ГОСТ 34350-2017. Межгосударственный стандарт. Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний
5.10 Требования к дополнительному электрооборудованию
5.10.1 Устройства освещения и световой сигнализации базового шасси, подвергшиеся доработке при изготовлении ПА, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769, [2], [3], [4], [5], [6], [8], [9], [10].
5.10.2 Требования к ПА с напряжением бортовой сети 24 В приведены в 5.2.16.
5.10.3 Дополнительное электрооборудование должно обеспечивать:
- подачу специальных звуковых и световых сигналов в соответствии с национальными ТНПА и ТД на конкретную модель ПА;
- освещение рабочих зон и отсеков;
- сигнализацию о наличии открытых дверей и о других аварийных режимах;
- работу средств связи, контрольных приборов пожарной надстройки, указателей, дополнительных подогревателей и т.п.
Дополнительное электрооборудование должно соответствовать требованиям, указанным в ТД на конкретную модель ПА.
5.10.4 При подключении дополнительного электрооборудования должен быть обеспечен баланс мощности источников питания при максимальном количестве включенных потребителей во всем диапазоне условий эксплуатации, включая наиболее неблагоприятное их сочетание (зима, ночь и т.д.).
5.10.5 При монтаже дополнительного электрооборудования и проводки должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности.
5.10.6 Пожарные автомобили должны быть оборудованы противотуманными фарами и фарами-искателями в передней и задней части ПА.
Управление передней фарой-искателем должно осуществляться из кабины с правого крайнего места.
Требования к размещению и подключению противотуманных фар - по ТД на конкретную модель ПА.
Требования к силе света фар-искателей - по ТД на конкретную модель ПА.
5.10.7 Внутреннее освещение ПА должно обеспечивать четкую видимость маркировки, делений на шкалах указателей, измерительных и контрольных приборов.
Уровень освещенности должен быть не менее:
- для указателей, контрольных и измерительных приборов, маркировки элементов системы управления в кабине и насосном отсеке - 20 лк;
- для кабины и салона - 10 лк;
- для отсеков кузова с ПТВ - 10 лк.
5.10.8 Салон должен быть оборудован плафонами внутреннего освещения с автономным включением.
5.10.9 В зоне правого крайнего сиденья в кабине водителя (рабочее место командира отделения) должен быть размещен светильник местного освещения (или предусмотрено место для его размещения и подключения), не ослепляющий водителя.
5.10.10 Пожарный автомобиль должен быть оснащен выключателем аккумуляторной батареи (отключателем массы) базового шасси.
5.10.11 Пожарные автомобили, имеющие насосные установки, должны быть оборудованы счетчиком времени наработки насоса с погрешностью измерения +/- 4%.
5.10.12 Электрическая проводка, проходящая внутри отсеков кузова, должна иметь разъемы, позволяющие демонтировать узлы и агрегаты пожарной надстройки без демонтажа электропроводки.
5.10.13 Каждая электрическая цепь питания любого элемента дополнительного электрооборудования должна оснащаться плавким предохранителем (или автоматическим размыкателем), облегчающим быстрый поиск неисправностей в системе. Предохранители рекомендуется монтировать в одном блоке.
Цепи, питающие устройства с малым потреблением тока, могут оснащаться общим предохранителем, при условии, что сила проходящего через него тока не будет превышать 16 А.
5.10.14 Все провода должны быть надежно защищены и прочно укреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.
Отверстия и вырезы для прохода проводов через элементы кузова или шасси должны иметь защиту (обработку или обрамление) для предохранения изоляции проводов от повреждения.
5.10.15 Все провода должны быть надежно изолированы и выдерживать воздействие температуры и влажности.
Ни в одном из проводов дополнительной электрической цепи не допускается ток, сила которого превышает допустимое значение для данного провода, с учетом способа его установки и максимальной окружающей температуры.
5.10.16 Длина жил проводов должна быть с запасом не менее 50 мм на переоконцевание.
Выводы электрооборудования (контактные зажимы и т.п.) и провода должны иметь маркировку.
5.10.17 На ПА должен быть предусмотрен зажим по ГОСТ 21130 для подключения защитного заземления. Место зажима должно быть отмечено знаком заземления по ГОСТ 21130. Контактная поверхность устройства заземления должна иметь противокоррозионное покрытие с высокой электропроводностью.
Место размещения заземляющего зажима должно быть электрически связано с выходными патрубками для подачи воды от насоса.
Заземление должно осуществляться с помощью неизолированного медного многожильного провода сечением не менее 10 мм2, снабженного специальным устройством крепления к заземляющим конструкциям.
Заземляющее устройство должно соответствовать национальным ТНПА.