ГОСТ 16264.1-2016. Межгосударственный стандарт. Двигатели асинхронные. Часть 1. Общие технические условия
4. Технические требования
4.1 Способы охлаждения деталей - по ГОСТ 20459.
4.2 Отношения начального пускового момента Мпуск, минимального вращающего момента Ммин и максимального вращающего момента Ммакс к номинальному вращающему моменту Мном при номинальных значениях напряжения питания односкоростных силовых двигателей должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Тип однофазных двигателей | |||
С экранированными полюсами и с асимметричным магнитопроводом статора | 0,40/0,45 | 0,38 | 1,40 |
Конденсаторные | 0,55/0,70 | 0,50/0,65 | 1,60 |
Конденсаторные с использованием листов статора и ротора трехфазных двигателей | 0,40/0,50 | 0,38/0,45 | 1,60 |
Однофазные с пусковым конденсатором и конденсаторные с рабочим и пусковым конденсаторами | 1,60 | 1,00 | 1,60 |
Однофазные с пусковым сопротивлением | 1,00 | 0,80 | 1,70 |
Примечание - Отношения моментов, указанные в знаменателе, устанавливаются по требованию потребителя. |
У двигателей на частоту питания 60 Гц допускаются отношения моментов на 10% ниже, указанных в таблице 1.
По согласованию с потребителем для двигателей, работающих в приборах с вентиляторной нагрузкой, допускается отношение начального пускового момента к номинальному 0,2, отношение максимального вращающего момента к номинальному 1,2.
Значения начального пускового момента, минимального вращающего момента и максимального вращающего момента или их отношения к номинальному вращающему моменту регулируемых и многоскоростных двигателей, двигателей с механической и электромагнитной редукцией частоты вращения, а также двигателей с частотой питания 400 Гц и трехфазных двигателей должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
4.3 Ток главной обмотки однофазных силовых двигателей при работе на двух обмотках и ток главной обмотки при коротком замыкании для силовых двигателей, запуск которых осуществляется пусковым устройством электромагнитного типа, устанавливают, при необходимости, в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
4.4 Силовые двигатели должны выдерживать без повреждений режим короткого замыкания при номинальном напряжении питания в течение не менее 5 с, двигатели с пусковым конденсатором или пусковой обмоткой повышенного сопротивления - в течение не менее 3 с.
4.5 Предельные отклонения частоты питания допускается пересчитывать на отклонение напряжения питания по формуле
где Uном - номинальное напряжение, В;
f - фактическая частота питания сети, Гц;
fпред - частота питания с заданным предельным отклонением (fпред - 2%), Гц.
При этом суммарное отклонение частоты и напряжения не должно превышать +/- 10% от номинального значения напряжения.
4.6 Допускаемое отклонение номинальной частоты вращения силовых двигателей при номинальной нагрузке на валу и рабочей температуре обмоток, установленной в технических условиях на конкретные типы двигателей, должно быть не более минус 2,0% для трехфазных и минус 3,0% для конденсаторных и однофазных двигателей.
Для всех силовых двигателей мощностью до 40 Вт, а также с номинальным скольжением более 0,15 допускаемые отклонения частоты вращения от номинальной должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
4.7 Предельные отклонения максимального вращающего и минимального вращающего момента к номинальному не должны превышать значений, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя | Пред. откл., % |
Отношение максимального вращающего момента к номинальному | -10 |
Отношение минимального вращающего момента к номинальному | -20 |
Отношение моментов в большую сторону не ограничивают.
4.8 Управляемые двигатели должны соответствовать нормам, установленным в технических условиях, на параметры: начального пускового момента; частоты вращения холостого хода; напряжения трогания при нижнем значении температуры при эксплуатации; времени разгона до установившейся частоты вращения.
4.9 Управляемые двигатели должны соответствовать нормам, устанавливаемым по требованию потребителей в технических условиях на конкретные типы двигателей: электромеханической постоянной времени; моменту инерции ротора; мощности, потребляемой обмотками возбуждения и управления в режимах холостого хода и короткого замыкания; полному сопротивлению каждой обмотки в комплексной форме в режиме холостого хода; ускорению при пуске.
4.10 В технических условиях на конкретные типы управляемых двигателей, при необходимости, приводят значения параметров фазосдвигающей цепи и напряжения на ее элементах или указывают требуемый фазовый сдвиг между напряжениями возбуждения и управления.
4.11 Напряжение трогания управляемых двигателей на обмотке управления при номинальном напряжении на обмотке возбуждения в практически холодном состоянии двигателя не должно превышать 3% для двигателей с полным немагнитным ротором и 4% для двигателей с короткозамкнутым ротором от номинального значения напряжения обмотки управления.
4.12 Нелинейность механической характеристики управляемых двигателей не должна превышать 20%.
