БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 54937-2018/ISO/IEC Guide 71:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды

7 Человеческие способности и личностные характеристики

 

7.1 Общие положения

7.1.1 Описание

В настоящем разделе представлена информация о человеческих способностях и характеристиках, а также связанные с ними вопросы проектирования систем. Создание доступной среды в рамках стандартов связано с определением необходимых действий пользователей в сопоставлении с требуемыми для этого способностями, а также с конкретными характеристиками. Требования и рекомендации стандартов могут формироваться с учетом проектных решений.

Приведенная ниже информация о человеческих способностях и характеристиках сформулирована в соответствии со структурой человеческого тела, функциями человеческого организма, их нарушениями и последствиями таких нарушений в аспекте общих ограничений жизнедеятельности и возможностей индивида.

В данном разделе рассматриваются общие вопросы проектирования систем по критерию обеспечения их максимальной доступности для пользователей, но при этом не определяется весь диапазон аспектов проектирования, связанных с рассмотрением всего комплекса создания доступной среды.

Примечание - Более подробная информация о человеческих способностях и характеристиках изложена в [11].

 

Используемая в данном разделе терминология, относящаяся к описанию человеческих способностей и характеристик, напрямую заимствована из применяемой в ВОЗ Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICF); эта терминология имеет кодовые обозначения "ICF: bxxx" - для функций и "ICF: sxxx" - для элементов структуры организма человека. В приложении B представлен обзор способов использования Международной классификации как терминологического ресурса для описания индивидов и их способностей.

7.1.2 Разнообразие человеческих способностей и характеристик

Способности и характеристики человека изменяются на протяжении всего периода от детского до пожилого возраста и при этом существенно разнятся даже среди лиц одной и той же возрастной группы. Ограничения жизнедеятельности и нарушения функций организма в той или иной степени могут присутствовать в жизни многих людей и проявляться в результате безуспешных действий по преодолению различных барьеров, встречающихся как в процессе личного общения, так и в среде жизнедеятельности. Состояние здоровья (например, сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, нервной системы), нарушения функций организма и его структурных элементов и связанные с ними ограничения могут быть временными или постоянными, внешне незаметными и обычно усугубляться с возрастом. Поэтому важно осознавать, что сенсорные, физические и когнитивные ограничения изменяются в диапазоне от сравнительно небольших (таких как незначительное нарушение слуха, зрения, подвижности или памяти) до тяжелых (таких как полная глухота, слепота, паралич и существенная потеря памяти).

Хотя некоторые нарушения могут быть по своему характеру несущественными, их суммарное негативное воздействие способно привести к серьезным ограничениям жизнедеятельности, что и происходит при старении. Конечно, не всем пожилым людям свойственны нарушения функций организма, однако в подавляющем большинстве случаев нетрудоспособность или ограничения возможностей характерны именно для этой демографической группы. Дети с нарушениями также имеют свои специфические потребности, соответствующие ограничениями их жизнедеятельности; однако у них существуют общие нужды и предпочтения, свойственные всем здоровым детям.