ГОСТ 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+A1:2010). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке
5.4. Лестничное/пластинчатое полотно, ленты, направляющие
5.4.1. Общие требования
5.4.1.1 Лестничное/пластинчатое полотно эскалатора/пассажирского конвейера должно состоять из ступеней/пластин, соединенных с помощью не менее чем двух тяговых цепей, причем с каждой стороны ступени/пластины должна располагаться хотя бы одна цепь.
Допускается осуществлять привод пластин пассажирского конвейера одной цепью, если параллельность движения пластин рабочей ветви обеспечивается другими механическими средствами.
5.4.1.2 Рабочая поверхность настила ступеней, пластин, ленты должна иметь впадины в направлении движения, в которые входят зубья гребенок входных площадок.
Настил не должен оканчиваться впадиной у балюстрады.
Два крайних выступа настила и предшествующие им впадины с каждой стороны ступени должны иметь яркий отличительный цвет.
5.4.1.3 Подступенки ступеней должны иметь выступы с гладкой поверхностью. Впадины на конце настила ступени должны совпадать с выступами подступенка следующей ступени.
Подступенок не должен оканчиваться впадиной у балюстрады.
Край настила или съемный гребень настила, примыкающий к подступенку, должен быть притуплен.
5.4.1.4 Стык полотна ленты не должен иметь перепадов на поверхностях выступов и впадин.
5.4.1.5 Материалы, из которых изготовлены ступени, пластины или ленты, должны сохранять свои прочностные характеристики в течение установленного для них срока службы, принимая во внимание условия окружающей среды, например температуру, ультрафиолетовое излучение, влажность.
5.4.1.6 Поверхность настила должна обеспечивать надежную опору ногам пассажиров без проскальзывания. Рекомендации по выбору материала поверхности настила изложены в приложении C.
5.4.1.7 Для выделения края ступени эскалатора у входных площадок должно быть предусмотрено разграничение в направлении движения ступеней (например, впадина в настиле, полоса или гребень яркого отличительного цвета).
5.4.2. Размеры ступеней, пластин (см. рисунок 1, вид X и рисунок 5), ленты (см. рисунок 1, вид X)
5.4.2.1 Ширина ступени, пластины, ленты - согласно 5.2.3.
5.4.2.2 Высота ступени x1 должна быть не более 0,24 м.
Для эскалаторов с углом наклона не более 30° высота ступени x1 должна быть не более 0,205 м.
5.4.2.3 Глубина ступени y1 должна быть не менее 0,38 м.
5.4.2.4 Ширина b7 впадин настила должна быть не менее 5 мм
(для ленты - не менее 4,5 мм) и не более 7 мм.
5.4.2.5 Глубина h7 впадин настила должна быть не менее 10 мм
(для ленты - не менее 5 мм).
5.4.2.6 Ширина выступов настила b8 должна быть:
- не менее 2,5 мм и не более 5 мм - для ступени/пластины;
- не менее 4,5 мм и не более 8 мм - для ленты.
5.4.3. Конфигурация ступеней, пластин и ленты
5.4.3.1 В пассажирской зоне эскалатора настил ступеней должен быть горизонтальным с допуском в направлении движения не более 1:100.
5.4.3.2 У входных площадок ступени эскалатора должны направляться таким образом, чтобы передние края ступеней, выходящие из гребенки, и задние края ступеней, входящие в гребенку, двигались горизонтально на участке l от линии L2 (см. рисунок 1, вид X) не менее:
- 0,80 м при номинальных скоростях не более 0,50 м/с и при высоте транспортирования пассажиров h13 не более 6 м;
- 1,20 м при номинальных скоростях более 0,50 м/с или при высоте транспортирования пассажиров h13 более 6 м.
При номинальных скоростях более 0,65 м/с рекомендуется увеличивать этот размер до 1,60 м.
Разность уровней двух смежных ступеней/пластин должна быть не более 4 мм.
5.4.3.3 У верхних входных площадок пассажирских конвейеров с наклоном более 6° пластины или лента должны двигаться на участке длиной по крайней мере 0,40 м под углом не более 6° до входа в гребенку или после выхода из гребенки.
При этом передний край пластины, выходящей из гребенки, и задний край пластины, входящей в гребенку, должны двигаться без изменения угла наклона на участке длиной не менее 0,40 м.
5.4.3.4 Зазор между двумя следующими друг за другом ступенями эскалаторов или пластинами пассажирского конвейера в любом положении на рабочей ветви, измеренный у поверхности настила (см. рисунок 1, виды Y, Z, рисунок 6, вид S и рисунок 7, вид U), не должен превышать 6 мм.
При эксплуатации эскалаторов тяжелого режима работы допускается увеличение указанного зазора, но не более чем до 10 мм.
В районе переходных кривых пассажирских конвейеров при заходе выступов во впадины передних и задних кромок пластин допускается увеличение зазора до 8 мм (см. рисунок 7, вид V).
5.4.3.5 Зазор между ступенью, пластиной или лентой и фартуком не должен превышать 4 мм с любой из сторон и 7 мм - по сумме зазоров, измеренных с обеих сторон.
При эксплуатации эскалаторов тяжелого режима работы допускается увеличение указанных зазоров, но не более чем до 6 мм с любой из сторон и не более 10 мм по сумме зазоров с обеих сторон.
Для пассажирских конвейеров, у которых фартук заканчивается выше поверхности настила пластины или ленты, зазор, измеренный по вертикали от поверхности настила пластины/ленты до фартука, не должен превышать 4 мм. Поперечное смещение пластин или ленты не должно вызывать появление горизонтального зазора между фартуком и краем пластины или ленты.
5.4.3.6 Для эскалаторов нормального режима работы радиус кривизны верхнего перехода от наклонного к горизонтальному участку должен быть, м, не менее:
- 1,0 - при номинальных скоростях менее 0,5 м/с;
- 1,5 - при номинальных скоростях более 0,5 м/с, но не более 0,65 м/с;
- 2,6 - при номинальных скоростях более 0,65 м/с.
Радиус кривизны нижнего перехода от наклонного к горизонтальному участку эскалатора должен быть, м, не менее:
- 1,0 - при номинальных скоростях не более 0,65 м/с;
- 2,0 - при номинальных скоростях более 0,65 м/с.
Для эскалаторов тяжелого режима работы радиусы кривизны верхнего и нижнего переходов от наклонного к горизонтальному участку должны быть не менее 2,6 м.
5.4.3.7 Для ленточных пассажирских конвейеров радиус кривизны в месте перехода от наклонного к горизонтальному участку должен быть не менее 0,4 м.
Для пластинчатых пассажирских конвейеров нет необходимости определять радиус кривизны, потому что, принимая во внимание максимальное допустимое расстояние между двумя следующими друг за другом пластинами (см. 5.4.3.4), он всегда будет достаточно большим.
5.4.3.8 Конструкцией эскалатора/пластинчатого пассажирского конвейера должны быть исключены подъем ступеней/пластин на рабочем участке ветви несущего полотна и смещение несущего полотна в поперечном направлении.
5.4.3.9 При опускании ступени или пластины ниже уровня, при котором совмещение зубьев гребенки и впадин рабочей поверхности настила ступени/пластины более не обеспечивается, эскалатор или пассажирский конвейер должен быть остановлен блокировочными устройствами [см. перечисление в) 5.12.3], расположенными перед каждой входной площадкой на расстоянии, достаточном для того, чтобы гарантировать, что опущенная ступень или пластина не дойдет до линии пересечения гребенки (см. тормозные пути, указанные в 5.7.3). Контроль опускания может осуществляться по любому месту ступени или пластины.
5.4.3.10 Отсутствие ступени/пластины должно выявляться [см. перечисление б) 5.12.3], и эскалатор/пассажирский конвейер должен останавливаться до того, как проем, образовавшийся в результате отсутствия ступени/пластины, появится из-под гребенки нижней или верхней входной площадки.
5.4.3.11 В случае расстыковки тяговой цепи эскалатор или наклонный пластинчатый пассажирский конвейер должен быть остановлен блокировочным устройством по 5.12.3, г). При этом должна обеспечиваться сохранность геометрической формы рабочей ветви несущего полотна.
5.4.4. Направляющие
5.4.4.1 Стрела упругого прогиба направляющих бегунков рабочего участка трассы движения ступеней/пластин под действием нагрузки qм.э должна быть не более 1/1000 длины пролета.
При расчете криволинейных направляющих следует учитывать дополнительные усилия от перегиба тяговых цепей.
5.4.4.2 Направляющие и их стыки на всех участках трассы должны быть предохранены от поперечного смещения.
5.4.4.3 Опоры по осевой линии ленты пассажирского конвейера должны быть установлены с интервалом не более 2 м и расположены не ниже чем на 50 мм относительно нижней поверхности ленты, нагруженной согласно 5.4.6.4.
5.4.5. Тяговые цепи
5.4.5.1 Расчетный запас прочности тяговой цепи должен быть не менее 7 для эскалаторов/пассажирских конвейеров тяжелого режима работы и не менее 5 - для эскалаторов/пассажирских конвейеров нормального режима работы.
Расчетный запас прочности тяговой цепи определяют как отношение разрывного усилия цепи к наибольшему расчетному натяжению при нагрузке qм.э (см. 5.2.6.2) с учетом усилия натяжного устройства, при этом динамические нагрузки не учитывают.
Если применяют более чем одну цепь, предполагается, что нагрузка между цепями распределяется равномерно.
5.4.5.2 Фактический запас прочности тяговой цепи следует проверять на стенде. Для этого отбирают не менее двух однотипных отрезков цепи из партии не более 200 отрезков и доводят их до разрушения. При этом должно быть выполнено требование 5.4.5.1.
Длина отобранных для испытаний отрезков цепи должна быть не менее 600 мм. Испытания цепей допускается проводить совместно с осями ступеней, вставленными в отверстия полых валиков.
Допускается не доводить цепи до разрушения, если нагрузка при испытаниях превысила на 5% расчетную разрушающую нагрузку.
5.4.5.3 Каждый отрезок цепи должен быть проверен на стенде под нагрузкой, превышающей в два раза наибольшее расчетное натяжение при нагрузке qм.э.
После испытаний цепь не должна иметь остаточных деформаций или распрессовки деталей цепи.
5.4.5.4 Цепи должны быть постоянно натянуты. При перемещении натяжного устройства в сторону привода или в обратном направлении на расстояние 30 мм (не более) должен подаваться сигнал [см. перечисление г) 5.12.3] на остановку эскалатора или пассажирского конвейера.
Применение пружин растяжения для натяжения цепей не допускается.
При использовании для натяжения цепей грузов должно быть предусмотрено их улавливание в случае обрыва.
Примечание - Допускается не натягивать концевые участки длиннозвенных цепей (шаг цепи равен шагу ступеней/пластин) за пределами пассажирской зоны, если предусмотрены конструктивные меры по обеспечению прохождения несущего полотна на указанных участках без соприкосновения смежных ступеней/пластин.
5.4.6. Лента
5.4.6.1 Расчетный запас прочности ленты, включая ее стык, должен быть не менее 5.
Расчетный запас прочности определяют как отношение разрывного усилия ленты (по данным предприятия - изготовителя ленты) к наибольшему расчетному натяжению при нагрузке qм.э (см. 5.2.6.2) с учетом усилия натяжного устройства и динамических усилий в соответствии с 5.6.5 и 5.7.6. Расчет должен быть проведен для наиболее неблагоприятного случая нагружения.
5.4.6.2 Лента должна выдерживать все возможные нагрузки и деформирующие воздействия, которые могут создаваться приводом, натяжным устройством и направляющей системой в ходе штатной эксплуатации, и должна быть рассчитана на то, чтобы нести равномерно распределенную нагрузку 6000 Н/м2.
Примечание - Значение 6000 Н/м2 получают умножением статической нагрузки qс (см. 5.2.6.1) на коэффициент динамичности 1,2.
5.4.6.3 Лента должна приводиться в движение барабанами, и ее натяжение должно осуществляться постоянно и автоматически.
Не допускается применение пружин растяжения для натяжения ленты.
При использовании для натяжения ленты грузов должно быть предусмотрено их улавливание в случае обрыва.
5.4.6.4 Ленту при натяжении, соответствующем условиям эксплуатации, следует испытывать одиночным усилием 750 Н (включая массу испытательной пластинки), приложенным через стальную пластинку размером 0,15 x 0,25 x 0,025 м. Пластинку следует устанавливать посередине между опорными роликами, находящимися по краям ленты, таким образом, чтобы ее продольная ось была параллельна продольной оси ленты. Прогиб в центре не должен превышать 1/100z3 [z3 - поперечное расстояние между опорными роликами (см. z3 на рисунке 8)].
5.4.7. Ступени, пластины
5.4.7.1 Собранные ступени и пластины должны быть спроектированы таким образом, чтобы все комплектующие детали, например вкладыши или детали крепления, были надежно прикреплены и их крепление не ослаблялось в течение срока службы. Вкладыши и детали крепления должны выдерживать противодействующее усилие гребенки входной площадки при срабатывании блокировки входной площадки [см. перечисление к) 5.12.3].
5.4.7.2 Коэффициент запаса прочности ступени/пластины должен быть не менее 5.
Запас прочности ступени/пластины определяют как отношение предела прочности деталей ступени к расчетным напряжениям, возникающим при равномерно распределенной нагрузке qм.э (см. 5.2.6.2) с учетом максимальных усилий от тяговых цепей, действующих на ступень/пластину на верхних криволинейных участках трассы движения лестничного/пластинчатого полотна.
5.4.7.3 Прочность ступеней/пластин должна подтверждаться испытаниями на стенде по 5.4.7.4 - 5.4.7.8.
Ступень испытывают в сборе вместе с бегунками (невращающимися), полуосями (или осями) в горизонтальном положении на наклонной опоре, угол наклона которой соответствует максимальному углу наклона направляющих эскалатора.
Пластину в сборе испытывают на горизонтальной опоре.
При проверке фактического запаса прочности по 5.4.7.4 допускается основные бегунки не устанавливать.
5.4.7.4 Для проверки фактического запаса прочности отбирают две ступени/пластины от изготавливаемой партии <*> и нагружают их нагрузкой 5qм.э (не менее), равномерно распределенной по площади настила. Допускается прикладывать нагрузку 5qм.э через пластинку согласно требованиям 5.4.7.5.
--------------------------------
<*> Под партией понимается группа ступеней/пластин, изготавливаемая по единой конструкторской документации и единому технологическому процессу предприятия-изготовителя в количестве не более 10000 шт. за период времени не более одного года.
Для ступеней/пластин, воспринимающих усилия от перегиба тяговых цепей на верхних криволинейных участках трассы движения лестничного/пластинчатого полотна, должно быть проведено испытание этих же двух ступеней/пластин соответствующими пятикратными нагрузками, приложенными к осям ступени/пластины по центру шарниров тяговой цепи.
После испытаний ступень/пластина не должна иметь трещин, изломов или остаточной деформации более 4 мм, измеренной у поверхности настила.
5.4.7.5 Прочность каждой изготовленной или отремонтированной ступени проверяют приложением однократного усилия 3000 Н, пластины - усилием, которое для пластины площадью 1 м2 составляет 7500 Н.
Указанное усилие (включая массу пластинки) прикладывают в центре стальной пластинки размером 0,20 x 0,30 м (0,30 x 0,45 м для пластины площадью 1 м2) и толщиной не менее 25 мм перпендикулярно к поверхности настила. Короткий край пластинки должен быть расположен параллельно переднему краю ступени/пластины, длинный край пластинки должен быть расположен перпендикулярно к переднему краю ступени/пластины.
Для пластин меньшей или большей площади усилие и площадь нагрузки должны быть изменены пропорционально, при этом площадь нагрузки должна иметь отношение длин сторон 1:1,5; однако усилие не должно быть меньше 3000 Н (включая массу пластинки), размер пластинки не должен быть менее 0,20 x 0,30 м, а ее толщина должна быть не менее 25 мм. В случае пластин глубиной менее 0,30 м ширина испытательной пластинки должна быть 0,20 м, а длина пластинки должна быть равна глубине пластины.
Прогиб, измеренный у поверхности настила в ходе этого испытания, не должен превышать 4 мм. Остаточная деформация, превышающая допуски на установку, не допускается.
5.4.7.6 Две ступени/пластины от изготавливаемой партии (см. сноску к 5.4.7.4) должны быть подвергнуты динамическим испытаниям.
Ступень/пластина (независимо от ее размера) должна быть подвергнута воздействию нагрузки, пульсирующей в диапазоне 500 - 3000 Н на одной частоте в диапазоне 5 - 20 Гц в течение не менее 5 x 106 циклов, что позволяет обеспечить установившийся гармонический режим нагружения. Нагрузку следует прикладывать перпендикулярно к поверхности настила через стальную пластинку размером 0,20 x 0,30 м и толщиной не менее 25 мм, расположенную в центре поверхности настила так, как указано в 5.4.7.5.
В случае пластин глубиной менее 0,30 м ширина испытательной пластинки должна быть 0,20 м, а длина пластинки должна быть равна глубине пластины.
После испытания ступень/пластина не должна иметь признаков трещинообразования. Остаточная деформация, измеренная у поверхности настила, не должна превышать 4 мм. Ступени/пластины и их детали, например вкладыши или крепежные детали, должны быть надежно закреплены и их крепление не должно ослабляться.
В случае повреждения бегунков в ходе испытания допускается их замена.
5.4.7.7 Ступень/пластина с литым каркасом (например, алюминиевая ступень) должна быть такой, чтобы она выдерживала скручивающую нагрузку, эквивалентную смещению на +/- 2 мм центра вспомогательного бегунка, движущегося по дуге, центром которой является центр основного бегунка. Смещение +/- 2 мм относится к расстоянию 400 мм между центрами вспомогательного и основного бегунков. При размерах, отличающихся от 400 мм, значение смещения изменяется пропорционально.
Динамическая нагрузка должна регулироваться таким образом, чтобы гарантировать, что указанные выше прогибы достигаются в ходе испытания. Испытание следует проводить на одной частоте в диапазоне 5 - 20 Гц в течение не менее 5 x 106 циклов, что должно обеспечивать установившийся гармонический режим нагружения.
После испытания ступень/пластина не должна иметь признаков трещинообразования. Остаточная деформация, измеренная у поверхности настила, не должна превышать 4 мм. Ступени/пластины и их детали, например вкладыши или крепежные детали, должны быть надежно закреплены и их крепление не должно ослабляться.
Примеры испытаний на кручение приведены в приложении D.
Испытание на кручение требуется только для пластин, оснащенных вспомогательными бегунками.
5.4.7.8 Подступенок не должен прогибаться более чем на 4 мм под воздействием одиночной нагрузки 1500 Н, приложенной перпендикулярно к его поверхности на площади 25 см2, с использованием квадратной или круглой стальной пластинки толщиной не менее 25 мм, форма которой повторяет кривизну подступенка. Нагрузку следует прикладывать в трех точках по ширине подступенка: по осевой линии в середине и на обоих краях. Остаточная деформация не допускается.