ГОСТ 34443-2018 (ISO 16368:2010). Межгосударственный стандарт. Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, методы испытаний
4.3 Требования к базовому шасси и выносным опорам
4.3.1 Автоматическое устройство безопасности
На МПРП типа 1 с приводным двигателем и МПРП с управляемыми перемещениями с земли должны быть установлены автоматические защитные устройства (в соответствии с 4.11), отключающие любое непреднамеренное передвижение подъемника по рабочей площадке, когда рабочая платформа находится не в транспортном положении.
Блокирующее устройство (например, запирающийся переключатель) должно исключать возможность несанкционированного использования МПРП.
Контроль - проверка конструкции и функциональные испытания.
4.3.2 Наклон базового шасси
Каждый МПРП должен иметь устройство для индикации того, находится ли наклон базового шасси в разрешенных пределах. Это устройство должно быть автоматическим, в соответствии с 4.11 оно должно быть защищено от повреждения и случайного изменения его установки. Регулировка устройства должна осуществляться только с использованием инструмента и должна быть обеспечена возможность ограничения доступа путем опломбирования. Данное устройство должно предотвращать подъем из опущенного положения или между разными положениями, когда наклон шасси выходит за пределы угла, заданного производителем для определенного положения.
Применение отвесных (стрелочных) указателей наклона категорически запрещается.
Для МПРП типа 1 данное устройство может быть заменено спиртовым уровнем. Для МПРП, имеющих выносные опоры с силовым приводом, указатель наклона базового шасси должен быть отчетливо виден с каждого места управления выносными опорами.
Для МПРП типа 2 при передвижении с рабочей платформой в поднятом положении достижение крайних пределов угла наклона должно сопровождаться звуковым сигналом, слышимым в рабочей платформе.
Для МПРП типа 3 при движении из опущенного положения и по достижении пределов, заданных производителем, данное устройство должно предотвращать МПРП от продолжения движения, а для МПРП группы A должно быть запрещено дальнейшее возвышение. Если движение прерывается вследствие превышения предела наклона шасси, то движение допускается при условии, что устойчивость поддерживается или улучшается. Звуковое предупреждение должно быть подано, когда шасси достигло пределов наклона.
Контроль - функциональное испытание.
4.3.3 Стопорные устройства
Все стопорные устройства должны быть застрахованы от непреднамеренного рассоединения сопряженных деталей/узлов (например, подпружиненным штифтом) и потери (например, цепью).
Контроль - визуальный осмотр.
4.3.4 Рычаги управления
Рычаги управления МПРП, управляемых рядом идущим машинистом, и тяги буксирного устройства должны быть надежно прикреплены к базовому шасси.
Контроль - визуальный осмотр и испытание.
4.3.5 Рычаги управления в вертикальной позиции
Если рычаги управления МПРП и тяги в нерабочем состоянии поднимаются в вертикальное положение, должно быть предусмотрено автоматическое устройство для удержания рычагов в этом положении.
Для многоосного базового шасси минимальное расстояние между полностью опущенными рычагами управления или тягами и землей должно быть не менее 120 мм.
Контроль - визуальный осмотр, испытание и измерение.
4.3.6 Выносные опоры
МПРП должны быть оборудованы выносными опорами, предназначенными для выравнивания положения базового шасси. Усилие поднятия (выдвижения) опор или их частей вручную не должно превышать 200 Н. При большем усилии опоры должны иметь гидравлический или иной привод.
Выносные опоры должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать плотное прилегание опорной пяты к поверхности установки, имеющей отклонение от горизонтали на угол до 10°.
Контроль - визуальный осмотр и измерение.
4.3.7 Допустимые положения рабочей платформы
Каждая МПРП должна быть оснащена устройством безопасности в соответствии с 4.11, которое исключает возможность работы рабочей платформы при нахождении вне разрешенных положений, а также если выносные опоры не установлены согласно руководству по эксплуатации.
Подъемники, не имеющие выносных опор, должны быть оборудованы устройством, исключающим действие упругих подвесок.
МПРП, которые проектируются для работы без выносных опор для ограниченного диапазона работ, должны быть оборудованы устройствами безопасности в соответствии с 4.11, которые исключают возможность работы вне той зоны, где допускается работа без выносных опор.
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.8 Предотвращение движения выносных опор с приводом от источников энергии
МПРП, имеющие выносные опоры или систему выравнивания, работающие от источника энергии, должны быть оснащены устройством безопасности согласно 4.11. Оно должно предотвращать их перемещение, если подъемное оборудование и рабочая платформа не находятся в транспортном положении или в пределах разрешенной зоны, определенной в 4.3.7.
Если подъемное оборудование и рабочая платформа находятся в пределах разрешенной зоны, управление выносными опорами не должно создавать неустойчивого положения МПРП.
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.9 Выносные опоры, управляемые вручную
Выносные опоры, управляемые вручную, должны быть сконструированы с учетом предотвращения непреднамеренного движения.
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.10 Выдвижение и втягивание выносных опор
Выдвижение и втягивание выносных опор должны быть ограничены механическими упорами, которыми могут быть гидравлические цилиндры, предназначенные для выполнения этой функции.
Для предотвращения неконтролируемого выдвижения выносных опор в транспортном положении должны быть предусмотрены механические устройства. Выносные опоры должны быть зафиксированы в транспортном положении двумя отдельными запорными устройствами для каждой из опор, по крайней мере одно из которых должно работать автоматически, например гравитационный блокирующий штифт плюс защелка.
Приводные стабилизаторы, удовлетворяющие требованиям 4.3.8 и 4.10, отвечают этому условию транспортирования. Требование предотвращения неконтролируемого движения предъявляют также к МПРП с несъемными выносными опорами, которые увеличивают ширину или длину опорного контура МПРП, и ко всем МПРП, монтируемым на транспортных средствах.
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.11 Указатель положения выносных опор МПРП, установленных на транспортных средствах
МПРП, установленные на транспортных средствах (самоходных и прицепных), должны быть оборудованы указателем, видимым с места расположения органов управления передвижением из кабины, сигнализирующим, что все части выносных опор, поворотной части, лестниц для доступа и рабочей платформы МПРП находятся в транспортных положениях.
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.12 Обзор работы МПРП с поста управления
Машинист, находящийся на посту управления, должен иметь хороший обзор всех движений выносных опор МПРП. Это особенно важно в том случае, когда выносные опоры приводятся в действие с помощью источника энергии.
Органы управления перемещением, находящиеся на базовом шасси, управление которыми проводится с уровня земли, должны быть расположены таким образом, чтобы машинист стоял на расстоянии по меньшей мере 1 м от вертикальной касательной к колесам или гусеницам.
Контроль - визуальный осмотр.
4.3.13 МПРП, управляемые полностью вручную
Требования 4.3.7 не применяются к МПРП, которые управляются полностью вручную и высота подъема пола рабочей платформы которых относительно земли не превышает 5 м (см. 6.3.15).
Для таких МПРП также не является обязательным соблюдение всех требований по безопасности, которые не могут быть выполнены без подвода энергии.
Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.
4.3.14 Системы блокировки или контроля шарнирно-сочлененных секций
МПРП, оснащенные одной или несколькими шарнирно-сочлененными секциями в системах, которые блокируют или контролируют шарнирно-сочлененные секции для обеспечения устойчивости, должны удовлетворять следующим требованиям:
a) для МПРП типа 1 предохранительное устройство (см. 4.11) должно препятствовать выдвижению телескопических секций до тех пор, пока не будут заблокированы или взяты под контроль шарнирно-сочлененные секции;
b) на МПРП типов 2 и 3, которые имеют средство блокировки или контроля за положением шарнирно-сочлененных секций, предохранительные устройства согласно 4.11 должны быть объединены; в тех случаях, когда в качестве блокирующих или регулирующих устройств используются гидравлические цилиндры, они должны соответствовать требованиям 4.10.
4.3.15 Тормоза МПРП
МПРП должны быть оборудованы тормозами (минимально на двух колесах одной и той же оси), которые включаются в работу автоматически при отключении подачи энергии или выходе из строя, а также должны останавливать и удерживать МПРП в неподвижном положении согласно 4.3.18.
Включение тормозов и удержание их во включенном положении не должно зависеть только от подводимого гидравлического или пневматического давления или электрической энергии.
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.16 Несанкционированное использование
МПРП должны быть оснащены устройством предотвращения несанкционированного использования.
Пример - ключ с блокировкой.
Контроль - функциональное испытание.
4.3.17 Максимальные скорости передвижения при нахождении МПРП не в транспортном положении
Скорости движения МПРП типов 2 и 3, когда они находятся не в транспортном положении, не должны превышать следующих значений:
a) 1,5 м/с для МПРП, установленных на транспортных средствах, когда управление передвижением МПРП осуществляется из кабины;
b) 3,0 м/с для МПРП, установленных на железнодорожном подвижном составе;
c) 0,7 м/с для всех остальных МПРП типов 2 и 3.
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.18 Тормозной путь
МПРП, передвигающиеся с максимальными скоростями, перечисленными в 4.3.17, на максимально допускаемом изготовителем уклоне, должны останавливаться так быстро, чтобы тормозной путь не превышал расстояний, приведенных на рисунке 4. Эти значения получены на основе среднего замедления 0,5 м/с2 и не включают в себя время реакции машиниста.
Примечание - Минимальный тормозной путь зависит от коэффициента z (см. 4.2.2.2.1).
1 - для МПРП, на шасси транспортного средства;
2 - для МПРП, на рельсовом ходу; 3 - для всех других МПРП;
v - скорость, м/с; s - дистанция остановки, м
Рисунок 4 - Максимальный тормозной путь
для МПРП типов 2 и 3
Контроль - проверка конструкции и функциональное испытание.
4.3.19 Максимальная скорость передвижения МПРП с управлением с земли
Максимальная скорость передвижения МПРП, управляемого с земли или с выносного пульта, когда рабочая платформа находится в транспортном положении, не должна превышать 1,7 м/с.
Контроль - функциональное испытание.
4.3.20 Ограждения вокруг поста управления
На МПРП должно быть предусмотрено ограждение для защиты рабочего персонала, находящегося на посту управления или рядом с МПРП на земле или в других местах доступа, от тепловых или механических опасных факторов.
Открывание или снятие этого ограждения должно быть возможно только с применением специального инструмента, хранимого в закрытых и запираемых кабинах или отсеках, или с помощью инструмента или ключей, поставляемых с МПРП.
Контроль - визуальный осмотр и проверка конструкции.
4.3.21 Выхлопы двигателя транспортных средств
Выхлопы от работы двигателя внутреннего сгорания должны быть направлены в сторону, противоположную посту управления.
Вредные (загрязняющие) вещества выхлопных газов не должны превышать норм, установленных в [7].
Контроль - визуальный осмотр и измерение.
4.3.22 Горловины для заправки рабочей жидкости (РЖ)
Заправочные горловины газовых и жидкостных резервуаров для неогнестойких жидкостей должны быть расположены таким образом, чтобы не возникало возгорание в результате протекания РЖ на горячие части машины (например, на выпускной трубопровод).
Контроль - проверка конструкции и визуальный осмотр.
4.3.23 Крепление аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи и резервуары всех МПРП должны быть закреплены таким образом, чтобы не происходило их смещения. Должны быть приняты меры к тому, чтобы в случае опрокидывания МПРП комплект аккумуляторных батарей оставался закрепленным во избежание риска травмирования машиниста, которое может произойти из-за смещения аккумуляторных батарей или выплескивания электролита.
В ящике, отсеке или крышке отсека для батарей должны быть предусмотрены соответствующие вентиляционные отверстия, с тем чтобы в местах нахождения машиниста не происходило накопление опасной концентрации газов.
Примечание - Расположение вентиляционных отверстий, обеспечивающих свободный выход образующихся газов, обычно является достаточным, если соблюдается условие: поперечное сечение отверстий в квадратных миллиметрах (мм2) должно быть равно произведению, получаемому умножением 5-часовой номинальной емкости батарей в ампер-часах (А/ч) на половину числа элементов аккумулятора. Этот результат расчета, однако, не учитывает условий зарядки.
Контроль - визуальный осмотр.
4.3.24 Сход с рельсового пути
4.3.24.1 Общие положения
Следующие требования относятся к предотвращению схода с рельсов соответствующих МПРП во время работы и при движении по рельсовому пути в рабочем положении.
При движении МПРП по рельсовому пути в рабочем положении их колеса должны быть нагружены в достаточной степени, чтобы избежать схода с рельсов.
4.3.24.2 Защищенность от схода с рельсов
МПРП, с конструкциями, которые являются подвижными и влияют на возможность схода с рельсов, должны иметь достаточную защищенность, чтобы оставаться на рельсах.
a) Для МПРП, имеющих одну и ту же подвеску в стационарном режиме и режиме передвижения, защищенность от схода с рельсов в рабочих условиях считается обеспеченной, если одновременно:
- подвеска не блокируется, или для МПРП с трехопорной подвеской по меньшей мере одна из трех опор может поворачиваться свободно, или МПРП (включая колесные пары) является достаточно гибким, чтобы компенсировать изгиб пути, и
- нет жесткой связи между несколькими соединенными частями МПРП, которые могли бы препятствовать свободе поворота или свободному перемещению в вертикальном и поперечном направлениях в пределах разрешенной свободы перемещения;
b) Для МПРП, имеющих различную конструкцию подвески в стационарном режиме и режиме передвижения, защищенность от схода с рельсов доказывают путем статических испытаний для рабочих конфигураций согласно 4.3.24.3. Ни в стационарном режиме, ни в движении по рельсовому пути не должно быть возможности изменения рабочих конфигураций, если это может вызывать момент нагрузки, достигающий или превышающий 90% номинального значения, в новой конфигурации.
Если одно из этих условий не соблюдается, то защищенность от схода с рельсов должна быть доказана путем стационарных испытаний в соответствии с 4.3.24.3.
4.3.24.3 Расчетные случаи нагружения для предотвращения схода с рельсов во время движения
Для установленных на рельсовом пути МПРП, у которых центр тяжести при движении по рельсовому пути оказывается смещенным, невозможность отрыва колеса от рельса должна быть доказана путем проведения статических испытаний. При наиболее неблагоприятном сочетании положения МПРП и нагрузки, а также наихудшей комбинации поперечного уклона пути, продольного уклона и скручивания ни одно из колес не должно оторваться от рельса в случае приложения нагрузки, превышающей номинальную в 1,5 раза.
Кроме того, в наиболее неблагоприятном случае и при номинальной нагрузке на МПРП нагрузка ни на одно из колес не должна уменьшаться более чем на 60% нормальной.
4.3.24.4 Ограничение использования МПРП
Если предотвращение схода с рельсов не гарантируется для всех рабочих конфигураций, область применения МПРП должна быть ограничена, и это должно быть отражено в технической документации и руководствах по эксплуатации, а также в уведомлениях на МПРП.
4.3.24.5 Установка и снятие с рельсов
Документация с описанием установки МПРП на рельсовый путь или снятия с него должна содержать требования об обеспечении невозможности случайного движения МПРП в процессе упомянутой выше операции. Для этого МПРП должны иметь по крайней мере одну затормаживаемую ось (с применением тормозов), способную удержать МПРП на рельсовом пути при самом неблагоприятном уклоне и при контакте либо с рельсами, либо с землей.
В случае, когда устанавливается кнопка аварийного останова, она должна приводить в действие тормоза, чтобы остановить вращение затормаживаемой оси. Кнопки аварийного останова (обычно переключатели с красными грибовидными головками) устанавливаются на МПРП и снаружи на шасси некоторых МПРП. Действие кнопок следует проверить после их установки, чтобы убедиться в работе тормозов при всех возможных конфигурациях транспортного средства, в том числе на рельсах или вне рельсового пути.
Контроль - функциональное испытание.
4.3.25 Выбор шасси транспортного средства, на котором монтируется МПРП
Для МПРП, монтируемых на транспортных средствах, тип и технические данные базового шасси должны соответствовать техническим требованиям изготовителя МПРП. Условия установки оборудования МПРП должны соответствовать требованиям изготовителя базового шасси.
Ходовые колеса передвижных МПРП, предназначенные для транспортирования по автомобильным дорогам, должны иметь стандартные пневмошины.
МПРП должны быть оборудованы стояночным тормозом и отвечать требованиям правил, установленных для дорожного движения.
МПРП, монтируемые на рельсовом ходу, должны быть оборудованы устройствами, воздействующими на рельсы для предотвращения схода с них, и устройствами для удаления препятствий, находящихся на рельсах (например, устройство для очистки колеи и/или головок рельсов).
Для подъемников, установленных на железнодорожном подвижном составе, тормоза на механизме передвижения должны отвечать требованиям правил, установленных для железнодорожного транспорта.
