ГОСТ Р 51143-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексы стартовые и технические и заправочно-нейтрализационные станции для ракет космического назначения. Требования к испытаниям
5 Общие требования
5.1 Испытания комплекса (агрегата) - стадия его жизненного цикла, завершающая процесс его изготовления и строительства. Испытания включаются в плановые документы (календарные планы по ГОСТ Р 54869, генеральные графики, единые сквозные планы) в качестве самостоятельной стадии, в процессе которой проверяется соответствие комплекса и его агрегатов требованиям ТТЗ (ТЗ) посредством методов, установленных в ПМ, оформляемых в соответствии с ГОСТ 2.105, (формы А.5, А.6 и А.7).
Испытания комплекса проходят в четыре этапа (ЗИ агрегатов, АИ агрегатов, КИ комплекса, применение комплекса в ЛИ), завершением каждого из них являются приемка и переход к следующему этапу (стадии). Виды испытаний, их этапы, цели и задачи, последовательность и организация проведения установлены разделами 6 и 7.
Даты утверждения актов приемки являются промежуточными контрольными точками, кроме акта приемки комплекса в эксплуатацию по результатам ЛИ, дата утверждения которого является главной контрольной точкой.
5.2 В зависимости от специфики агрегата (комплекса) и периода жизненного цикла (разработка, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, доработка) предприятия-разработчики определяют по согласованию с заказчиком:
- виды испытаний и приемок из числа установленных настоящим стандартом;
- номенклатуру и объем проверок, исключая или дополняя установленные в разделе 6;
- виды и объем корректировок КД и ПСД.
5.3 При модернизации необходимость и объем КИ определяет главный (генеральный) конструктор СК, ТК, ЗНС.
5.4 Каждый этап содержит три процесса:
- анализ документации и проверка (при необходимости) оборудования и СИ, предъявленных для проведения испытаний (готовность к испытаниям);
- проверка совокупности заданных параметров и характеристик в соответствии с ПМ (собственно испытания);
- документирование результатов испытаний и приемки (завершение процесса (выход)).
Завершение одного процесса является началом следующего.
Порядок документирования результатов установлен в разделе 7, формы документов и требования к их подписанию, согласованию и утверждению - в соответствии с приложением А.
5.5 Агрегаты, работающие совместно с другими агрегатами комплекса (их представителями) или узлами РН (РБ, БВ, КА), испытывают совместно с ними или их имитаторами (эквивалентами). Порядок испытаний устанавливается в ПМ.
5.6 При подготовке и проведении испытаний должно быть обеспечено соблюдение требований законодательных и нормативных актов по охране государственной тайны, обеспечению охраны труда и охране окружающей среды.
5.7 Работы по изготовлению, монтажу (специализированному монтажу по видам оборудования), отладке, испытаниям и эксплуатации (все или частично) может осуществлять одно предприятие.
В этом случае предприятие выполняет все соответствующие функции и задачи, установленные настоящим стандартом для этих процессов, поручая выполнение конкретной функции специализированному подразделению.
5.8 Управление процессами всех испытаний и приемок на каждом из этапов осуществляется комиссиями, которые формируются из представителей предприятий и организаций, участвующих в создании комплексов, по их предложениям. Комиссии отвечают за полноту испытаний, достоверность и объективность оценки результатов испытаний, а также за полноту информации и соблюдение установленных сроков. Порядок назначения соответствующих комиссий, их состав, функции и задачи предприятий (организаций) - членов комиссий установлены в разделе 7.
5.8.1 Комиссия по управлению испытаниями имеет право:
а) привлекать к испытаниям представителей предприятий-разработчиков и предприятий-изготовителей комплектующих изделий, специализированные и ремонтные организации, а также требовать необходимую дополнительную документацию;
б) увеличивать объем испытаний в случае проведения доработок агрегата или устранения неисправностей.
5.8.2 Комиссия должна прекратить испытания в случаях:
а) несоответствия комплекса (агрегата) ТЗ или КД;
б) выявления неисправности, препятствующей дальнейшему проведению испытаний;
в) выявления самоустраняющейся неисправности;
г) несоблюдения режимных условий;
д) при возникновении угрозы безопасности персонала, развития аварийных ситуаций, повреждения оборудования.
5.8.3 Решение о прекращении испытаний комиссия оформляет актом, содержащим аргументацию прекращения, и докладывает органу, назначившему комиссию.
5.8.4 Решение о возобновлении испытаний принимает предприятие - разработчик агрегата (при КИ - ГПРК), согласовывая его с председателем соответствующей комиссии (форма А.42).
Операцию, с которой необходимо возобновить испытания после устранения причин неисправности, с целью подтверждения правильности принятых решений, определяет комиссия, управляющая соответствующими испытаниями.
5.8.5 Документы по результатам испытаний или приемок должны отражать мнение большинства членов комиссии, проводящей испытания или приемку комплексов, агрегатов и сооружений, и должны быть подписаны всеми членами комиссии.
Члены комиссии, не согласные с мнением большинства, должны письменно изложить особое мнение, содержащее аргументацию несогласия, подписать его и приложить в качестве самостоятельного документа к основному документу. При этом в основном документе рядом с подписью указывают "См. особое мнение".
5.8.6 В случае 5.7:
- в соответствующих комиссиях для управления испытаниями в статусе членов комиссии участвуют представители специализированных подразделений предприятий;
- комиссии для управления ЗИ и АИ могут назначаться распоряжениями руководителей структурных составных частей (филиалов) объединенного предприятия.
5.8.7 Комиссия отражает процесс испытаний в журнале испытаний (форма А.8), для чего председатель соответствующей комиссии поручает одному из членов комиссии ведение журнала.
5.9 К началу испытаний организации, участвующие в испытаниях, должны провести (проконтролировать) все мероприятия по их подготовке, предусматривающие:
а) наличие и готовность: средств МТО, обслуживающего персонала, сооружений, рабочих мест, средств испытаний, СИ, испытательного оборудования, расходных материалов, программных средств (при необходимости), транспорта и других средств, в соответствии с ПМ;
б) обучение устройству, правилам эксплуатации и обеспечению охраны труда обслуживающего персонала, допускаемого к проведению испытаний, и аттестацию (при необходимости);
в) своевременную подготовку объекта испытаний и необходимой документации;
г) соответствие метрологического обеспечения Федеральному закону об обеспечении единства измерений [1] и требованиям других нормативных документов по метрологии, в том числе:
1) выбор СИ и испытательного оборудования с характеристиками, достаточными для достижения требуемых точности, достоверности и воспроизводимости результатов;
2) применение СИ из числа включенных в государственный реестр средств измерений;
3) приведение перечня необходимых для проведения испытаний СИ и испытательного оборудования в соответствующих ПМ;
4) соответствие метрологического обеспечения измерительных систем требованиям ГОСТ Р 8.596;
5) разработку, аттестацию и метрологический надзор применяемых СИ в соответствии с ГОСТ Р 8.563 и ПМ;
6) поверку применяемых СИ в соответствии с установленными правилами;
7) аттестацию испытательного оборудования в соответствии с ГОСТ Р 8.568;
8) представление результатов измерений в единицах по ГОСТ 8.417 и Положению о единицах измерений, допускаемых к применению, утвержденному Постановлением Правительства РФ [3] по формам и с погрешностями, соответствующими рекомендациям [4];
9) проведение метрологической экспертизы (если этого требует ТЗ).
5.10 При возникновении аварийной ситуации, угрожающей безопасности обслуживающего персонала или окружающей среды, испытания прекращаются оператором, непосредственно проводящим испытания.
В этом случае оператор немедленно докладывает председателю комиссии о прекращении испытаний и причинах.
5.11 При отсутствии ПЗ на предприятиях - изготовителях составных частей агрегатов их функции по контролю и подписанию итоговых документов должен выполнять ПЗ при головном предприятии-изготовителе.
5.12 Если заказчик находится вне юрисдикции РФ, его функции при испытаниях и приемках, а также целесообразность наличия представителей оговариваются в контракте на создание комплекса или специальном соглашении.
5.13 При всех видах испытаний должны проводиться мероприятия по сбору и анализу информации о неисправностях и надежности с оформлением документов согласно действующим стандартам. Результаты выполнения этих мероприятий отражают в технических отчетах о проведении соответствующих испытаний.
5.14 Неисправности анализируют и определяют их причины по методике в соответствии с ГОСТ Р 56471.
5.15 Лица, работающие в сложных и вредных для здоровья условиях (с токсичными компонентами ракетных топлив, газами под давлением, на высоте и др.), должны быть подвергнуты медицинскому освидетельствованию по месту постоянной работы и иметь при себе соответствующий документ.
5.16 В процессе испытаний допускается (по особому договору) проведение экспериментальных и научно-исследовательских работ по специальным программам (формы А.1, А.2). Результаты таких работ должны оформляться актами-отчетами (формы А.3 и А.4).
5.17 Специальные программы и акты-отчеты по результатам экспериментальных и научно-исследовательских работ, проводимых с использованием при испытаниях макетно-технологических (летных) РН, РБ, БВ и КА, а также их наземного контрольно-проверочного оборудования, должны быть согласованы с их предприятиями-разработчиками.
5.18 Реализацию технических решений по устранению неисправностей и предложений по усовершенствованию, выявленных при испытаниях, производят по заданию на доработку (формы А.9, А.10 и А.11) с корректировкой КД, при необходимости.
5.19 Результаты работ по устранению неисправностей и реализации предложений по усовершенствованию агрегатов оформляют актами (формы А.12 и А.13).
5.20 Организация, проводящая экспериментальные и научно-исследовательские работы, принимает по акту на время проведения испытаний участвующие в этих работах агрегаты, устройства и узлы, поступающие с предприятий-изготовителей в соответствии с договором (см. 5.15).
5.21 Общее техническое руководство при проведении испытаний на месте эксплуатации должен осуществлять ГПРК.
5.22 При необходимости учета результатов испытаний как зачетных для сертификации комплекса, агрегатов и сооружений, с целью экономии ресурса объекта испытаний, к испытаниям должны быть привлечены независимые эксперты органа по сертификации.
5.23 Программы и методики испытаний и измерений (формы А.5, А.6 и А.7) должны быть рассмотрены и утверждены ГПРК (разработчиком агрегата) в сроки, установленные для завершения разработки рабочей документации, и не позднее двух месяцев до начала испытаний направлены испытательной организации.
5.24 Если в процессе рассмотрения программ и методик испытаний (измерений) выявлены существенные расхождения мнений согласовывающих предприятий, предприятие - разработчик агрегата или ГПРК должно провести согласительное совещание для принятия совместного решения.
5.25 Отказавшие комплектующие изделия агрегатов заменяют по указанию комиссии, проводящей испытания.
5.26 Окончательное решение, согласованное с заказчиком, о допуске к эксплуатации комплекса и агрегатов принимает ГПРК по результатам испытаний и приемок агрегатов и сооружений (форма А.14).
5.27 Документы, оформляемые в процессе работ, направляют предприятиям (организациям, представителям заказчика), должностные лица которых подписывают, согласовывают или утверждают эти документы, а также предприятиям (организациям), дополнительно указанным в соответствующих формах.
5.28 Проверки должны проводиться на всех, заданных в ТЗ и ТУ, режимах.
5.29 Испытания считаются законченными, если их результаты оформлены актом, подтверждающим выполнение программы испытаний и содержащим их оценку и допуск к следующему этапу (стадии).
5.30 Акт приемки комплекса (агрегата) приемочной комиссией является также актом согласования комплекта их КД.