БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34443-2018 (ISO 16368:2010). Межгосударственный стандарт. Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, методы испытаний

4.5 Требования к системам привода подъемного оборудования

 

4.5.1 Общие положения

4.5.1.1 Самопроизвольные перемещения

Системы привода подъемного оборудования МПРП должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы предотвращать любые самопроизвольные перемещения подъемного оборудования.

Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.

4.5.1.2 Защита подъемного оборудования от перегрузки избыточной энергией источников энергии привода

Во всех системах привода должна быть предусмотрена ее защита от перегрузки избыточной энергией, если источник энергии может вырабатывать мощность более, чем требуется для привода подъемного оборудования и/или системы привода рабочей платформы (например, в виде устройства, ограничивающего давление).

Применение соединений фрикционного типа не обеспечивает выполнение этого требования.

Контроль - проверка конструкции.

4.5.1.3 Выход из строя приводной цепи или ремня

Приводные цепи и ремни допускается использовать в системах привода только в том случае, когда при выходе из строя цепи или ремня автоматически предотвращаются самопроизвольные перемещения подъемного оборудования. Это может быть достигнуто при применении самоблокирующейся коробки передач или контролем за состоянием цепи (ремня) с помощью устройства безопасности согласно 4.11.

Применение плоских ремней не допускается.

Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.

4.5.1.4 Отдача рукояток управления

Системы привода с ручным управлением должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы предотвращать отскок назад рукояток управления.

Контроль - проверка конструкции, визуальный осмотр и функциональное испытание.

4.5.1.5 Системы ручного привода и привода с подводом энергии для одного и того же движения

Если для одного и того же движения предусмотрены системы привода как вручную, так и с подводом энергии (например, в системе ручного аварийного управления), и если существует риск получения повреждений при включении обеих систем одновременно, это должно быть предотвращено (например, с помощью блокировок, запорных или перепускных клапанов).

Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.

4.5.1.6 Тормозная система для всех приводов

В составе всех приводов должна быть предусмотрена тормозная система. Для движений подъема эта система должна представлять собой автоматический замок или самоблокирующееся устройство. Тормозная система должна автоматически включаться при прекращении подачи энергии к приводу. Коэффициент запаса торможения для тормозных систем с механическим приводом должен быть не менее 1,5.

Тормозная система должна обеспечивать возможность того, чтобы рабочая платформа, нагрузка в которой составляет 110% номинальной нагрузки, могла быть остановлена и удержана в любом положении при всех видах работ. Тормозная система должна быть защищена от самопроизвольного размыкания.

Механизмы подъема с механическим приводом должны быть снабжены тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении, или другими устройствами, исключающими самопроизвольное опускание (перемещение) рабочей платформы.

Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.

4.5.2 Система привода стальным канатом

4.5.2.1 Безопасность системы привода стальным канатом

4.5.2.1.1 Общие положения

МПРП может иметь одну или две системы привода стальным канатом.

Стальной канат, диаметры барабанов и блоков должны быть рассчитаны по нормативным документам и/или в соответствии с приложением C, исходя из предположения, что вся нагрузка воспринимается одной системой стального каната. Не допускается применение системы привода за счет сил трения.

Системы привода стальным канатом должны иметь устройство или систему, которые в случае выхода из строя системы привода стальным канатом:

- ограничивают вертикальное перемещение рабочей платформы с полной нагрузкой в пределах 0,2 м;

- сигнализируют о нарушении нормального функционирования.

Это требование должно быть удовлетворено с помощью механического устройства системы безопасности (см. 4.5.2.1.2) либо дополнительного канатного привода (см. 4.5.2.1.3).

Контроль - проверка конструкции.

4.5.2.1.2 Механическое устройство системы безопасности

МПРП с рабочими платформами, которые поднимаются и опускаются с помощью стальных канатов, должны быть оборудованы устройством безопасности согласно 4.11, которое прерывает движение, вызывая ослабление каната. Движения в обратном направлении при этом допускаются. Это устройство не является обязательным, если невозможно ослабление каната.

Механическое устройство безопасности, включение которого в работу производится поворотной частью МПРП, должно плавно затормозить рабочую платформу с номинальной нагрузкой и удерживать ее в случае выхода из строя системы привода стальным канатом. Среднее замедление не должно превышать 1,0g. Все используемые в этом устройстве пружины по конструкции должны быть работающими на сжатие, с закрепленными концами и направляющими.

Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.

4.5.2.1.3 Вспомогательная система привода стальным канатом

МПРП может иметь вспомогательную систему привода стальным канатом, которую следует проектировать в соответствии с требованиями к первой системе с использованием:

a) устройства для передачи приблизительно одинакового натяжения на две системы привода стальным канатом, таким образом удваивая коэффициент запаса прочности, или

b) устройства, обеспечивающего передачу на вторую систему менее половины нагрузки в обычных условиях эксплуатации, но способного воспринять полную нагрузку, если произойдет отказ первой системы, или

c) барабана и блоков большего диаметра для увеличения усталостного ресурса второй системы до срока, по меньшей мере вдвое превышающего расчетный срок службы первой системы.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.2.2 Грузовые канаты

Применяемые в МПРП стальные канаты должны отвечать требованиям настоящего стандарта. Канаты должны иметь свидетельство предприятия-изготовителя. При получении канатов без свидетельства об испытаниях их необходимо испытать в установленном порядке.

Использование стальных канатов без свидетельства или не прошедших испытания на предприятии - изготовителе подъемника не допускается.

Коэффициент запаса прочности каната должен быть не менее 9. В следящей системе ориентации рабочей платформы, состоящей из двух параллельных ветвей и имеющих уравнительное устройство, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 4,5 для каждой ветви следящей системы.

Грузовые канаты [9] должны изготавливаться из оцинкованных стальных проволок или эквивалентных им материалов и иметь следующие характеристики:

a) минимальный диаметр - 8 мм;

b) минимальное число проволок - 114 шт.;

c) прочность на разрыв:

- минимальная - 1570 Н/мм2;

- максимальная - 2160 Н/мм2;

d) ресурс разрушения от усталости - в соответствии с областью применения (см. приложение C);

e) коррозийная стойкость - эквивалентна оцинкованной стали;

f) соответствие требованиям к соотношению диаметров блоков и каната (см. приложение C).

Минимальная разрушающая нагрузка должна быть указана в свидетельстве.

Стальные канаты, используемые непосредственно для подъема или поддерживания рабочей платформы, не должны иметь мест соединений (сращиваний).

Стальные канаты с другими характеристиками могут быть использованы при условии принятия соответствующих мер безопасности.

Контроль - проверка конструкции, испытания.

4.5.2.3 Присоединение в точке крепления более одного стального каната

Если в точке крепления присоединяется более чем один стальной канат, должно быть предусмотрено устройство для приблизительного уравнивания натяжения канатов.

Должна быть предусмотрена возможность подтягивания стальных канатов.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.2.4 Повторное натяжение стальных канатов

Должна быть предусмотрена возможность повторного натяжения стальных канатов.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.2.5 Крепление концов стальных канатов

Для крепления концов стальных канатов могут применяться исключительно:

- заплетки;

- алюминиевые зажимы;

- зажимы из стали, не подвергавшейся старению;

- крепление во втулке клином.

Для крепления концов, воспринимающих нагрузку стальных канатов, не допускается применение в качестве зажимов U-образных болтов.

Крепление конца стального каната должно выдерживать усилие не менее 80% от минимальной разрушающей нагрузки стального каната.

Контроль - проверка конструкции и испытание.

4.5.2.6 Визуальная проверка крепления концов стальных канатов

Визуальная проверка креплений концов стальных канатов должна быть возможна без снятия канатов или полного демонтажа элементов металлоконструкции МПРП.

При невозможности использования смотровых люков производители должны включать в документацию МПРП подробную инструкцию для проведения проверки.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.2.7 Устройства безопасности рабочих платформ МПРП, поднимаемых и опускаемых канатами МПРП с платформами, которые поднимаются и опускаются стальными канатами, должны быть оснащены устройством обеспечения безопасности согласно 4.11. Эти устройства останавливают перемещения при ослаблении натяжения канатов. Перемещения в обратном направлении должны быть возможными. Такое устройство не требуется, если нет ослабления натяжения канатов.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.2.8 Канавки на канатных барабанах и предотвращение спадания каната с барабана

Канатные барабаны должны иметь канавки, предотвращающие смятие каната. Барабаны должны быть снабжены устройствами для предотвращения спадания каната с барабана, например ребордами на барабане, возвышающимися на высоту не менее двух диаметров каната над верхним слоем навитого каната.

Контроль - визуальный осмотр.

4.5.2.9 Слои каната

На барабан, если не используется специальная система намотки (например, канатоукладчик), может быть навит только один слой каната.

Контроль - визуальный осмотр.

4.5.2.10 Витки каната

Канатоемкость барабана должна быть такой, при которой в случае если подъемное оборудование и/или рабочая платформа находятся в своем крайнем положении, на барабане должны оставаться навитыми не менее двух витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Контроль - визуальный осмотр и функциональное испытание.

4.5.2.11 Крепление каната к барабану

Каждый стальной канат должен быть надежно прикреплен к барабану. Крепление должно выдерживать усилие не менее 80% - минимальной разрушающей нагрузки каната.

Контроль - визуальный осмотр и функциональное испытание.

4.5.2.12 Самопроизвольное спадание каната

Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие самопроизвольное спадание стальных канатов при набегании их на реборды барабанов и блоков и в случае ослабления каната (например, на барабане - ребордами, выступающими на высоту не менее двух диаметров каната над верхним слоем навитого каната).

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.2.13 Поперечное сечение канавок барабана

Поперечное сечение нижней части канавок на барабанах и блоках проволочных канатов должно быть образовано дугой окружности в пределах угла не менее 120°.

Контроль - проверка конструкции и измерение.

4.5.3 Системы привода цепью

Не допускается применение круглозвенных цепей. Допускается использовать пластинчатые цепи.

Минимальная разрушающая нагрузка цепи должна быть указана в свидетельстве испытания предприятия-изготовителя и соответствовать усилиям в системе привода цепью. При отсутствии свидетельства без испытания на предприятии-изготовителе цепь не может быть допущена к применению в системе.

4.5.3.1 Ограничение вертикального перемещения в случае выхода из строя

4.5.3.1.1 Общие положения

Коэффициент запаса прочности цепи должен быть не менее 9. В следящей системе ориентации рабочей платформы, состоящей из двух параллельных ветвей и имеющих уравнительное устройство, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 4,5 для каждой ветви следящей системы.

МПРП, поднимающиеся и опускающиеся с помощью цепей, должны быть оборудованы устройством или системой безопасности согласно 4.11, которое:

- прерывает движение, вызывая ослабление цепи, и ограничивает вертикальное перемещение рабочей платформы с полной нагрузкой в пределах 0,2 м;

- сигнализирует о нарушении нормального функционирования.

Это требование должно быть удовлетворено для любой из приводных систем, заданных в 4.5.3.1.2 и 4.5.3.1.3.

Контроль - контроль применяемости, испытания.

4.5.3.1.2 Система привода одной цепью

Система привода одной цепью должна иметь коэффициент запаса прочности не менее 9 и механическое устройство безопасности согласно 4.11, включение которого в работу проводится поворотной частью МПРП. Это устройство безопасности должно плавно затормозить рабочую платформу с номинальной нагрузкой и удерживать ее в случае выхода из строя системы привода цепью.

Среднее замедление не должно превышать 1,0g. Все используемые в этом устройстве пружины по конструкции должны быть работающими на сжатие, с закрепленными концами и направляющими.

Контроль - проверка конструкции, визуальный осмотр и функциональное испытание.

4.5.3.1.3 Система привода двумя цепями с равным натяжением цепи

Система привода двумя цепями должна отвечать следующим требованиям:

a) равное натяжение

В системе привода двумя цепями с равным натяжением цепи, включая систему ориентации рабочей платформы, каждая цепь должна иметь коэффициент запаса прочности не менее 4,5 (суммарный - 9) и устройство для передачи приблизительно равного натяжения на две системы, или соответствовать требованиям в b).

Неисправность в первой цепи должна быть обнаружена самой системой;

b) неравное натяжение

В системе привода двумя цепями при неравном натяжении первая система привода двумя цепями должна иметь коэффициент запаса прочности не менее 4,5 (суммарный - 9 при условии приложения полной нагрузки). Эта система должна иметь также устройство, обеспечивающее передачу на вторую систему менее половины нагрузки в обычных условиях эксплуатации, но способное воспринять полную нагрузку, если произойдет отказ первой системы.

Неисправность в первой цепи должна быть обнаружена самой системой.

Контроль - проверка конструкции, визуальный осмотр и функциональное испытание.

4.5.3.2 Присоединение в точке крепления более одной цепи

Если в точке крепления присоединяется более чем одна цепь, должно быть предусмотрено устройство, уравнивающее натяжение цепей.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.3.3 Натяжение цепей

В системе цепного привода должна быть предусмотрена возможность подтягивания цепей.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.3.4 Прочность соединения цепи с ее концевым звеном

Соединение между цепью и ее концевым звеном должно выдерживать усилие 100% от минимальной разрушающей силы цепи.

Контроль - проверка конструкции и/или испытание.

4.5.3.5 Визуальный осмотр цепей и их концевых звеньев

Визуальный осмотр цепей и их концевых звеньев должен быть возможен без снятия цепей или полного демонтажа элементов металлоконструкции МПРП.

При невозможности использования визуального осмотра смотровых люков в документацию МПРП должна быть включена подробная инструкция для проведения проверки.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.3.6 Устройство безопасности для МПРП, подъем и опускание рабочих платформ которых проводятся цепями

МПРП с рабочими платформами, которые поднимаются и опускаются с помощью цепей, должны быть оборудованы устройством безопасности согласно 4.11, которое прерывает движение, вызывая ослабление цепи. Движения в обратном направлении при этом допускаются. Это устройство не является обязательным, если невозможно создать ослабление цепи.

Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.

4.5.3.7 Самопроизвольное спадание цепи

В системе привода цепью должны быть предусмотрены устройства для предотвращения самопроизвольного спадания цепей со звездочек или блоков, даже для ненатянутой цепи.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.5.4 Система привода ходовым винтом

4.5.4.1 Расчетное напряжение и материал ходового винта и гайки

Расчетное напряжение ходового винта и гаек не должно превышать 1/6 предела прочности при растяжении (временного сопротивления) используемого материала. Сопротивление материала ходового винта абразивному износу должно быть выше, чем материала гайки, воспринимающей от него нагрузку.

Контроль - проверка конструкции.

4.5.4.2 Крепление ходового винта к платформе

Механизм ходового винта должен быть спроектирован таким образом, чтобы предотвратить отсоединение рабочей платформы от механизма при нормальной эксплуатации.

Контроль - визуальный осмотр.

4.5.4.3 Гайка, воспринимающая нагрузку, и предохранительная гайка

Каждый ходовой винт должен иметь гайку, воспринимающую нагрузку, и ненагруженную предохранительную гайку. Предохранительная гайка должна нести нагрузку только в том случае, если гайка, воспринимающая нагрузку, вышла из строя. Не допускается подъем рабочей платформы, если предохранительная гайка находится под нагрузкой.

Должна быть предусмотрена возможность контроля износа гаек, воспринимающих нагрузку, и проведения их замены без демонтажа привода.

Контроль - проверка конструкции, визуальный осмотр и измерение.

4.5.4.4 Контроль износа на гайках

Должна быть предусмотрена возможность контроля износа гаек, воспринимающих нагрузку, и проведения их замены без демонтажа привода.

4.5.5 Зубчато-реечные системы привода

4.5.5.1 Расчетное напряжение зубчатых реек и шестерен

Расчетное напряжение зубчатых реек и шестерен не должно приниматься более 1/6 предела прочности при растяжении (временного сопротивления) применяемого материала.

Контроль - проверка конструкции.

4.5.5.2 Устройство безопасности и регулятор скорости

Зубчато-реечные приводы должны иметь устройство безопасности, включение которого в работу должно проводиться регулятором скорости. Это устройство безопасности должно плавно затормозить рабочую платформу с номинальной нагрузкой и удерживать ее в случае выхода из строя подъемного механизма. Среднее замедление не должно превышать 1,0g. Если устройство безопасности включено в работу, подача энергии должна быть прервана автоматически.

Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.

4.5.5.3 Устройство для предотвращения расцепления шестерни

В дополнение к обычным направляющим роликам рабочей платформы должны быть предусмотрены принудительные и постоянно действующие устройства для предотвращения выхода из зацепления с зубчатой рейкой шестерни любого приводного устройства или устройства безопасности. Эти устройства должны обеспечивать ограничение осевого перемещения шестерни таким образом, чтобы, как минимум, 2/3 ширины зуба всегда находились в зацеплении с рейкой, и ограничивать радиальное перемещение шестерни из ее нормального положения зацепления в пределах не более 1/3 глубины зуба.

Контроль - визуальный осмотр.

4.5.5.4 Визуальный осмотр шестерен

Проведение визуального осмотра шестерен должно быть возможно без снятия шестерен или полного демонтажа металлоконструкции МПРП.

Контроль - визуальный осмотр.

4.5.5.5 Защита зубчато-реечного привода

Зубчато-реечный привод механизма подъемника должен быть защищен от попадания на приводную шестерню посторонних предметов.

Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.