ГОСТ Р 57193-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
5.6. Процессы
5.6.1 Введение
Настоящий стандарт объединяет действия, которые могут быть выполнены в жизненном цикле системы, в четыре группы процессов. Каждый из процессов в пределах этих групп описан в терминах его цели и желаемых результатов, получаемых путем выполнения действий и решения задач для достижения этих результатов. Четыре группы процессов, а также процессы, включенные в каждую группу, изображены на рисунке 4. Процессы, описанные в настоящем стандарте, не предназначены для устранения или препятствования использованию дополнительных процессов, которые организация находит полезными. Описание каждой группы процессов предоставлено в четырех подразделах, следующих ниже.
Помогая параллельному использованию настоящего стандарта и [43], соответствующие процессы, изложенные в разделе 6, имеют те же самые номера подразделов. Многие из процессов настоящего стандарта кажутся подобными процессам, свойственным программным средствам, но они сохраняют весомые различия, основанные на целях, результатах и потребителях. Пользователям настоящего стандарта и [43] следует убедиться в том, что для каждого определенного процесса ими учтены различные обоснования и примечания.
5.6.2 Процессы соглашения
Организации являются участниками создания и пользователями систем. Одна организация (действующая как приобретающая сторона) может задать работу другой (действующей как поставщик) для поставки продуктов или услуг. Это достигается использованием соглашений.
В общем случае организации действуют одновременно или последовательно и как приобретающие стороны, и как поставщики систем. Если приобретающая сторона и поставщик находятся в одной организации, то процессы соглашения могут использоваться с меньшим количеством формальностей. Точно так же, чтобы договориться о соответствующих ответственностях в организации, проекте и о технических функциях, процессы могут использоваться в пределах организации. Процессы этой группы отражены на рисунке 4.
5.6.3 Процессы организационного обеспечения проекта
Процессы организационного обеспечения проекта сосредоточены на том, чтобы наличие необходимых ресурсов позволило проекту удовлетворить потребности и ожидания заинтересованных сторон. Процессы организационного обеспечения проекта обычно охватывают стратегический уровень управления и совершенствования бизнеса организации или обязательства с условием и развертыванием ресурсов и активов, и управлением рисками в конкурентоспособных или неопределенных ситуациях.
Процессы организационного обеспечения проекта устанавливают окружающую среду для осуществления проекта.
Организация устанавливает процессы и модели жизненного цикла, которые будут использоваться проектами; устанавливает, перенаправляет или отменяет проекты; обеспечивает требуемыми ресурсами, включая человеческие и финансовые ресурсы; устанавливает и контролирует показатели качества для систем и других поставок, которые реализуются проектами в интересах внутренних и внешних заказчиков.
Процессы организационного обеспечения проекта создают строгий деловой имидж для многих организаций и подразумевают коммерческую пользу и иные выгоды. Вместе с тем процессы организационного обеспечения проекта одинаково относятся и к некоммерческим организациям, так как они являются также ответственными перед заинтересованными сторонами за ресурсы и противодействие рискам в их обязательствах. Настоящий стандарт может применяться некоммерческими организациями в той же степени, что и коммерческими. Процессы этой группы отражены на рисунке 4.
5.6.4 Процессы технического управления
Процессы технического управления сосредоточены на управлении ресурсами и активами, распределяемыми руководством организации с применением этих процессов, чтобы выполнить соглашения, в которых участвуют организация или несколько организаций. Они касаются технических усилий проектов, особенно планирования в терминах стоимости, сроков и достижений, проверки действий. Процессы осуществляются для обеспечения гарантий выполнения планов и критериев работы, определения и выбора корректирующих действий, которые влияют на развитие и достижения. Они используются для:
- установления и выполнения технических планов относительно проекта;
- управления информацией с помощью технической команды;
- оценки технического продвижения согласно планам по продуктам системы или услугам;
- управления техническими задачами через их завершение;
- помощи в принятии решений.
Примечание - Техническое управление является применением технических и административных ресурсов для планирования, организации и управления техническими функциями (см. [23]).
Обычно в любой организации сосуществуют несколько проектов. Процессы технического управления могут использоваться на корпоративном уровне, чтобы отвечать внутренним потребностям. Процессы этой группы отражены на рисунке 4.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Процессы жизненного цикла системы │
│┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────────────────┐│
││ Процессы │ │ Процессы │ │ Технические ││
││ соглашения │ │ технического │ │ процессы ││
││ │ │ управления │ │ ││
││┌──────────────────┐│ │┌──────────────────┐│ │┌─────────────────────┐││
│││ Процесс ││ ││ Процесс ││ ││ Процесс анализа │││
│││ приобретения ││ ││ планирования ││ ││ бизнеса или │││
│││ (6.1.1) ││ ││ проекта (6.3.1) ││ ││ назначения (6.4.1) │││
││└──────────────────┘│ │└──────────────────┘│ │└─────────────────────┘││
││┌──────────────────┐│ │┌──────────────────┐│ │┌─────────────────────┐││
│││ Процесс поставки ││ ││ Процесс оценки ││ ││ Процесс определения │││
│││ (6.1.2) ││ ││и контроля проекта││ ││ потребностей │││
││└──────────────────┘│ ││ (6.3.2) ││ ││ и требований │││
│└────────────────────┘ │└──────────────────┘│ ││ заинтересованной │││
│ │┌──────────────────┐│ ││ стороны (6.4.2) │││
│┌────────────────────┐ ││Процесс управления││ │└─────────────────────┘││
││ Процессы │ ││решениями (6.3.3) ││ │┌─────────────────────┐││
││ организационного │ │└──────────────────┘│ ││ Процесс определения │││
││ обеспечения проекта│ │┌──────────────────┐│ ││ системных │││
││ │ ││Процесс управления││ ││ требований (6.4.3) │││
││┌──────────────────┐│ ││ рисками (6.3.4) ││ │└─────────────────────┘││
│││Процесс управления││ │└──────────────────┘│ │┌─────────────────────┐││
│││моделью жизненного││ │┌──────────────────┐│ ││ Процесс определения │││
│││ цикла (6.2.1) ││ ││Процесс управления││ ││ архитектуры (6.4.4) │││
││└──────────────────┘│ ││ конфигурацией ││ │└─────────────────────┘││
││┌──────────────────┐│ ││ (6.3.5) ││ │┌─────────────────────┐││
│││Процесс управления││ │└──────────────────┘│ ││ Процесс определения │││
│││ инфраструктурой ││ │┌──────────────────┐│ ││ проекта (6.4.5) │││
│││ (6.2.2) ││ ││Процесс управления││ │└─────────────────────┘││
││└──────────────────┘│ ││ информацией ││ │┌─────────────────────┐││
││┌──────────────────┐│ ││ (6.3.6) ││ ││ Процесс системного │││
│││Процесс управления││ │└──────────────────┘│ ││ анализа (6.4.6) │││
│││портфелем (6.2.3) ││ │┌──────────────────┐│ │└─────────────────────┘││
││└──────────────────┘│ ││ Процесс ││ │┌─────────────────────┐││
││┌──────────────────┐│ ││ измерений (6.3.7)││ ││ Процесс реализации │││
│││Процесс управления││ │└──────────────────┘│ ││ (6.4.7) │││
│││ человеческими ││ │┌──────────────────┐│ │└─────────────────────┘││
│││ресурсами (6.2.4) ││ ││ Процесс гарантии ││ │┌─────────────────────┐││
││└──────────────────┘│ ││ качества (6.3.8) ││ ││ Процесс │││
││┌──────────────────┐│ │└──────────────────┘│ ││ комплексирования │││
│││Процесс управления││ │ │ ││ (6.4.8) │││
│││качеством (6.2.5) ││ │ │ │└─────────────────────┘││
││└──────────────────┘│ │ │ │┌─────────────────────┐││
││┌──────────────────┐│ │ │ ││ Процесс верификации │││
│││Процесс управления││ │ │ ││ (6.4.9) │││
│││ знаниями (6.2.6) ││ │ │ │└─────────────────────┘││
││└──────────────────┘│ │ │ │┌─────────────────────┐││
││ │ │ │ ││ Процесс передачи │││
││ │ │ │ ││ (6.4.10) │││
││ │ │ │ │└─────────────────────┘││
││ │ │ │ │┌─────────────────────┐││
││ │ │ │ ││ Процесс валидации │││
││ │ │ │ ││ (6.4.11) │││
││ │ │ │ │└─────────────────────┘││
││ │ │ │ │┌─────────────────────┐││
││ │ │ │ ││ Процесс │││
││ │ │ │ ││ функционирования │││
││ │ │ │ ││ (6.4.12) │││
││ │ │ │ │└─────────────────────┘││
││ │ │ │ │┌─────────────────────┐││
││ │ │ │ ││Процесс сопровождения│││
││ │ │ │ ││ (6.4.13) │││
││ │ │ │ │└─────────────────────┘││
││ │ │ │ │┌─────────────────────┐││
││ │ │ │ ││ Процесс изъятия │││
││ │ │ │ ││ и списания (6.4.14) │││
││ │ │ │ │└─────────────────────┘││
│└────────────────────┘ └────────────────────┘ └───────────────────────┘│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 4 - Процессы жизненного цикла системы
5.6.5 Технические процессы
Технические процессы сосредоточены на технических действиях по всему жизненному циклу. Они преобразуют потребности заинтересованных сторон сначала в продукт и затем, применяя этот продукт, оказывают для достижения удовлетворенности заказчика устойчивые услуги, когда и где это необходимо. Технические процессы применяются в заказах по созданию и использованию системы, проявляется ли это в форме некоторой модели или является готовым изделием. Процессы применяются на любом уровне в иерархии структуры системы. Процессы этой группы приведены на рисунке 4.