ГОСТ 33391-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Габариты приближения конструкций
4. Габариты приближения конструкций
4.1 Габариты приближения конструкций мостовых сооружений, проектируемых для строительства и реконструкции, должны обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск транспортных средств по сооружению и под ним.
4.2 Схемы габаритов приближения конструкций на мостах автомобильных дорог общего пользования приведены на рисунке 1, при этом левая половина каждой схемы относится к случаю примыкания тротуаров к ограждениям, правая - к случаю отдельного размещения тротуаров.
Размеры в метрах
а) при отсутствии разделительной полосы;
б) с разделительной полосой;
в) с разделительной полосой при наличии ограждения;
г) при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения
Рисунок 1 - Схемы габаритов приближения конструкций
мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего
пользования
Схемы габаритов приближения конструкций под путепроводами приведены на рисунке 2.
Условные обозначения: К - кромка проезжей части;
Б - бровка земляного полотна определяется конструкцией
ограждающих устройств
I - при наличии опор на разделительной полосе и ограждений на дорогах;
II - при отсутствии ограждений на пересекаемых дорогах:
а) дороги I - III категории;
б) дороги IV, V категорий и ниже.
Рисунок 2 - Схемы габаритов приближения конструкций
под путепроводами
4.3 Габарит по высоте для мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования h, м, принимается в соответствии с требованиями национальных норм и правил.
Габариты по ширине для мостовых сооружений Г, м, должны соответствовать требованиям таблицы 1.
Примечание - В случае реконструкции габарит по высоте устанавливается в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил.
Таблица 1
Габариты мостовых сооружений по ширине
Категория дороги | Число полос движения, n | Формула расчета габарита по ширине, м | Ширина, м | |
полосы движения, b <*> | полосы безопасности П <*> | |||
IА, | 8 | 3,75 | 2 - 2,5 | |
6 | 3,75 | 2 - 2,5 | ||
4 | 3,75 | 2 - 2,5 | ||
IБ, IВ | 6 | 3,5 - 3,75 | 2 | |
4 | ||||
II | 4 | 3,5 | 2 | |
II | 2 | Г - (П + nb + П) | 3,75 | 2 |
III | 2 | Г - 10 | 3,5 - 3,75 | 1,5 - 2 |
IV | 2 | Г - 8; | 3,0 | 1 |
Г - 7 для деревянных мостов | ||||
V и ниже | n <**> | Г - 6,5; | 4,5 при n = 1; | 1 при n = 1; |
Г - 6 для деревянных мостов | 2,75 при n = 2 | 0,5 при n = 2 | ||
1 | Г - 4,5 | 3,5 | 0,5 | |
<*> Параметры b, П назначаются в соответствии с требованиями национальных норм и правил. <**> Число полос движения для дорог V категории и ниже устанавливается в соответствии с требованиями национальных норм и правил.
Примечание - В графе "Формула расчета габарита по ширине": 1-я строка - над чертой указаны габариты при наличии разделительной полосы, под чертой - при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения; 2-я строка - над чертой указаны габариты при наличии разделительной полосы, под чертой - при отсутствии разделительной полосы. |
4.4 Габарит по высоте должен обеспечиваться в течение всего периода эксплуатации мостового сооружения без изменения отметки проезжей части при укладке новых слоев дорожных покрытий взамен изношенных.
4.5 Ширина проезжей части. Полоса безопасности
4.5.1 Повышенные требования к мостовым сооружениям устанавливаются в задании на проектирование мостового сооружения. Так, если расчетными являются сельскохозяйственные машины, имеющие габариты, превышающие указанные в таблице 1, то габариты мостовых сооружений по ширине в этом регионе следует предусматривать увеличенными в зависимости от дорожного просвета (возвышения над дорожной одеждой) частей, выступающих за наружную поверхность шин колес или гусениц машины. В случаях, когда дорожный просвет выступающих частей менее 0,35 м (для деревянных мостов - менее 0,30 м), габарит моста по ширине следует предусматривать на 1 м шире габарита машины в транспортном положении.
В случаях, когда дорожный просвет выступающих частей 0,35 м и более (для деревянных мостов - 0,30 м и более), габарит мостовых сооружений по ширине следует предусматривать на 1,5 м шире расстояния между наружными поверхностями шин колес или гусениц сельскохозяйственной машины.
4.5.2 Полосы безопасности меньшей величины, чем указано в таблице 1, при соответствующем обосновании, допускается принимать для мостовых сооружений длиной свыше 100 м на автомобильных дорогах IА, IБ, IВ, II и III категорий и длиной свыше 50 м - на дорогах IV категории при условии:
- расположения мостовых сооружений на расстоянии более 100 км от городов с населением 500 тысяч человек и выше и более 50 км от других городов, и снижении расчетной интенсивности движения транспортных средств в 2 раза и более по сравнению с пригородными участками;
- расположения мостовых сооружений на участках дорог с уменьшенной шириной обочины;
- на мостовых сооружениях при ширине разделительной полосы на подходах менее 5,0 м и расположении на ней ограждения (с уменьшением ширины полосы безопасности слева по ходу движения);
- реконструкции мостовых сооружений;
- наличия дополнительной полосы для подъема, переходно-скоростной полосы (со стороны этих полос).
В каждом из перечисленных случаев ширина полосы безопасности должна быть не менее 1 м на автомобильных дорогах IА, IБ, IВ, II и III категорий и 0,75 м - на дорогах IV категории.
4.5.3 При назначении полос безопасности шириной меньшей, чем указано в таблице 1, следует предусматривать установку дорожных знаков, регулирующих режим движения транспортных средств.
4.5.4 При расположении мостов на кривых в плане проезжая часть должна быть уширена в зависимости от категории дорог в соответствии с требованиями нормативных документов государств - членов Содружества Независимых Государств по проектированию автомобильных дорог.
4.5.5 Ширину разделительной полосы C, м, следует устанавливать равной ширине разделительной полосы на подходах.
4.5.6 На дорогах II категории с 4 полосным движением допускается наличие разделительной полосы, в соответствии с требованиями национальных норм и правил.
