ГОСТ 34350-2017. Межгосударственный стандарт. Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний
9.3 Порядок проведения испытаний
9.3.1 Отбор и приемка автомобилей
9.3.1.1 Отбор ПА для испытаний (в случае испытания серийных образцов) производится методом случайного отбора по ГОСТ 18321 представителями организации, проводящей испытания, и представителем заказчика из готовой продукции, выпущенной в текущем квартале, принятой ОТК предприятия-изготовителя и не подвергшейся какой-либо специальной подготовке к испытаниям.
9.3.1.2 После отбора проверяют комплектность ПА на соответствие технической документации, а также наличие заводских табличек, клейм ОТК и пломб.
9.3.2 Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки
9.3.2.1 Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки ПА должны проводиться без снятия и разборки агрегатов и узлов путем сравнения с чертежами и замерами размеров рулеткой по ГОСТ 7502 или линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.
9.3.2.2 Осмотру подвергаются все составные части ПА согласно 5.3.1, а также проверяются наличие, размещение и крепление специального оборудования.
9.3.2.3 Методом непосредственного осмотра и (или) методом экспертных оценок проверяют:
- комплектность ПА в целом, его ПТВ, оборудования, снаряжения и инструмента;
- состояние узлов дополнительной трансмиссии, насоса и его коммуникаций;
- удобство и безопасность доступа к агрегатам при обслуживании и ремонте;
- наличие, размещение, удобство съема и установки ПТВ;
- удобство размещения личного состава, безопасность входа и выхода;
- выполнение требований пассивной безопасности (наличие острых кромок, выступающих частей и т.п.);
- удобство управления сцеплением, коробкой отбора мощности, насосом, порошковой установкой, лафетным стволом, системой дополнительного охлаждения двигателя и т.п.;
- выполнение требований пожарной безопасности, электробезопасности ПА;
- качество выполнения деталей, сварных швов, окраски, уплотнений, наличие видимых повреждений (вмятины, трещины, коррозия), отсутствие протечек масла, топлива, специальных жидкостей;
- соответствие цветографической схемы ПА требованиям национальных ТНПА;
- работу штатного и дополнительного электрооборудования, а также сигнальных устройств;
- состояние сосудов (с порошком, газом и т.п.), работающих под давлением;
- удобство наблюдения за рабочими органами, приборами, указателями и т.п.;
- безопасность и удобство эксплуатации ПА в темное время суток.
Кроме того, должно проверяться наличие знаков приемки ОТК на агрегатах и ПА в целом, а также пломб на спидометре, карбюраторе, щитке приборов и т.п.
9.3.2.4 Наряду с внешним осмотром должна производиться проверка агрегатов в действии - прослушивание двигателя, проверка органов управления, включение насосной установки и т.п.
Соединения должны подвергаться осмотру без нарушения шплинтовки или фиксации.
Результаты осмотра оформляются протоколом.
9.3.3 Определение эргономических показателей
9.3.3.1 Эргономические показатели определяют для тех элементов ПА, которые сопряжены с физическими действиями человека при эксплуатации, монтаже, ремонте и транспортировании ПА.
9.3.3.2 На соответствие требованиям эргономики оценивают размеры салона для личного состава, отсеков, устройство и прочность крепления сидений, дверей, замков, расположение и размеры наружных выступов согласно национальным ТНПА, [15], [17] и [18].
Результаты оформляются протоколом.
9.3.4 Определение показателей массы
9.3.4.1 Измерения должны проводиться на автомобильных весах среднего класса точности.
Размеры и грузоподъемность весов должны допускать установку на них ПА всеми колесами одновременно, а также колесами одной оси, двух смежных осей и одного борта.
Погрешность измерений не должна превышать значений, соответствующих приложению А.
Допускается применение вместо (или совместно) весов других весовых устройств (тензостанции и т.п.), поверенных в установленном порядке и обеспечивающих точность измерений, соответствующую приложению А.
9.3.4.2 Перед испытаниями ПА должен быть:
- в технически исправном состоянии, очищен от грязи;
- полностью укомплектован ПТВ и ОТВ в соответствии с ТУ;
- полностью заправлен ГСМ;
- освобожден от посторонних предметов.
Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового шасси.
Массу боевого расчета допускается имитировать балластом из расчета 80 кг плюс 20 кг персонального снаряжения на каждого члена личного состава. При этом 85% груза размещается на сидениях и 15% - на полу кабины и салона.
9.3.4.3 При испытаниях определяют:
- снаряженную массу ПА;
- полную массу ПА;
- распределение снаряженной массы на дорогу через шины передних и задних колес;
- распределение полной массы ПА через шины передних и задних колес;
- распределение снаряженной массы через шины правой и левой колеи;
- распределение полной массы через шины правой и левой колеи;
- вместимость цистерны для воды;
- вместимость пенного бака;
- вместимость сосуда для огнетушащего порошка.
9.3.4.4 Проверку массы (взвешивание) проводят при неработающем двигателе, расторможенных колесах, выключенных передачах, разблокированных мостах, закрытых дверях кабины, салона и кузова. ПА должен устанавливаться на весы колесами передней и задней оси, левого и правого бортов соответственно видам испытаний, установленным в 9.3.4.3.
При въезде ПА на платформу и при съезде с нее весы должны быть остановлены (заблокированы).
9.3.4.5 Вместимость цистерны для воды и бака для пенообразователя проверяют путем взвешивания ПА на весах после выдачи ОТВ насосом или по показателям счетчика расхода воды при заполнении цистерны и бака для пенообразователя ОТВ.
Остаток воды в цистерне, не вырабатываемый после выдачи насосом, определяется с помощью технического мерника вместимостью 0,02 м3, в который сливается остаток воды из цистерны через сливной кран (пробку).
9.3.4.6 Количество вывозимого порошка определяется как разница между массой ПА с порошком и массой ПА без порошка.
Остаток порошка после срабатывания установки порошкового пожаротушения должен составлять не более 5% массы загруженного порошка.
9.3.4.7 Значения определяемых показателей должны соответствовать требованиям 5.1.1; 5.1.4; 5.1.5; 5.3.2.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.5 Определение удельной мощности
9.3.5.1 Удельная мощность ПА определяется расчетом как отношение номинальной мощности двигателя базового шасси, установленной в нормативной документации на это шасси, к полной массе ПА, определенной в соответствии с методом 9.3.4.
9.3.5.2 Величина удельной мощности ПА должна соответствовать требованиям 5.1.2.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.6 Определение размерных параметров
9.3.6.1 Проверку основных размеров ПА и его составных частей проводят на ровной горизонтальной площадке по методике ГОСТ 22748.
Контроль размеров осуществляется с помощью рулетки по ГОСТ 7502, линейкой металлической по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм. При измерениях используют деревянную рейку размером 40 x 40 x 4000 мм.
9.3.6.2 ПА должен иметь полную массу, а при измерении высоты находиться в снаряженном состоянии.
Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового шасси. Износ шин - не более 30%.
9.3.6.3 При испытаниях определяют следующие параметры:
- габаритные размеры ПА (длина, ширина, высота);
- базу ПА;
- дорожный просвет;
- углы въезда и съезда;
- размеры салона для личного состава, высоту расположения подножек, размеры сидений для личного состава.
Погрешность измерений основных наружных размеров, на которые не указаны допуски, устанавливается в соответствии с приложением А.
9.3.6.4 Значения измеряемых размерных параметров должны соответствовать требованиям 4.5; 5.1.13; 5.1.14; 5.1.16; 5.3.11; 5.3.22; 5.4; 5.7.13; 5.16.10; 5.16.11 и 5.16.12.
Результаты измерений заносятся в протокол. В протоколе также указывается, какому агрегату принадлежит низшая точка при замере дорожного просвета.
9.3.7 Определение скоростных свойств
9.3.7.1 При испытаниях определяют:
- максимальную скорость ПА;
- время разгона ПА до заданной скорости.
9.3.7.2 Испытаниям подвергается технически исправный ПА при полной массе с агрегатами, прогретыми до рабочей температуры пробегом в течение времени не менее 30 мин.
Двигатель, трансмиссия и шины должны пройти надлежащую обкатку и пробег в соответствии с инструкцией предприятия - изготовителя базового шасси.
9.3.7.3 Средства измерений, условия (дорожные, атмосферные) и методика испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 22576.
Погрешность измерений не должна превышать значений, соответствующих приложению А.
9.3.7.4 Результаты испытаний должны соответствовать требованиям 5.1.15.
9.3.7.5 Испытания на максимальную скорость проводятся на ровной дороге с искусственным покрытием.
9.3.7.6 Измерительный участок дороги должен быть длиной не менее 1000 м.
9.3.7.7 Максимальная скорость должна быть установлена не менее чем за 100 м до начала измерительного участка. Движение должно осуществляться при полной подаче топлива (педаль до упора).
Максимальную скорость, км/ч, определяют по формуле
, (1)
где S - длина мерного участка, м;
t - время прохождения мерного участка, с.
За окончательную величину максимальной скорости принимается среднее арифметическое значение результатов двух заездов в противоположных направлениях.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.8 Определение эффективности тормозной системы
9.3.8.1 Критериями оценки эффективности тормозной системы являются:
- длина тормозного пути;
- скорость замедления ПА;
- величина уклона, на котором удерживается ПА с полной массой и в снаряженном состоянии;
- герметичность системы пневматических тормозов.
9.3.8.2 Эффективность тормозной системы определяют в соответствии с национальными ТНПА.
9.3.8.3 Техническое состояние ПА при испытаниях определяется в соответствии с 9.3.7.2.
Нарушение герметичности системы пневматических тормозов при испытаниях не должно приводить к падению давления воздуха при неработающем компрессоре более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 30 мин при свободном положении органов управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами. Контроль давления следует проводить по показаниям штатного манометра шасси.
9.3.8.4 Испытаниям подвергается ПА в полной оперативной готовности с заполнением цистерны на 50, 60, 75, 90 и 100%.
Допускается массу личного состава имитировать балластом с соответствующим закреплением его от перемещений с соблюдением требований 9.3.4.2.
9.3.8.5 Средства измерений, условия (дорожные, атмосферные, климатические) и методика испытаний - в соответствии с национальными ТНПА.
При испытаниях должна быть обеспечена максимальная погрешность измерений установившегося замедления +/- 4,0%, тормозного пути +/- 2,5%, времени срабатывания +/- 0,03 с, начальной скорости торможения +/- 1,5 км/ч.
Погрешность измерения остальных параметров - в соответствии с приложением А.
9.3.8.6 Пожарный автомобиль считают выдержавшим испытания по проверке эффективности тормозной системы, если значения полученных при испытаниях показателей соответствуют требованиям [1], а также условиям 5.2.12 при любой степени заполнения цистерны согласно 9.3.8.4.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.9 Определение угла поперечной статической устойчивости
9.3.9.1 Угол поперечной статической устойчивости определяют на стенде опрокидывания с платформой, имеющей соответствующие грузоподъемность и размеры. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости не менее чем на 50°.
Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие фиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание ПА.
Стенд опрокидывания, используемый для испытаний, должен быть аттестован.
9.3.9.2 Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.
При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра не должна быть более 5 м/с. Поверхность платформы должна быть сухой, свободной от грязи и льда.
9.3.9.3 Техническое состояние ПА при испытаниях должно соответствовать 9.3.7.2. Заливные горловины баков, сосудов и переливные трубы должны быть герметически закрыты. Давление в шинах должно соответствовать требованиям технической документации на шасси.
Масса ПА при испытаниях - в соответствии с 9.3.8.4.
9.3.9.4 Пожарный автомобиль устанавливают на платформе стенда таким образом, чтобы продольная ось платформы и направление движения колес были параллельны оси наклона платформы с отклонением не более чем на 1,5°. При испытаниях должны быть включены стояночный тормоз и низшая передача.
Сбоку от колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, устанавливают опорные брусья высотой от 20 до 100 мм.
9.3.9.5 Измерение углов поперечной статической устойчивости ПА проводят по обеим сторонам ПА.
Увеличение угла наклона платформы производят плавно до тех пор, пока не произойдет отрыв всех колес одной стороны от поверхности платформы. При возникновении колебаний жидкости в емкостях ПА испытания прекращают до успокоения жидкости.
9.3.9.6 За результат испытаний принимают значение минимального угла, получаемое в процессе измерений при опрокидывании ПА на правую и левую сторону.
Пожарный автомобиль считают выдержавшим испытания, если значение угла поперечной устойчивости, определенное при испытаниях, соответствует требованиям 5.1.17 при любой степени заполнения цистерны согласно 9.3.8.4.
Результаты испытаний оформляют протоколом.
9.3.10 Определение параметров насосной установки
9.3.10.1 Испытания проводятся на испытательных стендах при перекачивании воды температурой до 30 °C. Температура воды должна измеряться в подводящем трубопроводе или резервуаре.
Допускается проведение испытаний на открытом водоисточнике, обеспечивающем требуемую высоту всасывания и имеющем объем не менее 100 м3.
9.3.10.2 Перед испытаниями насосная установка должна быть подвергнута обкатке в одном или нескольких режимах в течение отведенного времени в соответствии с ТД на конкретную модель ПА.
При обкатке визуально контролируется отсутствие явлений, свидетельствующих о недостатках конструкции, изготовления или сборки (повышенный шум, вибрация, перегрев и т.п.).
9.3.10.3 Испытания проводятся при температуре окружающего воздуха и влажности в соответствии с климатическим исполнением ПА.
9.3.10.4 При испытаниях измеряются подача и напор насосной установки.
В процессе испытаний определяются:
а) параметры насоса (ступени) нормального давления;
б) параметры насоса (ступени) высокого давления;
в) параметры насоса (ступени) нормального давления, при которых обеспечивается номинальный режим работы насоса (ступени) высокого давления.
9.3.10.5 Снятие показаний приборов при испытаниях должно производиться только при установившемся режиме работы приводящего двигателя насосной установки.
9.3.10.6 Подача насоса измеряется на выходе из насоса при отключенных системах дозирования пенообразователя и дополнительного охлаждения двигателя.
9.3.10.7 Измерение подачи насоса (ступени) нормального давления производится с помощью стволов-водомеров с мерными насадками, согласно приложению Б, при подаче через штатные рукава по ГОСТ 7877.
Подача насоса определяется в зависимости от давления перед насадком по показаниям манометров, установленных на стволе-водомере.
Допускается определение подачи воды объемным методом с использованием счетчиков воды по ГОСТ 14167 или с помощью расходомерного устройства класса точности не более 2,5 с предельной относительной погрешностью определения +/- 3%.
9.3.10.8 Измерение подачи насоса (ступени) высокого давления производится объемным методом при подаче воды через штатные рукава (рукав) со стволами (стволом) высокого давления в отградуированный мерный бак вместимостью 0,2 м3 с водомерным стеклом (цена деления 1 мм).
Расстояние между отметками уровней выбирается таким образом, чтобы время замера составляло не менее 20 с. Время заполнения мерного бака определяется секундомером с точностью измерения до 0,1 с и с предельной относительной погрешностью определения +/- 3%.
9.3.10.9 Напор насоса определяется по показаниям мановакуумметров класса точности не более 2,5 с предельной относительной погрешностью +/- 3% (ГОСТ 2405).
Отбор давления, используемого для определения напора, проводится в местах, предусмотренных конструкцией насоса, в соответствии с ГОСТ 6134.
Определяемый напор представляет собой арифметическую сумму абсолютных значений давления на выходе из насоса и разрежения на входе в насос.
Допускается определение напора с использованием штатных мановакуумметров насосной установки соответствующего класса точности.
9.3.10.10 Частоту вращения вала насоса при испытаниях контролируют по показаниям штатного тахометра насосной установки или других приборов, обеспечивающих предельную относительную погрешность определения +/- 1%.
9.3.10.11 Определение параметров насоса (ступени) нормального давления проводят на стенде (водоеме) с геометрической высоты всасывания 1,5; 3,5 и 7,5 м при номинальной частоте вращения вала насоса.
Геометрическая высота всасывания измеряется с помощью измерительной рулетки по ГОСТ 7502. Допускаемое отклонение +/- 0,1 м.
В зависимости от высоты всасывания определяют:
- при h = 3,5 м - параметры номинального режима;
- при h = 1,5 м - максимальную подачу при установленном напоре;
- при h = 7,5 м - подачу при номинальном напоре с максимальной высоты всасывания.
При испытаниях к всасывающему патрубку (патрубкам) насоса присоединяют всасывающие рукава диаметром 125 мм и длиной 4 м с всасывающей сеткой в следующем количестве:
- при h = 1,5 и 3,5 м - 2 шт.;
- при h = 7,5 м - 2 - 3 шт.
Всасывающие рукава с сеткой погружают в резервуар (водоем).
К напорным патрубкам насоса присоединяют пожарные рукава диаметром 77 мм и длиной по 20 м с соединительными головками в следующем количестве:
- при h = 1,5 и 3,5 м - 2 шт.;
- при h = 7,5 м - 1 шт.
Определение параметров производится в соответствии с 9.3.10.7 и 9.3.10.9.
Относительные предельные погрешности результатов испытаний определяют в соответствии с приложением D ГОСТ 6134.
9.3.10.12 Определение параметров насоса (ступени) высокого давления проводят при его работе от цистерны с подачей компактной струи воды по размотанному рукаву рукавной катушки через штатный ствол-распылитель.
Определение параметров - в соответствии с 9.3.10.8.
9.3.10.13 Параметры насоса в соответствии 9.3.10.4, перечисление в) определяют в следующем порядке:
- включают насос в работу на один ствол-распылитель высокого давления при номинальной частоте вращения, фиксируют показания приборов;
- снижают частоту вращения, изменяя степень открытия напорной линии нормального давления (начиная с закрытого положения) и выводят насос снова на номинальную частоту вращения;
- поддерживая частоту вращения, определяют характеристики ступени нормального давления, при которых еще будут обеспечиваться номинальные параметры ступени высокого давления;
- повторяют испытания при двух работающих стволах-распылителях.
9.3.10.14 Измеренные значения и вычисленные параметры заносятся в протокол, в котором указывают геометрическую высоту всасывания, диаметр, длину и количество всасывающих и напорных рукавов, тип и условный проход всасывающей сетки, а также температуру забираемой из резервуара (водоема) воды.
За оценочные показатели принимают вычисленные параметры подачи и напора по результатам не менее трех испытаний при условии расхождения их значений не более чем на 5%.
9.3.10.15 За окончательный результат принимается среднеарифметическое значение данных, полученных при измерениях.
Результаты испытаний должны соответствовать требованиям таблицы 1 и 5.7.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.11 Испытания вакуумной системы
9.3.11.1 При испытаниях вакуумной системы определяют:
а) время заполнения насоса водой при геометрической высоте всасывания 7,5 м;
б) герметичность насоса и коммуникаций;
в) значение и время создания наибольшего разрежения в насосе;
г) время подачи воды через ручной ствол при заборе ее с наибольшей высоты всасывания.
9.3.11.2 Контроль давления и разрежения при испытаниях осуществляется по показаниям мановакуумметров согласно 9.3.10.9, контроль времени - по секундомеру с точностью измерения до 0,1 с и с предельной относительной погрешностью +/- 3%.
Условия испытаний - согласно 9.3.10.1 и 9.3.10.3.
9.3.11.3 Время заполнения насоса водой при высоте всасывания 7,5 м определяют при длине всасывающей линии 8 м. Все задвижки, вентили и краны насоса должны быть плотно закрыты, если иное не оговорено ТД на насос.
Отсчет времени заполнения насоса водой для насосных установок, оборудованных автоматической вакуумной системой, проводится с момента включения вакуумной системы при номинальной частоте вращения вала насоса до момента появления в напорной полости насоса избыточного давления 5 кгс/см2, контролируемого по штатному манометру на напорной полости насоса.
Для насосных установок, оборудованных струйным вакуумным насосом с ручным управлением, время забора воды контролируют по загоранию контрольной лампочки "вода в насос" или появлению воды из напорного патрубка.
Время заполнения насоса при высоте всасывания 7,5 м не должно превышать 40 с для насосов с подачей до 40 л/с и 60 с - для насосов с подачей 41 л/с и более.
9.3.11.4 Герметичность насоса и коммуникаций, включающих системы заполнения насоса с двумя всасывающими рукавами (по длине) диаметром 125 мм, определяется по скорости падения разрежения. Создаваемое разрежение должно быть не менее 0,075 МПа (0,75 кгс/см2).
При испытаниях на конце всасывающей линии устанавливается заглушка, все задвижки, вентили и краны должны быть плотно закрыты. Разрежение создается включением вакуумной системы.
Значение разрежения и его падения контролируется по показаниям штатного вакуумметра, отвечающего требованиям 9.3.10.9, время - по секундомеру.
Падение разрежения не должно превышать 0,015 МПа (0,15 кгс/см2) за 2,5 мин.
9.3.11.5 Значение наибольшего разрежения в насосе и времени его создания определяют при всасывающей линии длиной 8 м и без нее.
При испытаниях плотно закрывают все задвижки и краны насоса и коммуникаций, на конец всасывающей линии (напорный патрубок) ставят заглушки.
Включают вакуумную систему и секундомером определяют время создания разрежения.
Значение создаваемого разрежения должно быть от 0,073 до 0,076 МПа (0,73 до 0,76 кгс/см2) за время:
- в объеме насоса - не более 20 с;
- с присоединенной всасывающей линией длиной 8 м - не более 40 с.
9.3.11.6 Определение времени подачи воды через ручной ствол производят при геометрической высоте всасывания от 7,0 до 7,5 м, длине всасывающей линии 8 м и напорной линии длиной 20 м с ручным стволом любого типа.
Отсчет времени начинается с момента включения вакуумной системы и заканчивается в начале подачи воды через ствол.
Допускаемое время подачи воды через ручной ствол определяется ТД на конкретную модель ПА.
9.3.11.7 Параметры вакуумной системы ПА определяют по результатам не менее трех испытаний при условии расхождения их значений не более чем на 5%. За окончательный результат принимается их среднеарифметическое значение.
9.3.11.8 Вакуумная система считается выдержавшей испытания, если обеспечиваются положительные результаты испытаний по всем перечислениям 9.3.11.1.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.12 Испытания водопенных коммуникаций
9.3.12.1 При испытаниях водопенных коммуникаций насосной установки определяют:
а) удобство управления запорно-регулирующей арматурой;
б) срабатывание запорно-регулирующей арматуры под рабочим давлением;
в) герметичность соединений и запорно-регулирующей арматуры;
г) время заполнения цистерны водой с помощью насоса (с точностью +/- 10 с);
д) работу пеносмесителя с всасыванием пенообразователя из посторонней емкости.
9.3.12.2 Контроль давления при испытаниях производится по показаниям штатных манометров насосной установки, обеспечивающих точность и погрешность измерений согласно 9.3.10.9.
Контроль времени - по секундомеру с точностью измерений до 0,1 с, условия испытаний - по 9.3.10.3.
9.3.12.3 Путем выполнения операций по включению и выключению насосной установки, а также посредством внешнего осмотра проверяют удобство доступа к органам управления запорно-регулирующей арматурой.
Для определения удобства управления насосной установкой в зимнее время оператор должен работать в утепленных перчатках.
Переводом рукояток и маховичков в крайние положения определяют, не мешают ли их перемещению какие-либо элементы конструкции машины, и оценивают удобство управления ими.
9.3.12.4 Проверка запорно-регулирующей арматуры на срабатывание производится под рабочим давлением.
При избыточном давлении на выходе из насоса попеременно открывают и закрывают каждый из запорных органов.
Задвижку (кран) на трубопроводе "цистерна - насос", а также вентиль возвратного трубопровода системы дополнительного охлаждения открывают и закрывают при неработающем насосе.
При открытии и закрытии входного вентиля системы дополнительного охлаждения вентиль ее возвратного трубопровода должен находиться в открытом положении.
9.3.12.5 Проверяют герметичность соединений и запорно-регулирующей арматуры при открытых запорных органах. На напорных патрубках и лафетном стволе устанавливают заглушки. Напорную линию ступени высокого давления опрессовывают при закрытом запорном органе ствола-распылителя.
Герметичность соединений проверяют пробным давлением, равным 1,25 Pраб (рабочего давления). Пробное давление должно создаваться насосом ПА. Герметичность ступени высокого давления проверяют при номинальном давлении.
Продолжительность испытаний определяется временем, необходимым для осмотра коммуникаций, но не менее 5 мин. Просачивание воды через стенки деталей в местах соединений, каплеобразование не допускаются.
9.3.12.6 Для проверки времени наполнения цистерны водой используют цистерну, опорожнение которой произведено с помощью насоса ПА.
Наполнение цистерны проводят при полностью открытой задвижке на трубопроводе "насос - цистерна".
Испытания проводятся в следующем порядке:
- полностью закрывают все запорные органы;
- производят пуск насоса;
- открывают задвижку (кран) на трубопроводе "насос - цистерна" и включают секундомер;
- на насосе устанавливают избыточное давление не более 0,4 МПа (4 кгс/см2).
Момент заполнения цистерны определяется по появлению воды из переливной трубы.
Время заполнения должно соответствовать требованиям ТД на конкретную модель ПА.
9.3.12.7 Проверка работы пеносмесителя производится с забором пенообразователя из посторонней емкости. Давление на ступени нормального давления устанавливается не менее 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), на всасывающей магистрали - не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см2).
В процессе испытаний определяются:
- удобство присоединения рукава для всасывания пенообразователя;
- возможность полного забора пенообразователя из емкости, стоящей на земле рядом с машиной;
- удобство включения пеносмесителя в работу.
Допускается проводить испытания на воде вместо пенообразователя.
Всасывание пенообразователя из посторонней емкости не должно вызывать срыв водяного столба при работе насоса из открытого водоема или от цистерны.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.13 Испытания стационарного лафетного ствола
9.3.13.1 Испытания проводятся для проверки соответствия лафетного ствола требованиям настоящего стандарта.
9.3.13.2 Испытания разделяются на:
- проверку удобства управления лафетным стволом;
- проверку работоспособности лафетного ствола.
9.3.13.3 Испытания проводятся при температуре воздуха в пределах положительных значений, указанных в ТД на конкретную модель ПА, при скорости ветра не более 0,5 м/с. Направление ветра боковое, под углом (90 +/- 10)° к направлению струи.
9.3.13.4 Методы испытания лафетного ствола - в соответствии с национальными ТНПА.
Расход ОТВ через лафетный ствол допускается определять весовым способом как разность масс ПА до и после испытаний, отнесенную к времени выдачи ОТВ.
9.3.13.5 Угловая скорость определяется как отношение замеренных предельных углов поворота лафетного ствола к времени углового перемещения и должна соответствовать требованиям 5.8.2.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.14 Испытания системы обогрева салона
9.3.14.1 Испытания проводятся в целях проверки соответствия эффективности системы обогрева салона требованиям настоящего стандарта.
9.3.14.2 При испытаниях определяются:
- температура окружающего воздуха, а также температура в кабине и насосном отсеке;
- скорость движения автомобиля во время замеров температуры;
- время нагрева воздуха в кабине и насосном отсеке, а также воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке;
- время падения температуры воздуха в кабине и воды в цистерне от нормальной до минимальной;
- эффективность системы подогрева.
Испытания проводятся в следующем порядке:
- определяют температуру окружающего воздуха, которая не должна быть выше минимальной, указанной в ТУ, а также температуру в кабине, насосном отсеке, воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке;
- включают нагревательные элементы;
- замеряют время подогрева до нормальной температуры, установленной требованиями 5.4.20;
- замеряют время падения температуры в перечисленных объектах до минимально допустимых значений;
- проверяют эффективность подогрева объектов с включенной системой за время часового пробега пожарного автомобиля со скоростью от 50 до 70 км/ч путем замера падения температур.
9.3.14.3 Эффективность системы отопления кабины должна соответствовать национальным ТНПА.
Результаты испытаний оформляют протоколом.
9.3.15 Испытания системы дополнительного охлаждения двигателя
9.3.15.1 Испытания проводятся для проверки соответствия системы дополнительного охлаждения двигателя требованиям ТД на базовое шасси.
В испытаниях определяется эффективность системы дополнительного охлаждения двигателя при стационарном отборе мощности.
9.3.15.2 Испытания проводятся при работе насоса в номинальном режиме от водоисточника при температуре окружающего воздуха, которая не должна быть ниже максимальной, указанной в ТУ на ПА.
9.3.15.3 Испытания проводятся в следующем порядке:
- запускают и прогревают двигатель до нормальной рабочей температуры, указанной в инструкции завода - изготовителя шасси, контролируя ее по указателю температуры, установленному на щитке приборов шасси;
- включают насос;
- открывают полностью вентили системы дополнительного охлаждения, при этом фиксируют время.
Насос должен непрерывно проработать время, соответствующее продолжительности непрерывной работы пожарного автомобиля в номинальном режиме при максимальной температуре окружающего воздуха, указанной в ТУ на ПА.
9.3.15.4 При описанных выше условиях система дополнительного охлаждения двигателя должна полностью обеспечивать необходимый температурный режим двигателя при стационарном отборе мощности, установленный ТУ на базовое шасси, а также оптимальный температурный режим коробки передач и коробки отбора мощности.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.16 Испытания на топливную экономичность
9.3.16.1 Испытания на топливную экономичность проводят согласно ГОСТ 20306.
9.3.16.2 Расход топлива в режиме движения "по тревоге", "по типовому маршруту" городского цикла проводят при полной массе ПА согласно справочному приложению В.
9.3.16.3 Контрольный (часовой) расход топлива при работе в стационарном режиме на привод спецагрегатов определяется при работе насосной установки в номинальном режиме.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.17 Определение внешнего шума
9.3.17.1 Определение внешнего шума ПА при движении и стационарно проводят согласно национальным ТНПА.
9.3.17.2 Уровень шума в рабочей зоне оператора насосной установки измеряют при работе насоса в максимальном режиме с подачей воды по напорным рукавам.
9.3.17.3 При испытаниях микрофон устанавливают на высоте (1,70 +/- 0,05) м и расстоянии (0,20 +/- 0,05) м от проема двери насосного отсека при заднем расположении пожарного насоса, а при расположении насоса в кабине личного состава - на высоте (1,20 +/- 0,05) м и расстоянии (0,50 +/- 0,05) м от панели приборов и ориентируют в направлении источника шума.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.18 Определение внутреннего шума
9.3.18.1 Определение внутреннего шума ПА проводят согласно национальным ТНПА.
9.3.18.2 Уровень шума для ПА со средним расположением насосной установки измеряют в салоне для личного состава и на рабочем месте оператора при работе насоса в максимальном режиме с подачей воды по напорным рукавам.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.19 Определение уровня загазованности в кабине и на рабочем месте оператора
Содержание продуктов неполного сгорания моторного топлива в воздухе кабины ПА и на рабочем месте оператора определяют по ГОСТ 12.1.005 при работающем двигателе как при движении, так и стационарно, при работе ПА на привод спецагрегатов в максимальном режиме.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.20 Определение уровня вибрации
9.3.20.1 Уровень вибрации определяется при движении ПА в кабине, салоне для личного состава и стационарно при работе на привод спецагрегатов на рабочем месте оператора.
9.3.20.2 Измерение уровня вибрации производится при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с минимальной и максимальной рабочими нагрузками.
9.3.20.3 Величину общей и локальной вибрации следует измерять согласно требованиям ГОСТ 12.1.012.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.21 Определение конструктивной прочности
9.3.21.1 Конструктивная прочность ПА проверяется в условиях пробеговых испытаний на дорогах специального назначения автополигонов.
Пробеговые испытания проводятся заводом-изготовителем на стадии предварительных испытаний.
9.3.21.2 Непосредственно перед началом пробеговых испытаний и в конце их, а также на протяжении всего испытания с интервалом от 50 до 300 км пробега (в зависимости от типа дорожного покрытия) следует проводить контрольные работы (согласно РЭ), а также осуществлять проверку работоспособности насоса и коммуникаций с максимальной подачей воды через ручной и лафетный стволы в течение не менее 60 с.
9.3.21.3 Нарушение целостности конструкции, крепления съемного оборудования, потеря работоспособности узлов и агрегатов ПА не допускаются.
9.3.21.4 Протяженность пробеговых испытаний должна быть не менее значения гарантийного пробега на конкретный ПА (с учетом эквивалентности пробега на специальных дорогах) и устанавливаться в специальной программе, согласованной с заказчиком, но не менее 7500 км.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.22 Определение уровня освещенности
9.3.22.1 В ходе испытаний с помощью люксметра определяется освещенность в кабине, рабочей зоне оператора и в отсеках ПА от естественного источника, от местных источников и суммарная.
9.3.22.2 При определении освещенности в светлое время суток от естественного источника местное освещение не включается.
9.3.22.3 Измерение уровня освещенности производится в каждой контрольной точке на расстоянии 0,1 м от освещаемой поверхности. При измерении освещенности в темное время суток и определении суммарной освещенности в светлое время суток двигатель ПА должен быть прогрет и выведен на номинальный режим работы холостого хода.
9.3.22.4 Перед измерением освещенности в каждой контрольной точке все возможные потребители электроэнергии, влияющие на общий баланс мощности бортовой энергосистемы, выводятся на номинальный режим работы и замеряется напряжение бортовой сети ПА.
9.3.22.5 Колебания напряжения бортовой сети ПА не должны превышать +/- 1 В от номинального напряжения для испытуемого образца.
9.3.22.6 Уровень освещенности в каждой контрольной точке должен соответствовать требованиям 5.10.7.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.23 Определение параметров установки порошкового пожаротушения
9.3.23.1 Расход лафетного порошкового ствола, кг/с, определяется путем замера массы ПА до и после выпуска ОТВ с фиксированием времени подачи, которое должно обеспечивать опорожнение емкости не менее чем на 20% массы заряда.
9.3.23.2 Расход ручного порошкового ствола, кг/с, определяется путем замера массы ОТВ (подача по рукаву Ду 50 длиной не менее 20 м), собранного в отдельную емкость, с фиксированием времени подачи, которое должно составлять не менее 30 с.
9.3.23.3 Дальность порошковой струи при подаче лафетным или ручными стволами определяется путем замера максимального расстояния от насадка ствола до специального модельного очага пожара класса B, расположенного на оси струи и потушенного при подаче ОТВ. Расстояние между модельными очагами равно (1,0 +/- 0,1) м.
9.3.23.4 Проверка усилий, необходимых для поворота лафетного ствола вокруг вертикальной оси и наклона вверх и вниз относительно горизонтальной плоскости, прилагаемых к рукояткам рычага управления по касательной к траектории движения рукояток, проводится при подаче порошка через лафетный ствол. Контроль усилий осуществляется динамометром по ГОСТ 13837.
Значения усилий должны соответствовать требованиям ГОСТ 21753.
9.3.23.5 Герметичность порошковой установки проверяется дважды - до начала пробеговых испытаний на расстояние 100 км и после них, при этом перед началом пробеговых испытаний сжатый воздух из коммуникаций и порошкового сосуда должен быть выпущен. Распределение пробега по видам дорог - согласно 8.7.2.
Герметичность порошковой установки проверяется последовательным созданием давления:
а) в коммуникациях высокого давления - от 15 до 16 МПа (от 150 до 160 кгс/см2);
б) в коллекторе низкого давления - рабочего давления порошковой установки;
в) в коммуникациях низкого давления и порошковом сосуде - рабочего давления порошковой установки.
Утечка воздуха из коммуникаций высокого давления не допускается.
Падение давления в коллекторе низкого давления не должно превышать 0,2 МПа (2 кгс/см2) за 30 мин, а падение давления в коммуникациях низкого давления и сосуде - 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) за 30 мин.
Контроль давления производится по показаниям штатных манометров установки, контроль времени - по секундомеру с точностью измерения до 1 с.
Места значительной утечки определяются на слух, незначительные - с помощью мыльной эмульсии.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.24 Испытания на непрерывную шестичасовую работу насоса
9.3.24.1 Испытания проводятся при работе насосной установки в номинальном режиме при максимальной температуре окружающего воздуха, указанной в ТД на конкретную модель ПА.
9.3.24.2 В случае оборудования ПА комбинированным насосом давление на ступени высокого давления поддерживается номинальным, вода подается через ствол высокого давления.
Подача насоса (ступени) нормального давления поддерживается максимально возможной, обеспечивающей указанный режим работы насоса (ступени) высокого давления.
Испытания проводятся по циклограмме режимов, установленной в национальном ТНПА на данный насос для испытаний по безотказной наработке.
9.3.24.3 Испытания проводятся по 9.3.10.
Геометрическая высота всасывания при испытаниях - от 1,5 до 3,5 м.
9.3.24.4 В процессе испытаний контролируются:
- температура окружающей среды - по ртутному термометру класса точности 1,5;
- температура перекачиваемой воды - по ртутному термометру класса точности 1,5;
- температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя - по указателю шасси;
- температура масла в агрегатах системы трансмиссии - по дистанционному термометру с погрешностью измерения +/- 1 °C;
- температура электролита - по термометру класса точности 1,5, погружаемому в электролит через отверстие для заливки электролита в аккумуляторную батарею;
- давление масла в системе смазки двигателя - по штатному манометру шасси;
- частота вращения вала насоса - по штатному тахометру насосной установки;
- напор на насосе - по сумме абсолютных значений показаний мановакуумметров класса точности не более 2,5 на входе в насос и на выходе из него;
- подача насоса - по методикам 9.3.10.7 и 9.3.10.8.
9.3.24.5 При достижении предельной температуры охлаждающей жидкости в двигателе и масел в агрегатах системы трансмиссии, установленной инструкцией на базовое шасси, включается система дополнительного охлаждения.
9.3.24.6 Замеры параметров при испытаниях производят через каждые 30 мин.
9.3.24.7 Контрольный часовой расход топлива при работе насосной установки определяют в следующем порядке:
- замеряют количество топлива в топливном баке перед испытаниями;
- замеряют количество топлива в топливном баке через каждый час работы;
- замеряют количество топлива в топливном баке после работы насосной установки в течение 6 ч.
9.3.24.8 Результаты испытаний считаются положительными, если обеспечивается оптимальный тепловой режим двигателя и коробки отбора мощности, соответствующий инструкции на базовое шасси, в течение всего периода испытаний, а вместимость топливного бака при полной его заправке достаточна для обеспечения непрерывной работы насосной установки без дозаправки.
Результаты испытаний оформляются протоколом.
9.3.25 Оценка цветографической схемы, специальных световых и звуковых сигналов
9.3.25.1 Цвета покрытия наружных поверхностей ПА должны соответствовать национальным ТНПА.
9.3.25.2 Работоспособность специальных световых и звуковых сигналов должна проверяться согласно национальным ТНПА.
Результаты оформляются протоколом.
9.3.26 Проверка работы осветительной мачты
9.3.26.1 Проверку работы механизмов подъема-опускания осветительной мачты и ориентации прожекторов в пространстве следует проводить путем подъема мачты на максимальную высоту с остановкой в промежуточных точках (с шагом 0,5 м) и поворотом прожекторов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
9.3.26.2 В процессе проверки контролируются следующие параметры:
- плавность работы механизма подъема-опускания (мачта должна выдвигаться и опускаться без заеданий и рывков);
- работоспособность прожекторов;
- эффективность работы световой индикации, информирующей о положении осветительной мачты (в выдвинутом рабочем или в транспортном);
- максимальная высота подъема прожекторов над уровнем земли;
- эффективность работы механизма ориентации прожекторов в пространстве;
- диапазон углов поворота прожекторов в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
- эффективность тормозного устройства осветительной мачты.
Результаты испытаний оформляются протоколом.