БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014). Межгосударственный стандарт. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

5.5. Подвешивающие средства, компенсационные средства и соответствующие средства защиты

 

5.5.1. Подвешивающие средства

5.5.1.1 Кабины, противовесы или уравновешивающие устройства кабины должны быть подвешены на стальных проволочных канатах или пластинчатых, или на приводных роликовых (втулочных) цепях. Допускается применение других средств при условии, что они обеспечивают уровень безопасности не ниже, чем при использовании стальных канатов или цепей.

5.5.1.2 Канаты должны соответствовать следующим требованиям:

a) номинальный диаметр стальных проволочных канатов должен быть не менее 6 мм;

b) предел прочности на разрыв проволок и другие характеристики (конструкция, протяженность, овальность, гибкость, испытания, и т.д.) должны соответствовать ГОСТ EN 12385-5.

5.5.1.3 Минимальное число тяговых элементов должно быть равно двум.

Для гидравлических лифтов минимальное число тяговых элементов должно быть равно двум на гидроцилиндр непрямого действия и двум на соединение между кабиной и любым уравновешивающим грузом.

Примечание - При полиспастной подвеске число тяговых элементов принимается равным числу канатов, цепей и т.д.

 

5.5.2. Соотношение диаметров шкива, блока, барабана и каната, наконечники каната/цепи

5.5.2.1 Отношение диаметра делительной окружности шкивов, блоков или барабанов к номинальному диаметру тяговых канатов должно быть не менее 40 независимо от типа конструкции каната.

5.5.2.2 Коэффициент запаса прочности подвешивающих средств должен быть не менее чем:

a) 12 в случае привода трения с тремя или более канатами;

b) 16 в случае привода трения с двумя канатами;

c) 12 в случае барабанного привода и гидравлических лифтов с канатами;

d) 10 в случае использования цепей.

Этот коэффициент запаса прочности определен как отношение минимального разрывного усилия канатов, Н, к максимальной нагрузке, Н, действующей на этот канат при нахождении кабины с номинальной нагрузкой на нижней этажной площадке.

Для позитивных и гидравлических приводов коэффициент запаса прочности для канатов или цепей уравновешивающего груза должен рассчитываться, как и выше, по отношению к силе, воздействующей на канат/цепь и определяемой весом уравновешивающего груза.

5.5.2.3 Заделка концов канатов при их креплении к кабине, противовесу или уравновешивающему устройству кабины или точкам подвески неподвижной ветви полиспаста должна выдерживать не менее 80% разрывного усилия каната.

5.5.2.3.1 Концы канатов должны быть прикреплены к кабине, противовесу, или уравновешивающему грузу, или к точкам подвешивания оконечных частей запасованных канатов посредством самозатягивающихся клинообразных муфт, зажимных хомутов или обжимных наконечников.

Примечание - Заделки канатов должны выдерживать нагрузку, составляющую не менее 80% от разрывающей нагрузки каната.

 

5.5.2.3.2 Крепление каната к барабану следует выполнять посредством заклинивания, или с использованием не менее двух прижимных планок, или любым другим способом, обеспечивающим эквивалентный уровень безопасности. При нахождении кабины на полностью сжатом буфере или упоре на барабане должно оставаться не менее полутора запасных витков каждого каната, не считая витков, находящихся под прижимными планками.

5.5.2.4 Концы каждой цепи должны быть прикреплены к кабине, противовесу, или уравновешивающему грузу, или к точкам подвешивания оконечных частей запасованных цепей. Соединение между цепью и наконечником цепи должно быть способно выдерживать нагрузку, составляющую не менее 80% от минимальной разрывающей нагрузки цепи.

5.5.3. Сцепление тяговых элементов со шкивом или барабаном

Сцепление тяговых элементов должно быть таким, чтобы выполнялись три следующих условия:

a) кабина должна удерживаться на уровне этажа без проскальзывания, будучи нагруженной на 125% согласно 5.4.2.1 или 5.4.2.2;

b) должно быть обеспечено, чтобы любое аварийное торможение пустой или нагруженной номинальной нагрузкой кабины приводило к замедлению до скорости, которая ниже или равна той скорости, на которую рассчитаны буферы, включая буферы с пониженным рабочим ходом;

c) должна быть исключена возможность подъема пустой кабины при противовесе, находящемся на буфере, и возможность подъема противовеса при кабине, находящейся на буфере при соблюдении следующих условий:

1) канаты должны проскальзывать по тяговому шкиву, либо

2) привод должен быть остановлен электрическим устройством безопасности согласно 5.11.2.

Примечание - Подъем кабины или противовеса на некоторую высоту допустим при условии, что отсутствует риск раздавливания в крайних точках рабочего хода, или же падения кабины, или противовеса, вызывающего ударные силы, воздействующие на средство подвешивания, и чрезмерное замедление кабины.

 

5.5.4. Наматывание канатов на барабан для лифтов с позитивным приводом

5.5.4.1 Барабан должен иметь нарезанные по винтовой линии канавки, соответствующие диаметру каната.

5.5.4.2 При нахождении кабины на полностью сжатых буферах на барабане должно оставаться не менее полутора запасных витков каждого закрепленного на барабане каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

5.5.4.3 На барабан должен быть намотан только один слой каната.

5.5.4.4 Угол отклонения канатов относительно оси канавок должен быть не более 4°.

Барабан должен иметь реборды, возвышающиеся над навитым канатом на высоту не менее одного диаметра каната. Со стороны (сторон) крепления каната реборду допускается не выполнять.

5.5.5. Распределение нагрузки между канатами или цепями

5.5.5.1 Для уменьшения разности натяжения в отдельных тяговых элементах должно быть предусмотрено автоматическое устройство.

5.5.5.1.1 Для цепей, входящих в зацепление со звездочками, концы, прикрепленные к кабине, так же, как и концы, прикрепленные к уравновешивающему грузу, должны быть снабжены такими выравнивающими устройствами.

Для уменьшения разности натяжения в отдельных тяговых цепях автоматическое устройство должно быть установлено как со стороны кабины, так и со стороны уравновешивающего груза.

5.5.5.1.2 Для цепей в случае нескольких возвратных звездочек на одном и том же валу такие звездочки должны быть способны вращаться независимо.

5.5.5.2 Если пружины используются для выравнивания натяжения, то они должны работать на сжатие.

5.5.5.3 Защита в случае ненормального растяжения, слабины каната или слабины цепи должна быть обеспечена следующим образом:

a) в случае двух подвешивающих канатов или цепей кабины электрическое устройство безопасности согласно 5.11.2 должно вызывать останов машины при ненормальном относительном растяжении каната или цепи;

b) применительно к лифтам с позитивным приводом и гидравлическим лифтам, если существует риск слабины каната (или цепи), электрическое устройство безопасности согласно 5.11.2 должно вызывать останов привода, когда обнаруживается слабина.

После остановки работа лифта в нормальном режиме должна быть предотвращена.

Для гидравлических лифтов с двумя или более гидроцилиндрами это требование применимо к каждому подвешивающему комплекту.

5.5.5.4 Устройства для регулировки длины канатов или цепей должны быть выполнены таким образом, чтобы эти устройства не могли самостоятельно ослабляться после регулировки.

5.5.6. Компенсационные средства

5.5.6.1 Компенсация веса тяговых элементов для обеспечения адекватной тяговой способности или мощности привода должна быть обеспечена в соответствии с перечисленными ниже условиями:

a) для номинальных скоростей, не превышающих 3,0 м/с, могут быть использованы цепи, канаты или ремни;

b) для номинальных скоростей, превышающих 3,0 м/с, должны применяться компенсационные канаты;

c) для лифтов номинальной скоростью, превышающей 3,5 м/с, в дополнение к перечисленным требованиям, должны быть оборудованы устройством, ограничивающим подскок натяжного устройства. Срабатывание этого устройства должно вызывать размыкание цепи безопасности электрическим устройством безопасности по 5.11.2;

d) для номинальных скоростей, превышающих 1,75 м/с, компенсационное средство без натяжения должно иметь направляющее устройство в месте образования петли.

5.5.6.2 В случае использования компенсационных канатов применимо следующее:

a) компенсационные канаты должны соответствовать ГОСТ EN 12385-5;

b) следует использовать натяжные устройства (блоки);

c) отношение между диаметром делительной окружности натяжных блоков и номинальным диаметром компенсационных канатов должно быть не менее 30;

d) натяжные блоки должны быть оборудованы защитой согласно 5.5.7;

e) натяжение должно быть обеспечено силой тяжести;

f) натяжение должно контролироваться электрическим устройством безопасности в соответствии с 5.11.2.

5.5.6.3 Компенсационные средства, например канаты, цепи, ремни и места их крепления должны быть способны выдерживать с коэффициентом запаса прочности, равным 5, любые статические силы, воздействию которых подвергаются эти средства.

Максимальный вес компенсационного средства при нахождении кабины или противовеса в верхней точке их пути передвижения, и половина общего веса натяжного устройства в сборе, если он используется, должны быть учтены.

5.5.7. Защита шкивов, блоков и звездочек

5.5.7.1 Для шкивов, блоков и звездочек, ограничителей скорости, натяжного устройства должны быть предусмотрены меры согласно таблице 10 для устранения:

a) нанесения телесных повреждений;

b) схождения канатов/цепей со шкивов/звездочек в случае их слабины;

c) попадания предметов между канатами/цепями и шкивами/звездочками.

 

Таблица 10

 

Защита шкивов, блоков и звездочек

 

Места размещения шкивов, блоков и звездочек

Риск согласно 5.5.7.1

a)

b)

c)

В кабине

на крыше

x

x

x

под полом

 

x

x

На противовесе/уравновешивающем грузе

 

x

x

В машинном и блочном помещениях

x <2>

x

x <1>

В шахте

На верхнем этаже

над кабиной

x

x

 

рядом с кабиной

x

x

 

Между приямком и верхним этажом

 

x

x <1>

В приямке

x

x

x

Гидроцилиндр

Удлинение в направлении вверх

x <2>

x

 

Удлинение в направлении вниз

 

x

x <1>

С механическим средством синхронизации

x

x

x

x - Риск должен быть принят во внимание.

--------------------------------

<1> Требуется, только если канаты/цепи заходят на канатоведущий шкив или блок/звездочку горизонтально или под любым углом относительно к горизонтали до максимум 90°.

<2> Как минимум должны быть установлены защитные козырьки, препятствующие случайному доступу к зонам, где канаты/цепи заходят или сходят со шкивов, блоков или звездочек (см. рисунок 18).

 

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014). Межгосударственный стандарт. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

 

A - шкив; B - канат, ремень; C - защитный козырек

 

Рисунок 18 - Пример защитного козырька

 

5.5.7.2 Конструкцией ограждения должна быть предусмотрена возможность проведения работ по осмотру блоков и звездочек без его разборки. Если в ограждении имеются отверстия, они должны соответствовать требованиям приложения H.

Демонтаж будет необходим только в следующих случаях:

a) замена каната/цепи;

b) замена шкива/звездочки;

c) повторная проточка канавок.

Устройства, препятствующие выходу канатов из канавок шкивов, должны включать в себя ограничитель около мест, где канаты входят и сходят со шкивов, и по меньшей мере один промежуточный ограничитель, если угол сгиба составляет более 60° ниже горизонтальной оси шкива и общий угол сгиба более 120° (см. рисунок 19).

 

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014). Межгосударственный стандарт. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

 

Рисунок 19 - Пример расположения устройств,

препятствующих выходу каната из канавок шкивов

 

5.5.8. Тяговые шкивы, блоки и звездочки в шахте

Тяговые шкивы, блоки и звездочки могут устанавливаться в шахте выше самой нижней посадочной площадки, если тяговые шкивы, блоки/звездочки расположены в вертикальной проекции кабины и зазоры на верхнем этаже соответствуют 5.2.5.7.

TOC