ГОСТ Р ИСО 14004-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению
7.2. Компетентность
Знания, понимание, навыки или способности позволяют отдельному лицу получить необходимую компетентность в отношении экологических результатов деятельности. Все лица, работающие под управлением организации и влияющие или могущие повлиять на экологические результаты деятельности, включая способность организации выполнять принятые обязательства, должны быть компетентными на основе обучения, образования, опыта или их комбинации, как это установила организация. К этим лицам относятся собственные сотрудники организации, а также другие лица, работающие под ее управлением, такие как внешние поставщики.
Требования к компетентности относятся не только к тем лицам, которые выполняют работу, имеющую или могущую иметь значимое экологическое воздействие, но и к тем, которые управляют подразделениями или исполняют функции, которые являются критическими для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента. В блоке практической помощи N 17 приведены примеры необходимой компетентности.
Многие организации не обладают всей этой компетентностью, они могут обратиться к компетентным поставщикам услуг для обеспечения экологических результатов деятельности и достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента.
Блок практической помощи N 17 - Примеры необходимой компетентности | |||
Потенциальная область компетентности | Типичная функция в организации | Примеры необходимой компетентности/ способностей | Примеры способов установления компетентности |
Экологические технологии | Эколог-технолог | Опыт отбора экологических проб Навыки работы с оборудованием для мониторинга | Обучение и оценка по требованиям и практикам отбора проб Сертификат или лицензия на использование оборудования |
Менеджеры экологической программы | Опыт применения законодательства в области экологии | Степень в области экологии Обучение применимым правовым требованиям | |
Экологическая деятельность | Лица, чья трудовая деятельность затрагивает значимые экологические аспекты | Осведомленность о том, как их работа влияет на экологические результаты деятельности Знание рабочих критериев, соответствие которым необходимо обеспечивать в целях минимизации неблагоприятного экологического воздействия | Подготовка в области экологических воздействий, связанных с их работой Подготовка в области рабочих критериев для обеспечения управления процессами |
Система экологического менеджмента | Менеджеры по экологии | Способность разработать, внедрить и улучшать систему экологического менеджмента Способность определять риски и возможности, которые необходимо учесть, для обеспечения уверенности в том, что система экологического менеджмента может достигнуть намеченных результатов, и планировать соответствующие действия Способность анализировать и действовать по результатам экологической деятельности и принятых обязательств организации | Опыт внедрения систем экологического менеджмента Подготовка по вопросам требований к системе экологического менеджмента |
Менеджеры программ аудитов | Способность разрабатывать и управлять программой аудита в целях определения результативности системы экологического менеджмента организации | Обучение по программе Опыт реализации программ | |
Высшее руководство | Знание и понимание назначения разработки и реализации экологической политики Знание и понимание доступности ресурсов и их применение в системе экологического менеджмента, включая распределение ответственности и полномочий | Обучение по системе экологического менеджмента и разработке экологической политики Опыт в области бизнес-менеджмента |
Организация должна определять компетентность, необходимую для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента, и рассматривать имеющиеся расхождения, предусматривая выполнение действий в тех случаях, когда необходимо получить требуемую компетентность. Документированная информация может быть полезной для обеспечения уверенности в том, что потребности в компетентности идентифицированы и учтены, прослеживается прогресс в устранении пробелов, а также для обеспечения обмена соответствующей информацией с заинтересованными сторонами. Как минимум, соответствующая документированная информация должна регистрироваться и сохраняться как свидетельство компетентности.
Примечание - Руководящие указания по компетентности аудиторов представлены в 9.2.
Когда для приобретения необходимой компетентности необходимо обучение, процесс(ы) обучения работников организации могут включать в себя:
- определение потребностей в обучении;
- проектирование и разработку планов или программ по учету идентифицированных потребностей в обучении;
- проведение обучения;
- оценку результатов обучения;
- документирование и мониторинг проведенного обучения.
Где это применимо, организация должна оценивать результативность обучения и других действий, предпринятых для приобретения необходимой компетентности, для подтверждения того, что намеченные результаты достигнуты.