БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 57193-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

5.6. Процессы

5.6.1 Введение

Настоящий стандарт объединяет действия, которые могут быть выполнены в жизненном цикле системы, в четыре группы процессов. Каждый из процессов в пределах этих групп описан в терминах его цели и желаемых результатов, получаемых путем выполнения действий и решения задач для достижения этих результатов. Четыре группы процессов, а также процессы, включенные в каждую группу, изображены на рисунке 4. Процессы, описанные в настоящем стандарте, не предназначены для устранения или препятствования использованию дополнительных процессов, которые организация находит полезными. Описание каждой группы процессов предоставлено в четырех подразделах, следующих ниже.

Помогая параллельному использованию настоящего стандарта и [43], соответствующие процессы, изложенные в разделе 6, имеют те же самые номера подразделов. Многие из процессов настоящего стандарта кажутся подобными процессам, свойственным программным средствам, но они сохраняют весомые различия, основанные на целях, результатах и потребителях. Пользователям настоящего стандарта и [43] следует убедиться в том, что для каждого определенного процесса ими учтены различные обоснования и примечания.

5.6.2 Процессы соглашения

Организации являются участниками создания и пользователями систем. Одна организация (действующая как приобретающая сторона) может задать работу другой (действующей как поставщик) для поставки продуктов или услуг. Это достигается использованием соглашений.

В общем случае организации действуют одновременно или последовательно и как приобретающие стороны, и как поставщики систем. Если приобретающая сторона и поставщик находятся в одной организации, то процессы соглашения могут использоваться с меньшим количеством формальностей. Точно так же, чтобы договориться о соответствующих ответственностях в организации, проекте и о технических функциях, процессы могут использоваться в пределах организации. Процессы этой группы отражены на рисунке 4.

5.6.3 Процессы организационного обеспечения проекта

Процессы организационного обеспечения проекта сосредоточены на том, чтобы наличие необходимых ресурсов позволило проекту удовлетворить потребности и ожидания заинтересованных сторон. Процессы организационного обеспечения проекта обычно охватывают стратегический уровень управления и совершенствования бизнеса организации или обязательства с условием и развертыванием ресурсов и активов, и управлением рисками в конкурентоспособных или неопределенных ситуациях.

Процессы организационного обеспечения проекта устанавливают окружающую среду для осуществления проекта.

Организация устанавливает процессы и модели жизненного цикла, которые будут использоваться проектами; устанавливает, перенаправляет или отменяет проекты; обеспечивает требуемыми ресурсами, включая человеческие и финансовые ресурсы; устанавливает и контролирует показатели качества для систем и других поставок, которые реализуются проектами в интересах внутренних и внешних заказчиков.

Процессы организационного обеспечения проекта создают строгий деловой имидж для многих организаций и подразумевают коммерческую пользу и иные выгоды. Вместе с тем процессы организационного обеспечения проекта одинаково относятся и к некоммерческим организациям, так как они являются также ответственными перед заинтересованными сторонами за ресурсы и противодействие рискам в их обязательствах. Настоящий стандарт может применяться некоммерческими организациями в той же степени, что и коммерческими. Процессы этой группы отражены на рисунке 4.

5.6.4 Процессы технического управления

Процессы технического управления сосредоточены на управлении ресурсами и активами, распределяемыми руководством организации с применением этих процессов, чтобы выполнить соглашения, в которых участвуют организация или несколько организаций. Они касаются технических усилий проектов, особенно планирования в терминах стоимости, сроков и достижений, проверки действий. Процессы осуществляются для обеспечения гарантий выполнения планов и критериев работы, определения и выбора корректирующих действий, которые влияют на развитие и достижения. Они используются для:

- установления и выполнения технических планов относительно проекта;

- управления информацией с помощью технической команды;

- оценки технического продвижения согласно планам по продуктам системы или услугам;

- управления техническими задачами через их завершение;

- помощи в принятии решений.

Примечание - Техническое управление является применением технических и административных ресурсов для планирования, организации и управления техническими функциями (см. [23]).

 

Обычно в любой организации сосуществуют несколько проектов. Процессы технического управления могут использоваться на корпоративном уровне, чтобы отвечать внутренним потребностям. Процессы этой группы отражены на рисунке 4.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                    Процессы жизненного цикла системы                    │

│┌────────────────────┐  ┌────────────────────┐  ┌───────────────────────┐│

││      Процессы      │  │      Процессы      │  │       Технические     ││

││     соглашения     │  │    технического    │  │        процессы       ││

││                    │  │     управления     │  │                       ││

││┌──────────────────┐│  │┌──────────────────┐│  │┌─────────────────────┐││

│││     Процесс      ││  ││     Процесс      ││  ││   Процесс анализа   │││

│││   приобретения   ││  ││   планирования   ││  ││     бизнеса или     │││

│││     (6.1.1)      ││  ││ проекта (6.3.1)  ││  ││  назначения (6.4.1) │││

││└──────────────────┘│  │└──────────────────┘│  │└─────────────────────┘││

││┌──────────────────┐│  │┌──────────────────┐│  │┌─────────────────────┐││

│││ Процесс поставки ││  ││  Процесс оценки  ││  ││ Процесс определения │││

│││     (6.1.2)      ││  ││и контроля проекта││  ││     потребностей    │││

││└──────────────────┘│  ││     (6.3.2)      ││  ││     и требований    │││

│└────────────────────┘  │└──────────────────┘│  ││   заинтересованной  │││

│                        │┌──────────────────┐│  ││   стороны (6.4.2)   │││

│┌────────────────────┐  ││Процесс управления││  │└─────────────────────┘││

││      Процессы      │  ││решениями (6.3.3) ││  │┌─────────────────────┐││

││  организационного  │  │└──────────────────┘│  ││ Процесс определения │││

││ обеспечения проекта│  │┌──────────────────┐│  ││      системных      │││

││                    │  ││Процесс управления││  ││  требований (6.4.3) │││

││┌──────────────────┐│  ││ рисками (6.3.4)  ││  │└─────────────────────┘││

│││Процесс управления││  │└──────────────────┘│  │┌─────────────────────┐││

│││моделью жизненного││  │┌──────────────────┐│  ││ Процесс определения │││

│││  цикла (6.2.1)   ││  ││Процесс управления││  ││ архитектуры (6.4.4) │││

││└──────────────────┘│  ││  конфигурацией   ││  │└─────────────────────┘││

││┌──────────────────┐│  ││     (6.3.5)      ││  │┌─────────────────────┐││

│││Процесс управления││  │└──────────────────┘│  ││ Процесс определения │││

│││ инфраструктурой  ││  │┌──────────────────┐│  ││   проекта (6.4.5)   │││

│││     (6.2.2)      ││  ││Процесс управления││  │└─────────────────────┘││

││└──────────────────┘│  ││   информацией    ││  │┌─────────────────────┐││

││┌──────────────────┐│  ││     (6.3.6)      ││  ││  Процесс системного │││

│││Процесс управления││  │└──────────────────┘│  ││   анализа (6.4.6)   │││

│││портфелем (6.2.3) ││  │┌──────────────────┐│  │└─────────────────────┘││

││└──────────────────┘│  ││     Процесс      ││  │┌─────────────────────┐││

││┌──────────────────┐│  ││ измерений (6.3.7)││  ││  Процесс реализации │││

│││Процесс управления││  │└──────────────────┘│  ││       (6.4.7)       │││

│││  человеческими   ││  │┌──────────────────┐│  │└─────────────────────┘││

│││ресурсами (6.2.4) ││  ││ Процесс гарантии ││  │┌─────────────────────┐││

││└──────────────────┘│  ││ качества (6.3.8) ││  ││       Процесс       │││

││┌──────────────────┐│  │└──────────────────┘│  ││   комплексирования  │││

│││Процесс управления││  │                    │  ││       (6.4.8)       │││

│││качеством (6.2.5) ││  │                    │  │└─────────────────────┘││

││└──────────────────┘│  │                    │  │┌─────────────────────┐││

││┌──────────────────┐│  │                    │  ││ Процесс верификации │││

│││Процесс управления││  │                    │  ││       (6.4.9)       │││

│││ знаниями (6.2.6) ││  │                    │  │└─────────────────────┘││

││└──────────────────┘│  │                    │  │┌─────────────────────┐││

││                    │  │                    │  ││   Процесс передачи  │││

││                    │  │                    │  ││       (6.4.10)      │││

││                    │  │                    │  │└─────────────────────┘││

││                    │  │                    │  │┌─────────────────────┐││

││                    │  │                    │  ││  Процесс валидации  │││

││                    │  │                    │  ││       (6.4.11)      │││

││                    │  │                    │  │└─────────────────────┘││

││                    │  │                    │  │┌─────────────────────┐││

││                    │  │                    │  ││       Процесс       │││

││                    │  │                    │  ││   функционирования  │││

││                    │  │                    │  ││       (6.4.12)      │││

││                    │  │                    │  │└─────────────────────┘││

││                    │  │                    │  │┌─────────────────────┐││

││                    │  │                    │  ││Процесс сопровождения│││

││                    │  │                    │  ││      (6.4.13)       │││

││                    │  │                    │  │└─────────────────────┘││

││                    │  │                    │  │┌─────────────────────┐││

││                    │  │                    │  ││   Процесс изъятия   │││

││                    │  │                    │  ││ и списания (6.4.14) │││

││                    │  │                    │  │└─────────────────────┘││

│└────────────────────┘  └────────────────────┘  └───────────────────────┘│

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рисунок 4 - Процессы жизненного цикла системы

 

5.6.5 Технические процессы

Технические процессы сосредоточены на технических действиях по всему жизненному циклу. Они преобразуют потребности заинтересованных сторон сначала в продукт и затем, применяя этот продукт, оказывают для достижения удовлетворенности заказчика устойчивые услуги, когда и где это необходимо. Технические процессы применяются в заказах по созданию и использованию системы, проявляется ли это в форме некоторой модели или является готовым изделием. Процессы применяются на любом уровне в иерархии структуры системы. Процессы этой группы приведены на рисунке 4.

TOC