БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58197-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Порядок проведения экспертизы качества автомототранспортных средств. Общие требования

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автотранспортное средство: Автомобиль или прицеп (полуприцеп) к нему.

3.2 автомобиль: Наземное транспортное средство массой (без учета массы энергоносителей) более 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов), с двигателем максимальной мощностью более 15 кВт, имеющее не менее 4 колес, движущееся за счет взаимодействия ведущих колес с опорной поверхностью и не требующее для длительного движения непрерывного подвода энергии извне.

3.3 агрегат: Укрупненный унифицированный узел машины, обладающий полной, геометрической и функциональной, взаимозаменяемостью и выполняющий определенные функции.

3.4 акт экспертного исследования: Письменный документ о результатах экспертизы, содержащий указания на основания производства экспертизы, данные об эксперте, условия проведения экспертизы, объекты экспертизы, вопросы эксперту, описание процесса экспертного исследования с указанием примененных методик и методов, и полученных промежуточных результатов, установленные экспертом фактические данные, а также выводы эксперта.

3.5 аналог: Объект, подобный по совокупности существенных признаков, функций, адекватно отражающий признаки другого объекта того же назначения; определяется методом сравнения признаков (функций).

3.6

 

базовая деталь: Деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя к ней детали или другие сборочные единицы.

[ГОСТ 23887-79, статья 18]

3.7 воспроизводимость: Свойство идентичности результатов исследований, полученных одним методом, на идентичных испытательных образцах, в разных обстоятельствах, разными операторами, с использованием различного оборудования.

3.8 восстанавливаемый объект: Объект, для которого в рассматриваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.9 деградационный дефект: Дефект, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

3.10 деталь: Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.

3.11

 

дефект: Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Примечание - Адекватным термином, используемым в законодательстве, является "недостаток".

 

[ГОСТ 15467-79, статья 38]

3.12 диагностирование в автотехнике: Исследование объектов автотехнической экспертизы с целью определения их технического состояния, произошедших с ними изменений, причин этих изменений.

Примечание - Диагностирование в автотехнике осуществляется на основе исследований свойств и состояния объекта, как правило, без его разборки, по совокупности диагностических параметров.

 

3.13

 

достоверность данных: Свойство данных не иметь скрытых ошибок.

[ГОСТ Р 51170-98, статья 3.1.11]

3.14

 

значительный дефект: Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.

[ГОСТ 15467-79, статья 44]

3.15 использование по назначению: Процесс функционирования (работы) как объекта в целом, так и его отдельных частей, по назначению.

3.16 исправное состояние: Состояние объекта, в котором он соответствует всем требованиям, установленным в документации на него.

Примечание - Данное понятие охватывает основное техническое состояние объекта, которое характеризуется совокупностью значений параметров, описывающих состояние объекта, а также качественных признаков, для которых не применяют количественные оценки. Номенклатуру этих параметров и признаков, а также пределы допустимых их изменений устанавливают в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

 

3.17 исходные данные: Совокупность сведений об объектах экспертного исследования, содержащихся в материалах, представленных эксперту для решения поставленных перед ним вопросов.

3.18 качественный признак: Признак, выражающий наличие или отсутствие у объекта какого-либо существенного свойства (качества).

3.19

 

качество: Степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, статья 3.6.2]

3.20 качество исполнения: Концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов.

3.21 качество конструкции: Один из аспектов качества товара или услуги, который отражает уровень качества самой конструкции (модели).

3.22

 

качество продукции: Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

[ГОСТ 15467-79, статья 3]

3.23 качество работы: Свойство, признак выполненной работы; соответствие выполненной работы эталону, плану, нормативу.

3.24 качество товара: Совокупность свойств (физических, функциональных, эстетических и др.), обеспечивающих возможность удовлетворять определенные потребности и делающих товар привлекательным для покупателя.

3.25 качество функциональное: Один из аспектов качества товара или услуги, который отражает ту степень, в которой работа или функционирование товаров или услуг удовлетворяет реальные потребности конкретных потребителей.

3.26 комиссионная экспертиза качества автотранспортного средства: Экспертиза, выполняемая двумя или более экспертами одной специальности в случае технической сложности или большого объема исследований.

3.27 компетенция эксперта: Комплекс знаний в области теории, методики и практики экспертизы определенного рода, вида.

Примечание - Различают объективную компетенцию - объем знаний, которыми должен владеть эксперт как специалист, и субъективную компетенцию (компетентность эксперта) - степень владения этими знаниями конкретным экспертом.

 

3.28 комплексная экспертиза качества автотранспортного средства: Экспертиза, выполняемая одновременно экспертами разных специальностей в случаях, когда установление какого-либо обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз, либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта.

3.29 конструктивный дефект: Дефект, возникший из-за несовершенства разработки (конструирования) изделия.

3.30

 

критический дефект: Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

[ГОСТ 15467-79, статья 43]

3.31 методика экспертного исследования: Система рекомендаций по выбору и применению методов исследования объектов экспертизы и формированию необходимой материально-технической базы исследования.

Примечание - Конкретная методика может формироваться в ходе исследования на основе общей методики исследований данного рода (вида) и опыта эксперта с учетом конкретной задачи.

 

3.32 модель транспортного средства: Конкретная конструкция транспортного средства, определяемая исполнением и компоновкой его основных агрегатов и узлов.

3.33 модификация транспортного средства: Вариант конструкции, отличающийся от других вариантов, относящихся к тому же типу.

3.34 мототранспортное средство: Мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы, квадрициклы.

3.35 начало эксплуатации (использования по назначению): Момент ввода изделия в эксплуатацию; событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке.

3.36

 

неисправное состояние: Состояние объекта, в котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных в документации на него.

[ГОСТ 27.002-2015, статья 3.2.2]

3.37 образцы для сравнительного исследования: Материальные объекты, представляемые эксперту для сравнения с идентифицируемыми или диагностируемыми объектами.

Примечание - По характеру признаков подразделяются на образцы, выражающие признаки другого объекта (заведомо исправные аналоги исследуемых объектов), и образцы, выражающие собственные признаки (пробы топлива, эксплуатационных материалов и жидкостей). По способу получения образцы для сравнительного исследования подразделяются на экспериментальные (специально полученные для целей данной конкретной экспертизы) и свободные, т.е. созданные или полученные вне связи с проводимым исследованием.

 

3.38 объект экспертизы: Для целей данного стандарта: автомототранспортное средство, его детали, узлы, механизмы, системы, материалы и эксплуатационные жидкости.

3.39

 

органолептический метод определения показателей качества продукции: Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств.

[ГОСТ 15467-79, статья 28]

3.40 очаг разрушения: Место зарождения разрушения, оцениваемое на изломе.

3.41 повреждение: Начальная стадия механического разрушения - макроскопическое нарушение сплошности материала в результате воздействия внешних сил, превышающих его прочностные характеристики, сопровождается проявлениями упругой и пластической деформаций; характеризуется частичной или полной утратой присущих ему функций.

3.42 пожарно-техническая экспертиза: Исследование поврежденного пожаром объекта с целью установления причин и места возникновения пожара, способствовавших этому обстоятельств и действий (либо бездействия) людей.

3.43 полный аналог: Объект, подобный по совокупности всех существенных признаков, с достаточной полнотой характеризующих исследуемый объект (систему) относительно конкретной задачи исследования.

3.44 последствия дефекта: Явления, процессы, события и состояния, обусловленные возникновением дефекта

Примечание - Критичность дефекта - это совокупность признаков, характеризующих последствия дефекта.

 

3.45 правила эксплуатации: Специальные правила, установленные его изготовителем в сопроводительной документации на товар.

Примечание - В соответствии с нормами ГОСТ 2.610 содержатся в руководстве по эксплуатации, включающим в себя правила, в том числе: использования по назначению; технического обслуживания и ремонта; хранения и транспортирования; утилизации.

 

3.46

 

предельное состояние: Состояние объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

[ГОСТ 27.002-2015, статья 3.2.7]

3.47 предмет экспертизы: Фактические данные о качестве автомототранспортного средства, которые устанавливает эксперт на основе своих специальных познаний.

Примечание - Предопределяется объектом экспертного исследования и вопросами, поставленными на разрешение экспертного исследования.

 

3.48 прицеп: Несамоходное транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Примечание - Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

 

3.49 причина пожара (загорания): Явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара (загорания).

3.50 причина дефекта: Процессы, события и состояния, обусловившие возникновение дефекта объекта.

Примечание - Если работоспособность объекта характеризуется совокупностью значений некоторых технических параметров, то признаком дефекта является выход значений любого из этих параметров за пределы допусков. Кроме того, в критерии отказов могут входить также качественные признаки, указывающие на нарушение нормальной работы объекта.

 

3.51 проба контрольная: Часть средней пробы, предназначенная для повторного или арбитражного испытания при возникновении споров по результатам лабораторных испытаний.

3.52 проба лабораторная: Часть средней пробы, предназначенная для проведения лабораторных испытаний, направленная и доставленная в лабораторию.

3.53 проба средняя: Небольшая представительная часть объединенной пробы вещества, состав и свойства которой идентичны составу и свойствам всей массы анализируемого вещества, предназначенная для проведения испытаний и формирования лабораторной и контрольной проб.

3.54 производственный дефект: Дефект, возникший в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполненного на ремонтном предприятии.

Примечание - При применении указанного термина следует указывать, возник ли производственный дефект в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполненного на ремонтном предприятии.

 

3.55 разрушение материала: Макроскопическое нарушение сплошности материала.

Примечание - Начальное - образование и развитие пор, трещин и других нарушений сплошности; полное - разделение тела на два или более частей, хрупкое (без значительной пластической деформации) и пластическое (или вязкое), усталостное, длительное и др.

 

3.56 ремонт: Комплекс операций, установленный изготовителем, по восстановлению исправности или работоспособности несоответствующей продукции (изделия) и восстановлению ресурсов продукции (изделия) или ее составных частей с тем, чтобы она удовлетворяла заданным эксплуатационным характеристикам, хотя может не соответствовать исходным установленным требованиям.

Примечание - Перевод объекта из предельного состояния в работоспособное состояние осуществляется при помощи ремонта, при котором происходит восстановление ресурса объекта в целом. В ремонт могут входить разборка, дефектовка, замена или восстановление отдельных блоков, деталей или сборочных единиц, сборка и т.д. Восстановление включает в себя идентификацию отказа (определение его места и характер), наладку или замену отказавшего элемента, регулирование и контроль технического состояния элементов объекта и заключительную операцию контроля работоспособности объекта в целом.

 

3.57

 

ресурс: Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния.

[ГОСТ 27.002-2015, статья 3.3.4]

3.58 свойство продукции: Объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации, т.е. при разработке, производстве (изготовлении), испытаниях, хранении, транспортировании, техническом обслуживании, ремонтах и использовании по назначению.

3.59

 

скрытый дефект: Дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

[ГОСТ 15467-79, статья 42]

3.60 специализация эксперта: Определенный класс, род, вид или направление экспертных исследований, которому соответствует компетенция эксперта.

3.61 специальные познания: Профессиональные знания и умения лица, привлекаемого в качестве эксперта, в области науки, техники, искусства или ремесла, подтверждающиеся наличием среднего специального или высшего образования и опыта работы по соответствующей специальности.

3.62 сравнительный метод исследования: Общенаучный эмпирический метод, основанный на сопоставлении идентификационных признаков, присущих двум и более сравниваемым объектам (явлениям, результатам исследований и т.п.), с нормой, образцом или эталоном; позволяющий установить общие и отличительные признаки (свойства) исследуемых объектов, определить в них общие и различные процессы их развития, степень различия.

3.63

 

срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния.

[ГОСТ 27.002-2015, статья 3.3.6]

3.64 техническое состояние: Совокупность подверженных изменению свойств изделия, характеризуемая в определенный момент времени фактическими значениями показателей качества, номенклатура которых установлена в технической документации.

3.65 технологические признаки: Признаки внешнего строения и внутренней структуры изделия, обусловленные технологией изготовления.

3.66 технологический процесс: Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

3.67 технология: Совокупность (система) правил, приемов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности, использования инструментов, оборудования, контроля качества и т.д.

3.68 трасологическое исследование: Исследование следов, следообразующих и следовоспринимающих объектов, механизмов следообразования.

3.69 узел: Часть машины, механизма, установки и тому подобное, состоящая из нескольких более простых элементов (деталей).

3.70

 

услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя услуг.

[ГОСТ Р 50646-2012, статья 3.1.1]

3.71 эксперт: Лицо, обладающее специальными познаниями и привлекаемое для проведения экспертизы.

3.72 экспертиза качества автотранспортного средства: Научно-техническая услуга, заключающаяся в проведении прикладного исследования с применением системы специальных, научных и технических, познаний в области конструирования, производства и эксплуатации объекта экспертизы, выполняемая экспертом, являющимся специалистом в данной области, с целью установления определенных параметров, определяющих качество, работоспособность, причины и время возникновения дефектов, повреждений и неисправностей, а также возможность их обнаружения, и представления научно обоснованного письменного акта экспертного исследования об установленных фактах, отражающего порядок и результаты исследований.

Примечание - Может быть как комиссионной, так и комплексной.

 

3.73 экспертная технология: Совокупность правил, приемов и методик наиболее рациональной и эффективной организации производства экспертиз.

3.74 экспертное исследование: Процесс исследования объектов, представленных на экспертизу с целью получения новых знаний об объекте исследования, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Примечание - Изначально эмпирически устанавливаются новые факты, на основе обобщения которых определяются обстоятельства их проявления. Далее на основе имеющихся для данной предметной области теоретических закономерностей раскрываются эмпирические закономерности проявления этих фактов. В общем виде исследование состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов):

- подготовительной (включая экспертный осмотр);

- аналитической (или стадии раздельного исследования объектов экспертизы);

- синтетической (или стадии сравнительного исследования);

- стадии оценки результатов исследования и формулирования выводов.

Подготовительная стадия: ознакомление с основанием производства экспертизы, материалами, представленными на экспертизу, и иными исходными данными; экспертный осмотр, выдвижение экспертных версий, составление плана исследования, выбор методов и методик исследования и подготовка материальной базы.

Аналитическая стадия - анализ и исследование признаков и свойств каждого из объектов экспертизы порознь, выявление совокупности индивидуализирующих признаков объектов. Как правило, начинается с исследования объекта (его части), затем исследуются признаки сравнительного материала.

Синтетическая стадия - сопоставление комплексов признаков сравниваемых объектов, сравнения объектов экспертизы с эталонами, моделями, стандартами и т.п. Выявление одинаковости, сходства, различия, отклонения объектов от норм. Является основной для решения ряда экспертных задач.

Стадия оценки результатов исследования и формулирования выводов - окончательная оценка, определение оснований для выводов в форме ответов на поставленные вопросы.

Оценка промежуточных результатов осуществляется на всем протяжении исследования.

 

3.75 экспертный причинный анализ (для целей настоящего стандарта): Исследование причинной связи между выявленными дефектами транспортного средства (его деталями, узлами, механизмами), конструктивными решениями, нормами технологии изготовления (обслуживания и ремонта), условиями хранения; нарушениями условий и правил эксплуатации, установленных изготовителем.

3.76 эксплуатационный дефект: Дефект, возникший в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта, установленных изготовителем.

Примечание - При применении указанного термина следует указывать, какие правила и (или) условия эксплуатации, установленные изготовителем автомототранспортного средства в эксплуатационных документах, нарушил его владелец.

 

3.77 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия (автомототранспортного средства), на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Примечание - Эксплуатация изделия включает в себя: использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт [ГОСТ 25866]. Для целей исследования качества следует считать началом эксплуатации (началом полноценного функционирования) момент завершения процесса сборки объекта и его переход в сложно-напряженное состояние, вызывающее износ конструкции.