ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам
8.3. Расчет долговечности (ресурса) несущих элементов металлоконструкций МВПС
8.3.1 Расчеты несущих конструкций МВПС на циклическую долговечность (при числе циклов N > 105) выполняют:
- при изменении нагруженности;
- при продлении срока службы МВПС.
Расчет сводится к определению вероятности разрушения (степени риска) конструкции за назначенный срок службы. Вероятность разрушения при этом не должна быть более 10-4 (0,01%).
8.3.2 Расчет ресурса проводят на основе гипотезы линейного суммирования повреждений.
Необходимыми исходными данными для расчета долговечности являются:
- результаты исследования напряженно-деформированного состояния детали, полученные расчетным либо экспериментальным путем;
- блок эксплуатационных напряжений (например, в течение одного года работы), представленный в виде ступенчатой функции распределения амплитуд напряжений, заданной парой чисел (, ti), где
- амплитуда напряжений i-го уровня, отнесенная к максимальному напряжению блока; ti - доля напряжении i-го уровня в общем блоке;
- параметры кривой усталости (предел выносливости , точка перелома NG и показатели степени m1 и m2 наклонных прямых, аппроксимирующих кривую усталости).
8.3.3 Если кривая усталости аппроксимирована наклонной и горизонтальной прямыми линиями, т.е. m2 = 0, то напряжения менее в расчете не учитывают и используют уравнение
(8.6)
где Nсум - суммарное количество циклов за срок службы детали;
NG - число циклов, соответствующее точке перелома кривой усталости;
ap - параметр, корректирующий линейную гипотезу накопления повреждений при нерегулярном нагружении, для конструкций МВПС принимают равным от 0,5 до 1,0;
np - коэффициент перегрузки.
Примечания
1. Согласно корректированной линейной гипотезе накопления повреждений условие разрушения имеет вид
2. Коэффициент перегрузки определяют соотношением
где - максимальное напряжение в предельном блоке нагружения, который подобен действующему и вызывает разрушение при числе циклов Nсум.
Уравнение (8.6) позволяет определить медианное (соответствующее вероятности разрушения 50%) число циклов.
8.3.4 Для расчета ресурса, соответствующего вероятности разрушения p, используют формулу
, (8.7)
где Up - квантиль нормального распределения, соответствующая вероятности разрушения p, %;
- относительный коэффициент запаса;
,
- коэффициенты вариации нормально распределенных величин предела выносливости
и максимального напряжения
в действующем блоке нагружения.
Коэффициенты вариации при расчете принимают равными от 0,10 до 0,15.
Относительный коэффициент запаса вычисляют по формуле
, (8.8)
где - действительный коэффициент нагруженности детали.
8.3.5 Для кривой усталости, аппроксимируемой двумя наклонными прямыми линиями с показателями наклона m1 и m2, используют уравнение, аналогичное уравнению (8.6)
(8.9)
В этом случае при расчете учитывают все напряжения из блока нагружения.
8.3.6 Порядок расчета:
- по уравнениям (8.6) или (8.9) строят кривую зависимости суммарного числа циклов от коэффициента перегрузки np;
- по этой кривой для заданного срока службы, выраженного суммарным числом циклов Nсум, определяют соответствующее значение np;
- вычисляют значения действительного коэффициента нагруженности КН и относительного коэффициента запаса по (8.8);
- по формуле (8.7) вычисляют значения квантилей Up и по таблице нормального закона распределения определяют вероятность разрушения p или безотказной работы (1 - p).
8.3.7 Вероятность разрушения базовых частей в течение назначенного срока службы p должна быть не более 10-4 (0,01%).
8.3.8 Расчет может быть выполнен в обратном порядке, т.е., задавшись вероятностью разрушения детали p, по уравнениям (8.6) или (8.9), формулам (8.7) и (8.8) определяют ресурс, соответствующий этой вероятности.
В общем случае кривая усталости может быть аппроксимирована другими функциями, например, степенной.
Пример расчета долговечности приведен в приложении В.
