ГОСТ Р 58190-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Боны морские тяжелые для локализации разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Общие технические условия
9.2 Условия проведения и методы приемочных натурных испытаний
9.2.1 Приемочные натурные испытания опытной партии новой модели БМТ проводят на морской акватории или акватории водотока при нормальных климатических условиях:
- скорость ветра - до 13,8 м/с;
- высота волны - до 3,5 м;
- допускаемая скорость течения водотока - до 1,5 м/с.
9.2.2 Состав оборудования приемочных натурных испытаний должен включать:
- средство измерения линейных размеров;
- емкость с водой и возможностью фиксации объема;
- ареометр;
- буксировочный комплект;
- техническое устройство для подачи воздуха в воздушные камеры БМТ (компрессор, воздуходувка и т.д.) - при наличии в конструкции воздушных камер;
- динамометр;
- секундомер;
- плавсредства с возможностью определения скорости движения.
9.2.3 Проверку плавучести и осадки БМТ осуществляют путем спуска на воду БМТ в рабочем состоянии. БМТ должны обладать равномерной плавучестью. Измерение осадки БМТ должны проводить при помощи средства измерения линейных размеров.
9.2.4 Отношение общих сил плавучести и веса (в воздухе) БМТ проверяют помещением одной секции БМТ в емкость с водой. Плотность воды, применяемой при указанных испытаниях, не должна превышать 1025 кг/м3. Уровень воды фиксируют до помещения секции и после полного погружения секции в емкость. Полное погружение БМТ следует обеспечивать утяжелителями. После в емкость помещают отдельно используемые утяжелители. Фиксируют уровень воды до и после их погружения. Вычисляют разность объемов воды, вытесняемой секцией БМТ с утяжелителем и отдельно утяжелителя, т.е. объем воды, вытесняемый только секцией БМТ. Определяют массу этого объема воды. Отношение общих сил плавучести и веса (в воздухе) БМТ рассчитывают, как отношение массы воды, вытесняемой секцией БМТ, к массе секции БМТ.
9.2.5 Оценку устойчивости материала БМТ и его комплектующих изделий к действию агрессивной морской среды проводят посредством помещения нескольких секций БМТ в морскую акваторию на период времени не менее 30 суток.
9.2.6 Контроль разрывного усилия БМТ при воздействии волновых и ветровых нагрузок при нахождении БМТ в рабочем состоянии осуществляют в период нахождения нескольких секций в морской акватории (не менее 30 суток). Срок проведения приемочных натурных испытаний выбирают таким образом, чтобы в течение срока нахождения БМТ в морской акватории была вероятность развития волн высотой от 2,0 до 3,5 м и ветра скоростью от 10,0 до 13,8 м/с не менее, чем 2 суток. Планирование сроков испытаний необходимо осуществлять с учетом метеорологических прогнозов. Допускается искусственное создание подобных условий посредством технических средств.
9.2.7 Испытание разрывного усилия при буксировке БМТ в линию осуществляют посредством проведения буксировки в линию 200 погонных метров БМТ с помощью плавсредства. БМТА должны выдерживать тяговую нагрузку при скорости буксировки в линии до 5 м/с (10 уз), БМТС - при скорости буксировки в линию до 1,5 м/с (3 уз). Буксировку необходимо осуществлять в течение 30 мин.
9.2.8 Скорость установки БМТА оценивают по времени с момента начала работ по установке БМТА из транспортного положения до установки на морской акватории 200 погонных метров БМТА. Для БМТА с воздушными камерами время на заполнение воздушных камер воздухом включается в оценочное время и в сумме с временем установки не должно превышать критерий отбраковки.
9.2.9 Разрывное усилие при буксировке в мобильном ордере определяют путем буксировки мобильного ордера в каждой из трех возможных конфигураций посредством двух плавсредств. Необходимо проверить сохранение устойчивого положения, исключение смещения подводной части по вертикали, исключение разрыва секции БМТА, разрушение крепления между секциями БМТА на скорости буксировки до 1,5 м/с (3 уз). Буксировку необходимо осуществлять в течение 30 мин. Живучесть БМТА проверяют повторной буксировкой мобильного ордера каждой конфигурации при наличии трех сегментов секций БМТ с потерянной плавучестью. Для БМТА с воздушными камерами потерю плавучести обеспечивают стравливанием воздуха (или газа) из трех воздушных камер.
