БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34350-2017. Межгосударственный стандарт. Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

5.3 Требования к компоновке

5.3.1 Пожарные автомобили должны состоять из следующих основных частей:

- базового шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения личного состава, включая водителя;

- отсеков кузова для размещения насосной установки и пожарно-технического вооружения;

- сосудов для огнетушащих веществ;

- насосной установки с коммуникациями;

- дополнительной трансмиссии привода насосной установки;

- установки порошкового тушения;

- лафетного ствола;

- дополнительного электрооборудования;

- системы дополнительного охлаждения двигателя.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения ПА могут быть оборудованы дополнительными устройствами, а также в них могут отсутствовать одна или несколько из перечисленных составных частей.

В состав ПА, оборудованных стрелой (комплектом колен), дополнительно должны быть включены следующие составные части:

- несущая рама с выносными опорами;

- подъемно-поворотное устройство;

- стрела (комплект колен);

- люлька, лифт (по требованию заказчика);

- средства электрогидравлического управления движениями стрелы и выносными опорами.

5.3.2 Компоновка составных частей на раме должна обеспечивать распределение массы ПА между осями в соответствии с ТД на конкретное шасси. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25% полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением +/- 1% полной массы.

5.3.3 При недостаточном компоновочном пространстве для выполнения требования 5.3.2 допускается производить удлинение рамы, согласованное с предприятием - изготовителем базового шасси, при условии выполнения требований 5.1.14.

5.3.4 Крупногабаритное оборудование (ручные лестницы и т.п.) допускается размещать на крыше ПА, при этом должно быть выполнено требование 5.1.11.

Размещение всасывающих рукавов совместно с всасывающими сетками допускается в пеналах или коробах, предназначенных для их хранения.

Оборудование, размещаемое на крыше, не должно ухудшать параметры обзорности базового шасси.

5.3.5 В зависимости от назначения и климатического исполнения ПА насосная установка может иметь среднее (в салоне или переднем отсеке) или заднее (в насосном отсеке) расположение.

При заднем расположении насоса должен быть предусмотрен обогрев насосного отсека для нормальной работы насосной установки при отрицательных температурах воздуха, установленных для конкретного ПА.

Аналогичные условия должны быть обеспечены и для ствола-распылителя высокого давления с рукавной катушкой.

5.3.6 Форма цистерны выбирается исходя из компоновочных особенностей конкретной модели ПА. При этом высота расположения центра тяжести цистерны с водой должна обеспечивать выполнение требований 5.1.17.

5.3.7 Крепление надстройки к раме шасси должно производиться с учетом рекомендаций предприятия - изготовителя базового шасси.

При отсутствии рекомендаций выбранная схема крепления должна быть согласована с изготовителем базового шасси.

Не допускается точечное крепление сосудов для огнетушащих веществ на раме шасси и использование их в качестве несущих элементов для крепления отсеков кузова.

5.3.8 Должна быть обеспечена подвижность надстройки относительно салона при угловых колебаниях рамы. Применение единой (цельнометаллической) конструкции кабины с салоном и надстройки не допускается.

В случае применения эластичного соединения отдельных отсеков кузова должна быть обеспечена подвижность отсеков относительно друг друга.

5.3.9 Зазор над задними колесами при наибольшем их ходе (расстояние от верхней точки колеса до внутренней поверхности колесной ниши при полной массе ПА) должен быть не менее:

- 100 мм - для ПА на неполноприводном шасси;

- 200 мм - для ПА на полноприводном шасси.

Задние колеса должны иметь брызговики.

5.3.10 Компоновка автомобиля должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и деталям, подлежащим обслуживанию и контролю в эксплуатации.

5.3.11 По условиям компоновки допускается перенос топливного бака с его штатного места на базовом шасси, а также установка резервного бака, соединенного с основным. При переносе не допускается размещать заливную горловину топливного бака, а также сам топливный бак в кабине и салоне.

На ПА с дизельным двигателем климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 топливный бак и система подачи топлива должны быть утеплены и оборудованы системой обогрева.

Заливная горловина топливного бака должна быть доступна только снаружи автомобиля и не должна выступать за прилегающую наружную поверхность кузова в зоне размещения горловины.

Заливная горловина должна быть расположена на расстоянии не менее 500 мм от любого дверного проема салона, если топливный бак предназначен для бензина, и не менее 250 мм - если он предназначен для дизельного топлива; возможность попадания топлива на выхлопную систему должна быть исключена.

5.3.12 Конструкция крепления топливного бака при его переносе должна быть надежной, а сам он не должен выступать за габаритную ширину кузова ПА.

Размещение дополнительных топливопроводов должно максимально обеспечивать их защиту от повреждений; перекосы, изгибные деформации и вибрации всей конструкции ПА не должны вызывать чрезмерных напряжений в топливопроводах или нарушать их герметичность в условиях эксплуатации.

5.3.13 Компоновка дополнительной трансмиссии привода насоса на раме шасси - по ТД на конкретную модель ПА.

Карданный вал должен быть отбалансирован не ниже 5-го класса точности согласно ГОСТ ИСО 1940-1.

5.3.14 Ударно-прочностные характеристики салона - согласно [14] и национальным ТНПА.

Компоновка и крепление пожарного оборудования на крыше ПА должны способствовать сохранению жизненного пространства салона при опрокидывании.

5.3.15 Пожарные автомобили должны быть оборудованы травмобезопасными подножками и поручнями, если высота низа проема двери салона - более 400 мм от уровня дороги (земли).

В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм.

5.3.16 Площадки на крыше и открытые платформы, предназначенные для работы, должны иметь ограждение по периметру высотой не менее 100 мм и покрытие, препятствующее скольжению.

5.3.17 Лестницы для подъема на крышу или площадку должны иметь ступени шириной не менее 150 мм, глубиной не менее 180 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 300 мм. Высота первой ступени над землей - не более 600 мм. Ступени лестницы должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение поднимающегося вверх человека. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы диаметром от 20 до 40 мм и высотой не менее 100 мм от плоскости кузова. В технически обоснованных случаях тетивы лестницы могут служить поручнями, а высота первой ступени может достигать 700 мм.

5.3.18 Компоновка лафетного ствола на крыше должна исключать возможность попадания огнетушащих веществ на лобовое стекло в начале и при окончании их подачи. В случае необходимости над лобовым стеклом должен устанавливаться защитный козырек. Козырек не должен снижать обзорность с места водителя.

На ПА с кабиной любого типа должно быть обеспечено удобство протирки лобовых стекол. При переднем расположении кабины для удобства протирки стекол должны быть предусмотрены площадки и поручни, если высота верхней кромки стекла составляет более 1900 мм от уровня дороги.

5.3.19 Расположение запасного колеса определяется компоновкой ПА с учетом обеспечения его оперативного съема и установки.

Расположение запасного колеса не должно быть определяющим при оценке параметров проходимости автомобиля, за исключением климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150.

5.3.20 Выхлопная труба системы выпуска отработавших газов двигателя ПА не должна быть направлена в сторону оператора, находящегося у органов управления работой ПА.

По требованию заказчика для отвода выхлопных газов ПА должен комплектоваться гибким рукавом длиной не менее 4 м с быстросъемным разъемом для подсоединения к выхлопной трубе системы выпуска газов.

5.3.21 На автомобиле должны быть предусмотрены места для установки регистрационных государственных знаков транспортных средств в соответствии с национальными ТНПА.

5.3.22 Габаритные размеры ПА не должны превышать следующие значения:

- длина - 12,00 м;

- ширина - 2,55 м (для изотермических кузовов ПА допускается максимальная ширина 2,60 м, если это не противоречит правилам дорожного движения);

- высота (в снаряженном состоянии) - 4,00 м (для аэромобильного исполнения - не более 3,2 м).