ГОСТ 12.0.230.4-2018. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ
7 Организация проведения идентификации опасностей
7.1 Идентификация опасностей должна проводиться организацией:
а) в случаях, если ранее такая идентификация не проводилась;
б) при любых изменениях (пункт 4.10.2 ГОСТ 12.0.230).
Идентификация опасностей может также проводиться организацией во всех случаях, когда организация считает это целесообразным и/или необходимым.
Идентификация опасностей может проводиться организацией в плановом или внеплановом порядке.
7.2 Идентификация опасностей может проводиться выборочно для наиболее проблемных объектов или видов производственной деятельности организации. Однако, такая практика выборочной идентификации оправдана только при наличии хотя бы однажды проведенной в целом по организации идентификации опасностей.
7.3 Идентификация опасностей должна в обязательном порядке выполняться на стадии проектных работ, а впоследствии также на стадиях строительства, эксплуатации, модернизации, ремонта, консервации и утилизации производственных объектов.
7.4 Идентификация опасностей проводится организацией собственными силами или с привлечением сторонних экспертных организаций и/или сторонних квалифицированных специалистов (экспертов по идентификации опасностей), имеющих опыт работы в сфере идентификации опасностей.
Примечание - От уровня квалификации лиц, проводящих идентификацию, зависит ее качество, а, следовательно, и качество всех вытекающих из нее последующих мероприятий по оценке риска воздействия и выработке мер управления рисками.
7.5 Идентификацию опасностей наиболее целесообразно проводить силами специальной комиссии, создаваемой организацией, и включающей в себя, как минимум, специалиста по оборудованию, специалиста по производственным процессам, специалиста по энергетике, специалиста по нормированию труда и специалиста по охране труда и/или промышленной безопасности.
Возглавлять комиссию целесообразно одному из членов высшего руководства организацией, например главному инженеру.
На малых предприятиях работу по идентификации опасностей может выполнять отдельный работник, например специалист по охране труда или работник, выполняющий по внутреннему совместительству его функции.
Комиссия или отдельный специалист привлекают к идентификации опасностей руководителей подразделений, представителей работников по охране труда, если таковые имеются, любых иных лиц, привлечение которых необходимо, рационально и целесообразно.
В организациях, где имеются профессиональные объединения работников, следует привлекать наиболее грамотных и социально активных членов таких объединений к идентификации опасностей.
Комиссия по идентификации опасностей может быть объединена с комиссией по оценке риска, создание которой предусмотрено ГОСТ 12.0.230.5.
7.6 Перед началом процесса идентификации опасностей целесообразно организовать целевое специальное обучение привлекаемого для идентификации опасностей персонала приемам и методам проведения идентификации.
7.7 При необходимости организацией могут быть привлечены сторонние организации и/или сторонние квалифицированные специалисты для обучения, консультаций и/или независимой экспертизы всей работы по идентификации или ее отдельных элементов и/или этапов.
7.8 Идентификацию опасностей на конкретных местах и в процессе выполнения конкретных работ рекомендуется проводить на основе "Классификатора опасностей" - локального нормативного документа, создаваемого организацией в рамках действующей системы управления охраной труда применительно к специфике и особенностям своего производства.
"Классификатор опасностей" должен представлять собой полную номенклатуру всех существующих в организации опасностей и создается на основе всей имеющейся информации обо всех возможных опасностях данного производства.
Для сбора данной информации по мере необходимости изучаются материалы, находящиеся в бумажном или электронном видах, в том числе:
а) нормативные правовые акты национального законодательства, нормативная техническая документация государства, субъектом права которой является организация, а также аналогичная документация международных органов;
б) документация на здания и сооружения, производственные участки, рабочие места, оборудование и инструменты, материалы, изделия и т.п., используемые на производстве;
в) статистические данные и результаты анализа причин инцидентов, опасных происшествий, несчастных случаев повреждения здоровья и случаев профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости;
г) учебные пособия и научные монографии, журнальные статьи и методические рекомендации;
д) инструкции по охране труда, по безопасному ведению работ или аналогичные документы;
е) иные доступные источники информации в любой форме.
Примечание - Создание "Классификатора опасностей требует значительного времени и трудозатрат готовящего его персонала, в том числе в рамках коллективной формы работы - многократных многосторонних консультаций, при необходимости с привлечением независимых сторонних специалистов (экспертов).
"Классификатор опасностей" должен строиться по принципу открытой системы, для которой включение новых опасностей (групп опасностей) практически не требует существенного изменения уже имеющегося в организации классификатора.
7.9 В рамках системы управления охраной труда организации следует создать и закрепить как локальный нормативный документ "Методику идентификации опасностей", содержащую критерии, приемы и методы идентификации опасностей применительно к специфике и особенностям своего производства.
"Методика идентификации опасностей" создается организацией на основе всей имеющейся информации об опасностях данного производства и содержит критерии выявления и фиксации опасностей.
Примечание - Описание основных алгоритмов и процедур по идентификации опасностей, применяемых в зависимости от выбранного(ых) организацией метода(ов) оценки рисков, приведены в ГОСТ 12.0.230.5.
7.10 В результате проведения идентификации опасностей организация создает и закрепляет локальным нормативным актом "Реестр идентифицированных опасностей".
Примечание - В рамках требований национального законодательства "Реестр идентифицированных опасностей" может носить иное наименование.
"Реестр идентифицированных опасностей" является конечным документом, обобщающим результаты проведения идентификации опасностей.
Примечание - Результаты идентификации опасностей, документированные в виде их реестра (предпочтительно в электронной форме) служат исходными данными в процедурах оценки риска и выработки мероприятий по управлению рисками, по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, по улучшению условий труда и совершенствованию системы управления охраной труда организации.
"Реестр идентифицированных опасностей" должен охватывать все идентифицированные опасности:
а) для всего работающего в организации и под контролем организации персонала (собственные работники и иные работающие лица), включая случаи и/или постоянную практику привлечения персонала подрядчиков и субподрядчиков;
б) на всех этапах выполнения работ, предписанных технологией производственного процесса;
в) во всех ситуациях, включая все возможные нештатные, опасные и аварийные ситуации.
Конкретную структуру и порядок ведения "Реестра идентифицированных опасностей" организация определяет самостоятельно в своих локальных нормативных актах, исходя из специфики (особенностей) своего производства и требований национального законодательства.
Наиболее целесообразной структурой "Реестра идентифицированных опасностей" является классическая традиционная структура, увязанная с системой организации производства: рабочие места, подразделения, структурные подразделения, организация в целом. Все идентифицированные опасности описывают в данной структуре.
Организация должна стремиться максимально автоматизировать ведение "Реестра идентифицированных опасностей", в том числе путем его ведения в электронном виде.
7.11 Организации следует всячески мотивировать лиц, задействованных для проведения идентификации опасностей.
