БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014). Межгосударственный стандарт. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

5.6. Устройства и меры для предотвращения свободного падения, превышения скорости, непреднамеренного передвижения кабины и сползания кабины

 

5.6.1. Общие положения

5.6.1.1 Устройства безопасности или их сочетания предназначены для защиты кабины лифта:

a) от свободного падения;

b) превышения номинальной скорости вниз или вверх и вниз для лифтов с приводом трения;

c) непреднамеренного движения с открытыми дверями;

d) сползания кабины с уровня посадочной площадки - для гидравлических лифтов.

5.6.1.2 Для лифтов с приводом трения и позитивным приводом следует применять устройства безопасности в соответствии с таблицей 11.

 

Таблица 11

 

Устройства безопасности для лифтов с приводом

трения и позитивным приводом

 

Опасная ситуация

Устройства безопасности

Средства, приводящие в действие устройства безопасности

Свободное падение или превышение скорости при движении кабины в направлении вниз

Ловители

(5.6.2.1)

Ограничитель скорости (5.6.2.2.1)

Свободное падение противовеса или уравновешивающего груза в случае 5.2.5.4

Ловители

(5.6.2.1)

Ограничитель скорости (5.6.2.2.1), или для лифтов с номинальной скоростью не более 1 м/с:

- устройство, срабатывающее от обрыва или ослабления тяговых элементов (5.6.2.2.2), или

- канат безопасности (5.6.2.2.3)

Превышение скорости при движении в направлении вверх (только для лифтов с приводом трения)

Устройство безопасности от превышения скорости поднимающейся вверх кабиной (5.6.6)

Включено в 5.6.6

Непреднамеренное передвижение кабины с открытыми дверями

Устройство безопасности от непреднамеренного передвижения кабины (5.6.7)

Включено в 5.6.7

 

5.6.1.3 В конструкции гидравлических лифтов должны быть предусмотрены устройства безопасности или их комбинации, приведенные в таблице 12, а также должна быть обеспечена защита от непреднамеренного движения кабины в соответствии с 5.6.7.

 

Таблица 12

 

Устройства защиты для гидравлических лифтов

 

Тип гидравлического лифта

Устройство, препятствующее свободному падению или опусканию кабины на повышенной скорости

Применяемые сочетания устройств, препятствующие сползанию кабины

Дополнительное срабатывание ловителей при движении кабины вниз (5.6.2.1)

Упор (см. 5.6.5)

Электрическая система, препятствующая сползанию (см. 5.12.1.10)

Прямого действия

Ловители (5.6.2.1), срабатывающие от ограничителя скорости (см. 5.6.2.2.1)

x

x

x

Разрывной клапан (см. 5.6.3)

 

x

x

Дроссель (см. 5.6.4)

 

x

 

Непрямого действия

Ловители (5.6.2.1.), срабатывающие от ограничителя скорости (см. 5.6.2.2.1)

x

x

x

Разрывной клапан (см. 5.6.3) в сочетании с ловителями (5.6.2.1.), срабатывающими при разрушении (обрыве) подвески (см. 5.6.2.2.2) или от каната безопасности (см. 5.6.2.2.3)

x

x

x

Дроссель (см. 5.6.4) в сочетании с ловителями (5.6.2.1), срабатывающими при разрушении (обрыве) подвески (см. 5.6.2.2.2) или от каната безопасности (см. 5.6.2.2.3)

x

x

 

Примечание - "x" - сочетание двух устройств, препятствующих падению кабины.

 

5.6.2. Ловители и устройства приведения их в действие

5.6.2.1 Ловители

5.6.2.1.1 Общие положения

5.6.2.1.1.1 Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих (даже в случае обрыва подвески) движущуюся вниз кабину с нагрузкой в диапазоне от 0% до 110% от номинальной грузоподъемности (противовес или уравновешивающего устройства кабины) при их включении от действия ограничителя скорости на скорости его срабатывания или от обрыва или слабины тяговых канатов.

Для торможения и удержания движущейся вверх кабины при превышении ее скорости могут быть использованы ловители в соответствии с 5.6.6.

5.6.2.1.1.2 Ловители являются устройствами безопасности и должны быть испытаны в соответствии с [2].

5.6.2.1.1.3 Ловители должны быть снабжены табличкой с указанием:

a) изготовителя данного ловителя;

b) модели ловителя;

c) идентификационного номера;

d) допустимой максимальной улавливаемой массы и скорости, на которую рассчитаны ловители.

5.6.2.1.2 Условия использования разных типов ловителей

5.6.2.1.2.1 Кабина лифта должна быть оборудована ловителями плавного торможения.

Допускается применение ловителей мгновенного действия, если номинальная скорость лифта не более 0,63 м/с.

5.6.2.1.2.2 При оборудовании кабины, и/или противовеса, и/или уравновешивающего устройства более чем одним ловителем все они должны быть плавного торможения.

5.6.2.1.2.3 На противовесе или уравновешивающим устройстве кабины лифта с номинальной скоростью более 1 м/с следует устанавливать (в случае необходимости) ловители плавного торможения.

5.6.2.1.3 Замедление

Среднее замедление свободно падающей кабины с грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности, или же противовеса, или уравновешивающего устройства кабины при посадке на ловители плавного торможения должно быть не менее 1,9 м/с2 и не более 9,81 м/с2.

5.6.2.1.4 Снятие с ловителей

5.6.2.1.4.1 Ловители должны автоматически принимать исходное рабочее положение после перемещения в направлении, соответствующем снятию с ловителей, кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины.

5.6.2.1.4.2 Снятие кабины (противовеса или уравновешивающего устройства) с ловителей должно быть возможно при любой загрузке кабины, вплоть до загрузки кабины, на 10% превышающей номинальную грузоподъемность:

a) использование средств, предназначенных для аварийного перемещения кабины лифта в соответствии с 5.9.2.3 или 5.9.3.9; или

b) выполнение мероприятий, доступных на месте эксплуатации.

5.6.2.1.4.3 После снятия с ловителей должен быть произведен осмотр лифта квалифицированным персоналом, определена и устранена причина срабатывания ловителей.

5.6.2.1.5 Электрическое устройство безопасности

Срабатывание ловителей кабины следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.11.2, установленным на кабине и размыкающим цепь безопасности до или в момент срабатывания ловителей.

5.6.2.1.6 Требования к конструкции

5.6.2.1.6.1 Элементы ловителей не должны использоваться в качестве направляющих башмаков.

5.6.2.1.6.2 Ловители с регулируемым усилием торможения должны быть опломбированы изготовителем.

5.6.2.1.6.3 Непреднамеренное срабатывание ловителя должно быть исключено, например благодаря обеспечению достаточного зазора между рабочими поверхностями ловителей и направляющей.

5.6.2.1.6.4 Ловители не должны приводиться в действие электрическими, гидравлическими или пневматическими устройствами.

5.6.2.1.6.5 При условии приведения в действие ловителей от обрыва или слабины тяговых элементов, они должны срабатывать при скорости, соответствующей той скорости, при которой срабатывает соответствующий ограничитель скорости.

5.6.2.2 Средства приведения в действие ловителя

5.6.2.2.1 Ограничитель скорости

a) Ограничитель скорости, приводящий в действие ловители, должен срабатывать при превышении номинальной скорости движения лифта. Скорость срабатывания ограничителя скорости должна находиться в следующих диапазонах:

1) для ловителей мгновенного действия и ловителей плавного торможения при номинальной скорости не более 0,63 м/с - от 1,15v до 0,8 м/с;

2) для ловителей плавного торможения при номинальной скорости не более 1 м/с - от 1,15v до 1,5 м/с;

3) для ловителей плавного торможения при номинальных скоростях более 1,0 м/с - от 1,15v до 1,25v + 0,25/v м/с, где v - номинальная скорость кабины, м/с.

b) Ограничитель скорости, у которого усилие для приведения в действие ловителей создается только за счет трения между канатом и рабочим шкивом, должен иметь канавки, которые:

- были подвергнуты дополнительному процессу упрочнения; или

- были подрезаны в соответствии с [2].

c) На ограничителе скорости должно быть указано направление вращения, соответствующее приведению в действие ловителей.

d) Усилие в элементе (канат, ремень, рычаг), приводящем в действие ловители при срабатывании ограничителя скорости, должно быть, по меньшей мере, больше следующих двух значений:

- удвоенного значения, необходимого для приведения в действия ловителей; или

- 300 Н.

e) Ограничитель скорости, приводящий в действие ловители противовеса или уравновешивающего устройства кабины, должен срабатывать, если скорость движения противовеса или уравновешивающего устройства кабины вниз превысит номинальную не менее чем на 15% и не более чем на значение, превышающее на 10% верхний предел скорости, установленный для срабатывания ограничителя скорости кабины.

5.6.2.2.1.2 Время срабатывания

Для того чтобы обеспечить срабатывание ограничителя скорости до достижения скорости согласно 5.6.2.2.1, перечисление a), максимальное расстояние между точками срабатывания на ограничителе скорости не должно превышать 250 мм передвижения каната ограничителя скорости.

5.6.2.2.1.3 Канаты ограничителя скорости

Канаты ограничителя скорости должны удовлетворять следующим условиям:

a) коэффициент запаса прочности каната ограничителя скорости, определенный как отношение разрывного усилия каната в целом к усилию, возникающему в нем при срабатывании ловителей, должен быть не менее 8. При этом должен приниматься во внимание коэффициент трения, равный 0,2 для ограничителя скорости, основанного на силе трения;

b) отношение диаметра шкива или блока к диаметру огибаемого каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должно быть не менее 30. Для лифтов со скоростью движения до 1,6 м/с включительно отношение диаметра шкива или блока к диаметру огибаемого каната, приводящего в действие ограничитель скорости, допускается не менее 25;

c) канат, приводящий в действие ограничитель скорости, должен натягиваться натяжным устройством.

Ограничитель скорости может быть частью натяжного устройства при условии, что значения скорости срабатывания не изменяются передвижением натяжного устройства;

d) во время вхождения ловителя в зацепление с направляющей канат ограничителя скорости и его элементы крепления должны выдерживать возникающие нагрузки и не должны взаимодействовать с другими элементами кабины и шахты лифта, даже если расстояние торможения больше номинального;

e) должна быть предусмотрена возможность отсоединения каната ограничителя скорости от рычага включения ловителей.

5.6.2.2.1.4 Доступность

Установка ограничителя скорости и его конструкция должны удовлетворять перечисленным ниже условиям.

a) Ограничитель скорости должен быть доступен для проверок и технического обслуживания.

b) Если ограничитель скорости располагается в шахте, он должен быть доступен для проверок и технического обслуживания снаружи шахты.

c) Требования по перечислениям a), b) допускается не выполнять, если соблюдены следующие требования:

1) должна быть обеспечена возможность приводить в действие ограничитель скорости для его испытания снаружи шахты лифта по 5.6.2.2.1.5 с помощью дистанционного средства, за исключением бескабельного, при этом должно быть исключено непреднамеренное его срабатывание, а также обеспечена его недоступность для посторонних лиц;

2) должна быть обеспечена возможность осуществлять проверки и техническое обслуживание ограничителя скорости с крыши кабины или из кабины или приямка;

3) ограничитель скорости должен автоматически возвращаться в исходное положение после перемещения кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины.

Электрические выключатели могут возвращаться в нормальное положение посредством дистанционного управления снаружи шахты, это не должно влиять на работоспособность ограничителя скорости.

5.6.2.2.1.5 Возможность проверки срабатывания ограничителя скорости

Для проведения проверок и испытаний должна быть предусмотрена возможность приведения в действие ловителей от ограничителя скорости при движении кабины со скоростью менее указанной в 5.6.2.2.1, перечисление a).

Если ограничитель скорости является регулируемым, он должен быть опломбирован таким образом, чтобы предотвратить возможность повторной регулировки, не нарушая пломбу.

Должна быть предусмотрена возможность проверки срабатывания ограничителя скорости при частоте вращения, соответствующей скоростям движения кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины, указанным в 5.6.2.2.1.1, перечисление a).

5.6.2.2.1.6 Контроль электрическими устройствами безопасности

a) Электрическое устройство безопасности согласно 5.11.2 должно размыкать цепь безопасности до момента достижения движущейся вверх и/или вниз кабиной скорости, при которой срабатывает ограничитель скорости. При номинальной скорости лифта не более 1 м/с допускается размыкание цепи безопасности этим устройством не позже срабатывания ограничителя скорости.

b) Если после снятия с ловителей (см. 5.6.2.4) ограничитель скорости автоматически не возвращается в исходное состояние, то электрическое устройство безопасности, отвечающее требованию 5.11.2, должно размыкать цепь безопасности и предотвращать пуск лифта до приведения ограничителя скорости в исходное состояние. В случае выполнения операции по 5.12.1.6 это устройство должно быть переведено в нерабочее состояние (зашунтировано) в соответствии с требованиями 5.12.1.6.1, перечисление d).

c) Обрыв или превышающая регламентированная вытяжка каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должны вызывать остановку привода электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.11.2.

5.6.2.2.1.7 Ограничитель скорости является устройством безопасности и должен быть испытан в соответствии с [2].

На ограничителе скорости должна быть указана следующая информация:

a) изготовитель ограничителя скорости;

b) модель ограничителя скорости;

c) диапазон скорости срабатывания ограничителя скорости или фактическая скорость срабатывания;

d) заводской номер.

5.6.2.2.2 Срабатывание от обрыва тяговых элементов

При приведении в действие ловителей от обрыва тяговых элементов должно быть выполнено следующее:

a) усилие, создаваемое механизмом включения ловителей, должно быть по меньшей мере более двух следующих значений:

- удвоенное значение, необходимое для приведения в действие ловителей, или

- 300 Н;

b) пружины подвески, вызывающие срабатывание ловителей, должны работать на сжатие и иметь направляющие элементы;

c) должна быть предусмотрена возможность проведения испытаний извне шахты лифта для подтверждения срабатывания ловителей при обрыве тяговых элементов.

Для проведения этих испытаний должно быть предусмотрено устройство, позволяющее во время опускания кабины (при нормальной работе) приводить в действие ловитель за счет потери натяжения тягового каната.

В случае механического исполнения данного устройства усилие, необходимое для приведения его в действие, не должно превышать 400 Н.

После таких испытаний необходимо проверить отсутствие повреждений.

Примечание - Допускается хранение устройства для испытаний в шахте.

 

5.6.2.2.3 Срабатывание от каната безопасности

При приведении в действие ловителей от каната безопасности должно быть выполнено следующее:

a) усилие, возникающее в канате при срабатывании, должно быть по меньшей мере более двух следующих значений:

- удвоенное значение, необходимое для приведения в действие ловителей, или

- 300 Н;

b) канат безопасности должен соответствовать 5.6.2.2.1.3;

c) канат безопасности должен быть натянут силой тяжести или по крайней мере одной пружиной сжатия, имеющей направляющие элементы;

d) при срабатывании ловителей канат безопасности и элементы его крепления должны оставаться неповрежденными даже в том случае, если тормозной путь превышает свое установленное значение;

e) разрыв или ослабление каната безопасности должны вызывать остановку лифта с помощью электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.4;

f) блоки, необходимые для работы каната безопасности, должны быть установлены независимо от любого вала или шкива, канатной или цепной подвески;

g) защита блоков и звездочек должна отвечать требованиям в соответствии с 5.5.7.1.

5.6.2.2.4 Приведение в действие ловителей для предотвращения сползания кабины вниз с уровня этажной площадки

5.6.2.2.4.1 Приведение в действие ловителей от каната

Срабатывание ловителей от каната должно происходить от перемещения кабины вниз при соблюдении следующих условий:

a) после остановки кабины лифта канат, удовлетворяющий требованиям 5.6.2.2.1.3 и прикрепленный к ловителю, должен блокироваться усилием, определенным в 5.6.2.2.3, перечисление a) (как пример, канат ограничителя скорости);

b) при движении кабины в режиме "Нормальная работа" механизм блокировки каната должен быть разблокирован;

c) механизм, блокирующий канат, должен срабатывать с помощью направленных пружин сжатия и/или силы тяжести;

d) проведение работ по освобождению пассажиров должно быть возможно при любых ситуациях;

e) электрическое устройство безопасности по 5.5.4.37, связанное с механизмом, блокирующим канат, должно вызывать остановку привода не позднее момента блокирования каната и предотвратить любое дальнейшее движение кабины вниз в режиме "Нормальная работа";

f) должны быть приняты меры, исключающие непроизвольное срабатывание ловителей от каната безопасности в случае отключения электропитания при движении кабины вниз в режиме "Нормальная работа";

g) конструкцией системы, образованной канатом и механизмом блокировки каната, должно быть предусмотрено исключение любых повреждений при срабатывании ловителей;

h) конструкцией системы, образованной канатом и механизмом блокировки каната, должно быть предусмотрено исключение любых повреждений при движении кабины вверх.

5.6.2.2.4.2 Приведение в действие ловителей от рычага

Приведение в действие ловителей рычагом следует выполнять при соблюдении следующих условий:

a) после остановки кабины рычаг, соединенный с ловителями, должен быть выдвинут в положение, в котором он войдет в зацепление с неподвижными упорами, размещенными на каждой остановочной площадке;

b) рычаг должен быть убран при движении кабины лифта в режиме "Нормальная работа";

c) перемещение рычага для включения ловителей следует выполнять с помощью пружин сжатия, имеющих направляющие элементы, или силой тяжести;

d) проведение работ по освобождению пассажиров должно быть возможно при любых ситуациях;

e) должны быть приняты меры предосторожности, исключающие непроизвольное срабатывание ловителей от рычага в случае отключения электропитания, при движении кабины вниз;

f) конструкцией рычага и упоров должно быть предусмотрено исключение повреждения ловителей во время срабатывания даже в случае увеличенного тормозного пути или движения кабины вверх;

g) электрическое устройство должно выводить лифт из режима "Нормальная работа", если после остановки кабины на уровне этажной площадки рычаг не выдвинулся. При этом двери кабины должны быть закрыты;

h) электрическое устройство безопасности по 5.11.2, связанное с рычагом, должно предотвратить движение кабины вниз в режиме "Нормальная работа", если рычаг не убран.

5.6.3. Разрывной клапан

5.6.3.1 Разрывной клапан должен быть способен остановить кабину при движении вниз и удерживать ее в неподвижном состоянии. Разрывной клапан должен сработать не позже момента увеличения скорости движения кабины вниз на 0,3 м/с.

Разрывной клапан должен обеспечивать замедление.

Среднее значение замедления должно быть в пределах от 1,9 до 9,81 м/с2 (0,2 до 1gn).

Замедление более 25 м/с2 (2,5gn) не должно длиться более 0,04 с.

Среднее значение замедления может рассчитываться по формуле

 

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014). Межгосударственный стандарт. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов, (5)

 

где A - площадь гидроцилиндра, где действует давление, см2;

n - число параллельно действующих гидроцилиндров с одним разрывным клапаном;

Qmax - максимальный поток, л/мин;

r - коэффициент запасовки;

td - время торможения, с.

Числовые значения этой формулы могут быть взяты из технической документации и сертификата соответствия.

5.6.3.2 Разрывной клапан должен быть доступен для проведения регулировки, обслуживания и осмотра с крыши кабины или из приямка.

5.6.3.3 Разрывной клапан должен быть:

- составной частью гидроцилиндра; или

- непосредственно и жестко смонтирован на фланце; или

- размещен рядом с гидроцилиндром и соединен с ним с помощью коротких жестких труб, имеющих сварные, фланцевые или резьбовые соединения; или

- непосредственно смонтирован на гидроцилиндре посредством резьбового соединения.

Другие типы соединений, такие как фитинги, уплотняемые вручную, или фитинги с развальцовкой, не допускаются для соединения разрывного клапана с гидроцилиндром.

5.6.3.4 На лифтах с несколькими гидроцилиндрами, работающими параллельно, возможно использование одного общего разрывного клапана или применение отдельного клапана на каждом гидроцилиндре, соединенных друг с другом для одновременного закрывания и исключения наклона пола кабины более чем на 5% ее нормального положения.

5.6.3.5 Разрывной клапан должен быть рассчитан так же, как и гидроцилиндр.

5.6.3.6 Если скорость закрытия разрывного клапана регулируется гидравлическим дросселем, то фильтр должен быть расположен на максимально близком расстоянии перед гидравлическим дросселем.

5.6.3.7 В машинном помещении необходимо предусмотреть устройство с ручным управлением, с помощью которого можно проверить исправность срабатывания разрывного клапана расхода рабочей жидкости, не перегружая при этом кабину лифта. Это устройство должно быть защищено от непреднамеренных действий, однако оно не должно блокировать устройства безопасности, относящиеся к гидроцилиндру.

5.6.3.8 Разрывной клапан является устройством безопасности и должен быть испытан в соответствии с [2].

5.6.3.9 На разрывном клапане должны быть указаны:

a) наименование изготовителя данного разрывного клапана;

b) модель клапана;

c) величина расхода жидкости, при которой происходит срабатывание разрывного клапана.

5.6.4. Гидравлический дроссель

5.6.4.1 В случае утечки из гидравлической системы дроссель должен предотвратить увеличение скорости движения кабины с номинальным грузом вниз не более чем на 0,3 м/с.

5.6.4.2 Дроссель должен быть доступным для проведения осмотра с крыши кабины или из приямка.

5.6.4.3 Дроссель должен:

a) являться составной частью гидроцилиндра; или

b) быть смонтирован непосредственно и жестко на фланце; или

c) быть расположен рядом с гидроцилиндром и соединен с ним с помощью коротких жестких труб, имеющих сварные, фланцевые или резьбовые соединения; или

d) быть снабжен резьбовым концом с буртиком. Буртик должен упираться в гидроцилиндр.

Другие типы соединений, фитинги, уплотняемые вручную, или фитинги с развальцовкой для соединения гидравлического дросселя с гидроцилиндром не допускается.

5.6.4.4 Дроссель рассчитывают так же, как и гидроцилиндр.

5.6.4.5 В машинном помещении должно быть предусмотрено устройство с ручным управлением, с помощью которого можно проверить срабатывание дросселя расхода рабочей жидкости, не перегружая при этом кабину лифта.

Это устройство должно быть защищено от непреднамеренных действий. Защитное устройство не должно блокировать устройства безопасности, относящиеся к гидроцилиндру.

5.6.4.6 На одностороннем дросселе, где использованы механические подвижные части (см. 5.6.4.6), должны быть указаны:

a) наименование изготовителя данного дросселя;

b) модель дросселя;

c) величина расхода жидкости, при которой происходит срабатывание дросселя.

5.6.5. Упоры для гидравлических лифтов

5.6.5.1 Упоры должны приводиться в действие только при движении кабины вниз и останавливать и удерживать кабину, загруженную номинальным грузом:

a) для лифтов, оборудованных дросселем или односторонним дросселем, упоры должны останавливать кабину при скорости v + 0,3 м/с (v - номинальная скорость движения вниз, м/с);

b) всех других лифтов упоры должны останавливать кабину при скорости, равной 115% номинальной скорости v движения вниз.

5.6.5.2 Должен быть предусмотрен по крайней мере один электрически втягиваемый упор, обеспечивающий в выдвинутом положении остановку движущейся вниз кабины на неподвижных опорах.

5.6.5.3 Для каждой посадочной площадки должны быть предусмотрены опоры на двух уровнях:

a) для предотвращения опускания кабины ниже уровня точной остановки более чем на 120 мм; и

b) остановки кабины на нижнем уровне зоны отпирания дверей.

5.6.5.4 Выдвижение упоров в рабочее положение следует осуществлять с помощью пружин сжатия, перемещающихся по направляющим элементам, или под действием силы тяжести.

5.6.5.5 При остановке привода лифта питание электрического устройства, вызывающего втягивание упора, должно отключаться.

5.6.5.6 Конструкцией выдвижных упоров и неподвижных опор должно быть предусмотрено исключение остановки кабины при ее движении вверх и повреждений упорами, находящимися в любом положении.

5.6.5.7 Упоры должны быть оборудованы буферами.

5.6.5.7.1 Буфера могут быть следующих типов:

a) энергонакопительный;

b) энергорассеивающий.

5.6.5.7.2 Требования по 5.8.2 применимы по аналогии.

Кроме того, буфер должен удерживать кабину с номинальной нагрузкой в неподвижном состоянии на расстоянии не более 0,12 м ниже уровня любого этажа.

5.6.5.8 При применении нескольких упоров должны быть приняты меры предосторожности, гарантирующие включение всех упоров, даже в случае прекращения подачи электроэнергии при движении кабины вниз.

5.6.5.9 Электрическое устройство безопасности по 5.11.2 должно предупреждать любое движение кабины вниз, если упоры не во втянутом состоянии.

5.6.5.9.1 Упоры должны контролироваться электрически, когда кабина остановлена.

5.6.5.9.2 Если упоры не находятся в полностью выдвинутом положении:

a) электрическое устройство, соответствующее требованиям 5.11.2.2, должно предотвращать открывание дверей и передвижение кабины в режиме "Нормальная работа";

b) упор должен быть полностью отведен, и кабина должна быть отправлена на самый нижний уровень; и

c) двери должны открываться, чтобы позволить людям покинуть кабину, и лифт должен быть выведен из режима "Нормальная работа".

Возврат в режим "Нормальная работа" должен осуществляться квалифицированным персоналом эксплуатирующей организации.

5.6.5.10 Если использованы буферы энергорассеивающего типа 5.6.5.7, перечисление 1), электрическое устройство безопасности, соответствующее требованиям 5.11.2, должно немедленно инициализировать остановку привода лифта, если кабина движется вниз, и предотвратить пуск машины для обеспечения движения вниз, когда буфер не находится в исходном положении. Подача электропитания должна быть прервана согласно 5.9.3.4.2.

5.6.6. Средство защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины

5.6.6.1 Средство защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины, включающее в себя элементы контроля скорости и снижения скорости, должно выявлять превышение скорости по 5.6.2.2.1 (см. 5.6.6.10) и вызывать остановку кабины или, по меньшей мере, снижение скорости до значения, на которое рассчитан буфер противовеса.

Средство защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины должно работать:

a) в режимах нормальной работы и ревизии;

b) при выполняемой вручную эвакуации пассажиров, если отсутствует возможность прямого визуального наблюдения за главным приводом или другим устройством, не обеспечено ограничение скорости до значения менее 115% от номинальной скорости.

5.6.6.2 Средство защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины должно быть способно согласно требованию 5.6.6.1 контролировать скорость или замедление либо останавливать кабину без помощи любого компонента лифта, которые во время нормальной работы выполняют эти функции. Для защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины допускается использовать компоненты лифта, используемые во время нормальной работы, имеющие встроенное дублирование (резервирование) и самодиагностику правильной работы.

Примечания

1 Тормоз привода, отвечающий требованиям 5.9.2.2, рассматривается как устройство, имеющее встроенное дублирование (резервирование).

2 Механические устройства безопасности (ловители, ограничитель скорости и др.) не являются компонентами лифта, которые во время нормальной работы останавливают кабину.

 

В случае использования тормозов лебедки самодиагностика может включать в себя проверку правильности подъема и опускания тормозных колодок или проверку тормозного усилия. При выявлении неисправности следующий пуск лифта в режиме нормальной работы должен быть предотвращен.

Функция самодиагностики подлежит типовым испытаниям.

Механическая связь с кабиной независимо от того, используется ли эта связь для другой цели, может быть применена для помощи выполнения этих функций.

5.6.6.3 Среднее замедление незагруженной кабины при срабатывании элемента снижения скорости средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины не должно превышать 9,81 м/с2.

5.6.6.4 Элемент снижения скорости средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины должен воздействовать:

a) на кабину; или

b) противовес; или

c) канаты (тяговые или уравновешивающие); или

d) канатоведущий шкив; или

e) тот же вал, что и вал канатоведущего шкива, при условии, что вал поддерживается только статически в двух точках.

5.6.6.5 Каждое срабатывание средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины должно приводить в действие электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.11.2.

5.6.6.6 Возврат в исходное состояние средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины после его срабатывания должен быть возможен без доступа в шахту.

5.6.6.7 После возврата в исходное состояние средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины не допускается автоматическое включение лифта в режим "Нормальная работа".

5.6.6.8 После возврата средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины в исходное положение это средство должно быть готово к работе.

5.6.6.9 Если средство защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины требует внешнего источника питания для его приведения в действие, отсутствие питания от внешнего источника должно приводить к остановке кабины лифта, и лифт должен оставаться в выключенном состоянии. Данное требование не применяется в случае использования пружин сжатия, имеющих направляющие элементы.

5.6.6.10 В качестве элемента контроля скорости средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины должен быть использован:

a) ограничитель скорости, соответствующий требованиям 5.6.2.2.1;

или

b) устройство, соответствующее следующим требованиям:

5.6.2.2.1, перечисление a), в отношении скорости для срабатывания,

5.6.2.2.1.2 в отношении времени реакции,

5.6.2.2.1.4 в отношении доступности,

5.6.2.2.1.5 в отношении проверки возможности срабатывания,

5.6.2.2.1.2, перечисление b), в отношении контроля над электрическим устройством безопасности;

и в то же время обеспечивать равноценность требованиям 5.6.2.2.1.3, перечисление a), 5.6.2.2.1.3, перечисление b), 5.6.2.2.1.3, перечисление e), и 5.6.2.2.1.6, перечисление c), в отношении этих аспектов.

5.6.6.11 Средство защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины является устройством безопасности и должно быть испытано в соответствии с требованиями [2].

5.6.6.12 На элементе контроля скорости и элементе снижения скорости средства защиты от превышения скорости поднимающейся вверх кабины должны быть указаны следующие сведения:

a) наименование изготовителя;

b) диапазон скорости срабатывания, в котором происходит срабатывание элемента контроля скорости;

c) применяемый тип элемента снижения скорости (например, ловители, тормоз на канатоведущий шкив и т.п.).

5.6.7. Защита от неконтролируемого движения кабины

5.6.7.1 Лифты должны быть оборудованы средством, предотвращающим или останавливающим неконтролируемое движение кабины вверх или вниз от этажной площадки с незапертой дверью шахты и незакрытой дверью кабины, в результате какой-либо единичной неисправности привода лифта или системы управления приводом лифта, влияющей на безопасное движение кабины.

Исключение составляют следующие неисправности:

- обрыв тяговых элементов (канатов, цепей, ремней и др.) и подвески;

- разрушение канатоведущего шкива, барабана или звездочки привода лифта;

- внезапная потеря тяговой способности канатоведущего шкива;

- опрокидывание привода лифта;

- разрыв трубопровода;

- разрушение гидроцилиндра, траверсы и направляющего блока гидроцилиндра;

- разрушение опоры кабины гидравлического лифта прямого действия.

Проскальзывание из-за изменения сцепления в момент остановки неконтролируемо движущейся кабины следует учитывать для расчета максимального перемещения кабины по 5.6.7.5 и при испытаниях.

5.6.7.2 Средство защиты от неконтролируемого движения кабины должно выявлять неконтролируемое движение кабины, останавливать и удерживать кабину.

Не требуется выявлять неконтролируемое движение кабины по 5.6.7.7 на лифтах, которые не имеют функций выравнивания (с открытыми дверями кабины и незапертыми дверями шахты) на этаже, повторного выравнивания и предварительной подачи электропитания при открытых дверях (для подготовки к нормальному пробегу, когда кабина находится в зоне отпирания двери, а двери не закрыты и не заперты) по 5.12.1.4, у которых остановка осуществляется тормозом, отвечающим требованиям 5.6.7.3 и 5.6.7.4.

5.6.7.3 Средство защиты от неконтролируемого движения кабины должно быть способно контролировать скорость или замедление, останавливать и удерживать кабину без помощи любого компонента лифта, которые во время нормальной работы выполняют эти функции. Для защиты от неконтролируемого движения кабины допускается использовать компоненты лифта, используемые во время нормальной работы, имеющие встроенное дублирование (резервирование) и самодиагностику правильной работы.

Примечания

1 Тормоз привода, отвечающий требованиям 5.9.2.2, рассматривают как устройство, имеющее встроенное дублирование (резервирование).

2 Механические устройства безопасности (ловители, ограничитель скорости и др.) не являются компонентами лифта, которые во время нормальной работы останавливают и удерживают кабину.

 

В случае использования тормоза самодиагностика может включать в себя проверку правильного подъема или опускания тормозных колодок либо проверку тормозного усилия.

В случае использования двух электрически управляемых гидравлических клапанов, работающих последовательно для замедления и остановки при нормальной работе, самодиагностика предусматривает отдельное определение правильного открывания или закрывания каждого клапана под воздействием статического давления пустой кабины.

При обнаружении неисправности дверь кабины и двери шахты должны быть закрыты, а лифт - выведен из режима нормальной работы.

Функция самодиагностики подлежит испытаниям.

5.6.7.4 Останавливающий элемент средства защиты от неконтролируемого движения кабины должен воздействовать:

a) на кабину; или

b) противовес; или

c) канаты (тяговые или уравновешивающие); или

d) канатоведущий шкив; или

e) тот же вал, что и вал канатоведущего шкива, при условии, что вал поддерживается статически только в двух точках; или

f) гидравлическую систему (включая двигатель/насос при движении в направлении вверх, в изоляции от источника электропитания).

Останавливающий элемент средства защиты от неконтролируемого движения кабины или средство, удерживающее кабину, могут быть объединены с элементами, используемыми для предотвращения превышения скорости:

- при движении в направлении вниз;

- поднимающейся вверх кабиной (5.6.6).

Останавливающие элементы средства защиты от неконтролируемого движения кабины могут быть разными для движения в направлении вниз и вверх.

5.6.7.5 Средство защиты от неконтролируемого движения кабины должно останавливать кабину на расстоянии, удовлетворяющем следующим условиям (см. рисунок 20):

a) вертикальное расстояние от уровня этажной площадки, на котором было выявлено неконтролируемое движение кабины, до уровня пола кабины после ее остановки не должно превышать 1,20 м;

b) вертикальное расстояние между порогом двери шахты и нижней частью фартука кабины не должно превышать 200 мм;

c) в случае ограждений согласно 5.2.5.2.2 расстояние между порогом кабины и самой нижней частью стены шахты, обращенной в сторону входа в кабину, не должно превышать 200 мм;

d) вертикальное расстояние от порога кабины до верхней обвязки двери шахты или от порога этажной площадки до верхней обвязки двери кабины должно быть не менее 1,0 м.

 

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014). Межгосударственный стандарт. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

 

1 - кабина; 2 - шахта; 3 - этажная площадка;

4 - фартук кабины; 5 - вход в кабину

 

Рисунок 20 - Неконтролируемое движение

кабины - движение в направлениях вниз и вверх

 

Соблюдение этих требований должно быть обеспечено при любой нагрузке в кабине, вплоть до 100% номинальной нагрузки.

5.6.7.6 В момент торможения останавливающий элемент средства защиты от неконтролируемого движения кабины не должен допускать замедления кабины со средним ускорением, превышающим:

- 9,81 м/с2 при неконтролируемом движении пустой кабины в направлении вверх;

- значений, принятых для устройств защиты от свободного падения в направлении вниз.

5.6.7.7 Неконтролируемое движение кабины должно выявляться электрическим устройством безопасности, соответствующим требованиями 5.11.2, не позднее того момента, когда кабина покидает зону отпирания дверей шахты (см. 5.3.8.1).

5.6.7.8 Каждое срабатывание средства защиты от неконтролируемого движения кабины должно приводить в действие электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиями 5.11.2.

Примечание - Это может быть присуще коммутационному устройству по 5.6.7.7.

 

5.6.7.9 Если средство защиты от неконтролируемого движения кабины сработало или самодиагностика указала на неисправность останавливающего элемента этого средства, его приведение в исходное положение должен производить квалифицированный персонал.

5.6.7.10 Возврат средства защиты от неконтролируемого движения кабины в исходное положение должен быть обеспечен без доступа к кабине или к противовесу (уравновешивающему грузу).

5.6.7.11 После возврата средства защиты от неконтролируемого движения кабины в исходное положение оно должно быть готово к работе.

5.6.7.12 Если средство защиты от неконтролируемого движения кабины требует внешнего источника питания для приведения его в действие, отсутствие питания от внешнего источника должно приводить к остановке кабины лифта и лифт должен оставаться в выключенном состоянии. Данное требование не применяется в случае использования пружин сжатия, имеющих направляющие элементы.

5.6.7.13 Средство защиты от неконтролируемого движения кабины является устройством безопасности и должно быть испытано в соответствии с требованиями [2].

5.6.7.14 На средстве защиты от неконтролируемого движения кабины или на элементах этого средства должны быть указаны следующие сведения:

a) наименование изготовителя;

b) применяемый тип останавливающего элемента (например, ловители, тормоз на канатоведущий шкив и т.п.).

TOC