БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56828.34-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Методология принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

Введение

 

Законодательство Российской Федерации устанавливает приоритет сохранения водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении любой хозяйственной деятельности, что нашло свое отражение в следующих Федеральных законах: от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" [1]; от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" [2]; от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" [3]; от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [4]. Основные принципы, включающие реализацию разработанных мер по сохранению водных биоресурсов и среды обитания, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. N 380 [5]. Полный перечень правовых и нормативно-методических документов в области сохранения водных биологических ресурсов приведен в приложении А.

Значительный вред (ущерб) водным биоресурсам и среде их обитания наносят крупные водозаборы из поверхностных водных объектов, которые осуществляются практически на всех объектах I категории [6], к которым относятся теплоэлектростанции, предприятия по добыче угля, нефти и газа и др.

Вред водным биоресурсам и среде их обитания определяется на стадии планирования хозяйственной и иной деятельности, то есть до его фактического причинения, и возмещается в установленном порядке на основе ожидаемой, а не фактической величины вреда.

Планируемые мероприятия в целях возмещения вреда водным биоресурсам и среде их обитания не всегда соответствует возможностям их реализации и не учитывают трудность и многоступенчатость механизма их осуществления и, как следствие, объем выполненных мероприятий снижается при одновременном росте не возмещенного (компенсированного) вреда водным биоресурсам [7]. Сложившуюся ситуацию усугубляет законодательно определенный ограниченный набор методов исполнения мероприятий, не учитывающий в полной мере информацию об эффективных отечественных и зарубежных технологиях в области предупреждения и возмещения (компенсации) негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания.

Современная система возмещения вреда водным биоресурсам и среде их обитания, сформированная в советский период в условиях плановой экономики, государственной собственности на средства производства и пр., не соответствует правовым формам организации рыночной экономики и не учитывает наличие института частной собственности и его особенности. Основное внимание уделяется возмещению (компенсации) количественных показателей нанесенного вреда: возвращение обществу хозяйственно полезного единичного продукта - наиболее ценного в промысловом отношении вида (реже - нескольких видов) биоресурсов. При этом качественные показатели, т.е. все элементы экосистем, подвергшихся негативному воздействию и отраженные в оценках воздействия и исчисленных показателях вреда, остаются без внимания и возмещения.

Вместе с тем, в отличие от советского периода, в действующих правовых документах отсутствуют нормы, регулирующие экономические показатели утраченных и восполняемых ресурсов, что приводит к конфликту интересов хозяйствующих субъектов и органов государственной власти, выражающемуся в понуждении первых при возмещении вреда нести затраты, не соизмеримые со стоимостью (ценностью) утраченных в результате их деятельности водных биоресурсов. Так, на практике, при осуществлении мероприятий по возмещению (компенсации) вреда, исчисленного в отношении малоценных видов водных биоресурсов, хозяйствующие субъекты понуждаются производить воспроизводство эквивалентного количества ценных и особо ценных видов (осетровых, лососевых, сиговых и других рыб), то есть, возмещать вред в отношении водных биоресурсов, который не наносили.

Кроме того, требование полного возмещения санкционированного (правомерного) вреда водным биоресурсам и среде их обитания, который устанавливается расчетным путем, а не по факту свершения, практически не исполнимо ввиду субъективного характера оценки его количественных, качественных и, как следствие, стоимостных показателей.

На современном этапе развития российской экономики перед бизнес-сообществом стоит задача практического объединения четырех взаимосвязанных целей: технологической целесообразности, экономической эффективности, экологической ответственности и социальной активности. При этом основное внимание должно быть уделено достижению синергетического эффекта при практической реализации высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово-экономические показатели и конкурентоспособность бизнеса (особенно в средне- и долгосрочном периодах), что возможно при переходе на модель технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (далее - НДТ) и эффективном применении информационно-технических обобщений (справочников), разрабатываемых совместно с бизнес-сообществом [8]. Реализация Проекта ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" подтвердила, что компании энергетического сектора успешно реализуют как технологии предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, так и мероприятия по их возмещению (компенсации) причиненного им вреда. На основе накопленного опыта в рамках указанного Проекта ПРООН/ГЭФ - Минприроды России проведена разработка [7], [9], [10].

В соответствии с нормативными правовыми документами [11], ГОСТ 33570 и др. технологии, показавшие экономическую и экологическую состоятельность при внедрении более чем на двух российских предприятиях, могут позиционироваться как НДТ предупреждения и снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания. Кроме того, положительный опыт использования отраслевых и региональных регламентов и стандартов [12] - [21] в компаниях энергетического сектора позволяет позиционировать подходы и технологии в указанных документах в качестве НДТ.

Настоящий стандарт устанавливает пошаговую последовательность действий при принятии управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания в части оценки и возмещения причиняемого им вреда, учитывая проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды, возможность разработки планов мероприятий по охране окружающей среды и программ повышения экологической эффективности на предприятиях I и II категорий, а также допустимость использования региональных (бассейновых) перспективных программ, позволяющих на системной и комплексной основе повысить эффективность мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, поскольку единичные (разовые) биотехнические мероприятия (в частности выпуска рыбоводной продукции) не могут считаться экономически и экологически эффективными. Кроме того, стандарт позволяет нивелировать конфликтные ситуации и обеспечивает гармонизацию интересов хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и общества в сфере сохранения и рационального использования водных биоресурсов.

Настоящий стандарт соответствует законодательству Российской Федерации. При его разработке учтены положения федеральных законов о техническом регулировании, охране окружающей среды, рыболовстве и сохранении водных биоресурсов и др., модельных законов, принятых Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ, а также нормы международных конвенций, к которым присоединилась Российская Федерация.

Настоящий стандарт подготовлен с учетом основных положений Директивы ЕС [22], отраслевого стандарта РусГидро [23], справочно-аналитического издания [7], имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации.

Настоящий стандарт стратегически структурирован. "Рамочная" структура позволяет использовать модель "Стратегии и НДТ", охватив одновременно четыре блока стратегий (производственно-технологические - в техносфере, целе-экологические - в экосфере, социально-организационные - в социосфере и ресурсно-логистические - в ресурсосфере). Эти четыре блока стратегий являются обязательными ограничениями (ГОСТ Р 51750) при управлении в сфере любой хозяйственной деятельности, обеспечивая ее устойчивость и гармоничное развитие предприятий, организаций, а также способствуя качеству, экологичности, безопасности, экономичности производимой продукции и оказываемых услуг.

Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.

Предметом стандартизации является ресурсосбережение.

Аспектом стандартизации является методология принятия управленческих решений для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, в части оценки и возмещения причиняемого им вреда.

Приложение А (справочное) содержит перечень правовых и нормативно-методических документов в области сохранения водных биологических ресурсов, приложение Б (справочное) - определения и понятия в дополнение к терминологии, установленной в разделе 3 настоящего стандарта, приложение В (справочное) - типовую структуру и содержание рыбохозяйственного раздела ОВОС.

В настоящий стандарт могут вноситься изменения и дополнения, что связано с достижениями научно-технического прогресса и появлением новых подходов и технологий в области сохранения водных биоресурсов.

TOC