ГОСТ 34350-2017. Межгосударственный стандарт. Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний
5.2 Требования к шасси
5.2.1 Для изготовления ПА используются, как правило, базовые транспортные средства - автомобильные шасси в исполнении, соответствующем требованиям настоящего стандарта.
В случае необходимости использования специального шасси (модификации базового шасси, ранее не выпускавшейся) или доработки базового шасси требования к нему согласовываются с изготовителем шасси и устанавливаются в ТД на конкретную модель шасси.
5.2.2 Тип привода (колесная формула) шасси, его скоростные и тяговые характеристики должны соответствовать требованиям ТД на конкретную модель шасси.
На полноприводные шасси должны устанавливаться шины, допускающие движение автомобиля как по грунтовым дорогам, так и по дорогам с твердым покрытием. Конструкция шасси должна допускать возможность установки цепей противоскольжения на ведущих колесах (на каждое колесо при двухскатной ошиновке).
5.2.3 Масса и габариты шасси должны соответствовать требованиям 5.1.1 и 5.1.13.
5.2.4 В конструкции шасси должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности для привода специальных агрегатов ПА.
5.2.5 Двигатель и компоновка шасси должны обеспечивать возможность установки дополнительного подогревателя для обогрева салона для личного состава, а также кондиционера и приточно-вытяжной вентиляции.
5.2.6 На шасси с передней кабиной и кабиной над двигателем должна быть обеспечена возможность проверки уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя без подъема кабины.
5.2.7 Вместимость топливного бака должна обеспечивать запас хода автомобиля не менее чем на 400 км (запас хода определяется по ГОСТ 20306 контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч).
5.2.8 Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заправки как механизированным способом, так и вручную из канистры.
5.2.9 Конструкция топливного бака должна обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.
5.2.10 При стационарном отборе мощности на привод пожарного насоса двигатель и дополнительная трансмиссия автомобиля должны обеспечивать непрерывную работу насоса в номинальном режиме в течение 6 ч во всем диапазоне эксплуатационных условий.
При этом температура масла в двигателе и коробке передач, а также охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна соответствовать значениям, установленным в ТД на конкретную модель шасси.
При длительной стационарной работе двигателя должен быть исключен опасный нагрев агрегатов, элементов кабины и кузова, электропроводки.
5.2.11 Требования к трансмиссии и рулевому управлению - по национальным ТНПА на конкретную модель шасси.
5.2.12 Тормозные характеристики шасси должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН N 13 [1].
На шасси, оборудованном пневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружинным аккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее возможность поддержания рабочего давления в тормозной системе в режиме ожидания (или указаны место подключения и конструкция такого устройства).
Не допускается падение давления в пневматической тормозной системе за сутки более чем на 60% от номинального.
5.2.13 Электрооборудование, внешнее освещение и сигнальное оборудование шасси должны соответствовать требованиям национальных ТНПА, ГОСТ 8769, Правилам ЕЭК ООН [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10].
В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки), а также должна быть предусмотрена возможность для подсоединения зарядного устройства без снятия аккумуляторной батареи с шасси.
Уровень радиопомех - по ТД на конкретную модель шасси.
5.2.14 Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи, должны обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе.
5.2.15 Источники питания (аккумуляторные батареи, генератор) должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяки, прожекторы, фары-искатели, радиостанции и т.п.).
Номенклатура и мощность дополнительных потребителей определяются заказчиком.
На ПА климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 должен быть предусмотрен отсек для размещения дополнительной аккумуляторной батареи. При этом оба аккумуляторных отсека должны быть утеплены.
5.2.16 На шасси, имеющих напряжение бортовой сети 24 В, должен быть обеспечен вывод (в виде двухконтактной розетки) напряжения 12 В (или предусмотрена возможность такого вывода) для питания специальных потребителей (радиостанции и др.). По требованию заказчика может устанавливаться конвертер для питания потребителей напряжением 220 В или иным необходимым напряжением.
Допускается установка дополнительных розеток вне кабины.
5.2.17 Схема включения указателей поворота должна обеспечивать возможность их включения в аварийном (мигающем) режиме независимо от включения зажигания или положения ключа выключателя приборов электрооборудования и стартера.
5.2.18 Спидометр с механическим приводом должен быть опломбирован. Размещение пломбы должно обеспечивать ее визуальный контроль.
5.2.19 Компоновочная схема шасси (по типу кабины) должна соответствовать ГОСТ 4.332.
Параметры и технические требования к кабине и рабочему месту водителя - по национальным ТНПА и ТД на конкретную модель шасси.
Остекление кабины должно быть травмобезопасным в соответствии с [11].
В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси.
5.2.20 Экологические свойства шасси должны соответствовать требованиям:
- относительно создаваемого шума - национальных ТНПА на конкретную модель шасси;
- содержания оксида углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями - [12];
- дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями - [12].
Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.
5.2.21 Основные показатели технического уровня (контрольный расход топлива, ресурс, наработка на отказ) - по ТД на конкретную модель шасси.
Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта - по ГОСТ 21624. Методы определения эксплуатационной технологичности - по ГОСТ 21758.
Гарантийные обязательства предприятия - изготовителя шасси должны быть указаны в сопроводительной документации на конкретную модель шасси.
5.2.22 Шасси должны быть оборудованы буксирными устройствами по ГОСТ 2349.
На шасси должен быть установлен задний буфер безопасности.
5.2.23 Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей шасси должны допускать нанесение на них информативной окраски ПА в соответствии с национальными ТНПА.
5.2.24 Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность перевозки их средствами транспорта.
Шасси должны иметь места для их надежного крепления при транспортировании, а также должна быть предусмотрена возможность установки специальных приспособлений для обеспечения погрузки (разгрузки) на платформы.
На торцевых поверхностях шасси перед поставкой должен быть нанесен манипуляционный знак по ГОСТ 14192 "Центр тяжести".
5.2.25 Шасси должны быть укомплектованы:
- запасным колесом;
- комплектом водительского инструмента и принадлежностей;
- одиночным комплектом запасных частей (по согласованию с заказчиком);
- огнетушителем;
- знаком аварийной остановки по [13];
- медицинской аптечкой;
- противооткатными упорами;
- буксировочным тросом.
По согласованию с потребителем огнетушитель, знак аварийной остановки и противооткатные упоры могут не прилагаться.
5.2.26 Шасси, поставляемые для изготовления ПА, должны быть сертифицированы и иметь "Одобрение типа шасси" с маркировкой изделия и сопроводительную документацию.
К шасси должна прилагаться другая сопроводительная документация в соответствии с техническими условиями (ТУ) на конкретную модель шасси.