БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам

8.4. Оценка расчетного ресурса подшипников буксовых узлов, тяговых электродвигателей и тяговых редукторов

Оценку расчетного ресурса подшипников выполняют по результатам расчета.

Расчетный ресурс в км пробега вычисляют по формулам:

- для подшипников буксовых узлов, опор тяговых редукторов и зубчатых колес

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам; (8.10)

 

- для якорных (роторных) подшипников ТЭД и подшипников шестерен

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, (8.11)

 

где a2 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от специальных свойств подшипника;

a3 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от условий работы подшипника;

DК - диаметр среднеизношенных колес по кругу катания, м;

i - передаточное число тягового редуктора;

Cr/a - базовая динамическая радиальная/осевая расчетная грузоподъемность подшипника, Н;

Pr/a - динамическая эквивалентная радиальная/осевая нагрузка, Н;

pc - показатель степени (для роликовых подшипников pc = 10/3; для шариковых подшипников pc = 3).

Так как коэффициенты a2 и a3 взаимосвязаны, используют обобщенный коэффициент a23, характеризующий совместные влияния особых свойств и условий эксплуатации на ресурс подшипника.

Для подшипников, эксплуатирующихся в обычных условиях при применении пластичной смазки, принимают значения коэффициента a23, приведенные в таблице 8.2.

 

Таблица 8.2

 

Значения коэффициента a23

 

Тип подшипника

Значение коэффициента a23

Подшипник радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами или игольчатыми роликами

0,55

Подшипник радиальный роликовый сферический двухрядный

0,35

Подшипник радиально-упорный роликовый однорядный или двухрядный с коническими роликами

0,65

Подшипник радиальный шариковый однорядный или упорный шариковый

0,75

Подшипник радиальный шариковый сферический двухрядный

0,55

 

При применении подшипников, изготовленных из высококачественных сталей с особенно низким содержанием вредных примесей, газов, неметаллических включений, надежном обеспечении гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и роликов и отсутствии повышенных перекосов в узле, значение коэффициента a23 может быть увеличено до двух раз.

Базовую динамическую радиальную/осевую динамическую расчетную грузоподъемность подшипников Cr/a вычисляют по ГОСТ 18855 или устанавливают по данным изготовителя подшипников.

Для определения расчетного ресурса подшипников устанавливают динамическую эквивалентную радиальную нагрузку на них, которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним и неподвижным наружным кольцом обеспечивает такой же расчетный срок службы, как и при действительных условиях нагружения и вращения. Расчет динамической эквивалентной нагрузки на подшипники проводят исходя из ожидаемого уровня и характера приложения нагрузок.

Динамическую эквивалентную нагрузку определяют по формулам:

- для радиально-упорных роликовых, а также радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников

 

Pr = (X·V·Fr + Y·FAКБ·КТ (8.12)

 

- для роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами

 

Pr = ·Fr·V·КБ·КТ (8.13)

 

- для упорных шариковых подшипников

 

Pa = ·Fa·КБ·КТ, (8.14)

 

где Fr, Fa - радиальная и осевая нагрузки, постоянные по значению и направлению;

X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;

V - коэффициент вращения (при вращении внутреннего кольца V = 1; в случае вращения наружного кольца V = 1,2);

КБ - коэффициент безопасности, учитывающий динамические условия работы подшипника;

КТ - температурный коэффициент (при рабочей температуре подшипника ниже 100 °C КТ = 1).

Значения коэффициентов X, Y устанавливают по ГОСТ 18855 в зависимости от параметра осевого нагружения e, определяемого соотношением осевой Fa и радиальной Fr нагрузок.

Расчеты динамической эквивалентной нагрузки подшипников буксовых узлов проводят в соответствии с приложением Г.