БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58190-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Боны морские тяжелые для локализации разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Общие технические условия

6 Технические требования

 

6.1 Основные показатели и характеристики

 

6.1.1 БМТ представляют собой плавучий барьер, ограничивающий перемещение и препятствующий распространению пятна ННП по морской акватории.

6.1.2 БМТ состоят из следующих основных частей:

- надводный борт, препятствующий перехлесту ННП через БМТ;

- подводная часть, препятствующая подныриванию ННП под БМТ;

- оконечные соединители, обеспечивающие сборку БМТ из отдельных секций;

- устройства для буксировки БМТ и крепления их к якорям и буям.

6.1.3 Конструкция БМТ должна обеспечивать:

- плавучесть;

- непроницаемость;

- герметичность;

- устойчивость;

- возможность ограждения разлива ННП любой стороной БМТ;

- надежность и безопасность эксплуатации в течение всего срока службы;

- возможность проведения технического освидетельствования, обслуживания, очистки, ремонта.

6.1.4 Конструкция БМТА (в дополнение к 6.1.3) должна обеспечивать:

- устойчивость при буксировке БМТА в мобильном ордере;

- живучесть при потере плавучести одного или нескольких сегментов секций БМТА;

- время установки 200 погонных метров - не более 35 мин.

6.1.5 Каждую секцию БМТ, имеющую воздушные камеры, оснащают клапанами для подачи и стравливания воздуха.

6.1.6 Клапаны для подачи и стравливания воздуха должны иметь надежное крепление к БМТ, быть стойкими к воздействию морской воды и механическим повреждениям, обеспечивать герметичность, не допускать падения давления в воздушной камере в рабочем состоянии. Клапаны не должны выступать за поверхность тела БМТ более, чем на 30 мм.

6.1.7 В комплекте БМТ предусматривают переходники к клапанам воздушных камер для возможности подачи воздуха в секции БМТ различными типами компрессорного оборудования. Тип переходника для конкретной партии БМТ определяется по согласованию с заказчиком.

6.1.8 Оконечные соединители БМТ обеспечивают герметичность и непроницаемость в местах соединения секций, а также надежную фиксацию соединения секций БМТ, гарантирующую целостность соединения при буксировке в линию и мобильном ордере, не допускают падения давления в воздушной камере в рабочем состоянии. В комплекте БМТ предусматривают переходники к оконечным соединителям БМТ для возможности соединения секций БМТ с различными типами оконечных соединителей. Тип переходника для конкретной партии БМТ определяется по согласованию с заказчиком.

6.1.9 БМТА оснащают вспомогательным устройством или устройствами для обеспечения оперативной установки БМТ.

Примечание - Например, БМТА, оснащенные воздушными камерами, допускается поставлять и хранить на механизированной катушке.

 

6.1.10 Основные технические характеристики БМТ приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Основные технические характеристики БМТ

 

Наименование характеристики

Значение характеристики

для БМТС

для БМТА

1 Длина секции (в рабочем состоянии), м, не менее

20

2 Рабочая высота БМТ, мм, не менее

900

3 Рабочая высота борта БМТ, % <1>

От 33 до 50

4 Рабочая осадка БМТ, % <1>

От 50 до 67

5 Отношение общих сил плавучести и веса (в воздухе) БМТ, не менее

3:1

6:1

6 Предел прочности на разрыв материала БМТ, Н/5 см, не менее

12000

7 Разрывное усилие БМТ, Н, не менее

45000

90000

<1> Процент от рабочей высоты БМТ.

 

Примечание - Н/5 см - нагрузка в ньютонах на испытательный образец материала БМТ шириной 5 см.

 

6.1.11 Надводный борт секции БМТ с обеих сторон полотна должен иметь светоотражающие элементы, равномерно распределенные по длине секции БМТ, площадью не менее 0,1 м2 на 1 погонный метр БМТ.

6.1.12 Если в конструкции БМТ предусмотрен балластный груз (например, балластная цепь) для обеспечения устойчивости нахождения БМТ на водной поверхности, он должен быть надежно установлен снизу подводной части БМТ и не допускать произвольных перемещений балластного груза (не предусмотренных процессом эксплуатации БМТ), а также произвольного отсоединения его от полотна БМТ.

6.1.13 Рабочие условия эксплуатации БМТ:

- температура воздуха - от минус 30 °C <1> до плюс 60 °C;

- допускаемая высота волны - 3,5 м;

- допускаемая скорость ветра - 13,8 м/с;

- допускаемая скорость течения водотока - до 1,5 м/с;

- сплоченность льда - до 30%.

Примечание - При эксплуатации БМТ в условиях ледовой обстановки сплоченность льда может быть оценена визуально по шкале сплоченности льда, приведенной на рисунке 1. Шкала сплоченности льда - по [1].

 

--------------------------------

<1> При установлении изготовителем возможности эксплуатации БМТ в морях Северного Ледовитого океана нижнее значение рабочей температуры снижается до минус 60 °C. БМТ с указанным нижним значением рабочей температуры является БМТ в арктическом исполнении.

 

ГОСТ Р 58190-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Боны морские тяжелые для локализации разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Общие технические условия

 

Рисунок 1 - Шкала сплоченности льда

 

6.1.14 При соблюдении рабочих условий эксплуатации БМТ, указанных в 6.1.13, и соответствия БМТ требованиям [2] допускается применение БМТ на акваториях водотоков.

6.1.15 БМТ должны сохранять работоспособность на протяжении всего срока службы при соблюдении рабочих условий эксплуатации.

6.1.16 БМТ должны быть ремонтопригодны.

6.1.17 Основными критериями потери работоспособности, по которым определяют необходимость ремонта или замены БМТ, являются:

- потеря плавучести БМТ;

- потеря непроницаемости БМТ;

- невозможность установки БМТ из-за неисправности клапанов или других составных частей БМТ, нарушения их целостности.

6.1.18 Срок службы БМТ:

- для БМТС (при их использовании не менее 180 дней в году) - не менее 2 лет;

- для БМТА - не менее 5 лет.

6.1.19 КД необходимо разрабатывать в соответствии с межгосударственными стандартами, входящими в комплекс Единой системы конструкторской документации с учетом требований настоящего стандарта.