ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам
9. Требования к применяемым материалам
9.1. Требования к материалам для изготовления сварных конструкций
9.1.1 Для изготовления сварных элементов базовых частей МВПС применяют малоуглеродистые или низколегированные стали следующих марок: 09Г2, 09Г2С, 09Г2СД, 10Г2Б, 10Г2СБ, 10Г2БД, 10ХСНД, 12Г2Б, 14Г2АФ по ГОСТ 19281.
Применение кипящей и полуспокойной стали в этих элементах не допускается.
Для изготовления кузовов помимо указанных сталей применяют сплавы на основе алюминия марок АМг5, АМг6, 1915 по ГОСТ 4784 и др.
9.1.2 Для прочих несущих элементов химический состав сталей и механические свойства изготовляемого из них стального проката должны быть выбраны по ГОСТ 535, ГОСТ 1050, ГОСТ 14637, ГОСТ 19281.
9.1.3 Применение сталей других марок для изготовления несущих элементов МВПС допускается после проведения комплекса испытаний с целью определения следующих показателей:
- ударная вязкость KCU и KCV при комнатной и пониженной температурах по ГОСТ 9454;
- свариваемость сталей.
Свариваемость оценивают по результатам испытаний:
- на определение механических свойств сварных соединений по ГОСТ 6996;
- на сопротивляемость образованию горячих трещин по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт <1>;
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует ГОСТ 26389-84 "Соединения сварные. Методы испытаний на сопротивляемость образованию горячих трещин при сварке плавлением".
- на сопротивляемость образованию холодных трещин по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт <2>.
--------------------------------
<2> В Российской Федерации действует ГОСТ 26388-84 "Соединения сварные. Методы испытаний на сопротивляемость образованию холодных трещин при сварке плавлением".
Значения перечисленных показателей должны быть не ниже:
- Ст3сп5 по ГОСТ 380 для малоуглеродистой стали;
- класса прочности 295 из низколегированной стали 09Г2Д-12 по ГОСТ 19281.
9.1.4 Для изготовления сварных конструкций из двухслойных сталей должны применяться стали марок: 12Х18Н10Т+ВСт3сп, 06ХН28МДТ+ВСт3сп, 08Х17Н13М2Т+20Х, 10Х17Н13М2Т+20К, 12Х18Н10Т+09Г2С по ГОСТ 10885.
9.1.5 Допускается применение соединений из коррозионно-стойких (нержавеющих) сталей с углеродистыми сталями марок Ст3сп по ГОСТ 380; 15 и 20 по ГОСТ 1050, низколегированными сталями марок 16Д по ГОСТ 6713, 09Г2, 09Г2Д, 10Г2БД, 09Г2С, 09Г2СД, 10ХНДП, 15ХСНД по ГОСТ 19281 и другими низколегированными сталями.
9.1.6 Литые приварные несущие детали МВПС следует изготавливать из низколегированных сталей марок 20ГЛ, 20ГФЛ, 20Г1ФЛ и углеродистых 15Л, 20Л, 25Л по ГОСТ 977.
Отливки следует применять только после термической обработки.
Содержание марганца в отливках должно быть не более 1,4%, углерода - не более 0,23%.
Для стали марки 20Г1ФЛ максимальное содержание углерода допускается не более 0,25%, содержание марганца - не более 1,5%. Ударная вязкость KCU при температуре минус 60 °C должна быть не менее 25 Дж/см2.
9.1.7 Приварные литые детали автосцепного устройства МВПС должны удовлетворять требованиям ГОСТ 22703.
9.1.8 Приварные детали из поковки из конструкционной и легированной стали должны соответствовать требованиям ГОСТ 8479.
