БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 54937-2018/ISO/IEC Guide 71:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды

7.2 Сенсорные способности и характеристики

7.2.1 Общие положения

К числу функций сенсорного восприятия, рассматриваемых в настоящем подразделе, относятся:

- функции зрения (см. 7.2.2);

- функции слуха (см. 7.2.3);

- функции осязания (см. 7.2.4);

- функции ощущения вкуса и запаха (см. 7.2.5).

Сенсорные способности человека имеют тенденцию угасания с возрастом.

7.2.2 Функции зрения

7.2.2.1 Описание

Функции зрения (код ICF: b210) связаны с восприятием света и ощущением формы, размера, очертаний, контрастности и цвета визуального раздражителя, а также с различением местоположения объектов, расстояния до них и скорости их движения. Зрительные функции включают множество аспектов, таких как острота зрения, близорукость и дальнозоркость, аккомодация глаза, поле зрения, светоощущение, дальность (или глубина) зрения, адаптация к изменениям уровня освещения и светочувствительность.

7.2.2.2 Нарушения и ограничения

Нарушения и ограничения зрительных функций могут изменяться от незначительного ухудшения зрения до полной слепоты. К числу нарушений и ограничений относятся:

- пониженная способность к отчетливому различению изображений;

- пониженная способность к переключению зрения с близко расположенных объектов на удаленные и наоборот;

- пониженная способность к различению предметов, попадающих в определенную область поля зрения (боковую, верхнюю, нижнюю или центральную);

- пониженная способность к различению цветов, в том числе по причине возрастного пожелтения хрусталика глаза;

- повышенная чувствительность к яркому свету;

- повышенная чувствительность к вспышкам или мерцанию света;

- пониженная способность к различению градаций контрастности;

- пониженная способность к оценке расстояний и скоростей;

- пониженная способность адаптации зрения к изменению уровня освещения;

- пониженная чувствительность к уровню освещения, требующая более яркого света.

Лица, страдающие слепотой, обладают крайне ограниченными зрительными способностями и могут полагаться в получении информации только на другие функции восприятия - например, на слух и осязание.

Лица с нарушениями функций зрения могут получать недостаточную или искаженную визуальную информацию и потому полагаются на звуковое и тактильное восприятие. На эти каналы восприятия могут влиять такие факторы, как размер, яркость (в сравнении с окружающим фоном, включая расположение и смещение относительно поля зрения), яркость и цветовой контраст. Лицам с существенными нарушениями зрения (слабовидящим) часто требуется более высокая контрастность, и для них предпочтителен светлый текст на темном фоне, а не темный текст на светлом фоне. В дополнение к визуальной информации они используют и другие каналы восприятия, такие как слуховой и тактильный.

Неблагоприятные окружающие условия (например, слабое освещение, задымление или туман) могут ухудшать видимость и создавать множество затруднений для большого числа людей.

7.2.2.3 Проектные решения

При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассматриваемых нарушений, необходимо обеспечить:

- использование многочисленных способов предоставления информации, например для слухового или тактильного восприятия в дополнение к зрительному или взамен него;

- выбор надлежащего размера, контраста, формы, светимости, освещенности и расстояния в соответствии с условиями использования системы;

- предотвращение мерцания;

- использование специальных форм кодирования для дополнения или замещения информации, передаваемой с помощью цветового кодирования, например формы или текстуры;

- использование надлежащей структуры и соответствующих свойств применяемых шрифтов: например, размера, межсимвольного интервала, дизайна шрифтов с засечками или без засечек, с прямым или курсивным начертанием, светлого или полужирного в конкретных условиях использования;

- размещение визуальной информации и контроллеров на видном месте, в положении, удобном для регулирования, или дублирование в более доступных местах;

- отказ от использования мигающего текста и мерцающих объектов или экранных отображений, особенно в тех случаях, когда предусматривается их переключение;

- использование отличительных признаков объекта/окружающей среды и/или частей объекта/окружающей среды (включая ориентацию: например, верх/низ, перед/зад, вход/выход);

- применение цветной разметки пола для привлечения внимания к уступам и потенциально опасным участкам;

- применение напольных тактильных индикаторов для привлечения внимания к ступенькам, краям платформ и пешеходным переходам;

- использование светофоров со звуковыми сигналами, отмечающими промежуток времени для безопасного перехода улицы;

- оснащение системы надлежащими вспомогательными средствами и технологиями и обеспечение совместимости с ними.

Примечание - Примерами вспомогательных средств и технологий для лиц со слабым зрением или слепых являются собаки-поводыри, устройства системы глобального позиционирования (GPS) с соответствующим звуковым сигналом, компьютеры со специальными приспособлениями (в частности, с программным обеспечением автоматического чтения информации на экране компьютера диктором или преобразования ее в распечатку шрифтом Брайля), говорящие часы и термометры, специализированные сканеры штрихового кода, карманные компьютеры и планшеты.

 

7.2.3 Функции слуха

7.2.3.1 Описание

Функции слуха (код ICF: b230) обеспечивают обнаружение и восприятие звуковых сигналов, включая речь, и определение местоположения источника, основного тона звукового сигнала, его громкости и качества.

7.2.3.2 Нарушения и ограничения

Нарушения и ограничения слуховой функции могут изменяться от незначительного ухудшения слуха до полной глухоты. К числу нарушений и ограничений относятся:

- пониженная способность к обнаружению полного диапазона звуковых частот и особенно в верхней его части;

- пониженная способность к определению местоположения источника звука;

- пониженная способность к обнаружению звука с малым уровнем громкости, особенно на фоне высокого уровня внешнего шума или при большом расстоянии от источника воспринимаемого звукового сигнала;

- пониженная способность к различению звукового сигнала или речи, особенно на фоне высокого уровня внешнего шума или при большом расстоянии до источника звука;

- пониженная адаптационная способность к внезапным изменениям уровня громкости;

- пониженная способность к различению приоритетной речи при одновременной речи двух или нескольких собеседников;

- повышенная раздражимость звуками некоторых частот и определенными уровнями громкости (гиперакузия);

- пониженная способность к выделению речи в аудиозаписи на фоне других звуков.

Лица с нарушениями слуха полагаются в восприятии звуковой информации на другие сенсорные функции, такие как зрительные и осязательные. При некоторых видах тугоухости лица испытывают трудности в понимании как письменной, так и разговорной речи.

Лица с нарушением слуха могут воспринимать слуховую информацию не полностью либо в искаженном виде. Важную роль в правильном восприятии слуховой информации могут играть частота звука, уровень громкости и разборчивость звуков. Некоторые лица с нарушениями слуха могут также испытывать трудности восприятия слуховой информации при быстром темпе речи. В данном случае они могут использовать для ее восприятия другие сенсорные функции, такие как зрение и осязание.

Неблагоприятные окружающие условия (шум на железнодорожных станциях, в барах, ресторанах) и иностранная речь могут ухудшать слышимость и создавать множество затруднений для большого числа людей.

7.2.3.3 Проектные решения

При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассматриваемых нарушений, необходимо обеспечить:

- использование многочисленных способов предоставления информации, например для зрительного (текст или картинки) либо тактильного восприятия в дополнение к слуховому или взамен него;

- надлежащий выбор уровня громкости, темпа и частоты передачи голосовых сообщений и предупреждений или звуковых сигналов в соответствии с условиями использования системы;

- реализацию настроек громкости в широком диапазоне с использованием множественных частот;

- отсутствие резких изменений громкости звуковых сигналов;

- положительную величину отношения "сигнал - шум" применительно к уровню голосовых сообщений относительно уровня фонового шума;

- оснащение системы надлежащими групповыми вспомогательными акустическими устройствами типа детекторов индукционных петель, инфракрасных датчиков или систем радиосвязи;

- использование аварийных сигнальных устройств, снабженных текстовыми табло по возможности обмена сообщениями на жестовом языке, а также звуковой сигнализацией надлежащего тона и громкости - для снижения риска применительно к лицам с нарушением слуха;

- создание благоприятного акустического окружения путем подавления фоновых шумов и повышения уровня воспринимаемого звукового сигнала;

- оснащение системы надлежащими вспомогательными средствами и технологиями и обеспечение совместимости с ними.

Примечание - Примерами вспомогательных средств и технологий для лиц с нарушениями слуха и глухих являются язык жестов, коммуникационные помощники, вспомогательные звукоусиливающие устройства (ALD), технологии визуальной коммуникации, использование динамических титров, телекоммуникационные устройства для глухих (TDD/TTY), телефоны с текстовым выходом, технология распознавания речевых сигналов, сигнализаторы звука световые и вибрационные, индивидуальные слуховые аппараты и системы (обычные и имплантируемые).

 

7.2.4 Функции осязания

7.2.4.1 Описание

Функции осязания (тактильные функции) (код ICF: b265) обеспечивают восприятие поверхностей и их текстуры или качества. Сюда же относятся функции восприятия температуры, вибрации, тряски, колебаний, поверхностного давления, глубокого давления и др.

7.2.4.2 Нарушения и ограничения

Нарушения и ограничения вследствие пониженного и/или искаженного тактильного восприятия могут быть различного характера. Последствиями таких нарушений и ограничений могут быть:

- пониженная способность к ощущению разницы между объектами, поверхностями, текстурами и т.п.;

- пониженная способность к ощущению температурных и вредоносных раздражителей (например, острых краев или разъедающих веществ);

- пониженная способность к манипулированию используемыми объектами и контроллерами;

- пониженная способность к использованию сенсорных экранов и аналогичных им устройств управления.

Лица с нарушением тактильного восприятия полагаются в получении информации на другие каналы сенсорного восприятия, такие как зрение и слух. Лица с тактильной гиперчувствительностью могут получить травму от объекта прикосновения даже тогда, когда другие в той же ситуации ощутят лишь легкий дискомфорт. Лица с недостаточной тактильной чувствительностью в большей степени подвержены травмам от острых краев и чрезмерно горячих или слишком холодных поверхностей, чем лица, которым более высокая чувствительность помогает своевременно избежать травм.

Неблагоприятные окружающие условия (низкая температура окружающего воздуха) могут привести ко многим типам нежелательных последствий, перечисленным выше.

7.2.4.3 Проектные решения

При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассматриваемых нарушений, необходимо обеспечить:

- использование многочисленных способов предоставления информации, например для обеспечения зрительного либо слухового восприятия в дополнение к тактильному каналу или восприятию информации биометрического контроля;

- использование многочисленных способов управления, таких как визуальный контроль, голосовое управление, сенсорное управление, автоматическое регулирование или дистанционное управление;

- отсутствие в проекте опасных острых кромок, острых краев и шероховатых поверхностей;

- исключение возможности даже случайного соприкосновения с чрезмерно горячими или слишком холодными поверхностями;

- придание различной формы различным изделиям для облегчения правильной идентификации единиц оборудования и их частей, что способствует повышению удобства использования, обслуживания и сборки.

7.2.5 Функции обоняния и вкусовой чувствительности

7.2.5.1 Описание

Функции вкусовой чувствительности (код ICF: b250) - это восприятие рецепторами языка пяти основных видов вкуса: горького, сладкого, кислого, соленого и безвкусного (умами). Обонятельная функция (код ICF: b255) - это функция восприятия рецепторами носа различных ароматов и запахов. Обе функции - вкуса и обоняния - используются совместно для идентификации различных запахов и ароматов.

7.2.5.2 Нарушения и ограничения

Нарушения и ограничения вследствие пониженных и/или искаженных функций вкусовой или обонятельной чувствительностей могут быть весьма различными. Последствиями таких нарушений и ограничений может быть пониженная способность:

- к различению запахов и ароматов;

- идентификации опасных для жизни или токсичных веществ (например, в недоброкачественной пище) или рисков, связанных с задымлением.

Некоторые лица с нарушениями или ограничениями функций вкусовой или обонятельной чувствительностей полагаются в восприятии информации на другие сенсорные функции, такие как зрение, слух и осязание.

Болезненное состояние (например, при простуде или насморке) способно привести ко многим типам нежелательных последствий, перечисленным выше.

7.2.5.3 Проектные решения

При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассматриваемых нарушений, необходимо обеспечить:

- использование многочисленных способов предоставления информации для восполнения или замены информации, получаемой с помощью вкусовой и обонятельной функций;

- указание на этикетках продукции ингредиентов, рекомендуемого срока ее хранения и даты истечения срока годности;

- использование звуковых сигналов для предупреждения людей о возникновении задымления или присутствии опасных химических веществ;

- предоставление информации или специальной маркировки, предупреждающей о наличии сильного запаха или стойкого привкуса;

- минимизацию присутствия ароматических и вкусовых добавок, если они не предусматриваются технологией изготовления пищевой продукции.