ГОСТ Р ИСО 22274-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы управления терминологией, базами знаний и контентом. Концептуальные аспекты разработки и интернационализации систем классификации
7.3. Возможные трудности в системах классификации, не основанных на использовании системы понятий
В системах классификации отношения между классами не определяются, и отличительные характеристики классов не всегда делаются явными. Это иллюстрирует показанный на рисунке 13 фрагмент системы классификации, которая не основана на системе понятий, а была "сляпана наспех" и потому обладает целым рядом недостатков.
В примере на рисунке 13 явно видно, что при использовании принципов построения понятийных систем рассматриваемая система могла бы иметь более логичную структуру и была бы более удобной для практического применения. В последующих разделах приводятся примеры неудачного проектирования системы классификации, отображенной на рисунке 13, в сопоставлении с системой понятий, представленной на рисунке 11.
На рисунке 11 понятия четко разграничены друг от друга, чего нельзя сказать о классах на рисунке 13. В понятийной системе концепты дорожное транспортное средство, рельсовое транспортное средство, воздушное транспортное средство и водное транспортное средство отличаются друг от друга КАНАЛОМ ТРАНСПОРТИРОВКИ. Ниже дорожного транспортного средства располагаются подчиненные понятия автомобиль и мотоцикл, которые различаются по признаку СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. Понятия сельскохозяйственное транспортное средство и подъемник, автомобиль техпомощи и грузовой автомобиль характеризуются по критерию ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Порядок следования классов на рисунке 13 это не проясняет. Пользователям системы классификации проще найти подходящий класс для того или иного продукта, если классы имеют логическую упорядоченность, особенно в тех случаях, когда система классификации содержит большое число классов и подклассов.
По этой причине структура системы классификации, показанной на рисунке 13, подлежит изменению, и в нее полезно ввести дополнительные критерии разбиения.
Структура, представленная на рисунке 13, конфликтует с ключевыми требованиями связности и понятности классификации. Первое требование нарушено в силу того, что классы охватывают пересекающиеся характеристики автомобильной техники. Такие критерии, как целевое назначение, канал транспортировки и тип транспортного средства, перемешаны друг с другом и присутствуют в качестве классов на одном и том же уровне иерархии.
Из-за использования переменных критериев разбиения классов система становится труднообозримой, а это значит, что нарушено и второе ключевое требование, касающееся понятности классификации. Применяя такую систему классификации, пользователи могут сталкиваться с затруднениями в правильной классификации интересующих их объектов; и наоборот, очень трудно понять, в каком классе следует искать тот или иной объект.
На рисунке 14 показана система классификации из рисунка 13 вместе с критериями разбиения классов, использованными на рисунке 11.
Приведенный выше пример свидетельствует о том, что система классификации, не имеющая в своей основе понятийной системы, может привести к созданию классов, которые трудно понять и которые в конечном итоге способны породить ошибочные структуры. Такая система классификации нарушает общие требования связности и понятности (см. 5.3). Присваивание тех или иных свойств тоже затруднено и сопряжено с ошибками, так как неясна область применимости классов.
Подход, позволяющий избежать некоторых из отмеченных выше проблем, представлен на рисунке 15.
Рисунок 13 - Раздел ошибочной системы классификации
транспортных средств
Рисунок 14 - Система классификации из рисунка 13
с указанными критериями разбиения классов
Рисунок 15 - Система классификации с четкой структурой
