ГОСТ 33807-2016. Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования
5.8. Снижение рисков при использовании вспомогательных устройств аттракционов
5.8.1 Общие положения
В настоящем разделе большинство аттракционов и их вспомогательных устройств представлено по категориям для того, чтобы унифицировать меры минимизации рисков.
Любой конкретный аттракцион может быть включен более чем в одну категорию, например, темные аттракционы могут быть включены в категорию аттракционов на рельсах.
5.8.2 Анализ рисков
Общие принципы анализа рисков - согласно ГОСТ ISO 12100, таблица B.4.
Перечень основных рисков, связанных с аттракционами, приведен в таблице 1.
5.8.3 Уменьшение риска получения травм на платформах, трапах, полах, лестницах и проходах
5.8.3.1 Общие положения
Поверхности платформ, проходов, трапов и лестниц, доступных посетителям, должны быть нескользкими при любых погодных условиях. На них не должно быть выступов, заостренных частей и неровностей, о которые можно споткнуться, и отверстий, в которые может провалиться круглый предмет диаметром более 12 мм. Любой перепад высоты платформ должен быть наглядно обозначен и не должен представлять опасности для посетителей. Следует также соблюдать требования для лестниц (по 5.8.3.3). Это не относится к сооружениям, специально разработанным для развлечений, которые не соответствуют требованиям 5.8, а меры предосторожности для которых принимаются в соответствии с 5.9.5.
5.8.3.2 Платформы
Уклон любых видов платформ аттракционов должен быть не более 1:8.
Уклон входных и выходных трапов для посетителей - не более 1:6. Если предусмотрены поперечные рейки по всей ширине спуска, расположенные на расстоянии не более 0,40 м, то уклон может быть увеличен до 1:4. Высота поперечных реек должна быть не более 5 мм, ширина - не более 50 мм.
При отсутствии трапов или лестниц допустимый перепад высот между платформами должен быть от 0,10 до 0,24 м.
5.8.3.3 Лестницы
Ширина лестниц, по которым перемещаются посетители, должна быть не менее 0,90 м; ширина аварийных лестниц и рабочих мостков, предназначенных для небольшого числа посетителей, должна быть не менее 0,60 м.
Ширина лестниц должна быть не более 2,5 м, за исключением случаев, когда они окружают аттракцион, или лестницы имеют не более 10 ступенек, или перепад высот не более 2 м, или существует возможность установки перил с интервалом 2,5 м между ними.
Минимальное расстояние между перилами или между перилами и внутренним краем лестницы должно быть 0,90 или 0,60 м в зависимости от ширины лестницы. При ширине лестницы 0,90 м и более перила должны быть предусмотрены с обеих сторон. Глубина ступеней лестницы должна быть не менее 0,24 м, за исключением винтовых лестниц. Допустимая высота ступеней - от 0,14 до 0,24 м.
Размеры ступеней спиральных или винтовых лестниц (см. рисунок 2) должны быть:
- для лестниц, обеспечивающих переход с одного уровня на другой или предназначенных для эвакуации посетителей при помощи обслуживающего персонала, - в соответствии с рисунком 2а);
- для лестниц, предназначенных для аварийных ситуаций, - в соответствии с рисунком 2б) (также по 5.8.6).
а)
б)
Рисунок 2 - Размеры спиральных и винтовых лестниц
Наклонные ступени не допускаются.
Ширина и высота ступеней должны быть одинаковыми по всей длине лестницы. Наклон лестницы, предназначенной для посетителей, определенный по ее средней линии, должен быть не более 45°.
Каждый лестничный пролет, предназначенный для посетителей, должен иметь не более 15 ступеней. Между пролетами, следующими друг за другом, должны быть предусмотрены площадки длиной не менее 0,80 м. Допускается не встраивать площадки на аварийных лестницах, где это технически невозможно, например, на подъемниках катальных гор.
5.8.3.4 Движущиеся дорожки, тротуары и подобные устройства
Полотно движущейся дорожки или движущиеся тротуары должны быть бесшовными или иметь не более одного невыступающего стыка.
С обеих сторон движущихся дорожек должны быть предусмотрены перила, промежуточные перила и ограничительный бортик согласно 5.8.4. Перила только с одной стороны разрешаются, если движущаяся дорожка используется для посадки в пассажирские модули и выхода из них. Максимальный зазор между полотном дорожки и ограничительным бортиком должен быть не более 4 мм.
Уклон движущейся дорожки должен быть не более 1:6, если предусмотрены движущиеся перила - не более 1:4.
В случае бокового выхода с движущейся дорожки ее конец должен быть огорожен специальными перилами и иметь вспомогательную направляющую под углом 45° к направлению движения. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность отключения питания, если посетитель натолкнется на эти перила. Доступ на такие дорожки должен контролироваться автоматически или вручную для предотвращения давки.
Конец движущейся дорожки должен быть тщательно заделан, чтобы исключить возможность захвата или зацепления частей тела, одежды и вещей посетителей или обслуживающего персонала. Должны быть защищены концевые, возвратные и натягивающие ролики. Если покрытие дорожки не позволяет этого сделать, то должен быть предусмотрен боковой выход.
Максимальная относительная скорость движения дорожки - не более 0,7 м/с при переднем выходе на стационарную платформу и 0,5 м/с - при боковом выходе.
На обоих концах дорожки должны быть установлены кнопки аварийного останова.
Надежные (нормально-замкнутые) тормоза должны останавливать и удерживать движущуюся дорожку в случае любого отказа питания.
5.8.4 Уменьшение риска посредством использования перил, ограждений, безопасных расстояний и т.п.
5.8.4.1 Защита от падения с одного уровня на другой
В тех местах, где посетитель может упасть с высоты 0,40 м или более из-за разницы высот смежных уровней, необходимо предусмотреть ограждения или перила. Примеры таких ограждений приведены в 5.8.4.5. Перила должны состоять не менее чем из двух частей (верхних и промежуточных перил).
При использовании ограждений для защиты от падений с высоты 2 м и более разрешается использовать только обычные ограждения согласно 5.8.4.5.
Платформы, трапы и лестницы, находящиеся выше 0,40 м над землей и доступные посетителям, должны быть снабжены поручнями на высоте 1,1 м и промежуточными перилами на меньшей высоте с учетом роста детей.
Платформы, трапы, лестницы и т.п., относительная высота которых превышает 1,0 м, предназначенные преимущественно для посетителей, должны быть дополнительно снабжены бортиками или поперечинами высотой не менее 25 мм для предотвращения скатывания и падения предметов.
Если платформы, трапы, лестницы, проходы и т.п. предназначены только или преимущественно для обслуживающего персонала, то они должны быть снабжены бортиками высотой 100 мм. На всей площади поверхности платформ, мостков, дорожек, трапов, пандусов и лестниц, предназначенных для доступа посетителей, не допускается наличие:
- зон, где можно споткнуться;
- отверстий, через которые может пройти шар диаметром 12 мм;
- зон защемления, зацепления.
Если предполагается, что посетители будут проходить под конструкциями, необходимо принять дополнительные меры для защиты от падающих предметов. Любой перепад высот на платформах должен быть четко обозначен во избежание опасности для посетителей.
5.8.4.2 Защита от ударов, сдавливания и зацепления
Конструкция аттракциона должна обеспечивать сведение к минимуму риска получения травмы посетителями от ударов, сдавливания и зацепления при движении аттракциона или его частей. Если это нельзя обеспечить, то необходимо предотвратить доступ посетителей в опасные зоны.
Если требуется ограждение опасных зон внутри или снаружи аттракциона согласно рисунку 3, оно должно быть спроектировано и размещено на таком расстоянии, чтобы никто не мог из-за ограждения дотронуться до какой-либо движущейся части аттракциона. Это расстояние зависит от:
- наличия (отсутствия) навеса над зоной перемещения посетителей;
- высоты источника опасности над поверхностью пола;
- высоты ограждения;
- кратчайшего расстояния от ограждения до источника опасности.
Минимальное безопасное расстояние должно быть не менее 0,50 м. Если вероятность серьезной травмы велика, то безопасные расстояния выбирают по [12], таблица 2. Контуры безопасности посетителей относительно движущихся пассажирских модулей показаны на рисунках 3а) и 3б).
а) Без учета навесов
1 - контур безопасности пассажирского модуля
б) С учетом навесов
1 - контур безопасности пассажирского модуля; 2 - навес
Рисунок 3 - Контуры безопасности посетителей относительно
движущихся пассажирских модулей
5.8.4.3 Классификация систем ограничения доступа
Системы ограничения доступа (ОД) классифицируют следующим образом:
ОД-К1 - системы ограничения, рассчитанные исключительно на визуальное восприятие: цветные полосы на полу или ограничивающие выступы, столбики, конусы и т.п.;
ОД-К2 - системы физического ограничения доступа, состоящие из гибких элементов типа цепочек, лент и т.п., рассчитанные на визуальное восприятие, а не физическое сдерживание;
ОД-К3 - системы, физически ограничивающие доступ, жесткие конструкции (барьеры, ограждения и т.п.), способные воспринимать горизонтальные силы.
5.8.4.4 Классификация проходов в ограждениях и барьерах для входа/выхода
Для обеспечения безопасности движения и/или размещения посетителей на аттракционе должны быть выбраны необходимое число и требуемая ширина проходов в ограждениях и барьерах. Ширина любого прохода для входа/выхода не должна превышать 2,5 м между перилами. Проходы для входа/выхода классифицируют следующим образом:
ОД-Л1 - проходы без какого-либо прямого контроля входа/выхода;
ОД-Л2 - проходы, контролируемые персоналом;
ОД-Л3 - проходы с барьерами или воротами, обозначающими проход в специальную зону и ограничивающими поток посетителей (например, с помощью механических ворот или турникетов);
ОД-Л4 - проходы с барьерами или воротами, открывающимися и закрывающимися оператором или обслуживающим персоналом;
ОД-Л5 - проходы с барьерами или воротами, при несанкционированном открытии требующие блокировки пуска аттракциона.
Для каждой выделенной группы или для отдельных аттракционов, включенных в ту же группу и имеющих те же характерные признаки, минимальные требования к проходам для входа/выхода должны быть указаны согласно классификации по 5.9.
5.8.4.5 Типы ограждений
Ограждения должны быть спроектированы с учетом требований к нагрузкам, приведенным в [5], таблица 1. Высота ограждений должна быть не менее 1,1 м относительно поверхности, на которой стоят посетители, и с промежуточными перилами на меньшей высоте с учетом роста детей. Конструкция ограждений должна быть такой, чтобы взрослые посетители и дети не могли пролезть сквозь них или под ними. Если ограждаемый объект представляет собой значительную опасность, то застревание головы человека между элементами ограждения должно быть исключено.
На аттракционах, предназначенных исключительно для детей до 10 лет, огораживаемые зоны которых расположены на одном уровне, допускается использовать барьеры высотой 0,85 м.
Допускается использовать ограждения двух типов:
а) обычные ограждения - с преимущественно вертикальными внутренними элементами согласно рисунку 4а), при этом расстояние между двумя соседними элементами не должно превышать 100 мм. К ограждениям данного типа относятся ограждения, в качестве внутреннего элемента которых используется сетка [размеры согласно рисунку 4б)];
б) ограждения с внутренними декоративными элементами согласно рисунку 4в). Расстояние между двумя смежными элементами должно соответствовать расстоянию, приведенному на рисунке 4в).
Элементы ограждений не должны иметь острых краев.
а) Ограждение с наклонным расположением внутренних элементов
б) Ограждение с сеткой
в) Ограждение с декоративными элементами
Рисунок 4 - Типы ограждений
5.8.4.6 Ограждение опасных частей машин и механизмов
Любая часть машин и механизмов аттракциона, представляющая собой опасность, к которой могут иметь доступ посетители или обслуживающий персонал, должна быть защищена ограждением согласно ГОСТ ISO 12100.
Для обеспечения надежной защиты от падения ограждения должны иметь бортики и защитные перила согласно 5.8.4.1.
5.8.5 Уменьшение риска при входе и выходе
5.8.5.1 Посадка/высадка в пассажирские модули
Пассажирские модули должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы свести к минимуму риск падения пассажиров при посадке в пассажирские модули и высадке из них. Посадка в пассажирские модули и высадка из них на платформы и трапы - согласно 5.8.3. Использование лестниц для посадки и высадки допустимо, если их размеры и положение таковы, что пассажиры не могут поскользнуться или упасть при посадке/высадке.
Перепад высот между пассажирским модулем и поверхностью, с которой осуществляют посадку/высадку, должен быть не более 0,40 м. Если самопроизвольное движение пассажирских модулей во время посадки/высадки может представлять собой опасность, то необходимо предусмотреть способ удерживания модулей в безопасном положении. Модули должны быть удержаны даже в случае прекращения энергоснабжения.
При посадке/высадке, проводимой во время движения пассажирского модуля, максимальная скорость модуля относительно площадки или платформы должна быть не более 0,7 м/с, если посадку/высадку осуществляют по ходу движения, и 0,5 м/с - при боковом выходе.
Посадка/высадка на движущиеся дорожки или подобные устройства допускается, если:
- относительная скорость пассажирского модуля и дорожки не более 0,7 м/с - при посадке/высадке по ходу движения и 0,5 м/с - при боковом выходе при штатной работе либо в нештатной ситуации;
- полотно движущейся дорожки выдерживает поперечную нагрузку, вызванную движением пассажиров при посадке/высадке;
- минимальная ширина дорожки не менее 0,80 м.
При аварийной посадке/высадке должны быть обеспечены средства безопасной эвакуации пассажиров, оказавшихся вне зоны штатной высадки. Также необходимо обеспечить безопасный доступ персонала, проводящего эвакуацию.
5.8.5.2 Вход и выход из замкнутых помещений
Каждое замкнутое помещение должно быть снабжено эвакуационными выходами, обеспечивающими безопасную эвакуацию максимального числа посетителей, на которое рассчитано это помещение.
Расчет необходимого числа выходов, их ширина и высота и допустимые максимальные расстояния, которые должен преодолеть посетитель при эвакуации из помещения - согласно [13] (для зданий культурно-просветительных и зрелищных учреждений) и [14]. При этом высота аварийных выходов должна быть не менее 2,0 м, а ширина - не менее 1,0 м. Расчетную площадь помещения, приходящуюся на одного посетителя, принимают равной 0,5 м2.
Как минимум один вход и один выход должны быть предназначены для инвалидных колясок, если аттракцион (замкнутое помещение) допускает присутствие инвалидов.
Необходимое число выходов должно быть равномерно распределено по периметру помещения так, чтобы для выхода из любого места помещения были альтернативные пути. Расстояние, которое необходимо пройти для выхода из любого места помещения (измеренное по реальной траектории движения человека к выходу), не должно быть более 35 м, причем после прохождения первых 6,5 м должна существовать равная возможность выйти через другой выход. В помещениях с одним выходом указанное расстояние не должно превышать 24 м. Если помещение рассчитано на группу с числом посетителей более 150 человек, то число выходов должно быть кратно или более числа групп посетителей.
Требования указанного пункта к аварийным и эвакуационным выходам замкнутых помещений, шоу и пр. должны быть не ниже требований, предусмотренных [14].
Должен быть предусмотрен выход для инвалидов.
5.8.6 Уменьшение риска, связанного с использованием контуров безопасности
Устанавливают три типа контуров безопасности (КБ) для относительных скоростей движения пассажиров или конструкций более 3 м/с:
- для пассажиров, едущих сидя, - КБ 1,5 м (согласно рисунку 5);
- для пассажиров, едущих стоя, - КБ 2,5 м (согласно рисунку 6);
- для пассажиров, едущих лежа или наклонно, - КБ 1,0 м (согласно рисунку 7).
Контур каждого типа подразделяют на обязательный контур - I, нормальный контур - II и максимальный контур - III.
Антропометрические данные пассажира на рисунках соответствуют данным взрослого мужчины 95-го перцентиля (Р95) <1>.
--------------------------------
<1> Перцентиль - часть упорядоченного набора наблюдений (вариационного ряда, частотного распределения), разделенного на 100 интервалов так, что в каждый интервал входит 1/100 часть (то есть 1%) наблюдений. Например, 5-й перцентиль разделяет частотное распределение на две части, в одной из которых находится 5%, а в другой - 95% наблюдений.
КБ 1,5 м-I - обязательный;
КБ 1,5 м-II - нормальный;
КБ 1,5 м-III - максимальный
--------------------------------
<*> Размеры для справок.
<**> c = a (P95)/2, a (P95) = 545 мм (по 4.2.10).
1 - уровень сиденья; 2 - возможный защитный ограничитель;
3 - дополнительный зазор; 4 - платформа; 5 - для
подвешенной тележки; 6 - пол кабины; 7 - дополнительный
контур для деревьев, веток и других смещаемых препятствий
Рисунок 5 - Контуры безопасности для пассажиров, едущих сидя
КБ 2,5 м-I - обязательный;
КБ 2,5 м-II - нормальный;
КБ 2,5 м-III - максимальный
--------------------------------
<*> Размеры для справок.
1 - уровень пола; 2 - возможный защитный ограничитель;
3 - дополнительный зазор; 4 - платформа; 5 - пол кабины;
6 - дополнительный контур для деревьев, веток
и других смещаемых препятствий
Рисунок 6 - Контуры безопасности для пассажиров, едущих стоя
КБ 1,0 м-I - обязательный;
КБ 1,0 м-II - нормальный;
КБ 1,0 м-III - максимальный
--------------------------------
<*> Размеры для справок.
1 - дополнительный контур для деревьев, веток и других
смещаемых препятствий; 2 - дополнительный зазор; 3 -
возможный защитный ограничитель; 4 - дополнительный зазор
КБ 1,0 м-I - обязательный;
КБ 1,0 м-III - нормальный;
КБ 1,0 м-III - максимальный
--------------------------------
<*> Размеры для справок.
1 - дополнительный зазор; 2 - дополнительный возможный
ограничитель; 3 - дополнительный зазор;
4 - дополнительный возможный ограничитель; 5 - упор
Рисунок 7 - Контуры безопасности для пассажиров,
едущих лежа или под наклоном
5.8.6.1 Контуры безопасности для пассажиров, едущих сидя
Обязательный контур КБ 1,5 м-I гарантирует травмобезопасность головы, но не гарантирует травмобезопасности конечностей. Для скоростей менее 3 м/с размер 500 мм заменяют размером 300 мм, при этом необходимо анализировать опасность травмирования головы и конечностей.
Нормальный контур КБ 1,5 м-II гарантирует травмобезопасность головы и конечностей для больших скоростей при условии надежности устройств фиксации для пассажиров 95-го перцентиля. Контур КБ 1,5 м-II может быть уменьшен по усмотрению проектировщика, если предусмотрены ограничивающие устройства для конечностей или если аттракцион рассчитан на детей с ограничением роста, что гарантированно контролируют в процессе эксплуатации.
Максимальный контур КБ 1,5 м-III, который превышает нормальный контур на 200 мм, учитывает индивидуальные отклонения размеров людей или попытки пассажира дотянуться до частей аттракциона, в том числе при ослабленной фиксации.
Применение контура КБ 1,5 м-I обязательно, при этом пассажиры аттракциона обязательно должны быть предупреждены о недопустимости высовывания рук за пределы тележки. Применение нормального или максимального контура - на усмотрение проектировщика. Рекомендуется уведомлять покупателей и пассажиров о типе применяемого контура.
5.8.6.2 Контуры безопасности для пассажиров, едущих стоя
Для пассажиров, едущих стоя, устанавливают три аналогичных контура безопасности: КБ 2,5 м-I, КБ 2,5 м-II и КБ 2,5 м-III (согласно рисунку 6), рассчитанных по принципам, аналогичным тем, в соответствии с которыми рассчитаны контуры для сидящих людей. Контур КБ 2,5 м соответствует размеру высоты до опасной зоны 2,5 м по [12], пункт 4.2.1. Для скоростей менее 3 м/с проектировщик вправе применить уменьшенные контуры в соответствии с 5.8.6.1.
5.8.6.3 Контуры безопасности для пассажиров, едущих лежа
Для пассажиров, едущих лежа (например, на животе), также устанавливают три контура безопасности КБ 1,0 м-I, КБ 1,0 м-II и КБ 1,0 м-III (согласно рисунку 7), рассчитанные с учетом ограничений углов поворота конечностей в суставах и наличия дополнительных защитных ограничителей. Проектировщик вправе применить уменьшенные контуры в соответствии с 5.8.6.1.
Контур КБ-III рекомендуется применять при движении тележек вблизи конструкций, декораций, деревьев и т.п., то есть в условиях, когда конструкции могут быть смещены или деформированы, дополнительно к этому контуру необходимо добавлять зазор 500 мм.
В случаях использования на аттракционах других положений едущих пассажиров проектировщик должен применять контуры безопасности по аналогии с вышеуказанными.
Если пассажирские модули не являются свободно перемещающимися, а двигаются по направляющим, их контуры безопасности не должны пересекаться. Кроме того, для пассажирских модулей, двигающихся во встречном направлении, рекомендуется применять дополнительный зазор между их контурами безопасности согласно рисункам 8а) и 8б).
а) Движение в одном (попутном) направлении
б) Встречное движение
1 - дополнительный зазор 0,5 м
Рисунок 8 - Контуры безопасности
для движущихся пассажирских модулей
Если пассажирские модули перемещаются свободно и управляются пассажиром, то дополнительно должно быть соблюдено следующее расстояние:
- 120 мм от наружной поверхности одного пассажирского модуля до любой ближайшей детали другого пассажирского модуля на уровне сиденья второго пассажирского модуля в самом неблагоприятном положении во время эксплуатации (согласно рисунку 9) при максимальной деформации бамперов.
Рисунок 9 - Минимальный зазор
для свободно перемещающихся пассажирских модулей
5.8.7 Уменьшение риска, связанного с использованием устройств фиксации
5.8.7.1 Общие положения
Конструкция устройств фиксации должна препятствовать выпадению или выбросу пассажира из пассажирского кресла и при этом должна предотвращать травмы частей тела, в том числе от воздействия вертикальных, боковых и продольных ускорений. Устройства фиксации должны иметь такую форму, чтобы чувствительные или хрупкие части тела пассажиров не подвергались чрезмерным воздействиям.
Устройства фиксации с приводом не должны создавать дополнительную опасность для пассажиров. Движения таких устройств должны быть медленными, а максимальная действующая сила, измеренная в зоне контакта с телом пассажира, должна быть не более 0,15 кН (0,08 кН для детей).
Конструкция замков устройства фиксации не должна допускать их случайного отпирания.
Замки устройств фиксации не должны открываться в случае неполадки или аварийной остановки аттракциона, если только это не предусмотрено для немедленной эвакуации пассажиров.
5.8.7.2 Устройства фиксации пассажиров
Каждый пассажирский модуль оборудуют средствами, удерживающими пассажиров внутри модуля на своих местах, если это необходимо, учитывая характер движения модуля и высоту возможного падения пассажира.
Выбранные устройства фиксации должны быть такими, чтобы позволяли избежать (или свести их к минимуму) следующих видов риска:
- повреждения опорно-двигательного аппарата и позвоночника посетителя вследствие воздействия ускорений;
- удара о части аттракциона или застревания между ними;
- получения травмы при внезапном начале движения;
- удара о части посадочного места или пассажирского модуля;
- удара о других пассажиров при движении аттракциона;
- выпадения или выброса из пассажирского модуля.
Следует анализировать и возможные риски при намеренно опасном поведении пассажиров.
В случае поломки или аварийной остановки, когда пассажиры удерживаются на своих местах устройствами фиксации, необходимо предусмотреть возможность подготовленному персоналу освободить пассажиров от устройств фиксации, обеспечив безопасную эвакуацию каждого пассажира.
5.8.7.3 Классификация устройств фиксации пассажиров
Устройства фиксации (УФ) классифицируют следующим образом:
- по числу пассажиров, фиксируемых одним устройством:
УФ-А1 - коллективное устройство для двух или более пассажиров,
УФ-А2 - индивидуальное устройство для каждого пассажира;
- по возможности регулирования фиксирующего положения:
УФ-Б1 - с нерегулируемым фиксирующим положением (дуги, штанги),
УФ-Б2 - с индивидуально регулируемым фиксирующим положением,
УФ-Б3 - с автоматическим контролем запирания;
- по способу запирания:
УФ-В1 - незапираемое,
УФ-В2 - запираемое вручную пассажиром,
УФ-В3 - запираемое вручную оператором,
УФ-В4 - автоматически запирающееся при достижении фиксирующего положения,
УФ-В5 - автоматически запирающееся и контролируемое при достижении фиксирующего положения;
- по способу отпирания:
УФ-Г1 - отпираемое вручную пассажиром,
УФ-Г2 - отпираемое вручную оператором,
УФ-Г3 - отпираемое оператором централизованно;
- по типу сигнализации о срабатывании/несрабатывании запирающего устройства:
УФ-Д1 - без сигнализации,
УФ-Д2 - со световой и/или акустической сигнализацией,
УФ-Д3 - со световой и/или акустической сигнализацией и блокировкой пуска/останова аттракциона;
- по типу привода:
УФ-Е1 - ручной,
УФ-Е2 - механический;
- по типу конструкции устройства фиксации и его запорных устройств:
УФ-Ж1 - резервирование необязательно,
УФ-Ж2 - необходимо резервирование в отношении запорных устройств,
УФ-Ж3 - необходимо резервирование устройства фиксации и запорных устройств;
- по способу обеспечения безопасности пассажиров:
УФ-И1 - без устройства фиксации, но для упора имеются подножки, поручни и подобные приспособления, воспринимающие нагрузку,
УФ-И2 - с одним устройством фиксации (плечевым, поясным или другим),
УФ-И3 - с одним устройством фиксации (индивидуальным или коллективным) и общей кабиной или гондолой для всех пассажиров,
УФ-И4 - с двумя устройствами фиксации, одно из которых является дублирующим (например, плечевое или поясное), или с одним, но безотказным устройством.
Дублирование в данном случае предполагает установку двух независимых устройств фиксации для того, чтобы в случае отказа одного из них, второе (например, защитная дуга, кабина и т.п.) обеспечивало безопасность пассажира.
На основе упомянутой выше классификации каждое устройство фиксации должно быть идентифицировано согласно классификации по 5.8.6, которая описывает их основные особенности. Для каждого типа аттракциона, каждой группы или отдельного аттракциона, имеющих одинаковые характерные особенности в рамках одного типа, указаны минимальные требования по основным характеристикам устройств фиксации.
5.8.7.4 Критерии применения устройств фиксации
Основное требование, на котором основаны приведенные далее критерии, заключается в том, чтобы устройства фиксации применяли в тех случаях, когда пассажиры могут быть приподняты и выброшены с занимаемых мест динамическими силами либо могут выпасть, в том числе при намеренно опасном поведении пассажиров. Выбирая для разных случаев перечисленные ниже устройства фиксации, исходя из критериев, приведенных на рисунке 11 для направлений ускорений, показанных на рисунке 10, необходимо использовать соответствующую интерполяцию для различных аналогичных случаев.
Рисунок 10 - Система координат для ускорений
+az - прижим вниз к сиденью;
-az - отрыв;
+ax - ускорение;
-ax - отрицательное ускорение;
1 - зона 1;
2 - зона 2;
3 - зона 3;
4 - зона 4;
5 - зона 5;
6 - в состоянии покоя;
g - ускорение свободного падения
Рисунок 11 - Диаграмма ускорений, действующих на пассажиров,
для назначения устройств фиксации
Если ускорения малы, но вследствие значительной скорости или высоты движения пассажирского модуля необходимо применить фиксацию, то следует применять тип фиксации, исключающий возможность выпадения пассажира из пассажирского кресла.
Для зоны 1 устройство фиксации не требуется, если исходить из значений действующих ускорений (по другим критериям фиксация может быть необходима).
Для зоны 2 необходим по меньшей мере следующий тип устройства фиксации:
УФ-А1 - коллективное устройство для двух или более пассажиров;
УФ-Б1 - с нерегулируемым фиксирующим положением (например дуги, штанги и т.п.);
УФ-В2 - запираемое вручную пассажиром;
УФ-Г1 - отпираемое вручную пассажиром;
УФ-Д1 - без сигнализации;
УФ-Е1 - с ручным приводом;
УФ-Ж1 - резервирование необязательно.
УФ-И1/И2 - требуется одно устройство фиксации или можно обойтись без него, если пассажиры, при условии, что они не могут быть выброшены из пассажирского модуля под действием возникающих при движении сил, могут адекватно реагировать на действующие на них силы, опираясь на поручни, подножки и подобные приспособления.
Для зоны 3 необходимо по крайней мере одно устройство фиксации со следующими признаками:
УФ-А1 - коллективное для двух или более пассажиров;
УФ-Б2 - с индивидуально регулируемым фиксирующим положением;
УФ-В3 - запираемое вручную оператором;
УФ-Г1 - отпираемое вручную пассажиром;
УФ-Д1 - без сигнализации;
УФ-Е1 - с ручным приводом;
УФ-Ж2 - с безотказно функционирующим замком;
УФ-И2 - с одним устройством фиксации на каждого пассажира.
Для зоны 4 необходимо по крайней мере одно устройство фиксации со следующими признаками:
УФ-А2 - индивидуальное для каждого пассажира;
УФ-Б2 - с индивидуально регулируемым фиксирующим положением;
УФ-В4 - запирающееся автоматически при достижении фиксирующего положения;
УФ-Г2 - отпираемое вручную оператором;
УФ-Д1 - без сигнализации;
УФ-Е1 - с ручным приводом;
УФ-Ж2 - с безотказным замком;
УФ-И2 - с каким-либо одним устройством фиксации для каждого пассажира.
Для зоны 5 необходимо по крайней мере одно устройство фиксации со следующими признаками:
УФ-А2 - индивидуальное для каждого пассажира;
УФ-Б3 - с автоматическим контролем запирания;
УФ-В5 - автоматически запирающееся и контролируемое при достижении фиксирующего положения;
УФ-Г3 - отпираемое оператором централизованно;
УФ-Д3 - со световой и/или акустической сигнализацией и блокировкой пуска;
УФ-Е1 - с ручным приводом;
УФ-Ж3 - с безотказными (конструктивно и функционально) устройством фиксации и замком;
УФ-И3/И4 - с двумя устройствами фиксации, одно из которых является дублирующим.
В пограничных случаях можно выбирать более низкую категорию.
Диаграмма ускорений, приведенная на рисунке 11, служит общим руководством и не содержит информации о допустимых пределах ускорений, приведенных в приложении А. При конструировании устройств фиксации должны быть учтены конкретные условия, например, длительность действия ускорения. В частности, если боковые ускорения превышают +/- 0,5 g, то сиденья, спинки и устройства фиксации должны быть оборудованы боковыми упорами. Необходимо также проанализировать возможность остановки пассажирских модулей в неожиданных положениях (например, вверх ногами).
Наличие других рисков (также по 5.8.2) может потребовать использования устройств фиксации других типов.
Если устройство фиксации выбрано по диаграмме (согласно рисунку 11), а дополнительно к нему требуется установить дублирующее устройство, то это второе устройство должно иметь следующий набор признаков:
УФ-А1 - коллективное;
УФ-Б1 - с нерегулируемым фиксирующим положением;
УФ-В2 - запираемое вручную пассажиром;
УФ-Г2 - отпираемое вручную оператором;
УФ-Д1 - без сигнализации;
УФ-Ж2 - только с функционально безотказным запирающим устройством или второе устройство фиксации может быть заменено кабиной в соответствии с УФ-И3.
5.8.8 Уменьшение риска, связанного с использованием пассажирских модулей
5.8.8.1 Двери
Двери пассажирских модулей не должны самопроизвольно открываться во время работы аттракциона, а также в аварийных ситуациях. Двери должны быть оборудованы запорными устройствами (например, предохранительными крючками), предотвращающими случайное открывание во время поездки. В общем случае двери должны быть оборудованы замками, отпираемыми только снаружи.
Двери с приводом от внешнего источника энергии должны быть безопасными для пассажиров. Их движение должно быть медленным, а максимальная сила их воздействия, измеренная на краю двери, не должна превышать 150 Н.
5.8.8.2 Сиденья
Сиденья должны быть надежно закреплены на конструкции пассажирского модуля, и при проектировании должен быть проведен расчет нагрузок для сидений и их креплений.
Пассажир должен иметь достаточную опору для тела на сиденье, спинку, подлокотники и подножки, чтобы быть в состоянии противостоять силам, возникающим во время движения. При проектировании следует выбирать размеры и форму сидений и прочих компонентов в зависимости от размеров тел пассажиров, для которых предназначен данный аттракцион. Сиденья, если требуется, должны быть снабжены спинкой высотой не менее 0,4 м, а поверхность сиденья должна иметь обоснованный уклон к спинке. Высота спинки может быть уменьшена до 0,25 м на аттракционах, предназначенных только для детей ростом до 120 см.
Такие параметры, как размер и форма сиденья, значение силы трения между поверхностью сиденья и одеждой пассажира, а также наличие полной или частичной обшивки, могут сильно повлиять на эффективность всей системы фиксации.
Система подвески сидений на стальных проволочных канатах или цепях из звеньев должна быть такой, чтобы в случае отказа одного элемента подвески не возникало опасных ситуаций.
5.8.9 Проектирование пассажирских модулей
Рекомендации по проектированию пассажирских модулей - согласно приложению Д.
5.8.9.1 Тормоза пассажирских модулей и аттракционов
Каждый останавливающий и замедляющий тормоз, предназначенный для регулирования скорости движения пассажирского модуля в штатном режиме работы, должен быть рассчитан на замедление движения с ускорением не более 5 м/с2.
В случае если на трассе катальной горы одновременно перемещаются несколько тележек (или поездов), между соседними тележками (поездами) в любой момент времени должен находиться аварийный тормоз. Аварийный тормоз должен обеспечивать замедление движения с ускорением не более 7 м/с2.
Примечание - Значения ускорений при торможении более указанных выше для останавливающих, замедляющих и аварийных тормозов допускаются при использовании на пассажирском модуле фиксирующих устройств.
Останавливающие и замедляющие тормоза должны быть рассчитаны на усталостную прочность. Для аварийных тормозов расчет на усталость не требуется.
Максимальное ускорение при торможении должно быть определено для максимального значения коэффициента трения, свойственного трущимся материалам, использованным в тормозах.
Расчет тормозного пути следует проводить с коэффициентом надежности по нагрузке, равным 1,2, с учетом коэффициента трения, при этом значения коэффициентов трения должны быть приняты с учетом их снижения из-за погодных условий, износа и увлажнения.
Следует избегать применения единого источника усилия для сжатия тормозов и взведения их в нормально замкнутое состояние.
Конструкция тормозов должна обеспечивать остановку пассажирского модуля в заданном месте трассы как для случая незагруженного пассажирского модуля, так и при его загрузке посетителями. При этом нагрузка на посадочные места должна соответствовать данным, приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Нагрузки на пассажирские места пассажирского модуля
Число посадочных мест <1> | Нагрузка, кН +/- 3% | |
Суммарная | На любое посадочное место | |
1 | 1,2 | 1,2 |
2 | 2,2 | 1,2 |
3 | 3,0 | 1,2 |
4 | 3,6 | 1,2 |
5 | 4,0 | 1,2 |
n >= 6 | n·0,75 | 1,2 |
<1> В одном модуле или связанной системе модулей. |
5.8.10 Уменьшение рисков, связанных с особенностями пассажиров
5.8.10.1 Классификация пассажиров по возрасту и росту
Некоторые пассажиры в зависимости от их возраста или физических данных могут подвергаться опасности на некоторых пассажирских местах аттракционов из-за особенностей аттракциона.
Классификация пассажиров может быть проведена по возрасту:
М0 - дети ростом от 0,90 до 1,05 м, что приблизительно соответствует возрасту от 2 до 4 лет;
М1 - дети ростом от 1,05 до 1,20 м, что приблизительно соответствует возрасту от 4 до 6 лет;
М2 - дети ростом от 1,20 до 1,30 м, что приблизительно соответствует возрасту от 6 до 8 лет;
М3 - дети ростом от 1,30 до 1,40 м, что приблизительно соответствует возрасту от 8 до 10 лет;
М4 - дети ростом от 1,40 до 1,60 м, что приблизительно соответствует возрасту от 10 до 14 лет;
М5 - взрослые.
5.8.10.2 Пассажиры-инвалиды
Аттракционы, которыми могут пользоваться пассажиры-инвалиды, должны иметь средства для их безопасного размещения и фиксирующие устройства, ограничивающие движения пассажиров и соответствующие как минимум требованиям УФ-В1, УФ-Г1, УФ-Д3, УФ-Е2 согласно 5.8.7, для обеспечения их безопасности.
