ГОСТ Р 58197-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Порядок проведения экспертизы качества автомототранспортных средств. Общие требования
5 Порядок проведения экспертизы
5.1 Объектами исследования при проведении экспертизы являются:
- автотранспортные и мототранспортные средства, их компоненты: агрегаты, узлы и детали, эксплуатационные жидкости и материалы;
- результаты выполненных технологических воздействий по ремонту и обслуживанию;
- факты, сопутствующие события, используемые материалы и технологические процессы изготовления и эксплуатации автомототранспортных средств;
- материалы (документы, предметы соответствующей вещной обстановки, детали, механизмы и т.д.), содержащие, подтверждающие или отражающие фактические обстоятельства, необходимые для подготовки акта экспертного исследования и предоставленные эксперту.
Исследования выполняются экспертом в пределах его специальности и подтвержденной компетенции на строго научной и практической основе, объективно, всесторонне и в полном объеме.
Необходимые объем и методы исследования определяются экспертом на основании предварительного ознакомления с представленными в Заявке данными и материалами.
5.1.1 В силу норм [2] и [1] в отношении товара, на который установлена гарантия качества (гарантийный срок), продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром, транспортировки или хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Если проведение экспертизы качества автомототранспортного средства носит цель получение данных о производственном или эксплуатационном характере дефекта для разрешения возникшего спора, объем и методы исследования определяются в совокупности, достаточной для достижения этой цели. Дополнительные исследования, направленные на установление отдельных свойств, характеристик объекта экспертизы, не обуславливающие такую цель, проводятся только при постановке соответствующих вопросов заказчиком экспертизы.
5.2 При выборе метода, места и времени проведения исследования, обоснования используемой методики экспертом принимаются во внимание как представленные, так и общедоступные документы изготовителя объекта экспертизы, включая нормативно-технические, организационно-технологические документы по обслуживанию, ремонту, хранению и эксплуатации исследуемого автомобиля.
5.2.1 Экспертом должны быть учтены принятые в установленном порядке технические нормы и требования, раскрывающие конструктивные и функциональные особенности исследуемого объекта, допустимые процедуры контроля технического состояния, нормативно-технические и технологические документы, предопределяющие методологию исследования и существенно влияющие в совокупности на точность и допустимость результатов экспертизы.
5.2.2 Использование в этих целях неподтвержденной информации из изданий научно-популярного и рекламного характера не допускается.
5.2.3 В случае необходимости демонтажа и/или разборки (дефектовки) исследуемого объекта только с применением специального оборудования, инструмента и технологии изготовителя необходимые работы выполняются с использованием производственных возможностей официального дилера соответствующего изготовителя автомототранспортного средства, в присутствии эксперта, за счет заказчика экспертизы, если иное не предусмотрено договором на проведение экспертизы.
5.2.4 При использовании для исследования производственных мощностей автообслуживающего предприятия, все оформляемые и итоговые организационно-распорядительные документы, раскрывающие сущность и объемы выполненных технологических воздействий, передаются эксперту в копии, для приобщения к акту экспертного исследования.
Целесообразно получить копии документов, подтверждающих наличие метрологической поверки используемого оборудования и инструмента; при необходимости - копии (на бумажных носителях) документов, раскрывающих сущность и результаты выполненных работ.
5.2.5 Последовательность и промежуточные результаты исследовательских работ должны фиксироваться на бумажном носителе (рабочие записи), с использованием фотографирования или видеозаписи, выполняемых экспертом.
При необходимости, определяемой экспертом, указанные результаты должны визироваться присутствующими лицами.
5.2.6 В случае необходимости выполнения испытательного пробега маршрут и режимы движения определяются экспертом заранее, исходя из целей исследования и дорожно-транспортной обстановки маршрута.
5.2.7 Управление автомобилем в процессе пробега, как правило, осуществляется владельцем, в целях учета физиологических особенностей и манеры вождения собственника (водителя) исследуемого автомототранспортного средства. В необходимых случаях управление автомототранспортным средством может осуществляться экспертом, с разрешения собственника и при выполнении норм федерального законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
5.2.8 Обеспечение присутствия заинтересованных лиц при различных этапах осмотра объекта экспертизы не является обязанностью эксперта; отсутствие таковых не является основанием для отказа эксперта от проведения исследований.
5.2.9 Присутствие заинтересованных лиц при исследованиях, выполняемых в производственной зоне автообслуживающего предприятия, обеспечивается с соблюдением технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.
5.2.10 Присутствующим при осмотре заинтересованным лицам (их представителям) предлагается удостоверить факт, содержание и результаты производимых экспертом действий. Им предоставляется возможность делать замечания по поводу производимых действий, в том числе - документально, обращать внимание эксперта на те или иные обстоятельства. Документальные замечания заинтересованных лиц приобщаются к акту осмотра.
5.3 Экспертное исследование
Определение качества объекта экспертизы, включая возможность его использования по назначению, проводится на основе учета и анализа дефектов, зафиксированных при его осмотре и определенных сравнением текущих показателей параметров качества с требованиями, предусмотренными нормативными актами Российской Федерации или в установленном ими порядке, нормативно-технической и (или) конструкторской документацией изготовителя.
Качество технологических воздействий по обслуживанию и ремонту определяется по результатам воздействия, то есть по техническому состоянию и функционированию обслуженного (отремонтированного) объекта.
В ходе экспертного исследования определяются факты несоответствия одного либо нескольких показателей качества исследуемого объекта их регламентированным значениям; обстоятельства и причины формирования установленных несоответствий. Экспертом должны учитываться фактически полученные данные и теоретические закономерности, имеющиеся для данной предметной области (конструирования, изготовления, эксплуатации объекта экспертизы).
Экспертное исследование состоит из следующих обязательных этапов:
- подготовительный;
- экспертный осмотр;
- аналитический;
- синтетический (сравнительные исследования);
- оценки результатов исследования;
- формулирование выводов.
Процесс исследований, в соответствии с установленными правилами его реализации (методикой исследований), должен обеспечивать на каждом этапе свойства объективности, воспроизводимости, доказательности и точности результатов.
5.3.1 Подготовительный этап
На основании анализа информации, содержащейся в оформленной Заявке экспертом своих специальных познаний и в пределах соответствующей компетенции, определяются конкретные задачи исследования, формирующие общий порядок проведения экспертизы качества автомототранспортного средства.
Утверждение полноразмерной методики исследования на данном этапе нецелесообразно, поскольку эксперт может располагать недостоверными данными, предоставленными заказчиком экспертизы и основанными на органолептическом восприятии неспециалистом внешних признаков проявления дефекта (акустических, визуальных, тактильных и т.п.).
5.3.2 Методически предполагаемый необходимый объем демонтажа и/или разборки (дефектовки) исследуемого объекта определяется экспертом на основании имеющихся косвенных признаков дефекта, назначения и местоположения предполагаемого дефектного объекта (дефекта), с учетом его кинематических и функциональных связей, предопределенных назначением и конструкцией, на основании характера рабочего процесса, векторов воспринимаемых и передаваемых усилий, возникающих при этом механических напряжений и др.
5.3.3 Определение конкретных признаков дефекта может проводиться на основании сравнительного исследования дефектного объекта, путем сопоставления с оригинальным, заведомо исправным, образцом. В качестве такового используется новый аналогичный объект (агрегат, узел, деталь, эксплуатационный материал), поставляемый изготовителем. При отсутствии такового допустимо использовать заведомо исправный объект, имеющийся на полном аналоге исследуемого автомототранспортного средства. В случае применения аналогов в качестве сравнительных образцов экспертом должна быть проведена идентификация аналога по марке, модели и модификации, конструктивным параметрам, периоду изготовления, технологии и месту производства. При проведении исследования такого объекта следует учитывать наличие на образце признаков деградационного износа.
5.3.4 Результатом подготовительного этапа является краткая характеристика, отображающая существенные признаки и техническую сущность дефекта, предполагаемую причину его возникновения и механизм развития, обосновывающие объем и характер, методику и условия выполнения необходимых технологических воздействий, ориентировочную трудоемкость исследований.
5.3.5 Экспертный осмотр при проведении экспертизы
Осмотр объекта заключается в действиях эксперта, направленных на всестороннее, полное, объективное и непосредственное профессиональное восприятие, определение, исследование и фиксацию параметров состояния объекта, а также признаков и следов наличия дефекта.
Для сохранения причинно-следственной связи узлы осматриваются последовательно, исходя из характера их функциональной и конструктивной связи, определенной последовательности взаимодействия при передаче рабочего усилия (перемещения).
Эксперт обязан проводить осмотр лично, на основании и в пределах своих специальных познаний (компетенции).
5.3.6 Осмотр по времени исполнения, объему производства и характеру получаемых результатов может быть основным, повторным и дополнительным.
Основной осмотр представляет собой действия по идентификации объекта, определению параметров, характеризующих техническое состояние объекта в целом, в том числе - условий и обстоятельств эксплуатации, в частности: событий, непосредственно предшествовавших, сопутствовавших и последовавших моменту проявления (обнаружения) признаков дефекта. В процессе основного осмотра производится, при необходимости, демонтаж и разборка, дефектовка части объекта с признаками дефекта, необходимые действия по сохранению вещной обстановки, с фиксацией существующих признаков и параметров объекта, изъятие проб и образцов.
Повторный осмотр проводится в случае необходимости углубленного, возможно - инструментального или лабораторного исследования отдельных элементов уже изученного экспертом объекта.
Дополнительный осмотр проводится в случае необходимости увеличения объема исследований, определившегося по результатам анализа фактических данных основного осмотра, или по представлению на исследование дополнительных материалов.
К уведомлению заинтересованных лиц о проведении основного, повторного и дополнительного осмотра применяются правила, предусмотренные 4.4.
5.3.7 При осмотре объекта экспертизы экспертом проводится:
- определение, исследование и фиксация параметров состояния объекта экспертизы;
- обнаружение, исследование и фиксация признаков (следов) наличия дефекта, имеющих доказательственное значение;
- фиксация иных обстоятельств, обнаруженных при осмотре и имеющих значение для исследования;
- определение и проверка версий о фактических причинах появления дефекта и механизме его развития;
- проверка необходимости проведения исследований в рамках других специальностей.
Исследование объекта и фиксирование полученных результатов выполняются с соблюдением принципа их относимости к предмету экспертизы.
5.3.8 Основной осмотр
Основной осмотр проводится в несколько этапов.
Объем осмотра формируется в процессе исследования объекта экспертизы. В связи с неопределенностью объема его продолжительность (трудоемкость) целесообразно не утверждать заранее.
Осмотр следует начинать с изучения общего вида объекта экспертизы с целью его идентификации: установления наименования, назначения, состояния. При этом выявляются индивидуальные признаки и особенности объекта, указывающие на принадлежность предмета конкретному лицу, условия и интенсивность его эксплуатации, явные дефекты и повреждения.
Фиксируется способ доставки объекта на осмотр.
При выполнении осмотра эксперт проверяет и фиксирует следующие данные:
- марка, модель (модификация) автомототранспортного средства, страна-изготовитель, цвет кузова (кабины - для грузовых автомобилей; платформы - для прицепа), год и месяц выпуска, номер двигателя, его тип и рабочий объем, при наличии - номер кузова, шасси (рамы), идентификационный номер (VIN), государственный регистрационный номер, пробег по одометру;
- данные паспорта автотранспортного средства (технического паспорта, свидетельства о регистрации): серия, номер, кем и когда выдан.
При отсутствии регистрационных документов допускается использовать данные грузовой таможенной декларации, договора купли-продажи или поставки автотранспортного средства:
- фамилия, имя, отчество, адрес гражданина или наименование и юридический адрес юридического лица - собственника автомототранспортного средства, присутствующих на осмотре представителей собственника и заинтересованных лиц, их полномочия;
- соответствие номеров автомототранспортного средства, его агрегатов и цвета окраски записям в представленных документах;
- соответствие комплектации автомототранспортного средства заводской и наличие дополнительного оборудования, оснащения, некомплектность;
- при наличии подтвержденных обременений - реквизиты заинтересованного лица;
- наличие (признаки) и характер внешних дефектов, последствий и признаков механических повреждений панелей и деталей кузова, повреждений объекта экспертизы в целом. Для идентификации обнаруженных признаков и дефектов используются следующие определения: для механических - по ГОСТ Р 57428, дефектов лакокрасочного покрытия - по ГОСТ 9.072, ГОСТ 9.407 и ГОСТ 28246, дефектов кузовов - по [4], разрушения металлических частей - по [5];
- наличие признаков нарушений условий и правил эксплуатации, установленных изготовителем;
- номенклатура выполненных технических обслуживаний и ремонтов и наименования их исполнителей (автообслуживающих предприятий).
5.3.8.1 Для определения дефектного агрегата, узла, детали автомототранспортного средства, после выполнения внешнего осмотра и идентификации объекта экспертизы, выполняется поэлементный осмотр.
Объем осмотра формируется в процессе исследования предположительно дефектного агрегата (узла) автомототранспортного средства. Полнота и качество осмотра объекта обеспечивается применением комбинированного метода, сочетающего компоненты статического и динамического способов.
Для конструктивных частей определяются:
- наименование и назначение части конструкции;
- наличие конструктивной (функциональной) связи с другими частями;
- характеристики дефектной детали (назначение, материал и т.д.);
- возможность выполнения частью (деталью) определенной функции (возможность перемещения, взаимодействия с другими частями, деформации, трещины, задиры, обломы, прогар, раковины, коррозия, негерметичность и прочее).
Для материалов:
- качественный состав материала (композиции);
- количественные характеристики материала и его компонентов (массовые, объемные и т.д.);
- физические и химические характеристики материала в целом (структура, вязкость, прочность и т.д.), которые возможно определить органолептически.
5.3.8.2 Статический способ
Осмотром в статическом состоянии определяются внешний вид и состояние объекта в целом, взаиморасположение и взаимосвязь его частей. При этом осматриваются и фиксируются (обзорной, узловой и детальной фотосъемкой, записями и средствами инженерной графики): идентификационные признаки, общий вид конструкции объекта, включая отдельные части и детали в их неподвижном состоянии, следы перемещений и контактов, наслоений и отложений, деформаций, механических, термических и других повреждений. При необходимости - фиксируются расстояния между отдельными частями и деталями, существующие на данный момент, но изменяющиеся в процессе вероятного демонтажа.
Особое внимание следует уделять обнаружению и фиксации слабовидимых следов, а также микрочастиц и других микроследов.
При выявлении факта замены агрегата (узла, детали) следует установить: какие агрегаты (узлы, детали) использованы в качестве замены - новые или отремонтированные; оригинальные, аналогичные, или взаимозаменяемые - других моделей (модификаций); для частей, подлежащих обязательной сертификации - наличие сертификатов.
5.3.8.3 Динамический способ
Осмотру динамическим способом подвергаются все двигающиеся части и детали узла. Перемещение происходит под воздействием прилагаемого усилия эксперта и имитирует рабочие движения части или детали узла. Контактные и поверхности трения тщательно и подетально осматриваются со всех сторон, обнаруженные несоответствия, в том числе, изменение конструкции, перемещения и контакты, не предусмотренные конструкцией, фиксируются.
При необходимости - фиксируются векторы перемещения отдельных частей и деталей.
К динамическому способу осмотра также относятся испытательный пробег и техническое диагностирование.
При испытательном пробеге органолептическим методом определяются косвенные, акустические и тактильные признаки наличия дефекта, отмеченного при движении автомототранспортного средства, локализуется его местоположение в конструкции исследуемого объекта. Фиксация получаемых данных выполняется с помощью видео- или аудиозаписи, тактильно, с последующим вербальным отображением.
При технической диагностике инструментальными методами определяются косвенные признаки произошедших изменений объекта, причин этих изменений на основе исследований свойств и состояния объекта, без его разборки, по совокупности диагностических параметров, измерением величин структурных параметров, характеризующих его состояние и сопоставления их с нормативами при натурном моделировании процесса движения. Методом исключения, пошаговой проверкой указанных признаков конкретизируется местоположение дефекта - агрегат, узел, система. Результаты технической диагностики, при наличии необходимого интерфейса, сохраняются в полном объеме на бумажном носителе и заверяются предприятием, выполнявшем ее.
Объем работ по осмотру динамическим способом определяется задачами экспертного исследования и техническими возможностями используемого оборудования.
Исследования по параметрам, определяющим безопасность эксплуатации объекта, установленным [3], в обязательном порядке проводятся техническим диагностированием.
5.3.8.4 По применению статического и/или динамического способа осмотра определяется необходимость и целесообразность выполнения дальнейших исследований, связанных с разборкой (демонтажем) дефектного агрегата, узла, системы.
Разборка выполняется только в присутствии эксперта, фиксирующего фотосъемкой ход работ. Работы продолжаются до момента обнаружения детали - носителя дефекта.
Деталь - носитель дефекта, детали, функционально и конструктивно сопряженные с ней, в случае необходимости, изымаются экспертом для проведения дальнейших исследований.
При лабораторном исследовании детали - носителя дефекта, идентифицируются: наименование и назначение детали в соответствии с номенклатурой изготовителя; вид, местоположение и ориентация дефекта относительно главных осей детали, геометрические параметры самой детали и дефекта, в том числе следы износа, трещины, деформации, несоосность и непараллельность детали; сопутствующие проявления дефекта как на самой детали, так и на конструктивно и функционально сопряженных, признаки изменения условий (параметров) функционирования детали, узла, агрегата, системы, вызванные дефектом.
Полученные фактические показатели состояния детали сравниваются в той же номенклатуре, с данными технической документации изготовителя или аналогичными параметрами образца, отобранного для сравнительного исследования.
При наличии существенных механических повреждений или разрушений материала детали экспертом выполняются фрактографические исследования излома, фиксация данных, необходимых для прочностных расчетов.
5.3.8.5 Осмотр кузова (кабины, рамы, грузовой платформы)
Техническое состояние (качество) кузова (кабины, рамы, грузовой платформы) определяется прочностными характеристиками его конструкции (деталей), контролируется геометрическими параметрами и состоянием защитных покрытий, регламентируемых нормативно-техническими документами.
При внешнем осмотре определяется взаиморасположение и наличие повреждений деталей (панелей) кузова (кабины, рамы), их силового каркаса, состояние лакокрасочного, противошумного и антикоррозийного покрытий, локализация повреждений.
Состояние (геометрия) кузова (кабины, рамы), его деталей, определяется следующими основными геометрическими параметрами:
- величинами зазоров по дверям, капоту и крышке багажника (двери задка);
- положением осей (подвесок, мостов), их взаимным и расположением относительно главных осей конструкции автотранспортного средства;
- углами установки управляемых колес.
При осмотре определяется качество навески дверей кузова (кабины), капота и крышки багажника (двери задка), бамперов и пр. При наличии дефектов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы) - деформации, перекосов, несоосности, непараллельности, изменения нормируемых зазоров, характеризуемых линейными параметрами, необходимо выполнить измерения в соответствии с нормативно-технической и технологической документацией изготовителя.
Размеры проемов окон, дверей, капота и крышки багажника (двери задка), зазоров между ними, расположения осей (подвесок, мостов), приведены в нормативно-технической документации изготовителей.
Присутствие перекоса и смещения передней и задней осей (подвесок, мостов) определяется на основании геометрических свойств прямоугольников, измерением диагональных и продольных размеров между парными симметрично расположенными точками конструкций передней и задней осей (подвесок, мостов, основания кузова, рамы), выполняемых на строго горизонтально расположенном объекте (подъемник, смотровая канава, эстакада), обеспечивающим свободный доступ к основанию кузова (рамы) и с использованием специализированных стендов.
Испытания на увод проводятся на специализированном диагностическом стенде, предназначенном для определения боковой силы (увода).
При отсутствии возможности использования диагностического стенда испытания проводятся в эксплуатационных режимах движения в соответствии с установленными методиками и условиями проведения испытаний в эксплуатационных режимах движения.
5.3.8.6 Осмотр лакокрасочного покрытия автомототранспортного средства
Исследование качества лакокрасочного покрытия автомототранспортного средства экспертом при проведении экспертизы проводится исключительно в объеме, ограниченном его специальностью (компетенцией). Исследование качества лакокрасочного покрытия по вопросам, разрешение которых в соответствии с установленными методиками требует применения специальных познаний в других областях знаний, проводится только с привлечением эксперта соответствующей специальности и подтвержденной компетенции.
Наличие дефектов лакокрасочного покрытия кузова (кабины, рамы, грузовой платформы) и других составных частей объекта определяется органолептически, инструментальными методами выполняется исследование толщины и свойств адгезии лакокрасочного покрытия.
Осмотр лакокрасочного покрытия осуществляется в условиях рассеянного естественного или искусственного освещения, на расстоянии не менее 0,3 м от осматриваемой поверхности. Осматриваемая поверхность должна быть чистой и сухой.
Имеющиеся дефекты покрытия фиксируются с использованием вербального описания, определением геометрических параметров, локализацией местоположения относительно главных осей автомототранспортного средства, фотографированием.
Специальные методы исследования лакокрасочного покрытия, применяемые инструменты и оборудование, используемые термины и определения, типы дефектов и их характеристики применяются по ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.072, ГОСТ 9.407, ГОСТ 28246, ГОСТ 31993, ГОСТ 15140, ГОСТ 7593.
Исследование коррозионных повреждений выполняется по ГОСТ 5272, ГОСТ 9.311, ГОСТ 9.908.
Вследствие различия конструкций объектов и технологий изготовителей по нанесению защитных и лакокрасочного покрытий, предусматривающих раздельную обработку частей объекта (кузова, кабины, рамы, грузовой платформы и их съемных деталей), пространственную ориентацию при окраске, репрезентативные данные о толщине покрытия получают на основе совокупности измерений не менее чем в пяти точках, четыре из которых симметрично располагаются по периметру исследуемой части, пятая - в ее геометрическом центре. Измерения выполняются отдельно по базовой детали и отдельно - по каждой съемной (условно-съемной). Размещение точек замеров и полученные результаты указываются на схеме объекта исследования.
При наличии коррозионных повреждений контрольные замеры толщины покрытия выполняются в непосредственной близости с очагом коррозии.
Непосредственно очаги коррозии фотографируются с максимально возможным увеличением, позволяющим визуально определить вид и структуру поврежденного покрытия и подложки.
5.3.8.7 Экспертиза качества автомототранспортного средства при возникновении соответствующих вопросов из-за его пожара проводится экспертом исключительно в объеме, ограниченном его специальностью (компетенцией), не включающей установление очага и причины возгорания автомототранспортного средства. С целью установления дефектов и повреждений автомототранспортного средства и возможной взаимосвязи с пожаром экспертом проводятся исследования объекта экспертизы, материальных следов пожара, информации об обстоятельствах его возникновения и развития, зафиксированной в документах органов надзорной деятельности, выводов о причине пожара и очаге возгорания, изложенных в заключении пожарно-технической экспертизы, конструкции объекта пожара и пожароопасных свойствах веществ и материалов деталей, расположенных в очаге возгорания, повреждений, полученных в результате пламенного и термического воздействий пожара, причинно-следственной связи с выполненными работами по обслуживанию или ремонту, условиями хранения объекта.
5.4 Сохранение объектов исследования
Заключительный этап осмотра состоит из мер по сохранению вещной обстановки и неизменности объекта исследования. Это обеспечивает возможность наиболее эффективного повторного или дополнительного осмотра.
Объект в целом либо его часть (деталь), несущие существенные признаки (следы, локальные повреждения и разрушения), могут быть изъяты для специального исследования с использованием более чувствительных и надежных методов в лабораторных условиях. Изъятие проводится без применения разрушающих методов, по местам разъема, предусмотренным конструкцией. Факт изъятия фиксируется в акте осмотра, изъятый объект маркируется экспертом нанесением оригинальной, трудноудаляемой маркировки. Вид, способ нанесения и содержание маркировки также фиксируются. Обеспечение сохранности изъятого объекта возлагается на эксперта. При наличии возможности, с учетом массогабаритных параметров объекта исследований, целесообразно обеспечить его надлежащую упаковку. Для объектов, изъятых для проведения специальных исследований, упаковка может быть одноразовой.
5.4.1 Отбор проб топлива осуществляется из любого разъема топливной магистрали, расположенного после топливного фильтра, по методу средней пробы, объемом 900 - 1500 мл, в чистую, сухую, герметичную тару.
Полученная средняя проба тщательно перемешивается чистым, сухим металлическим стержнем и разливается в три чистые, сухие герметичные емкости объемом 300 - 500 мл. Данные пробы формируют лабораторную и контрольные пробы.
Отбор проб эксплуатационных жидкостей осуществляется из соответствующих емкостей, предусмотренных конструкцией исследуемого объекта, способом, аналогичным отбору проб топлива, объемом 600 - 900 мл. В случае присутствия в емкостях обособленных веществ, в агрегатном состоянии, визуально отличным от стандартного для данной жидкости, экспертом также обеспечивается отбор проб этого вещества, в объеме не менее 100 мл, без перемешивания, также в чистую, сухую, герметичную тару.
Отбор проб эксплуатационных материалов, в зависимости от их агрегатного состояния, выполняется по правилам, рассмотренным выше.
Тара, содержащая пробы, должна быть упакована способом, исключающим свободный доступ к содержимому.
Каждая проба должна сопровождаться информацией, устанавливающей дату, время и место отбора; сведениями, идентифицирующими объект исследования и его собственника; реквизиты эксперта, производившего отбор проб.
Отобранные средние пробы распределяются следующим образом: одна храниться у эксперта или используется для проведения лабораторных физико-химических исследований, выходящих за пределы компетенции эксперта; две других являются контрольными и передаются по акту на хранение - собственнику автотранспортного средства и кому-либо из заинтересованных лиц. Условия хранения должны соответствовать условиям хранения исходного материала, о чем делается предупредительная запись в передаточном документе.
Изъятые для исследования пробы топлива (масел, эксплуатационных жидкостей и материалов) сохраняются у эксперта в течение года со дня выдачи акта экспертного исследования, после чего подлежат утилизации.
5.4.2 Крупногабаритные объекты исследований опечатываются способом, исключающим несанкционированную эксплуатацию, имитацию функционирования объекта, доступ к частям его конструкции, расположенным внутри корпуса (кузова, кабины).
В качестве элементов, фиксирующих состояние объекта на момент окончания осмотра, дополнительных к штатным устройствам и приспособлениям, являющихся частью конструкции объекта, следует использовать трудносъемные (саморазрушающиеся) метки с индивидуальной невосстанавливаемой маркировкой; например пломбы на основе синтетической самоклеящейся ленты с нанесением образцов подписей специалиста, присутствующих заинтересованных лиц, оттисков печатей.
Размещение меток следует совмещать с конструктивными элементами объекта, облегчающими фиксацию их местоположения (выступы, впадины, ребра жесткости, выступающие части крепежных элементов и т.п.). Расположение меток в обязательном порядке фиксируется фотографированием.
