ГОСТ 33948-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Общие требования по приспособленности к диагностированию
10 Требования безопасности к встроенным автоматизированным системам технического диагностирования
10.1 Контролепригодность МВПС должна обеспечиваться наличием на нем следующих систем и устройств:
а) системы управления и КСОБД МВПС, которая должна:
1) обеспечивать его работоспособное состояние во всех предусмотренных режимах работы и при всех внешних воздействиях, предусмотренных в руководстве по эксплуатации МВПС;
2) исключать создание опасных ситуаций при возможных логических ошибках обслуживающего персонала;
3) иметь в своем составе средства сигнализации и информирования, предупреждающие о нарушениях исправного состояния МВПС и его составных частей, которые могут привести к возникновению ситуаций, угрожающих безопасности;
4) контроль скорости движения;
5) возможность получать (передавать) речевую информацию при подъездах к входным и выходным светофорам, железнодорожным переездам и станциям;
б) регистратора параметров движения;
в) автоматической локомотивной сигнализации;
г) сигнализации контроля закрытия дверей;
д) автоматической пожарной сигнализации.
10.2 Система управления и комплексная система обеспечения безопасности движения МВПС в случаях работы тягового привода и другого оборудования при неисправностях аппаратов электрической, гидравлической и (или) пневматической частей, сбоя обеспечения программного обеспечения не должна допускать изменений характеристик и режимов работы, которые могут привести к нарушению безопасного состояния МВПС. Сбой системы управления при исправной работе бортовых устройств безопасности не должен приводить к остановке МВПС и нарушению его проектных характеристик.
10.3 Рекомендуемый перечень параметров движения МВПС, которые записываются регистратором по 10.1, б), приведен в приложении А.
10.4 АЛС на МВПС должна дополняться устройствами безопасности, обеспечивающими контроль установленных скоростей движения и периодическую проверку бдительности машиниста, а также препятствующими самопроизвольному уходу поезда с места его стоянки.
10.5 В случаях потери машинистом способности управления МВПС указанные в 10.4 устройства должны обеспечивать автоматическую остановку поезда.
10.6 Входные двери вагонов МВПС должны быть оснащены системами (устройствами) открывания (закрывания) и системой контроля, обеспечивающей безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров.
10.7 Скоростной и высокоскоростной МВПС должен быть оборудован системами (устройствами) по 10.1 - 10.6 и дополнительно должен быть оборудован системой контроля нагрева букс.
10.8 Система управления тормозами высокоскоростного МВПС должна выполнять следующие требования.
10.8.1 На стоянке сокращенное и полное опробование тормозов в ручном и автоматическом режиме.
10.8.2 Проверку действия в движении отдельно фрикционным тормозом с понижением давления сжатого воздуха в тормозной магистрали и комбинированным тормозом.
10.8.3 Предусмотреть возможность проверки действия тормозов в пути следования (по отдельности) электропневматических, пневматических, электрических и вихретоковых рельсовых тормозов.
10.8.4 Высокоскоростной электропоезд должен быть оборудован контрольно-измерительными приборами для проверки действия тормозов, установленными в кабине машиниста, и системой диагностики. Результаты проведения проверки тормозов должны быть выведены на устройство отображения информации в кабине машиниста и сохранены в энергонезависимой памяти.
10.8.5 На каждом вагоне высокоскоростного электропоезда должны быть обеспечены следующие диагностируемые параметры работы тормозов:
- давление сжатого воздуха в тормозных цилиндрах на каждой оси;
- давление сжатого воздуха в управляющем пневмопроводе загрузки вагона (при наличии);
- давление сжатого воздуха в тормозной магистрали (на головных вагонах);
- давление сжатого воздуха в главных воздушных резервуарах;
- давление сжатого воздуха в цилиндрах-подъемниках башмаков вихретокового рельсового тормоза и их положение (поднят/опущен) (при наличии на вагонах);
- включение стояночного тормоза;
- приведение в действие стоп-кранов;
- целостность электрических цепей управления и диагностики тормозной системы;
- целостность электрических "петель" безопасности;
- исправность противоюзного устройства.
Должны быть предусмотрены запись и хранение данных параметров торможения и диагностики в энергонезависимой памяти, и возможность их последующего извлечения и анализа в условиях депо.
10.8.6 В кабине машиниста должна быть визуальная сигнализация следующих параметров работы тормозов:
- отпуск пневматических тормозов всех вагонов;
- приведение в действие стояночных тормозов;
- приведение в действие стоп-кранов;
- положение башмаков вихретокового рельсового тормоза (поднят/опущен);
- контроль исправности противоюзного устройства;
- включение компрессорных установок.
Также в кабине машиниста должен быть обеспечен контроль (по пневматическим манометрам прямого действия) со стороны машиниста за следующими параметрами работы тормозов:
- давлением сжатого воздуха в тормозном цилиндре головного вагона;
- давлением сжатого воздуха в тормозной магистрали;
- давлением сжатого воздуха для управления тормозной магистралью;
- давлением сжатого воздуха в главных резервуарах.
10.8.7 При отказах и повреждениях, а также достижении предельно допустимых значений диагностируемых параметров работы тормозной системы электропоезда информация об этом должна автоматически отражаться на соответствующем дисплее в кабине машиниста с указанием конкретного узла, места нахождения в электропоезде и рекомендации по устранению отказа и (или) повреждения.
10.8.8 При обрыве тормозной магистрали на пульте управления в кабине машиниста должна включаться сигнальная лампа и выключаться режим тяги.
10.8.9 В кабинах машиниста на пультах управления должны быть установлены манометры прямого действия тормозной и питательной магистрали, уравнительного резервуара и тормозных цилиндров МВПС. Класс точности манометров должен быть не ниже 1,5. Цена деления шкалы манометров должна быть не более 0,02 МПа.
10.8.10 Должны быть предусмотрены технологические разъемы для подключения датчиков скорости движения и давления сжатого воздуха.