БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+A1:2010). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке

5.12. Система управления, контроля, диагностики

5.12.1. Общие положения

5.12.1.1 Для управления эскалатором или пассажирским конвейером должны быть предусмотрены стационарные и переносные пульты управления, розетки для подключения переносных пультов управления, кнопки/выключатели "стоп" для экстренной ручной остановки привода и блокировочные устройства для автоматической остановки привода в опасных ситуациях, в состав которых входят выключатели безопасности, включенные в электрические цепи безопасности.

5.12.1.2 Допускается оборудование эскалатора или пассажирского конвейера устройствами автоматического пуска и остановки (см. 5.12.6.2), а также средствами телемеханики и теленаблюдения.

5.12.2. Защита от неисправностей электросети и электрооборудования

5.12.2.1 Любая из перечисленных в 5.12.2.2 неисправностей электрооборудования эскалатора или пассажирского конвейера, если она не попадает под описание 5.12.2.3 и/или приложения F, не должна привести к аварии эскалатора или пассажирского конвейера.

5.12.2.2 Должна быть предусмотрена возможность следующих отказов:

а) обесточивание;

б) падение напряжения;

в) обрыв цепи;

г) замыкание цепи на землю;

д) короткое замыкание, изменение значения или функции элементов электрических цепей, таких как резистор, конденсатор, транзистор, контроллер;

е) отсутствие притяжения или неполное притяжение подвижного якоря контактора или реле;

ж) отсутствие отделения подвижного якоря контактора или реле;

и) неразмыкание контакта;

к) незамыкание контакта;

л) неправильное подключение фаз.

5.12.2.3 Нет необходимости рассматривать возможность неразмыкания контакта, если выключатели безопасности соответствуют 5.12.4.6.

5.12.2.4 Эскалатор или пассажирский конвейер должен останавливаться автоматически:

а) при обесточивании силовой цепи или цепи управления;

б) при замыкании на землю цепи, в которой имеется электрическое устройство безопасности;

в) при перегрузке двигателя (см. 5.11.5.2);

г) при перегреве двигателя (см. 5.11.5.3).

Восстановление работоспособности по перечислениям а) - в) должно обеспечиваться принудительным приведением выключателя в исходное положение вручную.

5.12.3. Блокировочные устройства

Блокировочные устройства, в состав которых входят электрические устройства безопасности по 5.12.4, должны отключать электродвигатель с остановкой несущего полотна и делать невозможным его пуск:

а) при превышении номинальной скорости ступеней, пластин или ленты [см. перечисление а) 5.12.6.9] или самопроизвольном снижении скорости вплоть до изменения направления их движения при работе эскалатора или пассажирского конвейера с углом наклона более 6° на подъем [см. перечисление б) 5.12.6.9];

б) при отсутствии ступени/пластины (см. 5.4.3.10);

в) при опускании ступеней или пластин перед входными площадками (см. 5.4.3.9);

г) при перемещении натяжного устройства в сторону привода или в обратном направлении на расстояние 30 мм (не более) (см. 5.4.5.4);

д) при срабатывании рабочего или дополнительного тормоза;

е) при нерастормаживании тормозной системы после пуска эскалатора или пассажирского конвейера (см. 5.7.8);

ж) при предельном износе тормозных обкладок или запасе хода якоря электромагнита рабочего тормоза менее регламентированного;

и) при отвинчивании гайки или выходе винта дополнительного тормоза за регламентированные значения в случае использования грузоупорного тормоза;

к) при защемлении инородных предметов в месте входа ступеней, пластин или ленты в гребенку или попадании инородных предметов под гребенку (см. 5.5.9);

л) если открыт смотровой проем в области несущей конструкции, снята или открыта плита перекрытия (см. 5.8.11.1, 5.8.11.2);

м) при отклонении скорости движения поручня более чем на 15% от фактической скорости движения несущего полотна эскалатора/пассажирского конвейера в течение периода, превышающего 15 с (см. 5.9.2);

н) при сходе поручня с направляющих на нижнем криволинейном участке (см. 5.9.12);

п) при защемлении инородных предметов в месте входа поручня в устье (см. 5.9.11);

р) при обрыве или чрезмерной вытяжке приводных цепей или клиновых ремней (см. 5.6.8);

с) при остановке одного из эскалаторов или пассажирских конвейеров, установленных последовательно без промежуточных выходов и работающих в одном направлении;

т) при приведении в действие механизма включения вспомогательного привода или установке съемного устройства ручного перемещения эскалатора или пассажирского конвейера (см. 5.6.10);

у) при воздействии на выключатели "стоп" по 5.12.5.1.2 или устройство "стоп" в любом месте прохода между эскалаторами или пассажирскими конвейерами в зоне обслуживания (см. 5.10.6.6);

ф) при превышении максимальных тормозных путей более чем на 20% (см. 5.7.7).

Примечание к перечислениям а) - г), е) - и), р), у), ф) - После каждой остановки эскалатора/пассажирского конвейера вследствие срабатывания блокировочного устройства повторный пуск эскалатора/пассажирского конвейера должен быть возможен после перевода сработавшей блокировки в исходное состояние обслуживающим персоналом вручную или после принудительного восстановления блокировки в системе управления, фиксирующей события (пуски, остановки, срабатывание и восстановление блокировок с указанием даты и времени).

 

5.12.4. Электрические устройства безопасности

5.12.4.1 В состав электрического устройства безопасности могут входить:

а) один или несколько выключателей безопасности, отвечающих требованиям 5.12.4.6, которые напрямую отключают подачу питания на главные контакторы или их реле либо

б) электрические цепи безопасности, соответствующие требованиям 5.12.4.7 и состоящие из:

- одного или нескольких выключателей безопасности по 5.12.4.6, напрямую не отключающих питание главных контакторов или их реле, либо

- контактов, не отвечающих требованиям 5.12.4.6, либо

- других элементов в соответствии с требованиями приложения F, либо

в) программируемые электронные системы, связанные с безопасностью в соответствии с 5.12.4.10, непосредственно отключающие питание на главные контакторы или их реле.

5.12.4.2 Параллельное подключение электрооборудования к электрическим устройствам безопасности не допускается, за исключением приборов для контроля и диагностики, отвечающих требованиям приложения F.

5.12.4.3 Воздействие внутренней или внешней индуктивности или емкостного сопротивления не должно вызывать неисправность электрических устройств безопасности.

5.12.4.4 Выходной сигнал из цепи безопасности не должен изменяться под воздействием постороннего сигнала, исходящего из другого электрического устройства, находящегося далее в этой же цепи, так, чтобы это могло в результате создавать опасное состояние.

5.12.4.5 Устройство и размещение внутренних блоков питания не должны вызывать появление ложных сигналов на выходе устройств безопасности в результате коммутации. В частности, пики напряжения, возникающие в сети при работе эскалатора или другого оборудования, не должны влиять на работу электронного оборудования (помехозащищенность) в соответствии с ГОСТ 32142 и ГОСТ 32143.

5.12.4.6 Выключатели безопасности

5.12.4.6.1 Срабатывание выключателя безопасности должно приводить к принудительному механическому разделению контактов. Это принудительное механическое разделение должно произойти даже при сваривании контактов между собой.

Принудительное механическое разделение контактов достигается тогда, когда все размыкающиеся контакты заняли разомкнутое положение, и при этом на протяжении значительной части пути их движения не будет упругих элементов (например, пружин) между движущимися контактами и приводным элементом, к которому прикладывается усилие.

Конструкция выключателя безопасности должна сводить к минимуму риск возникновения короткого замыкания в результате неисправности одной из деталей.

5.12.4.6.2 Изоляция выключателя безопасности должна быть рассчитана на номинальное напряжение 250 В, если степень защиты корпуса не ниже IP 4X по ГОСТ 14254, или 500 В, если степень защиты корпуса ниже IP 4X.

Выключатели безопасности согласно [5] <*> следует относить к следующим категориям:

a) AC-15 - для выключателей безопасности переменного тока;

b) DC-13 - для выключателей безопасности постоянного тока.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50030.4.1-2012 (МЭК 60947-4-1:2000) "Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4. Контакторы и пускатели. Раздел 1. Электромеханические контакторы и пускатели".

 

5.12.4.6.3 Если защитный корпус имеет класс защиты ниже IP 4X, воздушные зазоры должны быть не менее 3 мм, а длина путей токов утечки - не менее 4 мм.

После разделения расстояние между контактами должно быть не менее 4 мм.

5.12.4.6.4 При многократных размыканиях расстояние между размыкаемыми контактами после разделения в каждом случае должно быть не менее 2 мм.

5.12.4.6.5 Загрязнение проводящим материалом не должно приводить к короткому замыканию контактов.

5.12.4.7 Требования к цепям безопасности

5.12.4.7.1 Любая из неисправностей, перечисленных в 5.12.2.2, не должна быть причиной возникновения аварийной ситуации как сама по себе, так и в случае ее сочетания с любой другой или двумя другими из указанных неисправностей.

5.12.4.7.2 Кроме того, к отказам, перечисленным в 5.12.2.2, применяют следующее условие: если один отказ в сочетании со вторым отказом может привести к возникновению опасной ситуации, эскалатор или пассажирский конвейер должен быть остановлен к моменту начала следующего рабочего цикла, в котором должен участвовать неисправный элемент.

Возможность того, что второй отказ приведет к возникновению опасной ситуации до остановки эскалатора или пассажирского конвейера в вышеупомянутом рабочем цикле не рассматривается.

5.12.4.7.3 Если два отказа в сочетании с третьим отказом могут привести к возникновению опасной ситуации, эскалатор или пассажирский конвейер должен быть остановлен к моменту начала следующего рабочего цикла, в котором должен участвовать один из неисправных элементов.

Возможность того, что третий отказ приведет к возникновению опасной ситуации до остановки эскалатора или пассажирского конвейера в вышеупомянутом рабочем цикле не рассматривается.

5.12.4.7.4 Если неисправность элементов, которая вызвала первый отказ по 5.12.4.7.2 или два отказа по 5.12.4.7.3, не может быть обнаружена по изменению состояния, необходимо предпринять соответствующие меры для обнаружения неисправности и предотвратить начало движения до момента повторного пуска эскалатора или пассажирского конвейера по 5.12.6.8.

Наработка на отказ цепи безопасности должна быть не менее 2,5 лет. Этот срок установлен исходя из предположения, что в течение 3 мес каждый эскалатор или пассажирский конвейер перезапускается в соответствии с 5.12.6.8 по крайней мере один раз и, таким образом, его состояние подвергается изменению.

5.12.4.7.5 Сочетание более чем трех отказов можно не рассматривать:

а) если цепь безопасности состоит из не менее двух каналов и их одинаковое состояние контролируется цепью управления, проверка которой осуществляется перед повторным пуском эскалатора или пассажирского конвейера по 5.12.6.8 (см. также приложение G) или

б) если цепь безопасности состоит из не менее трех каналов и их одинаковое состояние контролируется цепью управления.

Если требования перечисления а) или б) не выполняются, прерывание анализа неисправностей не допускается, и он должен продолжаться согласно 5.12.4.7.3.

5.12.4.7.6 Эскизное проектирование и оценка цепей безопасности должны осуществляться согласно рисунку G.1 (приложение G).

5.12.4.8 Срабатывание электрического устройства безопасности

Срабатывание электрического устройства безопасности должно предотвращать пуск привода или вызывать его немедленную остановку. При этом должен приводиться в действие рабочий тормоз.

5.12.4.9 Приведение в действие электрических устройств безопасности

Элементы, приводящие в действие электрические устройства безопасности, должны быть выбраны и смонтированы так, чтобы правильно функционировать под воздействием механических нагрузок, возникающих при их работе.

В случае применения дублирующих цепей безопасности необходимо механическим способом или с помощью датчиков исключить незамеченную потерю резервирования.

Датчики цепей безопасности, неисправность которых нельзя обнаружить, должны соответствовать требованиям пунктов H.4.2 и H.4.3 (приложение H).

5.12.4.10 Программируемые электронные системы, связанные с безопасностью (ПЭССБЭ)

Программируемые электронные системы (ПЭССБЭ), связанные с безопасностью должны быть спроектированы в соответствии с требованиями [7] <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р МЭК 62061-2015 "Безопасность оборудования. Функциональная безопасность систем управления электрических, электронных и программируемых электронных, связанных с безопасностью".

 

Для программного обеспечения, используемого в ПЭССБЭ и системе, не связанной с безопасностью, должны соблюдаться требования, предъявляемые к ПЭССБЭ.

При использовании ПЭССБЭ для блокировочных устройств по 5.12.3 уровень полноты безопасности (SIL) должен быть не менее:

- SIL1 - для блокировочных устройств по перечислениям г) - е), к) - м), п), р), т);

- SIL2 - для блокировочных устройств по перечислениям а) - в), с).

5.12.5. Аппараты управления

5.12.5.1 Стационарные выключатели и пульты управления

5.12.5.1.1 Для пуска эскалатора или пассажирского конвейера (или открытие его для пользования, если его пуск осуществляется автоматически при прохождении пассажиром определенной точки) должен быть предусмотрен один или несколько выключателей, установленных в стационарных пультах управления или других местах, доступных только для обслуживающего персонала.

Эти выключатели не должны выполнять функцию главных выключателей по 5.11.6.

Пусковой выключатель (или выключатели) должны находиться в пределах досягаемости от выключателя "стоп" по 5.12.5.1.2.

Любой из отказов электрооборудования эскалатора или пассажирского конвейера, перечисленных в 5.12.2.2, если он не может быть исключен при условиях, описанных в 5.12.2.3 и/или приложении F, не должен вызывать пуска привода.

5.12.5.1.2 Выключатели "стоп" должны быть расположены в пультах управления, в местах, указанных в 5.10.9, в хорошо видных и легкодоступных местах на балюстраде у каждой входной площадки эскалатора или пассажирского конвейера или рядом с ними, а также в средней части балюстрады, с таким расчетом, чтобы расстояния между соседними выключателями "стоп" не превышали:

- 30 м на эскалаторах;

- 40 м на пассажирских конвейерах.

Примечание - Выключатели "стоп" в средней части балюстрады могут не устанавливаться, если обеспечено постоянное наблюдение за пассажирской зоной с возможностью остановки эскалатора или пассажирского конвейера обслуживающим персоналом.

 

Если выход с эскалатора/пассажирского конвейера может оказаться заблокированным структурными элементами здания/сооружения (например, пожарными воротами), дополнительный выключатель "стоп", доступный с эскалатора/пассажирского конвейера, должен быть установлен на уровне поручня на расстоянии 2 - 3 м до пересечения несущим полотном гребенки входной площадки.

Выключатель "стоп" должен быть электрическим устройством безопасности согласно 5.12.4.

5.12.5.1.3 Стационарные пульты управления должны быть установлены:

а) у верхней и/или нижней входных площадок;

б) у приводных звездочек ступеней/пластин или барабана ленты и в натяжной камере тоннельного эскалатора;

в) у грузоупорного дополнительного тормоза.

Пульты дистанционного управления могут быть расположены как в зоне расположения эскалатора или пассажирского конвейера, так и вне ее.

5.12.5.2 Переносной пульт управления

5.12.5.2.1 Эскалаторы или пассажирские конвейеры должны быть снабжены переносными пультами управления, позволяющими включать их при техническом обслуживании или ремонте.

5.12.5.2.2 Штепсельные розетки для подключения гибкого кабеля переносного пульта должны быть расположены у каждой входной площадки, например в приводной станции и натяжной станции внутри несущей конструкции.

При необходимости должны быть предусмотрены дополнительные штепсельные розетки с каждой стороны эскалатора или пассажирского конвейера с тем, чтобы выдержать расстояние между ними не более 20 м. Розетки должны быть расположены таким образом, чтобы любая точка эскалатора или пассажирского конвейера была досягаема с помощью кабеля. Длина кабеля должна быть не менее 3,0 м.

5.12.5.2.3 Кнопки управления переносного пульта должны быть защищены от случайного включения. Движение эскалатора или пассажирского конвейера должно быть возможно только при непосредственном ручном воздействии на элементы управления. Направление движения должно быть четко указано.

Переносной пульт должен быть оборудован несамовозвратной кнопкой "стоп", приведение в действие которой должно вызывать отключение (разъединение) цепи питания привода и приведение в действие рабочего тормоза.

5.12.5.2.4 При использовании переносного пульта управления все другие пульты управления должны быть электрически заблокированы.

При подключении более одного переносного пульта все переносные пульты должны быть электрически заблокированы.

5.12.6. Управление эскалатором и пассажирским конвейером

5.12.6.1 Пуск эскалатора или пассажирского конвейера персоналом

Пуск эскалатора или пассажирского конвейера следует осуществлять одним из выключателей по 5.12.5.1.1, доступных только для обслуживающего персонала.

Пуск с пассажирами на несущем полотне допускается:

- если перед пуском обслуживающий персонал имеет возможность наблюдения за пассажирской зоной или обеспечена переговорная связь с персоналом, находящимся у эскалатора или пассажирского конвейера;

- если предусмотрены средства оповещения пассажиров о предстоящем пуске.

Для исключения пуска эскалатора или пассажирского конвейера с пассажирами в обратном направлении на выключателе должно быть четко указано направление движения.

К устройствам дистанционного пуска применяют те же требования.

5.12.6.2 Автоматический пуск эскалатора или пассажирского конвейера, работающего в режиме ожидания

5.12.6.2.1 Эскалаторы или пассажирские конвейеры, работающие в режиме ожидания и запускающиеся или ускоряющиеся автоматически с помощью контрольных элементов (например, фотоэлементов, контактных матов и т.д.), реагирующих на приближение пассажира, должны двигаться со скоростью, составляющей не менее 20% от номинальной скорости при пересечении пассажиром гребенки, а затем ускоряться с ускорением не более 0,5 м/с2.

Компоновка строительных конструкций и ограждений должна препятствовать попыткам обойти контрольные элементы.

5.12.6.2.2 Направление движения эскалатора или пассажирского конвейера, находящегося в режиме ожидания, должно быть четко указано с помощью указателей или светофоров и ясно видно пассажирам.

В тех случаях, когда на эскалатор или пассажирский конвейер, работающий в режиме ожидания, можно войти в направлении, противоположном установленному направлению движения, он должен запускаться в установленном направлении до подхода пассажира к входной площадке в соответствии с требованиями 5.12.6.2.1 и работать не менее 10 с.

5.12.6.3 Остановка эскалатора или пассажирского конвейера персоналом

Перед остановкой привода обслуживающий персонал должен иметь возможность убедиться в отсутствии пассажиров на эскалаторе или пассажирском конвейере.

В случае необходимости осуществить остановку с пассажирами пассажиры должны быть предупреждены о предстоящей остановке по громкоговорителю.

К устройствам дистанционной остановки применяют те же требования.

5.12.6.4 Автоматическая остановка эскалатора или пассажирского конвейера, работающего в режиме ожидания

Допускается предусмотреть автоматическую остановку эскалатора или пассажирского конвейера, работающего в режиме ожидания через промежуток времени, равный ожидаемому времени перевозки пассажира плюс не менее 10 с, после того, как на пассажира среагирует контрольный элемент управления, описанный в 5.12.6.2.1.

5.12.6.5 Экстренная остановка вручную

Экстренная остановка эскалатора или пассажирского конвейера может быть осуществлена при приведении в действие одного из выключателей "стоп" по 5.12.5.1.2.

5.12.6.6 Остановка по команде устройств контроля или электрических устройств безопасности

В случае, если устройства контроля или электрические устройства безопасности обнаруживают любое из событий по 5.12.3, должны быть приняты меры, препятствующие пуску привода, или он должен быть немедленно остановлен до начала процедуры повторного пуска по 5.12.6.8.

5.12.6.7 Изменение направления движения

Преднамеренное изменение направления движения допускается только после остановки эскалатора или пассажирского конвейера и удаления пассажиров с несущего полотна.

5.12.6.8 Повторный пуск

5.12.6.8.1 Повторный пуск после каждой остановки, за исключением автоматической остановки по 5.12.6.4, должен быть возможен с соблюдением требований 5.12.6.1.

После экстренной остановки при неисправностях электросети и электрооборудования [см. перечисления а) - в) 5.12.2.4] или блокировочными устройствами [см. перечисления а) - г), е) - и), р), у), ф) 5.12.3] повторный пуск должен быть возможен только после определения и, при необходимости, устранения причины остановки, а также перевода сработавшей блокировки в исходное состояние.

До момента перевода в исходное состояние блокировка, сработавшая при отказе, должна оставаться включенной даже после ликвидации причины отказа или восстановления подачи питания (см. также примечание к 5.12.3).

5.12.6.8.2 Восстановление включенного состояния для автоматического повторного пуска после остановки выключателем "стоп" по 5.12.6.5 допускается при выполнении следующих условий:

а) отсутствие пассажиров на участке между линиями пересечения гребенки плюс не менее 0,30 м за каждой гребенкой. Автоматическое восстановление включенного состояния допускается, если устройство контроля способно обнаруживать непрозрачный вертикально стоящий цилиндр диаметром 0,30 м и высотой 0,30 м в любом месте в пределах указанной зоны;

б) эскалатор или пассажирский конвейер должен запускаться при проходе пассажира. Пуск должен происходить только в том случае, если аппарат управления не обнаруживает по крайней мере в течение 10 с пассажиров или предметы в пределах зоны, указанной в перечислении а);

в) аппаратом для приведения в состояние готовности к автоматическому повторному пуску должно быть устройство, отвечающее требованиям 5.12.4.

При одноканальном решении допускается использовать самоконтролирующиеся датчики.

5.12.6.9 Защита от превышения скорости и непреднамеренного изменения направления движения

Эскалаторы и наклонные (a > 6°) пассажирские конвейеры должны быть оборудованы устройствами контроля скорости, выключающими эскалатор или пассажирский конвейер [см. перечисление а) 5.12.3]:

а) до того, как скорость несущего полотна превысит номинальную в 1,2 раза;

б) к моменту, когда ступени и пластины или лента, движущиеся на подъем, самопроизвольно изменят текущее направление движения.

При этом должны приводиться в действие рабочий тормоз (см. 5.7.9.1) и дополнительный тормоз [см. перечисления а) и б) 5.7.10.6].

TOC