БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 32948-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования

5. Технические требования

 

5.1. Общие технические требования

Конструкция, параметры и размеры опор должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, рабочим чертежам и технологической документации, утвержденным в установленном порядке.

5.1.1 Требования к прочности и жесткости опор

5.1.1.1 Прочность опор определяется расчетным изгибающим моментом, который не должен превышать предельный изгибающий момент.

Расчетный изгибающий момент M, Н·м, вызванный воздействием ветровой нагрузки на щитах знаков и теле опоры, определяют по формуле

 

M = 1,1hW, (1)

 

где 1,1 - коэффициент, учитывающий дополнительный изгибающий момент от ветровой нагрузки, действующий непосредственно на опору (без знака);

h - высота приложения ветровой нагрузки, м;

W - расчетная ветровая нагрузка на знак(и), Н.

Расчетную ветровую нагрузку на знак W определяют по формуле

 

ГОСТ 32948-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования (2)

 

где A - расчетная площадь знака(ов), м2;

ГОСТ 32948-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования - статическая составляющая ветровой нагрузки, Па.

Статическая составляющая ветровой нагрузки ГОСТ 32948-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования определяется по формуле

 

ГОСТ 32948-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования (3)

 

где 0,75 - коэффициент снижения ветровой нагрузки из-за небольшой высоты опоры;

q0 - скоростной напор ветра, принимают равным 539,4 Па;

k - коэффициент, учитывающий изменение скорости напора ветра по высоте, равный 1;

c - аэродинамический коэффициент, равный 1,4.

При указанных значениях q0, k, c изгибающий момент M, Н·м, допускается определять по формуле

 

M = 623,01Ah. (4)

 

Предельный изгибающий момент характеризуется применяемыми материалами, их прочностными характеристиками, геометрическими размерами опор и их конструктивных элементов, а также другими элементами и деталями опор в зависимости от характера и условий их работы. Предельный изгибающий момент должен быть указан в рабочих чертежах.

5.1.1.2 Горизонтальное перемещение верха опоры не должно превышать ГОСТ 32948-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования, где h - длина опоры от верха до места закрепления (уровня земли), м.

5.1.1.3 Железобетонные и комбинированные опоры в зависимости от вида применяемой рабочей арматуры и условий работы должны удовлетворять требованиям по трещиностойкости:

- ненапрягаемая рабочая арматура - ширина раскрытия трещин не должна превышать 0,3 мм;

- напрягаемая рабочая арматура - раскрытие трещин не допускается.

5.1.1.4 Опоры должны удовлетворять установленным при проектировании требованиям по прочности и жесткости, а также трещиностойкости для железобетонных (комбинированных) опор и выдерживать при испытании нагружением контрольные нагрузки Pк, кН, указанные в рабочих чертежах, определенные с учетом коэффициента безопасности C:

 

Pk = C·Pp, (5)

 

где Pp - несущая способность конструкции, определенная с учетом расчетных сопротивлений материалов и принятой схемы нагружения.

Коэффициент безопасности в зависимости от материала, из которого изготовлена опора, составляет:

- для металлических, деревянных и асбестоцементных опор - 1,4;

- для композитных опор - 1,5;

- для железобетонных (комбинированных) опор принимается в соответствии с ГОСТ 8829.

5.1.2 Требования к точности геометрических параметров опор

Предельные отклонения геометрических параметров опор не должны превышать значения, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1

 

В миллиметрах

 

Наименование определяемых величин

Наименование геометрического параметра

Предельное отклонение

Отклонение линейного размера

Длина опоры

+/- 20

Поперечное сечение опоры

+/- 2

Отклонение от прямолинейности боковой грани

Прямолинейность боковой грани опоры на участке длиной 2 м

+/- 10

Отклонение размеров и местоположения ревизионных люков

Размеры ревизионных люков

+/- 1

Размеры, определяющие положение ревизионных люков

+/- 5

 

5.1.3 Электротехнические требования к электрифицированным опорам

5.1.3.1 При необходимости устройства на опоре электрооборудования должно быть предусмотрено устройство электроизоляции и заземления.

5.1.3.2 Для опор на участках как переменного, так и постоянного тока следует предусматривать два уровня электроизоляции.

Первый уровень электроизоляции достигают установкой закладных несъемных изолирующих втулок. Для железобетонных (комбинированных) опор закладные несъемные изолирующие втулки устанавливают до бетонирования.

Второй уровень электроизоляции достигают установкой удлиненных съемных изолирующих втулок на закладных изделиях.

5.1.3.3 Удельное объемное электрическое сопротивление изолирующих втулок должно быть не менее 100 Ом·м.

5.1.3.4 При эксплуатации железобетонных (комбинированных) опор на участках с постоянным током электрическое сопротивление между арматурой и закладными изделиями должно быть не менее 10 000 Ом, на участках переменного тока - не менее 2 500 Ом.

5.1.3.5 Электрифицированные опоры поставляют с установленными ревизионными люками. Степень защиты для ревизионного люка должна быть не ниже IP3X по ГОСТ 14254.

5.1.3.6 Ревизионный люк следует устанавливать на боковой поверхности опоры, противоположной направлению движения транспортных средств. Кромки проема для ревизионного люка должны быть гладкими.

5.1.3.7 Сопротивление заземляющего устройства не должно превышать 0,5 Ом. Стержень арматурного каркаса опор, входящий в состав заземляющего устройства, должен быть приварен к закладным изделиям в соответствии с рабочими чертежами. Качество сварки должно обеспечивать значение электрического сопротивления заземляющего устройства не более 0,5 Ом. Заземляющий зажим должен быть выполнен таким образом, чтобы исключить возможность повреждения провода защитного заземления при затягивании или ослаблении. Заземляющий зажим должен быть обозначен хорошо видимым знаком заземления в соответствии с ГОСТ 21130.

5.1.4 Контроль уровня пассивной безопасности

Уровень пассивной безопасности травмобезопасных опор должен быть не менее 100NE2 (где 100 - класс скорости автомобиля; NE - категория энергопоглощения; 2 - уровень безопасности пассажира). При этом значения ASI, THIV (где ASI - индекс тяжести травм при ускорении; THIV - теоретическая скорость головы в момент удара) не должны превышать максимальные значения: ASI = 1,0 и THIV = 27.