ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам
8.4. Оценка расчетного ресурса подшипников буксовых узлов, тяговых электродвигателей и тяговых редукторов
Оценку расчетного ресурса подшипников выполняют по результатам расчета.
Расчетный ресурс в км пробега вычисляют по формулам:
- для подшипников буксовых узлов, опор тяговых редукторов и зубчатых колес
; (8.10)
- для якорных (роторных) подшипников ТЭД и подшипников шестерен
, (8.11)
где a2 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от специальных свойств подшипника;
a3 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от условий работы подшипника;
DК - диаметр среднеизношенных колес по кругу катания, м;
i - передаточное число тягового редуктора;
Cr/a - базовая динамическая радиальная/осевая расчетная грузоподъемность подшипника, Н;
Pr/a - динамическая эквивалентная радиальная/осевая нагрузка, Н;
pc - показатель степени (для роликовых подшипников pc = 10/3; для шариковых подшипников pc = 3).
Так как коэффициенты a2 и a3 взаимосвязаны, используют обобщенный коэффициент a23, характеризующий совместные влияния особых свойств и условий эксплуатации на ресурс подшипника.
Для подшипников, эксплуатирующихся в обычных условиях при применении пластичной смазки, принимают значения коэффициента a23, приведенные в таблице 8.2.
Таблица 8.2
Значения коэффициента a23
Тип подшипника | Значение коэффициента a23 |
Подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами или игольчатыми роликами | 0,55 |
Подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный | 0,35 |
Подшипник радиально-упорный роликовый однорядный или двухрядный с коническими роликами | 0,65 |
Подшипник радиальный шариковый однорядный или упорный шариковый | 0,75 |
Подшипник радиальный шариковый сферический двухрядный | 0,55 |
При применении подшипников, изготовленных из высококачественных сталей с особенно низким содержанием вредных примесей, газов, неметаллических включений, надежном обеспечении гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и роликов и отсутствии повышенных перекосов в узле, значение коэффициента a23 может быть увеличено до двух раз.
Базовую динамическую радиальную/осевую динамическую расчетную грузоподъемность подшипников Cr/a вычисляют по ГОСТ 18855 или устанавливают по данным изготовителя подшипников.
Для определения расчетного ресурса подшипников устанавливают динамическую эквивалентную радиальную нагрузку на них, которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним и неподвижным наружным кольцом обеспечивает такой же расчетный срок службы, как и при действительных условиях нагружения и вращения. Расчет динамической эквивалентной нагрузки на подшипники проводят исходя из ожидаемого уровня и характера приложения нагрузок.
Динамическую эквивалентную нагрузку определяют по формулам:
- для радиально-упорных роликовых, а также радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников
Pr = (X·V·Fr + Y·FA)·КБ·КТ (8.12)
- для роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами
Pr = ·Fr·V·КБ·КТ (8.13)
- для упорных шариковых подшипников
Pa = ·Fa·КБ·КТ, (8.14)
где Fr, Fa - радиальная и осевая нагрузки, постоянные по значению и направлению;
X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;
V - коэффициент вращения (при вращении внутреннего кольца V = 1; в случае вращения наружного кольца V = 1,2);
КБ - коэффициент безопасности, учитывающий динамические условия работы подшипника;
КТ - температурный коэффициент (при рабочей температуре подшипника ниже 100 °C КТ = 1).
Значения коэффициентов X, Y устанавливают по ГОСТ 18855 в зависимости от параметра осевого нагружения e, определяемого соотношением осевой Fa и радиальной Fr нагрузок.
Расчеты динамической эквивалентной нагрузки подшипников буксовых узлов проводят в соответствии с приложением Г.
