ГОСТ 5066-2018. Межгосударственный стандарт. Топлива моторные. Методы определения температур помутнения, начала кристаллизации и замерзания
6.3 Проведение испытания
6.3.1 Определение температуры помутнения без обезвоживания топлива
6.3.1.1 Топливо во время охлаждения перемешивают ручной или механической мешалкой со скоростью от 60 до 200 движений (одно движение - спуск мешалки до дна и поднятие до уровня топлива) в минуту. При ручном перемешивании непрерывность движений должна составлять не менее 20 с и отдых - не более 15 с. За 5 °C до ожидаемой температуры помутнения пробирку вынимают из бани, быстро опускают в стакан со спиртом, а затем вставляют в прибор с зеркальным отражением света, одновременно включая в нем лампы, и наблюдают сквозь смотровые отверстия в передней стенке ящика состояние топлива по сравнению с прозрачным эталоном. Продолжительность операции наблюдения помутнения испытуемого топлива от начала извлечения пробирки из охладительной смеси до погружения ее обратно в смесь должна быть не более 12 с. После каждого наблюдения выключают лампы. При наличии хорошего проходящего света пробирку с испытуемым топливом устанавливают вместо прибора с зеркальным отражением света в штатив для пробирок - рядом с прозрачным эталоном.
6.3.1.2 Если топливо по сравнению с прозрачным эталоном не изменилось (легкую опалесценцию - слегка матовый оттенок, не увеличивающийся при дальнейшем понижении температуры, во внимание не принимают), пробирку снова опускают в баню и дальнейшее наблюдение проводят через каждый градус. Сравнительные наблюдения с прозрачным эталоном проводят до тех пор, пока топливо не станет отличаться от эталона, т.е. когда в нем появится муть. Температуру, при которой в испытуемом топливе наблюдается появление мути, принимают за температуру помутнения данного образца топлива.
6.3.1.3 Если требуется только проверить, соответствует ли продукт по температуре помутнения норме, установленной стандартом на него, то проверяют, остается ли топливо прозрачным после его испытания по 6.2.2 - 6.3.1 при температуре на 1 °C выше температуры, установленной стандартом на испытуемое топливо, и при температуре, установленной этим стандартом.
6.3.2 Определение температуры начала кристаллизации без обезвоживания топлива
6.3.2.1 После определения температуры помутнения испытуемое топливо продолжают охлаждать, поддерживая тот же перепад температуры между температурой охлаждающей смеси и температурой топлива в пробирке. Во время охлаждения топливо продолжают перемешивать. За 5 °C до ожидаемой температуры начала кристаллизации пробирку вынимают из бани, быстро опускают в стакан со спиртом, затем устанавливают в прибор с зеркальным отражением света или в штатив для пробирок и наблюдают состояние испытуемого топлива. Если кристаллы в топливе не появились, пробирку снова опускают в баню и дальнейшее наблюдение проводят через каждый градус, соблюдая продолжительность единичного наблюдения не более 12 с.
6.3.2.2 За температуру начала кристаллизации принимают максимальную температуру, которую показывает термометр при появлении в топливе первых кристаллов, видимых невооруженным глазом.
6.3.3 При определении температуры помутнения и начала кристаллизации опыт проводят два раза. Для второго опыта из той же бутылки (сохраняющейся в период между первым и вторым определениями в одинаковых температурных условиях) отбирают новый образец испытуемого топлива в предварительно вымытую и высушенную пробирку.
6.3.4 Определение температуры помутнения с обезвоживанием топлива (для дизельных топлив)
6.3.4.1 Пробирку с испытуемым топливом и термометром, подготовленными в соответствии с 6.2.1 - 6.2.3, помещают в водяную баню с температурой 80 °C - 100 °C и выдерживают до тех пор, пока топливо не достигнет температуры (50 +/- 1) °C.
6.3.4.2 В сосуд для охлаждающей смеси опускают термометр, наливают спирт и охлаждают его добавлением твердой углекислоты так, чтобы температура охлаждающей смеси была на 10 °C ниже намеченной температуры помутнения испытуемого топлива. Уровень налитой в сосуд охладительной смеси должен быть на 30 - 40 мм выше уровня топлива в пробирке.
6.3.4.3 Пробирку с испытуемым топливом вынимают из водяной бани, охлаждают до температуры 30 °C - 40 °C, а затем помещают в сосуд с охлаждающей смесью. Температуру охлаждающей смеси в течение всего времени охлаждения поддерживают с точностью до +/- 2 °C. За 5 °C до ожидаемой температуры помутнения пробирку вынимают из охлаждающей смеси, быстро протирают ее снаружи спиртом и далее проводят наблюдение помутнения испытуемого топлива так же, как в 6.3.1.
6.3.4.4 Проводят два определения. Для второго определения берут новый образец испытуемого топлива и наливают в предварительно вымытую и высушенную пробирку.
