ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки
5.8. Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием
5.8.1 В эксплуатационных документах КТС изготовители указывают штатную комплектацию КТС оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ; предельно допустимое содержание CO и диапазон допустимых значений коэффициента избытка воздуха; минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя при выполнении проверок; экологический класс КТС.
5.8.2 При отсутствии данных изготовителя о минимальной частоте nmin вращения коленчатого вала двигателя, ее значение не должно превышать:
- 1100 мин-1 - для КТС категорий M1 и N1;
- 900 мин-1 - для КТС остальных категорий M и N.
Значение повышенной частоты nпов вращения коленчатого вала двигателя КТС категорий M и N при проверке должно быть в пределах 2500 ... 2800 мин-1.
5.8.3 Для измерений применяют газоанализаторы, соответствующие требованиям приложения Г, а также штатные на КТС или внешние тахометры и измерители температуры масла.
5.8.4 Выполнение измерений содержания CO и коэффициента избытка воздуха в отработавших газах допускается при следующих атмосферных условиях:
- температура окружающего воздуха - от минус 7 °C до плюс 35 °C;
- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).
5.8.5 Перед измерениями выполняют следующие операции.
5.8.5.1 Проверяют техническое состояние систем КТС и двигателя органолептическими методами согласно таблице 5.1.
Таблица 5.1
Требования к КТС, предъявляемые перед проверкой
отработавших газов бензиновых и газовых двигателей
Система КТС | Требования к техническому состоянию |
Система выпуска отработавших газов | Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается). Герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек) |
Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных выбросов | Комплектность (отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов, экономайзера принудительного холостого хода, а также перепуск отработавших газов, минуя нейтрализатор, не допускаются) |
Система вентиляции картера | Комплектность (отсутствие элементов системы вентиляции картера не допускается). Герметичность (в соединениях и элементах системы вентиляции картера утечки картерных газов в атмосферу не допускаются) |
Система управления двигателем | Функционирование диагностического индикатора встроенной (бортовой) системы диагностирования двигателя соответствует исправной работе двигателя и его систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен) |
Система питания | Герметичность (подтекание бензина и утечки газа <*> не допускаются) |
<*> Герметичность газовой системы питания проверяют на открытой площадке течеискателем. |
При несоответствии КТС указанным требованиям состав отработавших газов не проверяют, а КТС признают несоответствующим требованиям к двигателю.
5.8.5.2 На КТС категорий M и N, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования двигателя, по показаниям диагностического индикатора на приборной панели проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации:
- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включиться на короткий промежуток времени;
- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться.
При отсутствии сигнала диагностического индикатора после включения зажигания и в случае включенного состояния диагностического индикатора при работе двигателя дальнейшую процедуру проверки прекращают, а КТС признают несоответствующим требованиям к двигателю.
5.8.5.3 Двигатель КТС прогревают до рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, установленной изготовителем, а при отсутствии таких данных - до температуры не ниже 60 °C. При проверке КТС с уже заведомо прогретым двигателем допускается не проводить измерения температуры.
5.8.5.4 После прогрева двигателя проводят следующие операции:
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передач для КТС с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "Нейтраль" или "Паркинг";
- затормаживают КТС стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса;
- на КТС, не оборудованные штатным тахометром, подключают датчики внешнего тахометра, а при необходимости - и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд в выпускную трубу КТС на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При невозможности введения пробоотборного зонда на требуемую глубину допускается использование дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность соединения с выпускной трубой. При проведении измерений в закрытом помещении обязательно используют принудительный отвод отработавших газов от выпускной трубы с ответвлением для пробоотборного зонда;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии);
- проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора с учетом инструкции изготовителя газоанализатора.
5.8.6 Измерения на КТС, не оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, проводят в следующем порядке:
- запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов и выдерживают ее не менее 15 с;
- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая nmin и не ранее, чем через 30 с, измеряют содержание CO;
- устанавливают nпов и не ранее чем через 30 с измеряют содержание CO;
- полученные результаты сравнивают с нормативами.
5.8.7 Измерения на КТС, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, выполняют в следующем порядке:
- запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов, выдерживают этот режим в течение 2 ... 3 мин при температуре окружающего воздуха не ниже 0 °C или 4 ... 5 мин при температуре окружающего воздуха ниже 0 °C.
После стабилизации показаний фиксируют содержание CO и значение 1 для КТС 3-го экологического класса и выше;
- устанавливают nmin и не ранее чем через 30 с, но не позднее чем через 60 с измеряют содержание CO;
- полученные результаты сравнивают с нормативами.
5.8.8 На КТС с раздельными выпускными системами измерения выполняют для каждой из них, а за результат принимают наибольшее значение.
5.8.9 На двухтопливном КТС измерения проводят как на газовом топливе, так и на бензине.
5.8.10 Для бензиновых двигателей гибридных КТС измерения проводят в соответствии с 5.8.6 или 5.8.7 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима двигатель и систему нейтрализации проверяют по показаниям диагностического индикатора на приборной панели по 5.8.5.2.
5.8.11 Для двигателей с принудительным зажиганием двух- и трехколесных мотоциклов массой без нагрузки менее 400 кг, у которых конструктивная скорость более 50 км/ч и/или рабочий объем двигателя более 50 см3, содержание оксида углерода (CO) в отработавших газах измеряют в режиме холостого хода двигателя.
5.8.12 Для мотоциклов, оснащенных коробкой передач с ручным или полуавтоматическим управлением, измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач и при включенном сцеплении.
5.8.13 Для мотоциклов с автоматической трансмиссией измерение проводят при стояночном либо нейтральном положении селектора.
5.8.14 Выпускные трубы мотоциклов должны быть оборудованы воздухонепроницаемым удлинителем достаточной длины для введения пробоотборника на глубину не менее 600 мм без нарушения нормальной работы двигателя и без подсоса воздуха.
5.8.15 Для газобаллонных КТС проверяют наличие документа, подтверждающего проведение периодических испытаний газового оборудования, установленного на КТС, а в случае изменений, вносимых при его ремонте (замена редуктора или баллона) - наличие документа, подтверждающего соответствие газового оборудования требованиям безопасности.
5.8.16 Соответствие газовых баллонов установленным требованиям проверяют визуально. Герметичность газовой системы питания проверяют с использованием специального прибора - индикатора-течеискателя.
5.8.17 При проверках отработавших газов в помещениях для проведения измерений состава должны соблюдаться предписания по безопасности труда национальных нормативных документов. Перед въездом в помещение газобаллонного КТС течеискателем проверяют герметичность газовой системы питания, наличие обозначений (СНГ, КПГ, СПГ) на КТС и нестираемых данных на газовых баллонах, а при необходимости принимают дополнительные меры для исключения самопроизвольного перемещения КТС.
