ГОСТ Р 54937-2018/ISO/IEC Guide 71:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды
7.5 Когнитивные способности
7.5.1 Описание
Когнитивные (познавательные) способности - это умение понимать, объединять и обрабатывать информацию, содержащую абстрактные представления, а также упорядочивать идеи, делать соответствующие умозаключения, проводить анализ и обобщение (код ICF: b164). Познавательная способность - это сложный процесс, зависящий от целого ряда умственных функций (код ICF: b1), к числу которых относятся:
1) глобальные умственные функции, такие как интеллект, сознание, темперамент и мотивация;
2) специфические умственные функции, такие как:
- восприятие (способность к распознаванию и интерпретации внешних стимулов);
- внимание (способность к сохранению, переключению, распределению и/или разделению внимания);
- обучение;
- запоминание (способность регистрировать, хранить и/или извлекать информацию при необходимости);
- языковое общение (способность к воспроизведению и пониманию информации);
- рассуждение;
- решение задач на устранение проблем;
- принятие решений;
- чтение;
3) аффективные (эмоциональные) функции.
7.5.2 Нарушения и ограничения
Возникновение нарушений глобальной умственной функции, специфической умственной функции и/или эмоциональной функции возможно у любого лица, вне зависимости от уровня его интеллектуальных способностей, что может привести к ограничениям познавательных возможностей, таким как снижение деловой активности и участия в общественной жизни.
Нарушения и связанные с ними ограничения могут оказывать негативное влияние на способности:
- планировать, инициировать, выполнять и завершать начатые действия;
- упорядочивать собственные намерения и реальные действия;
- сохранять концентрацию своего внимания на важных сигналах и информации, игнорируя отвлекающие факторы;
- работать в многозадачном режиме (т.е. распределять свое внимание по нескольким операциям и задачам или сразу по нескольким элементам одной и той же задачи);
- сохранять накопленный опыт (например, вождения автомобиля);
- сохранять необходимую скорость выполнения операций в рамках решаемых задач и своевременную реакцию на происходящие события;
- сохранять и извлекать требуемую информацию (например, запоминать те или иные эпизоды в привязке ко времени, извлекать из памяти определенные факты);
- воспринимать информацию (например, быстро и точно распознавать слова);
- обучаться;
- делать обобщения и сопоставления;
- решать проблемы от начала до конца, включая этапы их распознавания и идентификации, выбора и реализации решений и оценки результатов;
- сохранять должный уровень понимания и/или самовыражения (например, широту восприятия, коммуникативность, речевую деятельность, беглость речи, грамотность письменного общения, своевременность реакций, понимание наименований, условных знаков и символических обозначений);
- осуществлять самоконтроль и самомотивацию (из-за появления повышенной раздражимости, ригидности, пониженной стрессоустойчивости, замешательства, дезориентации, беспокойства, чувства одиночества и депрессии);
- осуществлять в соответствии с собственными предпочтениями надлежащий выбор способа обучения или способа получения информации, например в текстовой либо графической форме.
Неблагоприятные окружающие условия, такие как высокий уровень раздражающих внешних факторов (мигающий свет, скопления людей), могут беспокоить или приводить в замешательство различных лиц ввиду негативного воздействия вышеперечисленных факторов.
7.5.3 Проектные решения
При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассматриваемых нарушений, необходимо обеспечить:
- предоставление информации о времени и месте действия;
- наличие специальных графиков, программ, сигналов, указывающих на начало и завершение действий;
- предоставление пользователю общей информации об ожидаемом результате до предоставления детализированных сведений;
- соответствующие сигналы обратной связи, наводящие сообщения и напоминания, удерживающие внимание пользователя и оказывающие ему поддержку в течение всего процесса взаимодействия с системой;
- обратную связь, настроенную в соответствии с конкретными нуждами и предпочтениями пользователей;
- создание окружающих условий и форм представления информации, которые стимулируют действия пользователя, но не отвлекают его внимание;
- создание систем и технологических процессов, настраивающихся в соответствии с конкретными ситуациями, способностями и предпочтениями пользователей;
- использование одинаковых методов компоновки, размещения и проектирования элементов обратной связи, а также управляющей логики в аппаратуре сходного типа;
- одинаковые компоновку, расположение и дизайн элементов обратной связи и управляющей логики в продукции сходного типа;
- использование рабочих циклов, устойчивых к ошибкам;
- предоставление достаточных интервалов времени для восприятия информации и адекватного реагирования на нее;
- простую последовательность действий по распаковке, сборке, установке и эксплуатации изделия;
- предоставление информации в различных форматах: например, отображаемый текст может считываться синтезатором и сопровождаться графическим представлением;
- выдачу информации, команд и указаний в форме, удобной для легкого понимания в языковой среде пользователя;
- предоставление в понятном виде информации о требуемом уровне квалификации пользователя;
- создание систем, которые могут использоваться (в разумных пределах) без обращения к инструкции по эксплуатации;
- использование методик, упрощающих процесс обучения (обучение на собственном опыте дает больший эффект, чем запоминание инструкций и многократные тренировки);
- использование многочисленных способов предоставления информации (например, чтение текста синтезатором и применение общеизвестных символических обозначений);
- разработку самоочевидных и легкодоступных маршрутов эвакуации, на которых явным образом отмечаются альтернативные пути следования для лиц с ограниченными возможностями;
- совместимость проектируемых систем с требованиями к соответствующим вспомогательным средствам, изделиям и технологиям.
Примечание - Примерами вспомогательных средств и технологий для лиц с нарушениями умственных способностей служат сопровождающие помощники; компьютеры со специализированным программным обеспечением; карманные компьютеры и планшеты.
Проектные решения, учитывающие нужды людей с разными нарушениями умственных способностей, удобны также и для большинства людей, не страдающих такими расстройствами, поскольку в результате снижается когнитивная нагрузка (например, облегчается доступ к памяти систем, уменьшается число ошибок и облегчается решение сложных проблем).
