БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

5.3. Методы проверки внешних световых приборов

5.3.1. Проверка наличия, комплектности и работоспособности внешних световых приборов

5.3.1.1 Соответствие назначения, количества, места расположения, режима работы (включая прерывистость излучения), цвета излучения внешних световых приборов на КТС указанному изготовителем в эксплуатационной документации, а также наличие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) проверяют визуально при включении-выключении световых приборов и сопоставлением с содержанием эксплуатационной документации. При этом проверяют соответствие светового пучка фар ближнего света условиям правостороннего движения.

5.3.1.2 Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, проверяют визуально по характеру нарастания интенсивности излучения при включении источника, соответствию цвета и светораспределения в световом пучке свойственным для источника, указанного изготовителем в эксплуатационной документации либо, в случае внесения изменений в конструкцию КТС, указанным в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных эксплуатационной документацией.

5.3.1.3 Работоспособность внешних световых приборов, устройств фароочистки и контрольных световых сигналов включения фар дальнего света, передних противотуманных фар, указателей поворота, передних и задних габаритных огней, задних противотуманных фонарей (например, путем одновременного автоматического включения с передними и задними габаритными огнями освещения комбинации приборов) проверяют визуально при их включении-выключении. Отсутствие и разрушения рассеивателей внешних световых приборов, повреждения и отслоения светоотражающей маркировки выявляют визуально.

5.3.1.4 Возможность одновременного либо попарного включения фар дальнего света и одновременного выключения всех фар дальнего света при переключении дальнего света на ближний проверяют визуально при включении-выключении световых приборов.

5.3.1.5 Работоспособность автоматического корректора фар на КТС категории M1 и N1 проверяют наблюдением за степенью изменений положения светотеневой границы пятна света фар при трехкратном раскачивании подрессоренной части КТС путем попеременного приложения усилий к задней и передней оконечностям кузова в вертикальной плоскости. На КТС остальных категорий автоматический корректор проверяют по изменениям в вертикальной плоскости положения границы пятна света фар при заезде колесами передней оси на ролики стенда для проверки тормозных систем.

5.3.2. Проверка фар ближнего, противотуманного и дальнего света

5.3.2.1 Свет фар проверяют на КТС, размещенном на посту, оборудованном горизонтальной ровной рабочей площадкой с уклонами не более +/- 0,1% и прибором для проверки света фар, установленном на ориентирующем приспособлении, обеспечивающем взаимное расположение КТС и прибора с погрешностью не более +/- 0,2%.

5.3.2.2 Размещение КТС на рабочей площадке должно обеспечивать оси отсчета фары параллельность плоскости рабочей площадки с погрешностью не более +/- 0,1%.

5.3.2.3 Размещение прибора на рабочей площадке должно обеспечивать параллельность оптической оси объектива прибора плоскости рабочей площадки с погрешностью не более +/- 0,1% и продольной центральной плоскости КТС или перпендикулярность к оси задних колес с погрешностью не более +/- 0,2% и прохождение оптической оси через оптический центр рассеивателя фары. Расстояние от центра рассеивателя фары до плоскости объектива прибора должно быть (350 +/- 50) мм, если изготовителем прибора в инструкции по эксплуатации не установлено иное значение.

5.3.2.4 Свет фар проверяют по прибору визуально на незагруженном КТС и соответствующем положении корректора фар.

5.3.2.5 Рассеиватели фар при проверке должны быть снаружи чистыми и сухими, давление воздуха в шинах должно соответствовать установленному изготовителем КТС в эксплуатационной документации.

5.3.2.6 В фокальной плоскости объектива прибора устанавливают подвижный экран с разметкой, обеспечивающей возможности проверки фар и регулировки положения разметки по высоте.

5.3.2.7 Положение левой части светотеневой границы в режиме "ближний свет" определяют визуально относительно разметки подвижного экрана, встроенного в прибор.

5.3.2.8 Силу света фар измеряют с погрешностью не более 7% при помощи датчика, встроенного в подвижный экран прибора и откоррегированного под среднюю кривую спектральной чувствительности глаза человека. Чувствительность датчика должна соответствовать интервалам допускаемых значений силы света.

5.3.2.9 Свет фар проверяют в следующей последовательности.

КТС в снаряженном состоянии по 5.3.2.4 устанавливают на пост, оборудованный рабочей площадкой по 5.3.2.1 - 5.3.2.3.

Ориентирующее приспособление с размещенным на нем прибором для проверки света фар устанавливают по 5.3.2.3 против проверяемой фары КТС.

Прибор для проверки света фар ориентируют так, чтобы оптическая ось объектива прибора проходила через оптический центр рассеивателя фары, а расстояние от центра рассеивателя фары до плоскости объектива прибора было (350 +/- 50) мм.

Регулировкой положения в приборе подвижного экрана с разметкой выставляют нормативный угол регулировки ближнего и противотуманного света или отсутствие этого угла для дальнего света для соответствующей высоты оптического центра проверяемой фары над опорной поверхностью.

При выключенном двигателе КТС последовательно включают ближний, противотуманный (при наличии) или дальний свет и визуально для каждого из них проверяют попадание верхней светотеневой границы пятна света на разметку экрана или ее смещение в вертикальном и горизонтальном направлениях, а для дальнего света - симметричность светового пятна относительно осей разметки. При необходимости выполняют регулировку света фары согласно предписаниям изготовителя КТС в эксплуатационной документации и с помощью прибора измеряют силу ближнего и дальнего света фар в установленных для каждого из них направлениях.

5.3.2.10 Силу ближнего света фар проверяют после регулировки (выполняемой при необходимости) положения светового пучка по 5.3.2.9. При несоответствии силы ближнего света нормативу проводят повторную регулировку по прибору в пределах +/- 0,1% в вертикальном направлении от номинального значения угла регулировки и повторное измерение силы света.

5.3.2.11 Суммарную силу дальнего света фар определяют измерением и суммированием сил света каждой из фар.

5.3.3. Проверка указателей поворота и аварийной сигнализации

5.3.3.1 Частоту следования проблесков проверяют не менее чем по 10 проблескам с помощью прибора для проверки и регулировки фар или универсального измерителя времени с отсчетом от 1 до 60 с и ценой деления не более 1 с.

5.3.3.2 Сигналы торможения проверяют путем воздействия на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и наблюдения за работоспособностью сигналов.

5.3.3.3 Задние противотуманные фонари проверяют визуально при переключении режимов работы световых приборов, а также при воздействии на педаль рабочей тормозной системы.

5.3.3.4 Стояночные огни проверяют визуально при переключении режимов работы в разных положениях выключателя зажигания.

5.3.3.5 Габаритные, контурные и дневные ходовые огни проверяют визуально при их включении-выключении и включении фар.

5.3.3.6 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака проверяют визуально при включении передачи "задний ход".