ГОСТ Р 57856-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Номенклатура показателей качества услуг торговли. Методы оценки и контроля показателей
4 Общие требования к организации процедуры оценки и контроля показателей качества услуг торговли
4.1 Оценку и контроль показателей качества услуг торговли следует планировать и проводить с учетом вида торговых организаций, типов и форматов торговых предприятий, специфики и значимости различных видов деятельности в торговой организации.
Оценку и контроль показателей качества услуг торговли следует проводить в соответствии с документально оформленными процедурами.
4.2 К принципам организации процедур оценки и контроля показателей услуг торговли относят следующие принципы:
- независимости;
- объективности и прозрачности;
- конфиденциальности;
- профессионального поведения;
- комплексности;
- достаточности контрольных мероприятий и действий;
- регулярности;
- однозначного восприятия сотрудниками стандартов и требований;
- документального оформления процедур;
- постоянного улучшения.
4.3 Информация, необходимая для проведения оценки и контроля показателей качества услуг торговли, включает следующие сведения:
- о деятельности торговой организации, включая информацию о виде и способе торговли, месторасположении и материально-технической базе торгового объекта, виде, типе и формате торгового предприятия, руководителях торговой организации, основных показателях работы торговой организации, не составляющих коммерческую тайну, и др.;
- об оказываемых услугах торговли, их видах и содержании;
- о формах обслуживания покупателей (клиентов), санитарно-эпидемиологических и эргономических условиях обслуживания, этике обслуживания и возможности получения дополнительных услуг, включая результаты опросов и анкетирования и т.д.;
- о рекламно-информационном сопровождении услуг торговли;
- об уровне квалификации сотрудников торговой организации, текучести кадров;
- о социологических обследованиях, сведениях обществ защиты прав потребителей, средств массовой информации и т.д.
4.4 Этапы проведения оценки и контроля устанавливаются торговой организацией самостоятельно.
4.4.1 Система оценки и контроля показателей качества услуг торговли может включать следующие этапы:
- планирование проведения оценки и контроля;
- непосредственное осуществление оценки показателей качества услуг торговли с оформлением результатов контроля;
- выработку и реализацию мероприятий по устранению выявленных недостатков.
4.4.2 Этап планирования оценки и контроля включает в себя проведение подготовительной работы, в том числе:
- определение цели проведения оценки показателей качества услуг торговли;
- определение групп и подгрупп показателей качества услуг торговли, в соответствии с ГОСТ Р 52113, ГОСТ 55812, а также требованиями, установленными законодательством Российской Федерации [1] и правилами продажи товаров отдельных видов [2];
- выбор методов проведения оценки показателей качества услуг торговли с учетом ГОСТ 55812;
- разработку плана проведения оценки и контроля показателей качества услуг торговли;
- определение объема необходимой информации и ресурсов для проведения исследования;
- определение периодичности проведения контроля показателей качества услуг торговли.
4.4.3 Этап непосредственного осуществления оценки показателей качества услуг торговли и оформление результатов контроля включает:
- оценку факторов, определяющих уровень качества услуг торговли;
- определение и оценку единичных частных показателей качества услуг торговли;
- расчет и оценку обобщенных показателей качества услуг торговли;
- документальное оформление результатов контроля.
4.4.4 Этап по выработке и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков включает в себя:
- доведение до сведения персонала, ответственного за участок работы, в отношении которого проводилась оценка, информации об итогах проведенной оценки показателей качества услуг торговли;
- разработку конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- разработку мероприятий по совершенствованию процесса оказания услуг торговли;
- разработку программы реализации мероприятий по совершенствованию процесса оказания услуг торговли;
- мониторинг реализации предложенной программы.
4.5 К факторам, влияющим на выбор методов оценки и контроля показателей качества услуг торговли, относят:
- условия размещения торговой организации (торгового объекта);
- способы торговли;
- вид и тип торгового объекта, его материально-техническую оснащенность;
- уровень квалификации работников;
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует торговая организация;
- наличие собственной системы контроля показателей качества услуг торговли;
- степень достаточности и полноты внутренних стандартов торгового обслуживания.