ГОСТ 33807-2016. Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования
Приложение Б <*>
(справочное)
--------------------------------
<*> Настоящее приложение соответствует приложению G [1].
ВОЗДЕЙСТВИЕ УСКОРЕНИЙ НА ПАССАЖИРОВ
Б.1 Общие медицинские допущения
Приведенные ниже предельные значения ускорений установлены таким образом, чтобы предохранить от повреждений шейные позвонки пассажиров при поездках на катальных горах в транспортных средствах с заданным направлением движения.
Б.2 Оценка допустимых значений ускорений
Б.2.1 Общие положения
Все транспортные средства на аттракционах должны быть оснащены соответствующими сиденьями (обмягчение, подголовники, учет боковых воздействий и т.п.) и устройствами фиксации. Рекомендуемые в настоящем приложении значения ускорений не следует применять в отношении лиц, имеющих проблемы со здоровьем.
Исходная точка для расчета или измерения ускорения, воздействующего на пассажира, расположена на 60 см выше уровня сиденья.
При обработке графиков ускорения во времени допускается фильтровать участки с высокой частотой, применяя нижнюю границу частоты 10 Гц.
На стадии проектирования при наличии ударных воздействий рекомендуется уменьшать допустимые значения ускорений не менее чем на 10%.
Б.2.2 Ускорение "бок - бок"
Допустимые значения ускорения во времени для воздействий в боковом направлении определяют в соответствии с графиком, представленным на рисунке Б.1.
1 - зона, расположенная выше границы 10 Гц;
- длительность импульса, с
Рисунок Б.1 - Допустимое ускорение сиденья |ay|
в зависимости от длительности импульса
Б.2.3 Ускорение "таз - голова"
Допустимые значения ускорения "таз - голова" представлены на рисунке Б.2.
- длительность импульса, с
Рисунок Б.2 - Допустимое ускорение az в зависимости
от длительности импульса
Б.2.4 Сочетания ускорений
При одновременном воздействии ускорений "бок - бок" (ay) и "таз - голова" (az) необходимо дополнительно учитывать отношения |ay|/ay доп. и az доп. в соответствии с рисунком Б.3, где ay и az - максимальные значения ускорений в интервале времени 0,3 с. Таким образом учитывают одновременное воздействие максимальных ускорений, происходящее с интервалом не более 0,3 с.
1 - область допустимых значений ускорения
Рисунок Б.3 - Совместное воздействие ускорений |ay| и |az|
Допустимые значения ускорений ay и az, полученные в результате наложения ускорений, действующих в разных направлениях, представлены на рисунке Б.4.
Рисунок Б.4 - Допустимые ускорения ay и az
при их совместном воздействии
В связи с необходимостью соблюдать временной интервал 0,3 с допустимые крайние значения ускорений составляют az = -1,7 g и az = +6,0 g.
