БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34394-2018. Межгосударственный стандарт. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Требования пожарной безопасности

9 Требования к обеспечению безопасных условий эвакуации людей при пожаре

 

9.1 В качестве эвакуационных выходов из ТПС должны служить входные двери.

9.2 ТПС всех классов функциональной пожарной опасности должны быть оборудованы аварийными выходами в соответствии с требованиями 9.3 и 9.4.

9.3 Требования к эвакуационным и аварийным выходам из ТПС приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Требования к эвакуационным и аварийным выходам из ТПС

 

Класс функциональной пожарной опасности ТПС

Кабина машиниста

Вагон (салон) пассажирский

эвакуационные выходы <7>

аварийные выходы <4>

эвакуационные выходы <7>

аварийные выходы <4>

Количество, не менее, шт.

Количество, не менее, шт.

Размер <5>, не менее, м2

Количество, не менее, шт.

Количество, не менее, шт.

Размер, не менее, м

Р1.1, Р1.2, Р1.3, Р3.1, Р3.2, Р3.3, Р4.1, Р4.2

1

1

0,25

-

-

-

Р2.1, Р2.2

1

1

0,25

2 <1>

2 <2>

2 <1>

2 <2>

0,55(h) x 0,7(b)

Р2.3

1

1

0,25

2 <1>

2 <1>

Р2.4, Р2.5

1 <3>

1 <3>

0,25 <3>

2 <6>

2 <6>

<1> С каждой стороны вагона.

<2> В двухэтажном вагоне - не менее чем по одному с каждой стороны вагона для второго этажа.

<3> При наличии кабины машиниста, отделенной перегородкой от пассажирского салона.

<4> В качестве аварийных выходов могут быть использованы боковые окна.

<5> Минимальный размер стороны проема - 0,5 м. Для локомотивов с кузовом вагонного типа, выпущенных до введения настоящего стандарта, указанный размер может быть 0,45 м.

<6> Допускается по одному с каждой стороны вагона.

<7> Размеры дверей эвакуационных выходов определяют в соответствии с 9.6.

 

Примечание - (h) - высота выхода, (b) - ширина выхода.

 

9.4 Каждый эвакуационный выход, ведущий наружу из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1 - Р2.5, должен быть обеспечен штатным устройством (ступенями, трапом, желобом) для эвакуации людей на земляное полотно в случае пожара.

9.5 Аварийные выходы должны быть оборудованы складным устройством для спасения людей, доходящим до подошвы рельса.

Для этих целей следует применять одно из перечисленных устройств:

- для ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1.1 - Р1.3, Р3.1 - Р3.3, Р4.1 - Р4.2: лестница, фал;

- для МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1 - Р2.5: лестница, трап, желоб;

- для второго этажа двухэтажного вагона МВПС: спасательный рукав, трап, желоб.

Устройства для спасения людей должны быть оснащены крепежными элементами, позволяющими в том числе стационарно устанавливать их в районе оконного проема. Статическая нагрузка на устройства для спасения людей должна быть не менее 2 кН (200 кг). Допустимая нагрузка на одну ступеньку лестницы должна быть не менее 2 кН (200 кг).

9.6 Размеры дверей эвакуационных выходов из ТПС должны обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре в соответствии с 9.8.

При наличии двух эвакуационных выходов и более из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1 - Р2.5 общая пропускная способность всех выходов, кроме любого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в пассажирском салоне (вагоне) до появления опасных факторов пожара.

Расчетное число пассажиров определяют по конструкторской документации.

9.7 Эвакуационные проходы и выходы из ТПС всех классов функциональной пожарной опасности должны быть обеспечены аварийным освещением в соответствии с требованиями национальных нормативных документов <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует СП 52.13330.2011 "Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95".

 

9.8 Безопасная эвакуация людей из ТПС при пожаре считается обеспеченной, если время завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону (включая интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей) не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Время эвакуации людей из МВПС классов функциональной пожарной опасности Р2.1 - Р2.5 определяется по ГОСТ 33381, из ТПС классов функциональной пожарной опасности Р1, Р3, Р4 - по ГОСТ 12.1.004.

9.9 Окна подвижного состава, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг. Усилие открывания аварийных (после снятия блокировки) и эвакуационных выходов не должно превышать 100 Н. Для двухстворчатых дверей прислонно-сдвижного типа в ТПС классов Р2.1 и Р2.2 усилие вывода дверей из плоскости стенки вагона должно составлять не более 250 Н.

9.10 При наличии в ТПС классов Р2.4 и Р2.5 ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для их фиксации с целью беспрепятственной эвакуации людей.

9.11 Эвакуационные и аварийные выходы, а также места установки огнетушителей и хранения средств индивидуальной защиты органов дыхания должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям национальных нормативных документов <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (раздел 6).

 

9.12 На вновь изготавливаемом, модернизируемом ТПС классов Р1, Р2, Р3, кроме высокоскоростного, локомотивная бригада должна быть обеспечена фильтрующими самоспасателями, соответствующими требованиям национальных нормативных документов <**>, из расчета одно средство - на каждого члена локомотивной бригады.

--------------------------------

<**> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".

 

Самоспасатели фильтрующие для защиты локомотивных бригад ТПС классов Р1 и Р2 должны иметь не менее двух независимых фильтров для очистки воздуха с отдельным клапаном вдоха для каждого фильтра.

Локомотивная бригада высокоскоростного ТПС должна быть обеспечена самоспасателями со сжатым воздухом, соответствующими требованиям национальных нормативных документов <***>, из расчета одно средство - на каждого члена локомотивной бригады. Самоспасатели со сжатым воздухом должны иметь легочно-автоматическую подачу воздуха и работать по открытой схеме дыхания, при котором вдох осуществляется из баллона, а выдох в атмосферу, и обеспечивать фактическое время защитного действия не менее 20 мин.

--------------------------------

<***> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53259-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие со сжатым воздухом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".

TOC