний с различными испытательными нагрузками, все движения следует выполнять со всеми испытательными нагрузками, за исключением тех случаев, когда наиболее неблагоприятные условия могут быть в достаточной мере смоделированы при проведении одного испытания для проведения эксплуатационных показателей.
Во время проведения испытаний на перегрузку МПРП должен находиться на ровной поверхности, а поворотная часть - переводиться в положение, которое создает максимальное напряжение в какой-либо части МПРП, воспринимающей нагрузку.
Во время проведения этих испытаний моделировать воздействие максимально допустимой скорости ветра необязательно.
Во время проведения испытаний на перегрузку должна быть возможность включения тормозной системы и удержания испытательной нагрузки (нагрузок).
После снятия испытательной нагрузки (нагрузок) на МПРП не должно быть остаточной деформации.
5.1.4.5 Испытания устойчивости и перегрузки МПРП, смонтированных на автомобильном шасси
5.1.4.5.1 Испытания на ровной местности
Каждый МПРП, установленный на шасси автомобиля, должен выдерживать статическую нагрузку, составляющую 150% номинальной нагрузки на платформу плюс 150% номинальной грузоподъемности подъемного приспособления (если МПРП таким оснащен). Нагрузка должна быть размещена в положении максимального опрокидывающего момента с МПРП на твердой и ровной поверхности. Это испытание должно быть проведено без легко снимаемых инструмента и материала на МПРП.
Нагрузка на платформу должна быть приложена в центре рабочей платформы одновременно с нагрузкой от подъемного приспособления в положении максимального опрокидывающего момента.
Одновременное приложение грузоподъемности платформы и подъемного приспособления должно быть сделано только на автомобильных МПРП, которые сконструированы для эксплуатации с обоими типами нагрузок, приложенных одновременно.
Если используемые стабилизирующие компоненты являются частью определения конфигурации, то в таком случае они должны быть использованы в соответствии с инструкциями ответственной организации для установления соответствия автомобильной МПРП требованиям устойчивости.
Во время этого испытания не требуется имитировать влияние допустимой скорости ветра.
Примечание - Во время испытания на устойчивость отрыв от земли одной или больше колесных шин или выпускных опор необязательно указывает на состояние нестабильности. Автомобильный МПРП считается устойчивым, если платформа приходит в устойчивое состояние без поворота с одновременной поддержкой испытательной нагрузки.
5.1.4.5.2 Испытания на склонах
Каждый смонтированный на автомобиле МПРП должен выдерживать статическую нагрузку, составляющую 133% номинальной нагрузки на платформу плюс 133% номинальной грузоподъемности подъемного приспособления (если МПРП таким оснащен). Нагрузка должна быть расположена в положении максимального опрокидывающего момента, когда МПРП установлен на склоне 5° в направлении наименьшей устойчивости. Испытание должно быть проведено без легко убираемых инструмента и материала на МПРП.
Нагрузка на платформу должна быть приложена в центре платформы одновременно с нагрузкой от подъемного приспособления в положении максимального опрокидывающего момента.
Если имеется состояние большей неустойчивости без нагрузок, испытание должно быть проведено и в этом состоянии (т.е. устойчивости в обратном направлении).
Если имеющиеся стабилизирующие компоненты использованы как часть определения конфигурации, они должны быть использованы в соответствии с инструкциями ответственной организации для целей установления соответствия автомобильной МПРП требованиям устойчивости.
Одновременное приложение нагрузки на платформу и подъемного приспособления должно быть сделано только для МПРП, смонтированных на автомобилях и предназначенных для эксплуатации с обоими типами нагрузок, приложенных одновременно.
Во время этого испытания не надо имитировать влияние допустимой скорости ветра.
Испытание не должно создавать состояние неустойчивости МПРП, смонтированного на автомобиле.
Примечание - Отрыв от земли одного (одной) или более колес или выносных опор не указывает на состояние неустойчивости. Автомобильный МПРП считается устойчивым, если он приходит в устойчивое состояние без поворота с одновременной поддержкой испытательной нагрузки.
5.1.4.6 Функциональные испытания
Функциональные испытания должны подтвердить, что:
a) все движения МПРП могут выполняться плавно при перемещении нагрузки, составляющей 110% номинальной нагрузки при номинальных скоростях;
b) все устройства безопасности работают исправно;
c) не превышаются максимально разрешенные скорости.
