БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56273.7-2016/CEN/TS 16555-7:2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Часть 7. Оценка инновационного менеджмента

5.2 Подготовка к оценке инновационного менеджмента

5.2.1 Определение необходимости и целей оценки инновационного менеджмента

Организация должна определить для себя потребность в проведении оценки эффективности инновационного менеджмента путем понимания:

- причин, по которым необходимо проведение оценки системы инновационного менеджмента на регулярной основе (см. СЕН/ТС 16555-1, разделы 9 и 10);

- безотлагательности обновления и непрерывного совершенствования инновационных возможностей и инновационной деятельности предприятия;

- уровня амбиций руководства предприятия в части совершенствования инновационных возможностей и инновационной деятельности предприятия;

- точки приложения усилий предприятия для выполнения оценки инновационного менеджмента и совершенствования процессов;

- участников процесса, а также реальных и ожидаемых результатов оценки;

- действий, которые должны быть предприняты руководством предприятия по результатам оценки;

- ожидаемых выходных результатов оценки.

Полученные результаты оценки позволяют выявлять внешние и внутренние проблемы, соответствующие ее целям и оказывающие влияние на ее способность решать задачи в области инновационного менеджмента, а также определить границы применимости и саму возможность применимости системы инновационного менеджмента и ее содержание (см. также СЕН/ТС 16555-1, раздел 4).

Организация должна определить цели оценки инновационного менеджмента, основанные на осознанной идентифицированной потребности. Это позволяет организации определить степень успешности оценки инновационного менеджмента по результатам ее выполнения, достичь общего понимания целей оценки инновационного менеджмента и дальнейшей практической реализации в части организационной стратегии, организационной структуры, инновационной культуры, организационных процессов, информационных систем, деловой активности и конкурентоспособности.

Целями оценки инновационного менеджмента в части деятельности организации и ее процессов могут быть следующие:

- установление исходного (текущего) уровня инновационной деятельности организации;

- сравнение инновационной деятельности организации с деятельностью организаций-конкурентов или организаций-лидеров в области инноваций;

- определение уровня несоответствия инновационного развития и недостаточности инновационных возможностей в различных структурных подразделениях организации.

Целями оценки инновационного менеджмента в части мер по совершенствованию деятельности организации (см. СЕН/ТС 16555-1, разделы 9 и 10) могут быть следующие:

- увеличение числа идей для создания инноваций следующего поколения;

- увеличение количества информационных источников, способствующих возможности роста инновационных проектов;

- ускорение выхода инновационных продуктов на рынок;

- сокращение времени окупаемости инновации.

Достижение этих целей приводит:

- к повышению конкурентоспособности и долгосрочному экономическому росту;

- стимулированию разработки/внедрения инноваций, включению инновационных вопросов в повестку дня высшего руководства организации;

- стимулированию инновационной культуры и культуры обучения кадров на предприятии (обучающаяся организация);

- идентификации возможностей обеспечения конкурентоспособности и экономического роста в будущем;

- удовлетворению требований государственного финансирования инновационных проектов;

- разработке новой или совершенствованию существующей системы инновационного менеджмента.

Наличие четких и ясных целей оценки инновационного менеджмента - важное условие для возможности установления границ области применения данной оценки.

5.2.2 Определение области применения оценки инновационного менеджмента

Организация должна определять область применения оценки инновационного менеджмента на основе осознанной потребности в изменениях и в соответствии со своими целями. При определении области применения оценки рассматриваются следующие вопросы:

- какие структурные подразделения организации, поставщики, партнеры или сотрудники должны привлекаться к оценке? Это должна быть организация в целом, или только одно из его возможных структурных подразделений?

- какие элементы системы инновационного менеджмента подлежат оценке? Оцениваются все указанные элементы, или только их часть?

- какой уровень детализации требуется от результатов оценки инновационного менеджмента?

- сколько времени, сил и ресурсов следует выделить для проведения оценки инновационного менеджмента;

- каких сотрудников следует привлечь для проведения исследований и интервьюирования в процессе оценки инновационного менеджмента;

- какие отчетные материалы оформляются по итогам оценки инновационного менеджмента? Например, тип выпускаемого отчета, результаты семинаров, критерии сравнительной оценки, основанные на сравнении с критериями других организаций, рекомендации по совершенствованию и развитию успешных инновационных проектов.

Организационный охват оценки инновационного менеджмента может включать: само предприятие как юридическое лицо, отдельное структурное подразделение предприятия или несколько структурных подразделений, а также всю интегрированную партнерскую сеть в целом, в целях создания инновационных возможностей. Заказчики, поставщики, исследовательские организации и другие доверенные партнеры, участвующие в создании потребительской стоимости, являются примерами элементов интегрированной партнерской сети организации.

Оценка инновационного менеджмента может включать в себя как все ее элементы (в целом), так и некоторые отдельные элементы. Например, инновационную стратегию, инновационное лидерство, инновационные роли, степень ответственности и культуру, инновационный процесс, инновационные факторы, результаты инновации (финансовые и нефинансовые). Если оцениваются только некоторые элементы системы инновационного менеджмента, то существует риск того, что особенности других важных элементов системы не будут учтены. Следовательно, целостный подход является предпочтительным: он дает лучшее представление о причинах несовершенства системы инновационного менеджмента.

Процедура оценки инновационного менеджмента может оказаться достаточно простой, если ограничиться только некоторыми вопросами, и достаточно сложной, если основываться на полном перечне возникающих вопросов.

Затраты времени и сил на оценку инновационного менеджмента могут существенно зависеть от размера предприятия, его структуры, производственных ролей и географической разобщенности. При оценке соответствующих затрат необходимо принимать во внимание:

- установленные цели оценки инновационного менеджмента и их логическое обоснование;

- организационные временные затраты участников на исследования, интервьюирование и семинары;

- затраты на обеспечение желаемого уровня детализации на основе принципа: чем более сложная оценка, тем выше затраты на получение желаемого результата;

- необходимость организации консультаций и задействования основных заинтересованных сторон, включая специалистов-практиков, заказчиков, спонсоров и т.д. Это обеспечивает дополнительные условия для увеличения объема инвестиций в инновации и создания руководством организации климата наибольшего благоприятствования для совершенствования системы инновационного менеджмента.

Итоговые документы оценки должны включать отчеты, содержащие факты и результаты исследований в качестве основания для рекомендаций по совершенствованию системы инновационного менеджмента и разработки четкого плана мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности организации. В отчете необходимо отметить приверженность основных заинтересованных сторон проводимой политике, сформулировать практические рекомендации, проанализировать особенности практической реализации инноваций. Итоговые документы должны включать в себя материалы семинаров, данные о поддержке проводимых мероприятий в части определения приоритетов, рекомендации по практической реализации инноваций.

Указанная область применения оценки инновационного менеджмента позволяет определить наиболее адекватный подход.

5.2.3 Идентификация наиболее адекватного подхода и инструментария для оценки инновационного менеджмента

Организация должна идентифицировать тип подхода к оценке инновационного менеджмента, наиболее соответствующего потребностям, целям и рассматриваемой области применения. Предприятие должно оценить и выбрать соответствующий способ оценки инновационного менеджмента.

Для определения наиболее адекватного подхода и выбора надлежащего способа оценки инновационного менеджмента необходимо принимать во внимание:

- существование различных типов подходов к оценке инновационного менеджмента (см. раздел 4);

- степень соответствия выбранного подхода существующим потребностям, целям и области применения оценки;

- доступность качественных и количественных данных, необходимых для применения выбранного способа, эффективность процедуры сбора указанных данных (например, посредством интервьюирования, исследований), подразумевающих изучение документальных материалов).

 

ГОСТ Р 56273.7-2016/CEN/TS 16555-7:2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Часть 7. Оценка инновационного менеджмента

 

Рисунок 6 - Варианты подходов к оценке

инновационного менеджмента

 

Количественные показатели позволяют использовать большие массивы данных, а качественные показатели позволяют рассматривать количественные меры и полученные результаты в перспективе.

При оценке и выборе конкретного способа оценки инновационного менеджмента, организации необходимо принимать во внимание:

- соответствие стандартам в области инновационного менеджмента, например, СЕН/ТС 16555-1;

- полноту данных относительно рассматриваемых элементов системы инновационного менеджмента (см. приложение B), относящихся к указанной области применения;

- уровень детализации информации в задокументированных результатах и отчетных материалах оценки;

- адекватность рассматриваемых критериев функционирования, соответствующих поставленным целям совершенствования предприятия;

- соответствие используемого подхода размеру, возрасту и сфере деятельности организации;

- доступность необходимой документации, включая знание языков выбранного способа оценки, затраты на его использование в части создания добавленной стоимости, время получения доступа к результатам оценки инновационного менеджмента;

- требования к документации с результатами оценки инновационного менеджмента с указанием выявленных преимуществ и недостатков и с учетом полноты и уровня детализации представленных результатов;

- оценку эффективности инструмента другими пользователями.

В дополнение, способы бенчмаркинга инновационного менеджмента должны также отбираться по следующим критериям:

- размер базы данных бенчмаркинга;

- качество бенчмаркинга: возраст базы данных, показатели (меры), принятые для поддержания высокого уровня качества данных;

- конфиденциальность данных;

- критерии отбора данных бенчмаркинга (отрасль промышленности, размер предприятия, возраст предприятия, страна);

- соответствие базы данных бенчмаркинга требованиям предприятия, отрасли промышленности, страны и т.д.;

- простота интерпретации результатов, представленных в отчете о результатах бенчмаркинга.

Данные бенчмаркинга удовлетворяют требованиям организации только в том случае, если они соответствуют применяемому способу, обеспечивают надлежащий уровень детализации и представлены в нужном формате (например, если экономическая информация предназначена для международного использования, то затраты представляются в соответствующей валюте).