ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки
Приложение А
(обязательное)
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ
И УСТОЙЧИВОСТИ КТС ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
А.1 Удельную тормозную силу рассчитывают для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем по результатам измерения тормозных сил Pт на колесах КТС раздельно для автомобиля-тягача (седельного тягача) и прицепа (полуприцепа), Н:
где Pтi - тормозная сила i-го колеса, Н;
Gi - вертикальная реакция опорной поверхности на i-е колесо КТС в момент регистрации i-й тормозной силы для стендов, оборудованных весоизмерительными средствами, или зарегистрированная при неподвижных колесах для стендов, не оборудованных весоизмерительными средствами;
N - число осей КТС.
Допускается вычислять суммарную вертикальную реакцию , Н, опорной поверхности на колеса КТС в снаряженном состоянии (вес КТС в статике) по справочным данным о массе Mс снаряженного КТС:
где g - ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2.
А.2 Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают для каждой оси КТС по результатам измерения тормозных сил Pт на колесах в момент достижения порога проскальзывания опережающим колесом оси:
где Pт.пр - тормозная сила правого колеса проверяемой оси, Н;
Pт.лев - тормозная сила левого колеса проверяемой оси, Н;
Pт max - наибольшая из указанных тормозных сил, Н.
А.3 Допускается вычисление тормозного пути Sт (в метрах) для начальной скорости торможения v0 по результатам определения установившегося замедления jуст КТС при торможении, времени запаздывания t и времени нарастания tн замедления (см. приложение Б) по формуле
где v0 - начальная скорость торможения КТС, км/ч;
t - время запаздывания замедления, с;
tн - время нарастания замедления, с;
jуст - установившееся замедление, м/с2.
