ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки
4.3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации
4.3.1 Количество, расположение, назначение, режим работы и цвет огней внешних устройств освещения и световой сигнализации на КТС должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации КТС, при этом световой пучок фар ближнего света должен соответствовать условиям правостороннего движения.
4.3.2 Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации для заводской комплектации КТС либо, в случае внесения изменений в конструкцию КТС, указанному в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных конструкцией КТС.
4.3.3 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, замена, установка дополнительных и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов и класса установленных в них источников света допускается только в соответствии с процедурами оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию КТС в эксплуатации, принятыми государствами - членами Таможенного союза. При этом в качестве дополнительно устанавливаемых на КТС факультативных световых приборов допускается применять только приборы, указанные в таблице 4.5.
Таблица 4.5
Требования к дополнительным факультативным
световым приборам
Наименование внешних световых приборов | Количество приборов на транспортном средстве | Цвет излучения | Дополнительные требования |
Фара-прожектор или прожектор-искатель | 1 | Белый | Допускается наличие, если они предусмотрены конструкцией КТС |
Фары дальнего света | 2 | Белый | Разрешены для категории N3. При наличии четырех фар дальнего света дополнительные две фары могут использоваться только в дневное время для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов |
Фонари заднего хода | 2 | Белый | Разрешены на КТС длиной более 6 м, кроме КТС категории M1. Должны располагаться симметрично оси КТС |
Задние габаритные огни | 2 | Красный | Разрешены для категорий M2, M3, N2, N3, O3 и O4. Устанавливаются симметрично оси КТС, как можно ближе к габаритной ширине КТС и выше обязательных габаритных огней не менее чем на 600 мм |
Сигналы торможения | 1 центральный, когда его установка не является обязательной, 2 боковых при отсутствии центрального | Красный | Должны быть направлены непосредственно назад. Должны располагаться не менее чем на 600 мм выше обязательных сигналов торможения |
Сигналы аварийного торможения | <*> | Автожелтый или красный | Должна быть обеспечена частота мигания (4 +/- 1) Гц |
Сигнал аварийной остановки <*> | <*> | Автожелтый или красный | Должны быть обеспечены частота мигания (4 +/- 1) Гц и автоматическое включение независимо от других огней |
Сигнал предупреждения о возможности наезда сзади | <*> | Автожелтый | Должны быть обеспечены частота мигания (4 +/- 1) Гц и автоматическое включение независимо от других огней |
Указатели поворота боковые (повторители) | Любое число | Автожелтый | Должна обеспечиваться синхронная работа с остальными указателями поворота |
Указатели поворота задние | По 2 | Автожелтый | Разрешены на КТС категорий M2, M3, N2, N3, O2, O3, O4. Должны располагаться не менее чем на 600 мм выше обязательных указателей поворота |
Огни маневрирования | 1 или 2 (с каждой стороны) | Белый | Разрешены на КТС категорий M и N |
Огонь подсветки поворота | 2 | Белый | Разрешен на КТС категорий M и N. Запрещен для категорий O |
Внешний фонарь освещения подножки | 2 | Белый | Разрешен на КТС категорий M и N, а также дополнительные фонари для подножек и (или) дверных ручек |
Внешняя подсветка | Любое число | Белый | Разрешена на КТС категорий M и N. Может включаться на стоящем КТС с выключенным двигателем при открытии дверей водителя, пассажирских или багажных отсеков. Должна отличаться от других огней КТС |
Задние светоотражающие устройства | Любое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств | Красный | Не должны иметь треугольную форму для категорий M и N. Должны иметь треугольную форму для категорий O. Удаление внешней границы видимой поверхности от внешней границы КТС должно быть не более 400 мм |
Боковые светоотражающие устройства | Любое число, если они не снижают эффективности обязательных устройств | Автожелтый | Внешняя граница видимой поверхности должна быть не ниже 250 мм и не выше 900 мм от опорной поверхности (1500 мм, если расстояние 900 мм невозможно выдержать из-за особенностей конструкции) |
<*> Сигналы представляют собой все одновременно мигающие указатели поворота и сигналы торможения. |
4.3.4 На КТС, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на используемые на КТС других типов.
4.3.5 Внешние световые приборы КТС должны быть работоспособны.
4.3.6 Включение и выключение передних и задних габаритных фонарей, контурных огней, если таковые имеются, боковых габаритных фонарей, если таковые имеются, и фонаря заднего государственного регистрационного знака должны осуществляться общим органом управления. Данное требование не применяется при использовании передних и задних габаритных фонарей, а также боковых габаритных фонарей в качестве стояночных огней.
4.3.7 Фары дальнего и ближнего света и передние противотуманные фары могут быть включены только в том случае, если включены также передние и задние габаритные огни, контурные огни, если таковые имеются, боковые габаритные фонари, если таковые имеются, и фонарь заднего регистрационного знака, за исключением включения фар дальнего и ближнего света для подачи предупредительных сигналов путем периодического кратковременного включения фар дальнего света, периодического кратковременного включения фар ближнего света или кратковременного попеременного включения фар дальнего и ближнего света.
4.3.8 Контрольные световые сигналы включения для фар дальнего света, передних противотуманных фар, указателей поворота, передних и задних габаритных огней, задних противотуманных фонарей должны быть работоспособны. Сигналом включения передних и задних габаритных огней может служить, в частности, включение освещения комбинации приборов.
4.3.9 Допускается одновременное либо попарное включение фар дальнего света. При переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света должны выключаться одновременно.
4.3.10 Автоматический корректор угла наклона фар и устройства фароочистки, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации КТС либо, в случае внесения изменений в конструкцию КТС, в документации на световые приборы, установленные вместо предусмотренных изготовителем, должны быть работоспособны.
4.3.11 Свет красного цвета ни одного из световых приборов не должен излучаться в направлении вперед, а свет белого цвета, за исключением света фонаря заднего хода, не должен излучаться в направлении назад. Данное требование не распространяется на устройства внутреннего освещения КТС.
4.3.12 Ни один огонь не должен быть мигающим, за исключением огней указателей поворота, аварийной сигнализации, аварийного сигнала торможения и боковых габаритных огней автожелтого цвета, применяемых совместно с указателями поворота.
4.3.13 Отсутствие, разрушения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных наружных оптических деталей и пленок) не допускаются, за исключением оптических элементов, корректирующих форму светового пучка фар ближнего света в целях приведения его в соответствие с действующими требованиями. В последнем случае применяются процедуры оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию КТС в эксплуатации, принятые государствами - членами Таможенного союза.
4.3.14 Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.
4.3.15 Не допускается использование в фарах сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения либо не соответствующих установленному изготовителем в эксплуатационной документации классу источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль. Допускается применять сменные источники света класса D (газоразрядные лампы) с обозначениями:
"DxR" (где x - цифра от 1 до 8) в фарах со световым модулем без линзы;
"DxS" (где x - цифра от 1 до 8) в фарах со световым модулем с линзой.
4.3.16 Угол наклона плоскости (рисунки 4.1 и 4.2), содержащей левую (от КТС) часть верхней светотеневой границы пучка, именуемый углом регулировки ближнего света фар типов C, HC, DC, CR, HCR, DCR и фар с источником света на светоизлучающих диодах (СИД), должен быть в пределах +/- 0,2% в вертикальном направлении от нормативного значения угла регулировки, указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на КТС. При отсутствии на КТС и в эксплуатационной документации данных о нормативе угла регулировки, фары типов C, HC, DC, CR, HCR, DCR и фар с источником света СИД должны быть отрегулированы в соответствии с нормативами угла регулировки ближнего света фар, заданными в зависимости от высоты H установки оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки, показанными на рисунках 4.1, 4.2 и в таблице 4.6.
1 - ось отсчета; 2 - горизонтальная (левая) часть
светотеневой границы; 3 - наклонная (правая) часть
светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость,
содержащая ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная
плоскости рабочей площадки; 6 - плоскость экрана; - угол
наклона светового пучка к горизонтальной плоскости;
L - расстояние от оптического центра фары до экрана;
7 - положение контрольной точки для измерения силы света
в режиме "ближний свет" в направлении линии, расположенной
под углом 34' выше горизонтальной части светотеневой
границы пучка ближнего света в одной вертикальной плоскости
с осью отсчета; 8 - положение контрольной точки
для измерения силы света в режиме "ближний свет" на линии,
расположенной под углом 52' ниже горизонтальной части
светотеневой границы светового пучка ближнего света в одной
вертикальной плоскости с оптической осью прибора;
H - расстояние от проекции оптического центра фары
до плоскости рабочей площадки
Рисунок 4.1 - Схема расположения КТС на посту проверки
света фар, форма светотеневой границы с наклонным правым
участком для режима "ближний свет" и размещение
контрольных точек на экране
Рисунок 4.2 - Схема расположения КТС на посту проверки
света фар, форма светотеневой границы с ломаным правым
участком для режима "ближний свет" и размещение
контрольных точек на экране
Таблица 4.6
Нормативы угла регулировки пучков ближнего света фар
в зависимости от высоты установки фар
над опорной поверхностью
Высота оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки H, мм | Угол регулировки ближнего света, | |
Угловых минут | Процентов | |
До 600 | 34 | 1,00 |
От 600 до 700 | 45 | 1,30 |
От 700 до 800 | 52 | 1,50 |
От 800 до 900 | 60 | 1,76 |
От 900 до 1000 | 69 | 2,00 |
От 1000 до 1200 | 75 | 2,20 |
От 1200 до 1500 | 100 | 2,90 |
4.3.17 Угловое отклонение в горизонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков следа светотеневой границы на экране светового пучка фар типов C, HC, DC, CR, HCR, DCR и фар с источником света СИД от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должно быть не более +/- 0,2%.
4.3.18 Сила света каждой из фар в режиме "ближний свет", измеренная при условии отсутствия загрязнения рассеивателя в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52' вниз от положения левой части светотеневой границы.
Проверку силы света фар в режиме "ближний свет" проводят после регулировки ближнего света по 4.3.16. При несоответствии силы ближнего света нормативу проводят повторную регулировку в пределах +/- 0,1% в вертикальном направлении от номинального значения угла по таблице 4.6 и повторное измерение силы света.
4.3.19 Фары типов R, HR, DR и фары с источником света СИД должны быть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка лежал на оси отсчета фары. После регулировки сумма сил света всех одновременно включенных фар типов R, HR, DR и фар с источником света СИД в режиме "дальний свет", измеренных по оси отсчета фары при отсутствии загрязнения рассеивателя, не должна превышать 300000 кд.
4.3.20 Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с указаниями изготовителя КТС в эксплуатационной документации или, если они недоступны или отсутствуют, светотеневая граница должна находиться ниже линии H в соответствии с таблицей 4.7.
Таблица 4.7
Нормативы угла регулировки пучков света противотуманных
фар в зависимости от высоты установки фар
над опорной поверхностью
Тип фары | Высота оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки H, мм | Угол регулировки света противотуманной фары, | |
Угловых минут | % | ||
B | - | До 52 | До 1,5 |
F3 | Не более 800 | От 34 до 85 | От 1,0 до 2,5 |
F3 | Св. 800 | От 52 до 104 | От 1,5 до 3,0 |
4.3.21 Фонари заднего хода должны включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.
4.3.22 Указатели поворота должны работать в мигающем режиме с частотой следования проблесков (1,5 +/- 0,5) Гц (90 +/- 30) проблесков в минуту. Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме.
4.3.23 Все указатели поворота, расположенные на одной и той же стороне КТС, должны включаться и выключаться одним и тем же устройством и работать синхронно.
4.3.24 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны излучать свет в постоянном режиме и включаться при воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозных систем.
4.3.25 Задние противотуманные фонари должны излучать свет в постоянном режиме. Задние противотуманные фонари могут оставаться включенными до тех пор, пока не выключены габаритные фонари. Задние противотуманные фонари не должны включаться при воздействии на педаль рабочей тормозной системы.
4.3.26 Стояночные огни, расположенные с одной стороны КТС, должны включаться независимо от любых других огней, а также независимо от положения выключателя зажигания.
4.3.27 Габаритные и контурные огни должны работать в постоянном режиме, за исключением боковых габаритных огней автожелтого цвета, применяемых совместно с указателями поворота.
4.3.28 Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя, однако они могут оставаться выключенными при нахождении рычага автоматической коробки передач в положении "Стоянка", или при приведенной в действие стояночной тормозной системе, или до начала движения КТС после каждого запуска двигателя вручную. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, в том числе передних противотуманных фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.
4.3.29 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.
