ГОСТ 33807-2016. Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования
5.9. Дополнительные требования безопасности для отдельных видов аттракционов и их устройств
5.9.1 Карусели с горизонтальным и/или вертикальным движением
Данные требования распространяются на аттракционы, пассажирский модуль или рамная конструкция которых движется вокруг вертикальной и/или наклонной оси вращения с одной или несколькими степенями свободы. Приводы таких аттракционов позволяют варьировать наклон осей вращения вплоть до вращения в вертикальной плоскости. Некоторые виды таких аттракционов представлены на рисунке 12.
а) С вертикальной осью и одной степенью свободы
б) С вертикальной и горизонтальной осями
и более чем одной степенью свободы
в) С изменяющимся наклоном оси вращения
и более чем одной степенью свободы
г) С периодически изменяемым наклоном оси вращения,
реализующим циклоидальное движение
Рисунок 12 - Карусели с вертикальным
и/или горизонтальным движением
5.9.1.1 Системы ограничения доступа в опасные зоны и прохода для входа/выхода
Если карусель, вращающаяся в горизонтальной плоскости, имеет хотя бы одну дополнительную ось вращения, то она должна быть ограждена по периметру согласно требованиям ОД-К3. Ограждения, соответствующие требованиям ОД-К3, должны быть на всех аналогичных аттракционах. Промежуточная зона, специально предназначенная для посетителей, ожидающих посадки, должна быть отделена от опасной зоны согласно требованиям ОД-К1.
Проемы для входа/выхода посетителей при наличии промежуточной зоны выполняют в соответствии с ОД-Л1, при отсутствии такой зоны - по ОД-Л2.
Если платформа аттракциона имеет круглую форму без выступающих частей и совершает только вращательное движение вокруг вертикальной оси с угловой скоростью, не превышающей 8 об/мин (линейной скорости на краю платформы - не более 3 м/с), то ограждение не требуется. В случае превышения этого значения устанавливают ограждение, соответствующее требованиям ОД-К1.
Если круглая вращающаяся платформа аттракциона имеет выступающие части или оснащена закрытыми пассажирскими модулями, а ее скорость не выходит за пределы, указанные выше, то необходимо ограждение в соответствии с требованиями ОД-К1.
Если к вращению вокруг вертикальной оси добавляется медленное перемещение по вертикали параллельно оси вращения со скоростью, не превышающей 0,5 м/с, требования к ограждениям устанавливают по ОД-К1.
На цепочных каруселях и подобных аттракционах с периодическим плавным подъемом отдельных сидений расстояние по вертикали от поверхности площадки, доступной публике, до нижней части движущегося сиденья в любой момент движения должно быть не менее 2,7 м. Границы зоны, где эта высота менее 2,7 м, ограждают согласно требованиям ОД-К1.
Если высота подъема сидений менее 2,7 м, следует предусмотреть огражденную зону для посетителей согласно требованиям ОД-К3. Расстояние от этой зоны до наружного края сидений должно быть не менее 0,5 м по горизонтали. Входы и выходы должны соответствовать требованиям ОД-Л1.
Горизонтальное расстояние от наружной границы, внутри которой движутся подвешенные (качающиеся) кресла или гондолы, до неподвижных объектов должно быть не менее 0,5 м.
5.9.1.2 Пассажирские модули каруселей
Посадочные места детских каруселей должны быть установлены на сплошной вращающейся платформе, если только для пассажиров не предусмотрены устройства фиксации и защита для ног. Двери должны быть снабжены замками, отпирающимися только снаружи.
Входные двери на аттракционах вида "вращающихся барабанов" должны полностью изолировать пространство внутри и открываться только внутрь; замок должен отпираться только снаружи.
Система подвески пассажирских модулей на стальных проволочных канатах или на плоскозвенных цепях должна быть такой, чтобы в случае отказа одного элемента не создавать опасной ситуации.
5.9.1.3 Устройства фиксации каруселей
Устройства фиксации для этой категории аттракционов при скорости вращения более 8 об/мин и линейной скорости, превышающей v = 3 м/с, должны соответствовать как минимум следующим требованиям:
УФ-А1 - коллективное;
УФ-В2 - с индивидуально регулируемым фиксирующим положением;
УФ-Г2 - отпираемое вручную оператором;
УФ-Д1 - без сигнализации;
УФ-Ж1 - резервирование необязательно.
Устройства фиксации для этой категории аттракционов, предназначенные только для детей, должны соответствовать как минимум следующим требованиям:
УФ-А1 - коллективное;
УФ-Б2 - с индивидуально регулируемым фиксирующим положением;
УФ-В3 - запираемое вручную оператором;
УФ-Г2 - отпираемое вручную оператором;
УФ-Д1 - без сигнализации;
УФ-Ж1 - резервирование необязательно.
5.9.2 Колеса обозрения, качели (с приводом и без него)
Требования этого пункта распространяются на аттракционы, вращающиеся только вокруг одной главной горизонтальной оси (с механическим приводом или без механического привода). Конструктивные схемы таких аттракционов представлены на рисунке 13.
а) Вращение вокруг горизонтальной главной оси
с фиксированными или вращающимися пассажирскими модулями
б) Вращение пассажирского модуля, жестко закрепленного на
балке, вокруг горизонтальной оси (с механическим приводом)
в) Вращение пассажирского модуля вокруг горизонтальной оси
(без механического привода)
Рисунок 13 - Вращение пассажирского модуля
5.9.2.1 Системы ограничения доступа в опасные зоны и проходы для входа/выхода
Общие положения
Системы ограждения опасных для посетителей зон в общем случае должны соответствовать требованиям ОД-К3. Проходы входа/выхода должны соответствовать требованиям ОД-Л2 и быть закрытыми (например, запертой калиткой) во время работы аттракциона.
Системы ограждения опасных зон для качелей, раскачиваемых самими посетителями, должны соответствовать требованиям ОД-К3, при этом должны быть выполнены следующие условия:
- выдержано расстояние до пассажирского модуля в любой точке траектории движения согласно требованиям 5.8.6.1, внутри огражденной зоны должно быть достаточно места для оператора;
- ближайшие параллельные качели должны быть отделены дополнительным ограждением;
- выполнены проходы для входа/выхода по требованиям ОД-Л2;
- закрыт доступ посетителей к качелям во время сеанса.
5.9.2.2 Пассажирские модули качелей
Пассажирские модули качелей, если это необходимо, должны иметь поручни, расположенные на высоте 1,1 м от пола. Если расстояние по вертикали между верхним краем боковой стенки и поручнем более 0,4 м, то следует установить дополнительные промежуточные поручни. На качелях для детей ростом до 120 см эти размеры составляют 0,7 и 0,25 м соответственно.
Если пассажирские модули колеса обозрения не полностью закрыты, то должны быть приняты меры, исключающие контакт пассажиров, частей их тел (особенно длинных волос) и одежды с движущимися относительно пассажиров частями аттракциона. Высота ограждений входных проходов к полуоткрытым кабинам должна быть не менее 1,1 м, если высота подъема более 12 м. Для колес обозрения для детей до восьми лет при высоте подъема менее 6 м высота ограждения входных проходов полуоткрытых кабин должна быть не менее 0,7 м.
5.9.2.3 Устройства фиксации колес обозрения и качелей
В пассажирских модулях аттракционов, приводимых в движение самими пассажирами, должны быть предусмотрены ремни безопасности или аналогичные средства, если во время движения пассажиры переворачиваются вниз головой.
Пассажирские модули, приводимые в движение внешним источником энергии, на которых во время катания пассажиры переворачиваются вниз головой, а ускорение, направленное от головы к ногам, может быть менее 0,2 g, должны быть снабжены дублирующим устройством фиксации согласно 5.8.7.3.
5.9.2.4 Тормоза качелей
Качели должны быть оборудованы тормозами, которые плавно останавливают пассажирские модули и не блокируют их. Если оператор может остановить качели вручную, то вышеупомянутые тормоза не требуются.
5.9.2.5 Качели исключительно для детей младше 10 лет
Расстояние между полом пассажирского модуля и осью подвески качелей должно быть не более 3 м, подъем детей выше горизонтальной линии, проведенной через ось вращения, должен быть исключен.
5.9.3 Катальные горы, темные аттракционы, железные дороги и другие аттракционы с пассажирскими модулями, перемещающимися по направляющим (рельсам, желобам и т.п.)
5.9.3.1 Системы ограничения доступа в опасные зоны и проемы для входа и выхода
Защитные ограждения опасных зон должны соответствовать требованиям ОД-К3. Проемы для входа и выхода должны соответствовать требованиям ОД-Л3, чтобы препятствовать движению пассажиров через них до полной остановки пассажирского модуля.
Детские рельсовые аттракционы с механическим приводом, скорость которых не более 2,0 м/с, а тормозной путь при остановке их оператором не более 2 м, должны быть оборудованы защитными ограждениями, соответствующими требованиям ОД-К3. Проемы для входа и выхода должны соответствовать требованиям ОД-Л1.
Малые железные дороги в парках не требуют дополнительных защитных ограждений при выполнении следующих условий:
- колея железной дороги надежно ограждена от других аттракционов, мест пребывания посетителей, торговых точек и пр.;
- поездом управляет оператор;
- скорость поезда не более 5 м/с;
- на поезде есть система звукового предупреждения;
- на перекрестках имеется звуковая и световая сигнализация.
Защитные ограждения вокзала - согласно требованиям ОД-К3.
5.9.3.2 Пассажирские модули катальных гор
Пассажирские модули должны быть спроектированы так, чтобы:
- пассажиры как внутри, так и снаружи не соприкасались с движущимися частями устройства для развлечения;
- пассажиры, находящиеся в тележке, не могли получить травмы кистей или предплечий при соприкосновении с тележками, идущими впереди или позади;
- шасси и верхняя часть тележек имели достаточное число степеней свободы и просвет для прохождения участков, имеющих кривизну, боковые наклоны, горки и ямы, с учетом допустимого износа.
Бамперы устанавливают на равной высоте спереди и/или сзади в тех местах тележки, где она может контактировать с другими тележками или с какими-либо направляющими элементами тележки. Если при контакте возможно смещение бамперов относительно друг друга, например из-за продольного или бокового покачивания, высота бамперов должна быть достаточной, чтобы обеспечить их перекрытие.
Как минимум один бампер на каждой тележке должен быть снабжен демпфирующим устройством для смягчения ударов, при этом демпфирующая способность должна быть рассчитана для номинальной скорости. Демпферы можно не устанавливать, если тележки защищены от столкновения системой зон блокировки.
5.9.3.3 Системы фиксации
Пассажирские модули, если это необходимо, должны быть оборудованы устройствами фиксации согласно 5.8.7.
5.9.3.4 Защита пассажирских модулей катальных гор от схода с рельсов, выхода из желоба
Ведущие элементы пассажирских модулей должны обеспечивать постоянный контакт с рельсами (желобами) в любых условиях посредством соответствующих ходовых колес, боковых роликов, обратных роликов или эквивалентных систем. Конструкция ведущих элементов должна гарантировать, чтобы даже при потере одного колеса или ролика пассажирские модули не сошли с рельсов (из желоба) (см. рисунок 14). Поверхность качения ходовых колес, боковых и обратных роликов подвержена износу. Предельные нормы износа должны быть указаны в эксплуатационных документах.
а) Аттракцион с направляющими
б) Аттракцион с желобом или каналом
Рисунок 14 - Защита от схода пассажирских модулей
с направляющих (выхода из желоба)
5.9.3.5 Исключение боковых столкновений
Боковые движения тележек и кабин должны быть ограничены, чтобы предотвратить столкновение с тележками и кабинами на соседних путях или с неподвижными объектами. Безопасные расстояния отсчитывают между ближайшими друг к другу точками тележек или кабин по линии их максимального сближения.
Раскачивающиеся пассажирские модули должны быть оборудованы устройствами для блокирования боковых или продольных колебаний во время посадки и высадки пассажиров (также по 5.4.4 и [5]).
5.9.3.6 Рельсовый путь
Траектория
При проектировании катальных гор траекторию рельсового пути выбирают так, чтобы мгновенные теоретические изменения ускорения для пассажиров не превышали абсолютного значения 2 g.
Система зон блокировки
Если на устройстве для развлечений одновременно могут двигаться несколько тележек или поездов, то должна быть установлена автоматическая безотказная (нормально-замкнутая) система управления, не позволяющая им сталкиваться. Дополнительная информация о системах управления приведена в приложении Е.
Система с зонной блокировкой должна быть основана на полном контроле трассы, разделенной на зоны блокировки, в каждой из которых может находиться одновременно только одна тележка или поезд. Зоны блокировки отделяют друг от друга аварийными тормозами (устройствами).
Подъемник можно рассматривать как зону блокировки, не требующую аварийного тормоза на конце, если тележка или поезд может быть безопасно остановлена перед входом в следующую зону блокировки.
Не требуется, чтобы оборудование зоны блокировки было безотказным (нормально-замкнутым) в месте посадки/высадки, если максимальная скорость тележки или поезда там не превышает 1,0 м/с и модуль оборудован амортизаторами.
Предохранительные устройства вдоль трассы; тормоза
Тележки должны останавливаться рабочими тормозами в конце спуска после каждой поездки. На случай задержки во время посадки/высадки пассажиров необходимо надежно предотвратить любой риск столкновения с движущимися следом тележками.
Аварийные тормоза на спуске должны быть расположены на минимальном запланированном расстоянии, рассчитанном таким образом, чтобы между следующими друг за другом тележками или поездами всегда находился хотя бы один тормоз.
Аварийные тормоза должны быть безотказными (нормально-замкнутыми) и останавливать тележку или поезд так, чтобы условия торможения были в пределах установленных настоящим стандартом норм.
Рабочие тормоза должны обеспечивать автоматическую остановку пассажирского модуля на возможно кратчайшем тормозном пути, длина которого определяется значением допустимых ускорений (по приложению В, раздел В.2 настоящего стандарта и [5]).
Тормоза не должны блокироваться или заедать и должны использоваться под контролем. Возможно использование двух типов тормозов:
- тип 1 - срабатывающие от пружин и других механических устройств и возвращаемые в исходное положение пневматическими или другими аналогичными устройствами (нормально-замкнутые);
- тип 2 - срабатывающие от пневматических или других аналогичных устройств и возвращаемые в исходное положение пружинами или другими аналогичными механическими устройствами (нормально-разомкнутые).
Тормоза типа 1 могут считаться безотказными.
Использование небезотказных тормозов типа 2 в качестве аварийных тормозов допускается:
- при наличии дублирующего независимого тормоза для наиболее неблагоприятного случая или возможности трехкратного срабатывания тормоза после падения давления в тормозной системе;
- если механические части тормозов спроектированы с учетом воздействия расчетных нагрузок согласно [5];
- при наличии безотказной системы управления тормозами;
- при наличии автоматического регулирования давления рабочей жидкости во всей системе и в каждом тормозном устройстве.
5.9.4 Сталкивающиеся электромобили, скоростные дороги, спуски и другие аттракционы
5.9.4.1 Сталкивающиеся электромобили
Общие положения
Для электромобилей с бамперами следует обеспечить минимально безопасные расстояния, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Безопасные расстояния для сталкивающихся электромобилей
Классификация пассажиров по росту и возрасту | Расстояния, обозначенные символами на рисунке 15, мм | |||||||||
X | Y | S | R1 | R2 | C1 | C2 | C3 | C4 | ||
Пассажиры в возрасте от 4 до 8 лет | Min | 70 | 320 | 25 | 175 | 400 | 70 | 45 | 90 | 100 |
Max | 85 | 400 | 30 | 230 | 515 | - | ||||
Пассажиры в возрасте от 8 до 12 лет | Min | 85 | 400 | 30 | 230 | 515 | 85 | 60 | 120 | 150 |
Max | 100 | 435 | 35 | 275 | 620 | - | ||||
Взрослые (и дети в сопровождении взрослых) | Min | 100 | 435 | 35 | 275 | 620 | 100 | 85 | 140 | 200 |
Max | 120 | 550 | 50 | 310 | 725 | - | ||||
Примечание - C1, C2, C3 и C4 - минимальные безопасные расстояния (свободные пространства) между твердыми деталями кузова (кроме резиновых средств защиты и других подобных деталей, которые не могут травмировать) в статическом положении. |
а)
б)
1 - зона 1; 2 - зона 2
Рисунок 15 - Сталкивающиеся электромобили
Системы ограничения опасных зон и входы/выходы
Системы ограждения опасных зон в местах движения электромобилей должны соответствовать требованиям ОД-К1. Входы и выходы должны соответствовать требованиям ОД-Л1.
Зона катания должна быть окружена барьером достаточной высоты для предотвращения выезда машин за пределы зоны. Барьер должен выдерживать удары машин на максимальной скорости.
Пассажирские модули
Конструкция сталкивающихся электромобилей должна не допускать выпадения пассажиров. По периметру автомобили должны быть оборудованы бамперами из мягкого материала или надувными шинами, выступающими настолько, чтобы обеспечить требования минимальных расстояний, указанных в таблице 3. Бамперы у всех машин одного аттракциона устанавливают на одинаковой высоте, равной высоте ограждения (барьера) дороги аттракциона.
Все движущиеся и опасные детали и узлы электромобилей должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы устранить риск получения травмы, или защищены так, чтобы свести к минимуму риск получения травмы от ударов.
Устройства фиксации
Сталкивающиеся электромобили должны быть оснащены ремнями безопасности или иными эквивалентными по эффективности устройствами, защищающими пассажиров от получения травм при столкновении с другими электромобилями. В случае установки ремней безопасности их ширина должна быть не менее 25 мм.
Электромобили на скоростных трассах должны быть оборудованы соответствующими ремнями безопасности.
Разное
Покрытие зоны вождения должно быть гладким и ровным, а материал покрытия должен выдерживать расчетные нагрузки.
Сталкивающиеся электромобили должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы риск опрокидывания был минимальным.
Максимальная скорость электромобилей должна быть не более 12 км/ч. На автодромах, предназначенных для детей до восьми лет, катающихся без сопровождения взрослых, скорость электромобилей не должна превышать 4 км/ч.
При наличии высокоэффективных амортизаторов скорость можно увеличить до 14 км/ч, если силы воздействия на пассажиров при соударении не превышают силы на обычных сталкивающихся электромобилях, двигающихся со скоростью до 12 км/ч.
Максимальные скорости всех электромобилей, двигающихся по одной трассе, не должны отличаться более чем на 15%, а масса - на 30%.
На аттракционе должен быть установлен выключатель, который позволяет оператору со своего рабочего места останавливать все электромобили одновременно.
Требования к электромеханическому оборудованию
Токопроводящие детали сталкивающихся электромобилей, доступные для касания пассажирами, могут находиться под напряжением не более 25 В переменного тока или 60 В постоянного тока (максимальный уровень пульсаций - не более 10%), подаваемым от разделительного трансформатора по ГОСТ 30030 или от эквивалентного генератора.
В случае если расположение разнополярных токоведущих частей исключает прикосновение человека к двум токоведущим частям одновременно, токоведущие части могут находиться под максимальным напряжением не более 50 В переменного тока или 120 В постоянного тока с максимальным уровнем пульсаций не более 10%, подаваемым от разделительного трансформатора по ГОСТ 30030 или от эквивалентного генератора постоянного или переменного тока.
Открытые, незащищенные токопроводящие устройства должны быть расположены на высоте не менее 2,5 м от пола кабины электромобиля.
Верхняя питающая сетка или пластина, подающая питание, а также токосъемники на машинах и колее должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы свести к минимуму риск травмирования глаз летящими искрами или частицами.
Необходимо принять следующие меры:
а) для зон катания площадью до 200 м2 питающая сетка или пластина должна быть надежно соединена с источником питания как минимум в двух точках. Для площадей необходимы как минимум три точки соединения.
Питающая сеть должна представлять собой проволочную сетку (желательно с шестиугольными ячейками) с проволокой диаметром от 1,2 до 3,0 мм и размером ячеек не более 40 мм. Допускается использовать оцинкованную сталь или другие подходящие материалы (например, медь, латунь, алюминий).
Сетки должны быть натянуты, а пластины закреплены настолько, чтобы под давлением токосъемников не происходило значительных деформаций или смещений;
б) питающая сетка должна быть закреплена равномерно на высоте не менее 2,5 м над напольным лотком электромобиля;
в) электромобили должны быть оборудованы стальными или бронзовыми контактными щетками, подпружиненными с силой не менее 10 Н (согласно рисункам 16 и 17);
г) токосъемники должны иметь максимально возможный радиус кривизны для того, чтобы токосъемник касался питающей сетки как минимум в трех точках. Токосъемники должны легко вращаться, оказывая на сеть постоянное давление усилием не менее 10 Н. Допускается использовать для токосъемников сталь или цветные металлы (медь, латунь, алюминий);
д) места подключения к источнику питания должны быть расположены равномерно по периметру токопроводящей сети или пластины.
1 - зона контакта; 2 - сеть; 3 - пружина;
F - сила, прижимающая токосъемник
Рисунок 16 - Пример типичного токосъемника для питающей сети
F - сила в зоне контакта
Рисунок 17 - Сила, осуществляющая контакт щетки
с токопроводящим полом
Пластины, образующие зону контакта, должны быть гладкими; должен быть обеспечен хороший электрический контакт с пластинами на их краях или иным способом. Пластины подключают к полюсу "минус" источника питания в двух противоположных точках для того, чтобы избежать возникновения опасных разностей потенциалов.
Пластины, образующие зону контакта, должны быть соединены со всеми ближайшими металлическими элементами конструкции.
5.9.4.2 Скоростные дороги
Системы ограничения доступа в опасные зоны и проемы для входа и выхода
Для предотвращения хождения посетителей по трассе вдоль нее должно быть предусмотрено ограждение высотой не менее 0,5 м относительно барьера трассы, но в любом случае не менее 1,1 м от уровня поверхности, на которой располагаются посетители (система ограничения опасных зон, соответствующая требованиям ОД-К3). Входы и выходы должны соответствовать требованиям ОД-Л2. Зона движения автомобилей должна быть окружена барьером, высота которого достаточна для предотвращения выезда автомобилей из зоны. В конструкции барьеров не допускается применение металлических упругих элементов (пружин). Барьер должен выдерживать наезд автомобиля на максимальной скорости.
Пассажирские модули
Трасса и автомобили должны быть такими, чтобы свести к минимуму риск опрокидывания. Следует учесть такие характеристики аттракциона, как скорость, наклон, радиусы виражей и ширину трассы. Там, где возможен обгон, ширина трассы должна в три раза превышать максимальную ширину автомобиля.
Продольные и поперечные уклоны трассы не должны вызвать скольжение или занос автомобиля на мокрой трассе при торможении.
Скоростные автомобили должны быть оборудованы бамперами для предотвращения ударов по колесам или корпусам машин.
Устройства фиксации
Каждое сиденье скоростного автомобиля должно быть оборудовано регулируемыми диагональными ремнями безопасности шириной минимум 25 мм, соответствующими следующим минимальным требованиям к устройствам фиксации:
УФ-А2 - индивидуальное для каждого пассажира;
УФ-Б2 - с индивидуально регулируемым фиксирующим положением;
УФ-Д1 - без сигнализации;
УФ-Е1 - ручное;
УФ-Ж1 - резервирование необязательно.
Разное
Максимальная скорость автомобилей на скоростных трассах должна быть не более 30 км/ч.
Максимальная скорость автомобилей, которыми пользуются дети младше восьми лет без сопровождения взрослых, на скоростной трассе не должна превышать 4 км/ч.
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания должны быть оборудованы лотком под двигателем и трубками, подающими топливо.
Двигатель должен быть размещен так, чтобы посетители не подвергались опасности в случае его возгорания.
Зона вождения должна быть гладкой, ровной и изготовленной из подходящего материала, обеспечивающего необходимое сцепление.
Система управления аттракциона должна позволять оператору останавливать все автомобили одновременно.
5.9.4.3 Мини-мопеды для детей
Системы ограничения доступа в опасные зоны и проемы для входа и выхода
Для предотвращения несанкционированного выхода посетителей на площадку ограждение опасных зон должно соответствовать требованиям ОД-К3.
Входы и выходы - согласно ОД-Л1.
Зона катания должна быть обнесена барьером достаточной высоты, препятствующим выезду мопедов за ее пределы. Барьер должен выдерживать удары мини-мопедов, движущихся на максимальной скорости. Барьер должен быть оборудован соответствующими обмягчениями. Пружинящие барьеры недопустимы.
Пассажирские модули
Мини-мопеды должны быть спроектированы так, чтобы свести к минимуму риск опрокидывания.
На мини-мопеды должны быть установлены бамперы, выступающие за габаритные размеры не менее чем на 10 см. Бамперы на всех мопедах одного аттракциона устанавливают на равной от пола высоте, совпадающей с высотой кромки порога или барьера, ограждающего аттракцион.
Необходимо обеспечить устойчивость мини-мопедов во время движения или столкновений.
Необходимо обеспечить безопасное размещение и защиту пассажиров.
Седло мини-мопеда должно быть снабжено жесткой спинкой и подходящим ограждением или аналогичными устройствами. Сплошная опора должна обеспечивать защиту ног от ударов и предотвращать падения.
Устройства фиксации
Специальные требования не предъявляют.
Разное
Максимальная скорость мини-мопедов должна быть не более 3,5 км/ч.
5.9.4.4 Спиральные горки и спуски
Системы ограничения пространства и проемы для входа/выхода
В местах, где посетители могут подходить к спуску или покидать аттракцион, системы ограничения опасных зон для посетителей должны соответствовать как минимум требованиям ОД-К3. Для предотвращения давки проходы к месту посадки и выходу с аттракциона должны соответствовать требованиям ОД-Л2. Выходы должны соответствовать требованиям ОД-Л1.
Пассажирские модули
Должны быть предусмотрены средства (мешки, маты, санки и пр.), на которых пассажиры будут сидеть во время спуска, где требуется дополнительная защита от заноз и ожогов.
Устройства фиксации
Специальные требования не предъявляют.
Разное
Каналы или желоба должны быть гладкими по всей длине. Соединение внахлест разрешается только в направлении движения. Высота боковых стенок одиночных каналов должна быть не менее 0,45 м, а верхняя часть их скруглена.
Нижняя часть спуска должна быть такой, чтобы пассажир мог завершить поездку без посторонней помощи.
Уклоны каналов должны быть такими, чтобы действующее на пассажиров ускорение оставалось в пределах нормы и не требовалось слишком большого расстояния для торможения. Риск отрыва от поверхности должен быть сведен к минимуму.
Если несколько каналов расположены рядом, то расстояние между ними должно быть не менее 0,1 м.
5.9.5 Шатры, палатки, призовые аттракционы, лабиринты, комнаты смеха, помещения для развлечений, силомеры, имитаторы и др. подобные вспомогательные устройства
5.9.5.1 Шатры, палатки и другие помещения для развлечений, "кривые зеркала"
Шатры, палатки и другие помещения для развлечений
Устройства для развлечений, на которые посетители могут влезать, должны быть установлены с учетом риска при падении с них. В тех случаях, когда падения являются частью развлечения, например с манежей, сеток и конструкций для лазания, необходимо не только устранить травмоопасные части конструкции, но и обеспечить ударопоглощающие покрытия соответствующих участков.
Требования к ударопоглощающим покрытиям - по [15].
В тех случаях, когда падения являются частью развлечения, например на наклонных веревочных лестницах, особенно с шарнирными удерживающими устройствами, должны быть настелены покрытия с высокой амортизирующей способностью, например, толстые поролоновые, резиновые или надувные маты.
Для сведения к минимуму риска получения травмы поверхности должны быть гладкими, без острых выступов (при необходимости отшлифованными, если они деревянные). Для исключения травм, особенно там, где части тела тесно соприкасаются с поверхностями, например на спусках, для изготовления таких поверхностей выбирают наиболее подходящие материалы, например, избегают использования легко расщепляющихся или расслаивающихся материалов.
Все гвозди, винты, арматура и фурнитура должны быть заглублены, утоплены или защищены каким-либо иным способом. Необходимо, чтобы крепления, удерживающие подвесные груши, канаты для лазания и сетки на уровне пола, были закрыты.
На устройствах для развлечений не допускаются любые выступающие предметы или места, где возможно защемление частей тела. Везде, где возможно, необходимо обеспечить гладкость поверхностей.
Вращающиеся устройства, с приводом или без него, должны быть отрегулированы так, чтобы они не могли превысить максимальную допустимую скорость. Также необходимо, чтобы все поверхности скольжения на них были гладкими, а в конечной точке движения обеспечено наличие амортизирующих материалов, например, на таких устройствах, как вращающиеся горизонтальные колеса и кабины, а также на колесах с наклонной осью.
В тех местах, где посетители приседают, например готовясь к спуску по горке или в наклонной трубе, необходимо установить поручни так, чтобы они сами не могли служить причиной получения травм.
Следует проверить все имеющие приводы устройства на возможность захвата или сдавливания. При необходимости должно быть установлено устройство аварийной остановки и обеспечено наблюдение оператора. Необходимо свести к минимуму риск получения травмы при переходе с движущейся поверхности на неподвижную, например, используя рифленую поверхность, как у эскалатора.
Устройства без привода, например роликовые дорожки, горизонтальные многоярусные ролики, роликовые пирамиды, а также поднимающиеся и опускающиеся участки пола, часто оборудуют пружинным механизмом для возврата. Они должны быть оснащены дополнительными опорами для посетителей, например, параллельными поручнями. На них также должно быть установлено ограждение, для того чтобы человек не смог бы провалиться в отверстия в полу, в лестничный колодец или упасть под ограждающие балкон поручни. Необходимо исключить любую возможность для захвата ступней или пальцев ног, особенно на устройствах для развлечений, движущихся под действием массы посетителей.
Необходимо исключить доступ (установить ограждения) к участкам, где движение частей аттракциона может представлять собой опасность, например раскачивающимся платформам, качелям и т.п., или ввести обмягчение травмоопасных частей аттракциона.
Трамплины и другие прыжковые аттракционы необходимо располагать в местах, где посетители не смогли бы получить травму от объектов, окружающих аттракцион.
Следует уделить особое внимание зазорам между боковыми стенками и движущимися краями шарнирных дверей, в том числе приводимых в действие посетителями, чтобы предотвратить падение посетителей, особенно детей.
Для предотвращения травм предупреждающие надписи должны четко указывать на требование находиться в обуви на таких аттракционах, как деревянные дорожки, качающиеся мостики, камни через водоем, стальные ролики, и пр.
Предупреждающие надписи должны четко указывать, какими аттракционами нужно пользоваться без обуви (например, спуски, трубы, вращающиеся бочки и т.п.), чтобы не ударить жесткой обувью других посетителей.
На аттракционах, где от посетителей требуются определенные физические данные, следует при входе помещать хорошо различимые предупреждения, например: "Этим аттракционом могут пользоваться только люди в хорошей физической форме".
В замкнутых помещениях, используемых для развлечений, должно быть обеспечено наблюдение за посетителями.
Операторы должны предпринимать незамедлительные меры для предотвращения травм, например, выключая аттракцион. Оператор должен пресекать недисциплинированное поведение посетителей и предупреждать об опасности их поведения. Наблюдение может быть дополнено дистанционными средствами, например, телевизионными камерами, дисплеями или зеркалами. Необходимо расположить точки наблюдения так, чтобы обеспечить полный контроль всего происходящего в помещении.
"Кривые зеркала"
В помещениях, где установлены "кривые зеркала", не должно быть ступеней.
Стеклянные панели должны быть изготовлены из небьющегося стекла.
Не допускается наличие каких-либо выступающих предметов или мест, где возможно защемление. Везде, где возможно, необходимо обеспечить гладкость поверхностей.
5.9.5.2 Призовые аттракционы
Все аттракционы площадью более 50 м2 должны быть оборудованы не менее чем двумя выходами шириной не менее 1,0 м каждый. Для площадей свыше 100 м2 должны быть оборудованы как минимум два выхода с противоположных сторон.
Аттракционы с бросанием или забиванием мяча должны быть снабжены предохранительными сетками или стенками достаточной прочности для защиты посетителей от травм во время эксплуатации. Рабочее место оператора должно быть защищено аналогичным образом.
5.9.5.3 Силомеры и другие подобные аттракционы
Подобные аттракционы должны быть прочно закреплены на земле (по [5]).
Части, по которым наносят удары, должны быть прочно закреплены так, чтобы они не могли оторваться.
Силомеры типа "молот" - с круговой траекторией движения снаряда - должны быть ограждены по периметру. Безопасные расстояния до пластин, по которым наносят удары, - согласно 5.8.4. Молот должен быть надежно закреплен на рукоятке.
При использовании разбивающихся устройств необходима защита от разлетающихся фрагментов.
5.9.6 Временные трибуны
Если на временной трибуне под открытым небом к ряду сидений имеется проход только с одного конца, число сидений в ряду должно быть не более 16, при двух проходах с двух концов ряда число сидений должно быть не более 32. Если перепад высот между рядами более 0,32 м, то в одном ряду может быть не более 11 и 22 мест соответственно.
Ширина аварийного прохода и выхода должна быть не менее 1 м, если на трибунах располагается не более 450 посетителей на открытом воздухе и 150 посетителей в случае эвакуации из тентовой конструкции. Проход от каждого ряда должен быть расположен на одном уровне со смежной ступенькой.
Если предусмотрены только стоячие места, то ширина места на одного посетителя должна быть не менее 0,50 м, а максимальная глубина ряда - 0,45 м.
Если места только стоячие, число посетителей (например, для определения ширины требуемых выходов) должно быть рассчитано по площади трибун.
Плита основания трибуны должна прочно крепиться на опорной конструкции с тем, чтобы предотвратить ее скольжение (по [5]).
Если под трибуной есть доступное для посетителей пространство, оно должно быть защищено от падающих предметов.
Конструкция трибуны должна препятствовать накоплению мусора.
Ширина сидений сидячих мест - не менее 0,44 м. Сиденья должны быть надежно закреплены на опорной конструкции. Сиденья внутри ряда крепят друг к другу или к земле. Минимальное расстояние между рядами сидений - 0,45 м.
5.9.7 Гидро- и пневмоприводы, подъемники
5.9.7.1 Гидравлические и пневматические устройства
Общие требования
Безопасность гидравлических и пневматических устройств должна быть подтверждена расчетами, чертежами, схемами и описанием работы устройства.
В случае отказа гидравлические и пневматические устройства должны занять безопасное положение. Первый отказ системы должен быть обнаруживаемым. В этом случае допускается последующие отказы не рассматривать (также по ГОСТ 30869 и ГОСТ 31177).
Конструкция
Все цилиндры, плунжеры, трубопроводы и другая арматура, на которую действует давление, должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы выдерживать без разрушения и деформаций давление, в два раза превышающее максимальное статическое рабочее давление для гидравлических устройств и в 1,5 раза - для пневматических устройств.
Использование хрупких материалов для цилиндров или соединений не допускается. Плунжеры и цилиндры устанавливают так, чтобы на них действовали только осевые нагрузки.
Ограничение перемещений
Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие движение плунжеров за пределы цилиндров.
Трубопроводы
Трубопроводы следует крепить так, чтобы исключить чрезмерные напряжения. Особенное внимание следует уделять стыкам, изгибам, арматуре и любой части системы, испытывающей вибрацию.
Трубопроводы должны быть установлены таким образом, чтобы была обеспечена возможность их проверки по всей длине.
Рукава
Рукава, работающие под давлением, должны выдерживать пятикратное максимальное рабочее давление. Материал гидравлических рукавов должен соответствовать химическим свойствам рабочей жидкости, используемой в системе.
Рукава должны быть установлены так, чтобы не было изгибов под острыми углами, износа от трения или возможности зацепления движущимися частями механизмов. Изготовитель должен указать периодичность замены рукавов.
Резервуар
Резервуар для рабочей жидкости должен иметь жесткую конструкцию и эффективную систему вентиляции в атмосферу. Внутреннее покрытие резервуара должно выдерживать химические и тепловые воздействия рабочей жидкости.
Должны быть предусмотрены воздушный фильтр, фильтр для жидкости и индикатор уровня. Емкость резервуара для штатной работы должна быть на 10% больше той, которая гарантирует непрерывный приток жидкости к насосу. На установке должна быть четкая маркировка с указанием типа рабочей жидкости.
Выпуск
Гидравлические системы должны иметь систему вентиляции в атмосферу.
Необходимо, чтобы в гидравлических или пневматических системах был предусмотрен предохранительный клапан, который должен быть установлен между насосом и обратным клапаном. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на срабатывание при значении давления, превышающем максимальное рабочее давление в системе не более чем на 10% для пневматических систем или на 20% - для гидравлических систем, при этом клапан не должен срабатывать при обычных условиях работы системы. Устойчивость системы "шток - цилиндр" должна быть рассчитана на нагрузку, в 1,4 раза превышающую рабочую статическую нагрузку. Для цилиндров необходимо проводить расчет усталости.
Случай отказа
Если существует вероятность возникновения опасной ситуации из-за разрушения трубопроводов или рукавов, то необходимо установить обратный клапан, клапан, регулирующий поток жидкости, или перекрывающий клапан непосредственно на цилиндре.
Проверка
В гидравлической системе необходимо установить датчик давления для облегчения контроля значения рабочего давления и установки предохранительного клапана.
Опускание
В случае неисправной работы или выхода из строя гидравлической или пневматической системы максимальная скорость опускания любого узла оборудования, перемещающего пассажиров, должна быть не более 0,5 м/с, за исключением случаев, когда установлены амортизаторы для предотвращения воздействия чрезмерных ударных нагрузок на пассажиров.
Защита
Все клапаны должны быть защищены от переустановки посторонними лицами.
Аварийное электропитание
Там, где это необходимо, для ускорения эвакуации пассажиров из опасного положения при отказе энергоснабжения должна быть подключена система аварийного электроснабжения с ручным управлением.
Чистота
Все фильтры должны обеспечивать достаточную степень очистки. Фильтры должны быть установлены с той стороны насоса, где осуществляется сжатие. В случаях, если безопасное состояние системы зависит от свободного притока рабочей жидкости в резервуар по обратным магистралям, не следует устанавливать на них фильтры. До заливки в систему все рабочие жидкости должны быть отфильтрованы. На поверхности деталей любой вводимой в эксплуатацию системы должны отсутствовать какие-либо загрязнения или дефекты.
5.9.7.2 Подъемные устройства. Подъемники
Тормоза подъемников
Подъемники (тросовые и цепные) должны быть оборудованы тормозами или другим устройством, способным останавливать движение нагруженной системы при заданной скорости и удерживать ее в неподвижном состоянии.
Тормоза должны срабатывать автоматически при любом отказе энергопитания.
Расположение подъемника должно быть таким, чтобы механическая связь между тормозом, барабаном или звездочкой не могла быть прервана.
Ограничение подъема и опускания
Для защиты от сбоев в системе управления согласно требованиям [16] необходимо установить следующие устройства:
- предварительные переключатели, предназначенные для перехода на режим управляемого торможения на верхнем и нижнем участках траектории движения подъемника;
- ограничительные концевые выключатели, не допускающие движения подъемника в непредусмотренном направлении в конечных точках траектории;
- концевые стопорные выключатели, срабатывающие при механическом воздействии и разрывающие основную электрическую цепь питания подъемника; приводы этих переключателей должны быть независимы;
- концевые упоры в верхних и нижних точках траектории, механически препятствующие движению.
Защита от перегрузки
При наличии опасности перегрузки оборудования должны быть предусмотрены соответствующие устройства защиты. Это требование не применяют, если число пассажиров ограничено числом имеющихся сидений или мест.
Защита от ослабления натяжения тросов и цепей
Должны быть установлены устройства, срабатывающие при ослаблении натяжения троса или цепи и исключающие при этом возможность любого перемещения механизма, кроме медленного подъема.
Защитные системы
На всех аттракционах, где осуществляется подъем пассажиров на высоту более 1,5 м, должны быть установлены специальные защитные системы, которые:
- снижают скорость пассажирского модуля, если ее значение превышает номинальное значение более чем в 1,4 раза;
- при наличии нескольких систем защиты устройства, обеспечивающие их срабатывание, должны быть соединены механически;
- при срабатывании отключают энергопитание подъемников;
- отключают энергоснабжение при ослаблении или разрыве каната/цепи, а также при неисправности ограничителей скорости.
Подъемники, использующие зубчатые, шестеренчатые или гидравлические приводы непосредственного действия, должно быть снабжены аналогичным защитным оборудованием.
Элементы подвески
Характеристики канатных или цепных подъемников должны соответствовать рабочим нагрузкам и продолжительности эксплуатации. Для подъемников, предназначенных для подъема посетителей, отношение минимальной разрушающей нагрузки каната или цепи к максимальной прилагаемой к ним силе должно быть не менее 6, а для других подъемных устройств - не менее 5.
Все канаты или цепи одного подъемника должны быть одинакового размера, качества и конструкции.
Предел прочности проволок канатов на растяжение должен быть не менее 1570 Н/мм2.
Барабаны для навивки каната должны иметь спиральную канавку. При самом нижнем положении подъемного устройства на барабане должно оставаться не менее двух витков каната.
Отношение диаметров шкивов и барабанов, измеренных по геометрической оси каната, к номинальному диаметру каната выражают как D/d.
Существующими стандартами для проволочных канатов можно пользоваться только в том случае, если их назначение соответствует условиям эксплуатации. В иных случаях для определения отношения D/d проводят расчет на усталость с учетом: скорости движения каната, типа каната, динамических характеристик, диапазона напряжений и числа циклов нагружения.
Должны быть предусмотрены устройства, уравнивающие натяжение канатов и цепей там, где в одной точке подвески закреплено более одного каната или одной цепи.
Шкивы проволочных канатов, цепочные колеса или зубчатые колеса должны быть оборудованы предохранительными устройствами, предотвращающими сход канатов или цепей с зубьев звездочек или из ручьев блоков.
Растягивающая нагрузка, которую должна выдерживать концевая заделка каната или цепи, должна составлять не менее 95% их минимальной разрушающей нагрузки.
Гидравлические приводы
Гидравлические приводы должны соответствовать требованиям 5.9.7.1. Их конструкция должна быть такой, чтобы в случае утечки рабочей жидкости не могло возникнуть опасных ситуаций.
Для подъемников, непосредственно управляемых цилиндрами, должны быть оборудованы клапаны, предотвращающие нерегулируемое опускание в случае разрыва трубы или шланга.
Приводы с ходовыми винтами
Для оценки проектных напряжений в ходовых червяках и гайках необходимо провести расчет переменных и статических нагрузок.
Конструкция ходового винтового механизма должна исключать отделение пассажирского модуля от подъемного механизма во время нормального режима эксплуатации.
На каждом ходовом винте должна быть предохранительная гайка соответствующего размера. Материал гайки выбирают так, чтобы ходовой винт имел более высокое сопротивление износу, чем гайка. Предохранительная гайка должна нагружаться только при отказе несущей гайки. Пассажирский модуль не должен двигаться, если предохранительная гайка нагружена.
Должна существовать возможность проверки износа несущих гаек без крупного демонтажа.
Ходовые винты должны быть оборудованы на обоих концах устройствами, не допускающими самопроизвольного схода несущих и предохранительных гаек.
Шестеренчато-реечные приводы
Для того чтобы оценить напряжения на шестеренчато-реечных приводах, необходимо провести расчет переменных и статических нагрузок.
Любая ведущая шестерня и/или шестерня, обеспечивающая безопасность, должна быть всегда зацеплена с рейкой по крайней мере на 2/3 ширины зуба и 1/3 его высоты.
Должен быть обеспечен визуальный осмотр шестерен без их снятия и крупного демонтажа компонентов.
